Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы




Скачать 168.18 Kb.
НазваниеРазвитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Дата публикации17.03.2014
Размер168.18 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Голошивец В.А.,

учитель русского языка и литературы

Донецкой общеобразовательной школы I-III ступеней № 51,

27 лет стажа,

тел. 0661472664
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ РЕБЕНКА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и развития человека как субъекта деятельности и как личности. В работе предложены урок-путешествие по страницам изученных произведений, урок нравственности, урок-презентация по Средневековой поэзии Востока, которые способствуют развитию учащегося как личности, повышению интереса к предмету, развитию творческих способностей, заставляет задуматься о жизненных ценностях и развивает читательский кругозор, что и является целью данной работы.
^ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель играет важную роль в жизни всех учеников. От него зависит воспитание ребенка, организация учебного процесса, умение заинтересовать в своем предмете, способность передать знания, познакомить учащихся с искусством слова, развить эстетический вкус и творческие способности школьника. Каждый учитель обязан готовиться к учебному процессу, подходить к этому с полной отдачей и с любовью. Как сказал поэт Роберт Рождественский: «Учитель-профессия дальнего действия, главная на Земле». Все знания, которые даст учитель, ученик пронесет через всю свою жизнь. Но мудрое изречение гласит: «Ученик не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь». Поэтому к каждому уроку учитель должен подходить творчески.

В данной работе я предлагаю образец урока-путешествия по страницам изученных произведений, урока нравственности, урока-презентации по Средневековой поэзии Востока.

Кроме известных методических приемов, на своих уроках я также использую следующие авторские элементы. Например, на уроке русского языка по теме «Лексика» у меня живут не просто синонимы, антонимы, омонимы, а живет дружная семья братьев Анто, Сино и Омо. Они ходят друг к другу в гости, общаются между собой. Их главная цель – добраться в замок царицы Лексики. На дорожке братцев Сино учащиеся выполняют ряд заданий по лексике. Подобные задания выполняются и на дорожках братцев Анто и Омо. Также по мере путешествия перед учащимися встает ряд препятствий (более сложные задания по грамматике – от посланников королевы Лексики).

Развивая память и моторику учащихся, я предлагаю следующий игровой элемент: дети закрывают глаза и поднимают руку, отвечая на вопросы учителя. Например: если слово отвечает на вопрос «Кто?» - поднимаем руку, если на вопрос «Что?» - нет и т.д. Это позволяет учащимся сосредоточится на задании и самому дать правильный ответ (не ориентируясь на ответы одноклассников).

Дети очень любят творческие задания. Любимыми для моих учеников стали такие: придумать сказку по теме, составить тесты по изученным произведениям, кроссворды.

^ Урок «Игра-путешествие по страницам изученных произведений в 7 классе»

Учащиеся делятся на три команды. Вначале задаются вопросы для розыгрыша тропинок. Все они ведут к замку Мудрости. Игра проходит в 3 тура. Кто быстрее и правильнее будет проходить задания – тот быстрей придет к замку Мудрости. А в замке учащиеся получат мудрые советы.

Тур І. Вопросы для розыгрыша тропинок:

  1. Кому принадлежат строки «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге вижу я;…»? (А.С. Пушкину.)

  2. Кто написал произведение «Мцыри»? (М.Ю. Лермонтов).

  3. Кто такой Вольга Святославович по содержанию былины «Вольга и Микула Селянинович»? (Князь.)

Тропинка Чехова. Викторина по произведению А.П.Чехова «Хамелеон».
  1. ^
    За какую часть тела укусила собака Хрюкина? (За палец).

  2. Что нес городовой в решете? (Конфискованный крыжовник).

  3. Есть ли закулисные персонажи в Хамелеоне? (Да: генерал, «братец» генерала, брат Хрюкина).

Тропинка Гоголя. Викторина по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
  1. ^
    Кто из героев повести сказал такие слова: «Постойте же, придет время, будет время, узнаете вы, что такое православная русская вера»? (Тарас Бульба).

  2. Почему «породниться родством по душе, не по крови, может один только человек»? (Тарас Бульба говорит о способности человека к жертвенной любви, способности отдать жизнь за другого человека).

  3. Кто из героев изменил своей отчизне? (Андрий).

