Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада»




Скачать 155.12 Kb.
НазваниеРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада»
Дата публикации14.03.2014
Размер155.12 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Мир аггадической литературы

СОДЕРЖАНИЕ: Введение...............................................................................................3 1. Термин «аггада»............................................................. ................3 2. Этимология слова.............................................................. .......3 3. Понятие аггады............................................................. ............4 2. Аггада и Галаха............................................................... ...............5 3. Аггада в ее историческом развитии ..................... .......................9 3.1.Драшот.......................................................................................9 3.2. Аггада в Эрец-Исраэль иВавилонии.......................................9 3.3. Аггадическая литературасредневековья.............................10 Заключение.........................................................................................13 Литература..........................................................................................15 ВВЕДЕНИЕ Аггадический мидраш - один из самых интересных разделов еврейскойлитературы, восходящий к драшот (проповедям), которые произносились вместах собраний, в первую очередь, в Эрец-Исраэль. Большинство аггадот связано с Танахом, Б-гом и человеком (какиндивидуальностью и как частью общества). Многие аггадот посвященыбиблейским персонажам, их поступкам и эмоциям, их чаяниям и судьбам. Вбольшинстве случаев, библейский сюжет служит основой, от которойотталкивается аггада, и связывает читателя (или слушателя) с эпохой, вкоторую жил автора мидраша. Таким образом, аггадический мидраш отражаетпроблемы еврейского народа и мудрецов вплоть до конца эпохи Второго Храма иво времена Мишны и Талмуда. Читая и изучая аггадот, мы постигаем оригинальную творческую еврейскуюмысль того времени, а также находим в них параллели с фольклором другихнародов. 1. ТЕРМИН «АГГАДА» 1.1. Этимология слова Слово аггада (дгва) - арамейский эквивалент ивритского слова дгвд,которое происходит от глагола гйвдм («сказать»), как в зсф мщ дгвд(Пасхальная hаггада), книге, в которой рассказывается об исходе из Египта.По мнению Бахера, ученого конца XIX столетия, «этимон слова аггада (дгвд)- выражение беълд (гйво) гйвд («сказано в написанном»), которым частооткрывается аггадическое повествование» /5/. Ряд исследователей указывает на связь слова аггада с корнем гва,значение которого «связывать», «объединять» (на иврите агуда - общество,союз, пучок, связка). Аггаду в таком случае надо понимать как коллекцию,собрание различных историй. Существует также мнение, что рассматриваемый термин происходит отарамейской основы н-г-д («тянуть», «притягивать») - в том смысле, чтоаггадическая литература «притягивает», «влечет» душу человека.Однако А. Шинан считает, что «этимология слова аггада на базе арамейскойосновы представляется маловероятной» /3/. Таким образом, на вопрос о происхождении слова пока нет однозначногоответа. 1.2 Понятие аггады В современном иврите слово аггада нередко употребляется в значении«сказка», «легенда», но мы рассмотрим специфически еврейское значение этоготермина. Автор «Введения в Талмуд», вероятно Рав Шмуэль hа-Нагид, живший вИспании в первой половине XI века, дал следующее определение аггады:«Каждая интерпретация, включенная в Талмуд, на любую тему, не содержащаяпредписания, является аггадой». Это определение носит косвенный характер.Автор «Введения в Талмуд» говорит не о том, что есть аггада, а, скорее, отом, что ей не является, то есть о законодательной части Талмуда (длмд).