Тропинка Лермонтова. Викторина по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

  1. За что бился в кулачном бою купец Калашников? (За честь семьи).

  2. Чего больше всего боялась Алена Дмитриевна? (Немилости мужа).

  3. Какого имя старой работницы в семье Калашниковых? (Еремеевна).

Тур ІІ. Тропинка теории литературы для всех команд.

Дать определение следующим терминам:

  1. Баллада небольшое сюжетное стихотворение с напряженным сюжетом, в основу которого положена легенда или историческое событие. Реальное в балладе сочетается с фантастическим, описываемое событие часто носит драматический характер.

  2. Сатиране утверждает, а отрицает явление, подчеркивает несостоятельность объекта смеха. Всегда общественно значима.

  3. Эпический геройгерой былины, который действует в реальном историческом времени, обладает незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

  4. Юморвеселый, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям о конкретном событии.

  5. Закулисные персонажигерои, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя или зрителя.

Тур ІІІ. Творческое задание.

  1. Разгадать кроссворд по новелле О. Генри «Дары волхвов» (Приложение 1).

По горизонтали:

  1. Карточка на доме была с надписью «М-р Джеймс Диллингхем …».

  1. Как звали героиню новеллы О.Генри «Дары волхвов»?

6. В новелле было сказано, что «жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок». А что из этого преобладает?

7. Что сделала героиня со своими волосами?

8. В преддверии какого праздника разворачивались события?

По вертикали:

  1. Подарок мужа.

  2. Одно из сокровищ у четы Джеймс были золотые часы, а второе …

5. Синоним к слову плакать.

9. Сколько долларов в неделю стоила квартира?
2. Впишите виды лирики А.С.Пушкина (Приложение 2).

3. Впишите в вагоны последовательность событий, происходящих в одном из изученных произведений (Приложение 3).

После того как все команды справились с заданиями, они попадают в замок мудрости, где их ждут мудрые изречения, которые они должны записать в тетрадь.

Замок Мудрости

Пополни свои знания мудрыми изречениями

Человека можно узнать по тем книгам, которые он читает. (^ С. Смайлс).

Ежечасное самоиспытание ежедневно просвещает душу. (Преподобный Порфений Киевский).

Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков. (Лао-Цзы)
Бой с самим собой –

Есть самый трудный бой!

Победа из побед –

Победа над собой!

^ Р.Логау

Любите книгу. Она облегчит вам жизнь... (М.Горький)

В конце учитель подводит итоги и в зависимости от активности выставляет оценки. Таким образом, с помощью увлекательных игр можно быстро и эффективно закрепить знания.
«Урок нравственности в 5 классе»

Цель: дать представление о нравственных понятиях «добро» и «зло», показать их противоположность. Прослушать стихотворения и рассказы известных авторов о добре и зле, обсудить и проанализировать их, высказав свою точку зрения. Научить учащихся вести диалог, развивать способность мыслить, приводить необходимые аргументы в защиту своей позиции. В процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены нравственные понятия. Игровые моменты на уроках позволяют закрепить изученные знания, как по теории литературы, так и по содержанию произведения.

Результаты: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности.

^ ХОД УРОКА

Слово учителя: с самого раннего детства вас учили различать поступки людей с точки зрения добра и зла. Очень хорошо эти два понятия различаются в стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».Обсудить с ребятами, что для них «хорошо», а что для них «плохо». Делается вывод, что под словом «хорошо» мы понимаем добро, а под словом «плохо» – зло.

Ведь не случайно рядом с добром встречается зло. Почему?

Где мы встречаемся с этими понятиями?

  • В пословицах запечатлен жизненный многовековой опыт народа, его высокие нравственные качества. Примеры пословиц и поговорок.

^ Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От добра – добро,

От злого зло родится. ( Пословица)
Тот не человек, кто добра не делал.

Плод жизни человека – его доброе дело.

Следуй за добрыми людьми и сам станешь добрым.

Дерево смотри в плодах, а человека - в добрых делах.

Человек рождается, чтобы делать добро.
-А где еще мы сталкиваемся с понятиями добро и зло?

  • В сказках. Учитель показывает иллюстрации к сказкам, дети должны назвать авторов (Приложение 4).

^ Чтение и обсуждение сказки Л.Толстого « Белка и волк».

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

– Пусти меня.