Таким образом, все, что не относится к Галахе, - Аггада. Подобного мнения придерживаются и составители «Энциклопедии Иврит»,которые дают определение Аггады через отрицание: «…та часть Устной Торы,которая не есть Галаха» /6/, из чего можно сделать вывод о существованиинекоторой внутренней сложности, не позволяющую дать точную дефиницию,которая не пряталась бы за другие понятия. Один из крупнейших исследователей аггады, основоположник научнойиудаистики XIX века Леопольд Цунц (Йом Тов Липман; 1794 - 1886) писал, что«в аггаде есть все, что только можно себе вообразить, кроме зубоскальства ибездумного легкомыслия» /3/. И, разумеется, кроме галахических предписаний.Однако нужно отметить, что и «Энциклопедия Иврит», и Л. Цунц пытаютсяопределить только аггаду эпохи Талмуда. Если же говорить об аггаде в целомкак о культурном феномене, возникшем задолго до эпохи мудрецов Талмуда, тоне исключено, что дефиниция окажется еще более пространной. Аггада, в первую очередь, включает в себя легенды еврейского народа.Большинство из них происходит из толкований Библии и биографий рабби иеврейских героев. Другие элементы аггады - разработки библейской истории,детализирующие повествование. Это может быть названо «исторической»аггадой. Однако при чтении аггады нужно иметь в виду, что ее следуетвоспринимать не как историческую правду, а как моральную истину. Кроме того, существует широкий пласт литературы еврейского фольклора,которая не имеет связи с библейской историей или известными личностямипостбиблейского периода. В таком фольклоре может рассказываться об ангелахили демонах, а также о причудливых обычаях, распространенных в некоторыхеврейских общинах. Существуют также философские и теологические учения,которые входят в понятие аггады. Иногда эти учения четко выделяются и нетникакой сложности в их идентификации. Это особенно относится к областиэтической философии, как в случае талмудического раздела ъеба йчшф (ПиркейАвот). Здесь содержатся несколько учений, касающихся воззрений на Б-га,Человека, Тору и Израиль, изложенных в общедоступной форме. Но очень частоэти философские или этические учения должны выводиться из историй,рассказанных рабби. Эти истории передаются без авторского заключения. Темне менее, они достаточно интересны, содержат мораль и могут служитьпрекрасными образцами хорошего повествования. Существует также аггадические повествования, которые основаны накомментариях к библейскому тексту: «Повествование о сотворении мираначинается с буквы бет (б), имеющей начертание, открытое только с одной,передней стороны. Этим предуказано, что только то, что последовало послебожественного миростроительства, может быть доступно человеческомуразумению» (Берешит - Раба, 1) /1/. В данной аггаде мы можем видеть, какпричудливое толкование рабби значения одной буквы открывает важный спор веврейской теологии о загадках жизни и смерти. В соответствии с нашим широким определением аггады как полного спектранезаконодательной раввинистической литературы, аггада и ее развитиесоприкасаются со всей еврейской историей, древней и современной. Но посути, классическая Аггада ограничена раввинистическими учениями,обнаруженными в двух основных источниках: Талмуде и мидрашах. 2. АГГАДА И ГАЛАХА Мидраши Аггада и Галаха - два метода изучения Торы. Мидрашами такженазываются сборники, содержащие результаты ее изучения этими методами.Первый метод, мидраш Галаха, состоял в следующем: мудрецы толковалинаписанное в Торе, приводя при этом различные законы, передаваемые устнойтрадицией. До наших дней дошло четыре сборника, содержащих результатыизучения Торы методом мидраш Галаха: Мехилта де-рав Ишмаэль и Мехилта де-рабби Шимон бар Иохай (оба эти сборника - комментарии к книге Исход),Сифра, или Торат коханим (к книге Левит), Сифрей (к книгам Числа иВторозаконие). Кроме того, до нас дошли также отрывки из сборников СифрейЗута, Мехилта де-арайот и другие. Второй метод, мидраш Аггада, заключался в комментировании СвященногоПисания так, что при этом не выводились какие-либо конкретные законы.Аггадический материал, не вошедший в Талмуд, собирался в отдельные книги,которые были составлены в V - XIII веках. В более поздние времена появилисьсборники аггадического материала, уже записанного в прошлом. К важнейшим изсборников относятся следующие: Мидраш Раба - мидраш на Тору и на пять книгПисаний - Руфь, Экклезиаст, Песнь Песней, Плач Иеремии и Эсфирь; МидрашТанхума - мидраш на Тору, толкующий ее недельные главы и рассматривающийгалахические вопросы, содержащиеся в каждой из них, составленный раббиТанхумой; Пиркей де-рабби Элиэзер - повествование о происходившем со днясотворения мира и до Исхода евреев из Египта, составленное похронологическому принципу и добавляющее к написанному в Торе множестводополнительных фактов, сохраненных устной традицией (этот мидраш составленв XIII веке в одной из мусульманской стран); Псикта де-рабби Кахана -мидраш на те отрывки из книг Пророков, которые читаются в синагоге впраздники и в примыкающие к праздникам субботние дни (составлен в V веке н.э.); Мидраш Техиллим - толкование большей части книги Псалмов, которыйсоставлялся на протяжении многих столетий; Мидраш Мишлей - толкование книгиПритчей Соломоновых (написан в Вавилоне в эпоху, последовавшую засоставлением Талмуда, то есть после V в. н. э.); Мидраш Шмуэль - толкованиекниги пророка Самуила (составлен в XI веке в Эрец-Исраэль на основедревних источников); Ялкут Шимоним - поздний сборник, составленный около1250 года рабби Шимоном из Франкфурта на основе различных древнихаггадических источников, многие из которых не сохранились. Галаха и Аггада представляют собой две самостоятельные сферы творческойдеятельности, составляя в совокупности то историко-литературное целое,которое называют литературой мудрецов Талмуда. Попытаемся выделить общие для Галахи и Аггады основы. Прежде всего,отметим, Аггадой и Галахой занимались, как правило, одни и те же люди. Однии те же мудрецы (р. Акива, р. Иоханан, р. Папа и другие) упоминаются и вконтексте Галахи, и в контексте Аггады. У некоторых из них оба «жанра»оказывались соединенными, в буквальном смысле слова, неразрывно. Так, прознаменитого танная р. Меира говорится, что он посвящал треть каждого своегоурока Галахе, треть - Аггаде, а оставшееся время - притчам. Очень редко тотили иной мудрец посвящал себя лишь одной из двух областей. Одним из нихбыл, судя по всему, таннай р. Элазар hа-Модаи, от которого не сохранилосьни одного высказывания галахического характера, но его авторитет знатокаАггады был исключительно велик. Но такая узкая специализация былаисключением, которое только подтверждает вышесказанное. При всем различии поставленных задач, характера аргументации, стиля,интонации, темы, которые обсуждаются и в Галахе, и в Аггаде, одни и те же:суббота и праздники, молитвы, кашерность пищи, отношения между людьми,проблемы воспитания детей и другие. Кроме того, Галаха и Аггада используютодни и те же логические приемы. В свое время была разработана целая серия«правил вывода» - так называемые ъегйо (миддот),- позволяющих тщательноизучить каждый библейский стих, не упустив ни одного из его возможныхтолкований. Амораи оставили потомкам целый ряд способов, используемых притолковании Торы. Один из них, каль ва-хомер (что можно перевести как «темболее»), заключается в следующем: если в относительно простой ималозначащей ситуации предписано следовать определенным правилам, то уж темболее эти же правила остаются в силе в случае более серьезной ситуации.Этот принцип включен как в «список 13 миддот», которым пользуются пригалахических построениях (формулировка этих правил приписывается р.Ишмаэлю), так и в «список 32 миддот», определяющий основы аггадическоготолкования текстов. В обоих списках фигурирует и еще один важный принцип- т. н. гзера шава («суждение по аналогии»), позволяющий делать конкретныевыводы из того факта, что в Торе в различных контекстах появляется одно ито же слово. Обратимся теперь к различиям между Галахой и Аггадой. Прежде всего,отметим, что Галаха, в отличие от Аггады, обладает в сфере практическойдеятельности человека обязывающей силой закона. В Аггаде же нет и намека натакого рода обязательность. «Мудрецы Талмуда выражались на этот счетнедвусмысленно: «высказывая аггадическое суждение, человек ничего незапрещает и ничего не разрешает, не объявляет ничего ни чистым, нинечистым» /3/. Второе важное различие - нестрогое соблюдение в Аггадеправила необходимости ссылки на источник информации, тогда как в Галахе онобыло обязательным. Также в Галахе мы никогда не найдем, чтобы кто-нибудьоткрыто выступил против мнения мудрецов более ранней эпохи. В Аггаде жемудрецы более поздних веков, не колеблясь, выступают против своихпредшественников. Более того, в аггадической традиции позволялосьпротиворечить не только другим, но и самому себе: с течением временичеловек мог изменить мнение по какому-либо вопросу и никому не приходило вголову обвинять его в этом. Если бы подобное произошло в сфере Галахи, отмудреца потребовали бы объяснить такую непоследовательность. Аггада же, какправило, не чувствует нужды в сглаживании противоречий и, передавпротивоположное мнение в том виде, в каком они были высказаны, онапереходит к следующей теме. В Аггаде не возникало необходимости выноситьоднозначные, обязательные для всех решения. Здесь вполне могутсосуществовать рядом противоположные точки зрения, чего, разумеется, неможет случиться в Галахе, которая по самой своей природе не терпитнеясностей и противоречий. И еще одно немаловажное различие. Занятия Галахой были, в основном,уделом узкого круга мудрецов, которые обсуждали запутанные вопросырелигиозного законодательства, часть из которых имела чисто академический,оторванный от реальности характер. Аггада, напротив, предназначалась нетолько для «профессионалов», но и для обычных людей. И, наконец, о стилистических различиях, о которых так хорошо сказалБялик: «…Галаха характеризуется своей прозаической сухостью. Сжатым иустойчивым стилем, тусклым языком, - господством разума, Аггада же -поэтическим ароматом, стремительным и подвижным стилем, многоцветным языком- сферой непосредственного чувства» /1/. Отмеченные особенности стиляотражают принципиальное различие между двумя этими мирами: если Галахаисполнена серьезности - ведь здесь решаются вопросы закона, нередко вопросыжизни и смерти, то в Аггаде непременно присутствует элемент игры,допускаются ироническая улыбка и легкость. Совершенно естественно поэтому,что Галаха и Аггада пользуются различными языковыми средствами. 3. АГГАДА В ЕЕ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 3.1. Драшот Аггада, как уже было сказано выше, восходит своими корнями к драшот(проповедям, которые читались в местах собраний). Вообще, обращениямудрецов к народу - древний обычай, занявший важное место в еврейскойистории, более древний, чем многие документы, в которых он упоминается.Большинство проповедей не сохранились в оригинальной форме. Те, ктопроизносили эти проповеди (даршаним) и те, кто впоследствии ихредактировали, изменяли тексты, сокращали их, а иногда добавляли свойсобственный материал. Проповедь Рава Танхумы (проповедника из города Наава,жившего в конце IV века), записанная в Вавилонском Талмуде (Трактат Шаббат,30) , - вероятно, единственная из драшот, дошедшая до нас в своемпервоначальном виде. В ней рассказывается о том, как однажды кто-то спросилр. Танхуму, разрешается ли погасить свет в шаббат, чтобы обеспечитьбольному человеку сон и отдых. Этот вопрос не является сложным, поскольку вМишне есть разъяснения на этот счет, но Рав Танхума не ограничился простымлаконичным ответом, а прочитал красивую и интересную проповедь,изобилующую выдержками из Торы, аллегорическими сравнениями и риторическимиприемами. Другие драшот, которые можно встретить в аггадических мидрашах,подвергались исправлению и редакции. По всей видимости, эти драшот воригинале были длиннее и полнее по содержанию, но сейчас почти невозможновосстановить их первоначальный вариант. 3.2. Аггада в Эрец-Исраэль и Вавилонии Традиционная аггада была создана, в основном, в Эрец-Исраэль, а не вВавилонии, хотя такое мнение достаточно распространено. «Истоки подобногозаблуждения относятся к эпохе средневековья, когда Вавилонский Талмуд сталсамым читаемым и повсеместно изучаемым произведением практически во всехобщинах рассеянного по свету народа Израиля. Талмуд превратился в главнуюкнигу, оттеснив мидраши как галахические, так и аггадические. ВавилонскийТалмуд оказался по существу единственным источником, откуда еврей могчерпать сведения о высказываниях мудрецов I - VIII вв. н.э. В результате ивозникла иллюзия, будто большая часть традиционной аггады заключена вВавилонском Талмуде» /3/. Авторство большинства аггадических текстовпринадлежит таннаям (раввины из Эрец-Исраэль, жившие между эпохой Гиллеляи завершением Мишны при рабби Иегуде hа-Наси - около 220 г. н.э.) ипалестинским амораям, и лишь небольшая часть - амораям вавилонским(амораями называют знатоков Торы, живших в Вавилоне и Палестине уже послесоздания Мишны). Большая часть аггадического материала Вавилонского Талмудана самом деле происходит из Эрец-Исраэль. Это видно и по языку, и посодержанию, и по именам мудрецов, от лица которых идет повествование.«Свидетельство о «первородстве» палестинской аггадической традициисодержится в самом Вавилонском Талмуде. Евреи, странствующие в ту порумежду двумя главными центрами учености, переносили идеи знатоков Торы изЭрец-Исраэль на берега Евфрата и обратно. Впоследствии это и послужилоосновой для своего рода оптического обмана: стало казаться, что главнымаггадическим произведением является Вавилонский Талмуд» /3/. Стоит отметить, что к аггадическим текстам в Вавилонии подходилииначе, чем в Эрец-Исраэль. Только в Вавилонском Талмуде можно встретитьпопытки найти компромисс между разными, противоречащими друг другувысказываниями Аггады, то есть «попытки галахической гармонизациинесовместимого» /3/. Только в Вавилонии стремились рационально осмыслитьаггадические тексты и найти для возникающих при этом проблем рациональноеже решение, используя идеи Аггады для чисто галахических нужд. Длявавилонских мудрецов интерес представляла, прежде всего, Галаха: даже есликто-то из них обращался к Аггаде, то смотрел на нее сквозь призму Галахи ипользовался при анализе текста привычным галахическим аппаратом. Берешит Раба - самый древний из дошедших до нас аггадическихмидрашей. Он был создан в Эрец-Исраэль в IV - V веках н.э. Язык, на которомон написан, - арамейский. В эту же эпоху был создан Ваикра Раба (V -VIвека), а также Шмот Раба, Дварим Раба и Бамидбар Раба. Все эти пятьМидрашей входят в Мидраш Раба. 3.3. Аггадическая литература средневековья В средние века еврейское литературное творчество воплотилось вразличных формах. Пиют (поэтические тексты, призванные украситьобщественную молитву, а также проведение таких обрядов как обрезание илисвадебная церемония) и поэзия, Галаха и философия, исследования поеврейской истории и языку, рассказ и притча, комментарии к Библии исобрания древних мидрашей - все они были отдельными литературными жанрами.В это же время мидраш в его традиционной форме отошел на второй план, и темидраши, которые были созданы в это время, уступали по качеству БерешитРаба, Ваикра Раба и т.д. Рассеяние евреев в Средние века и преследования, которым ониподвергались на протяжении этой эпохи, привели к тому, что большинстволитературного материала было утеряно. Многие из сохранившихся работ недошли до нас целиком, и есть сомнения по поводу их авторства. Большая часть сохранившихся мидрашей средневековья была обнаружена вКаирской генизе в конце XIX века. Здесь, также как и в случае с другимиподобными находками в различных генизах, сложно установить, чемупринадлежат отдельные фрагменты и кто был их автором. В рассматриваемую эпоху было создано много рассказов, некоторые изкоторых близки к литературе мидрашей, в то время как другие скорееотносятся к фольклору. Некоторые из этих рассказов были объединены всборники еще в средние века, например, Хибур ме-hа-Йешуа, составленный XIвеке. В XI веке в Провансе проживал Рав Моше hа-Даршан, которого частоцитировал Раши в своих комментариях. Упоминания о нем и его работахвстречаются также в других источниках, как еврейских, так и христианских.Несмотря на это, его жизнь окутана тайной и нельзя назвать хотя бы однуработу, которая неоспоримо принадлежала бы ему. «Рав Моше hа-Даршан, илиего школа, предположительно был составителем Берешит Рабати и МидрашАггада, опубликованных Бубером» /6/. Ему принадлежит первая, основная частьМидраша Раба, а также приписываются многие другие работы. Независимо оттого, верны эти предположения или нет, это лишь небольшая часть трудов РаваМоше hа-Даршана. Рав Моше hа-Даршан включал в свои работы древние мидрашии, вероятно имел доступ к материалам, не сохранившимся до наших дней. Несмотря на то, что его работы содержат материалы его предшественников,их не следует рассматривать как антологии. То же касается Леках Тов,известного также как Песикта Зутарта. Этот труд представляет собой нечтосреднее между комментарием к Торе и Мидрашом и тесно связан с древнимиисточниками, однако автор включает сюда также собственные исследования,предваряя их словами «Тувьягу говорит» или «Тувьягу бен Элиэзр говорит».Таким образом мы узнаем имя автора. Автор Леках Тов - Тувья бен Элиэзр, живший на севере Греции в конце XI- начале XII вв. в то время Балканы были частью Византийской империи, иЛеках Тов - важный источник информации о византийских евреях той эпохи. ВЛеках Тов упоминается также крестовый поход и нападение на еврейские общиныЗападной Германии в 1096 году. Другая работа, схожая с Леках Тов, - Сехель Тов, мидраш Рава Менахемабен Рав Соломон, написанный в 1139 году. Большая часть Сехель Тов былаутеряна. Сохранившиеся фрагменты связаны с первой и второй книгами Торы(Бытие и Исход). Кроме того, существуют сборники мидрашей, которые также были составленыв Средние века, но, в отличие от вышеперечисленных работ, в них нетавторских комментариев. Пример такого сборника - Ялкут Шимони,- работа,которая была и остается популярной среди интересующихся мидрашами иаггадой. Ялкут Шимони - большое собрание мидрашей, в основном, аггадических, навсе книги Библии. Составитель этого сборника был хорошо знаком сгалахическими и аггадическими материалами, такими как Мишна и Тосефта,Вавилонский и Иерусалимский Талмуды, Седер Олам и Авот де-Рабби Натан,Берешит Раба и Ваикра Раба, мидраши на мегиллот (свитки) и Пиркей де-РаббиЭлиэзр. Кроме того, автор был знаком и с другими Мидрашами, многие изкоторых были позднее утеряны. Сборник Ялкут Шимони был обнаружен в разных странах мира. Нельзяопределенно сказать, где и когда проживал автор. В венецианской редакции1566 года указано, что книга была написана Равом Симеоном, главой даршанимво Франкфурте. Существует несколько гипотез по поводу авторства и временисоздания сборника. Другим, не менее важным сборником, является Ялкут Махири, составленныйРавом Махиром бен Абба Мари. Здесь также нет какой-либо конкретнойинформации об авторе, но существует несколько указаний на то, что этаработа была написана в Провансе приблизительно в XIV веке. Ялкут Махирисхож по сути с Ялкут Шимони, но он не был так широко известен и некоторыеего части были утеряны. Сохранились лишь мидраши на пророчества Исайи,Псалмы и Притчи Соломоновы и на книги Малых Пророков, и то не в полномобъеме. Из авторских комментариев можно сделать вывод, что в сборник былитакже включены мидраши на книги Иова, Иезекииля и, возможно, позднихпророков. Подобные сборники создавались и в более позднюю эпоху. В XVII веке вПольше был создан Ялкут Реувени. Кроме традиционных мидрашей, он включает всебя большое количество работ по кабалистике. На протяжении того времени наВостоке получила широкое распространение книга Рабби Якова Кули, известнаякак Ме-ам Лоэз. В нее входят древний аггадический материал, Галаха, драшоти поучения автора. Другие сборники того периода до сих пор находятся врукописной форме. Одна из самых объемных и наиболее известных из них -Ялкут Талмуд Тора Рабби Якова бен Хананель Сикили, жившего в XIV веке. Последний из сборников, на который хотелось бы обратить внимание, -Мидраш hа-Гадоль. Эта пространная работа по Торе была создана в ЙеменеРабби Давидом Адани. Мидраш hа-Гадоль больше по своему объему, чем МидрашРаба, и материал, включенный в него, разнообразнее. Многие части книгипохожи на древние Мидраши, и, подобно им, она включает фрагменты драшот икомментарии мудрецов к Торе. Но Мидраш hа-Гадоль состоит не только из работмудрецов, но также из трудов мыслителей Средневековья, таких как Раши и ИбнЭзра. Мидраш часто цитирует письма Маймонида (как известно, работыМаймонида были очень популярны в Йемене и йеменские евреи полностью принялиего правила, в отличие от других еврейских общин). Автор Мидраш hа-Гадольвключает в него обширный материал аггадической литературы, но, в отличие отранее упомянутых авторов, он не указывает на источники, что создаетопределенные трудности при изучении Мидраша. Литература мидрашей Средних веков не столь изысканна, как ранниемидраши. Она уступает Берешит Раба, Ваикра Раба и Шир hа-Ширим Раба поязыку, стилю и содержанию. Темы, которые затрагивали авторы, отличны от темдревних Мидрашей Эрец-Исраэль. В Средние века большее внимание уделялоськаббале, гематрии и т.д. и меньшее - литературным аспектам мидрашей. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Аггада, как мы видим, важна для понимания истории еврейского народа,жизни, и развития мысли в эпоху рабби. Но, прежде всего, она важна дляпонимания раввинистической этики и теологии, которые формируют характер испецифику иудаизма. В аггаде нашли свое выражение основные принципысуществования еврейского народа, его вера, его чаяния, его пророческий дар.Исторические и культурные аспекты аггады открывают перед нами сокровищницуценностей, которые не утратят своего значения в веках. ЛИТЕРАТУРА1. Агада. Библиотека - Алия, №79. - Иерусалим, 1989, 13, 19 сс.2. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Еврейская энциклопедия. Т.1. - М.: Терра. - 1991, 386 - 399 сс.3. Шинан А. Мир аггадической литературы. - Иерусалим, Библиотека - Алия, №143. - 1990 , 10-11, 15-16, 167 сс.4. H. N. Bialik, Y.H. Rawnitzky. Sefer Ha-Aggadah. The Book of Jewish Folklore and Legend. - Tel Aviv: DVIR. - 1988.5. H. Mack. The Aggadic Midrash Literature. - Tel Aviv: MOD books. - 1989, 135 р.6. .353 'от ,1988 - .нймтеф ъешфс ъацед ,нймщешй - .1 .л .ъйшбтд дйгфемчйград

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Этапы становления социологии...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Биохимия простагландины....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Основные концепции правопонимания...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Порядок заключения договора введение термин «договор»

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Наружная реклама Содержание|Введение...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Шекспир Содержание. I. Введение....

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Пиритим Сорокин Содержание:...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Общность идей Мора и Кампанеллы...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Девиантное поведение содержание...

Реферат скачан с сайта allreferat wow ua Мир аггадической литературы содержание: Введение Термин «аггада» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Денежный оборот Содержание...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<