Волк сказал:

– Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

Белка сказала:

– Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

^ Бывает ли злой человек счастлив?

Вывод: когда человек делает добро, он и сам становится лучше. А злому человеку злость сердце жжет.

Многому нас учат афоризмы. (Работа с высказываниями выдающихся людей).

Ни один злой человек не бывает счастлив! ( Ювенал)

Какое удовлетворение испытывает человек, когда, заглянув в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое. ( Монтескье)

Человек – это процесс его поступков. ( А.Грамши)

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках - это справедливо или несправедливо то, что он делает, есть ли деяния его доброго или злого человека. (Сократ)

Нормою человеческих действий должна служить справедливость. (Чернышевский)

«Человек должен слышать человека…Может это и есть самое главное в жизни? Может быть, эта та ось, вокруг которой вертится все наше существование? Человек должен нести человеку не только доброе слово, но и дело. Спешите на выручку, спешите на помощь…» (А. Маркуша)

^ Слово учителя. Всем известно, что у каждого здорового человека 5 органов чувств:

Зрение, слух, вкус, обоняние, осязание.

С их помощью человек входит в контакт с миром, но есть 6 чувство, которое помогает находить контакт с людьми. Оно, к сожалению, от рождения дано не всем, и его приходится воспитывать. Без шестого чувства – чувства души – очень плохо. Такой человек- человек с каменным сердцем. Он может обидеть товарища и не раскаяться в своем поступке.

Ты пользуешься благами, созданными людьми. Люди дают тебе счастье, плати им за это добром!

«Будь добрым и чутким к людям, помогай слабым и беззащитным.

Помогай товарищу в беде.

^ Не причиняй зла.

Уважай и почитай мать и отца…

Они хотят, чтобы ты был человеком с добрым сердцем и чистой душой.»

(В.А. Сухомлинский)

Очень важно, чтобы самые близкие вам, живущие в вашей семье, чувствовали ваше тепло, любовь, заботу. Это очень нужно и маленьким, и большим. Это помогает быть им здоровыми, спокойными, добрыми. Ведь вы всегда можете оказать постоянную помощь своей семье. Необходимо каждому находить такие дела в домашнем хозяйстве, которые по силам выполнить самостоятельно, без просьб, приказов.

^ Беседа по рассказу Л. Пунцовой «История без конца…».

В этот день Машина мама, медсестра в районной больнице, пришла с работы усталая. Нелегко дежурить в больнице, особенно ночью. За смену не присядешь: уколы, процедуры, перевязки. А то дежурство у Клавдии Николаевны особенно тяжелым выдалось. Поэтому шла она с работы и мечтала поскорей до подушки добраться.… А дома.…Какая там подушка! По всем стульям разбросаны Машины вещи, в раковине грязная посуда, по полу огрызки яблок валяются. Среди крошек на кухонном столе записка: «Пошла на мультики. Маша». И принялась Клавдия Николаевна за уборку квартиры: подметала, раскладывала, убирала.… И только потом прилегла.

Маша в это время смотрела мультфильм « Ежик в тумане». Сколько в нем было доброго, тонкого, таинственного! Замечательный фильм! Надо скорее рассказать о нем маме…

-Мама!- громко закричала она с порога, даже не вспомнив, что мама вернулась с ночной смены, после трудного и долгого дежурства. Клавдия Николаевна подняла голову с подушки, затем встала и подошла к окну.

-Какое я кино видела!

Маша, не разуваясь, прошла по свежевымытому полу и плюхнулась в кресло.

- Там ежик такой смешной! А медвежонок!

Клавдия Николаевна смотрела на веселую и беспечную дочку. Ныло сердце от усталости и обиды…

- Да ну тебя, мама!- обиделась вдруг Нина,- тебе рассказываешь, а ты даже и не слушаешь. Совсем тебя моя жизнь не интересует…

Вопросы:

-Почему Маша обиделась на маму?

-Почему мама не смогла понять Машу? (Ныло сердце от усталости и обиды)

Вывод: девочка должна была сама понять, что домашние дела нужно выполнять постоянно, а не от случая к случаю. Бывают ситуации, когда нужно проявить чувство ответственности- ответственности за благополучие в семье. Нужно быть добрым, не жить в семье, как в гостях. Ведь заботливое

И уважительное отношение человека, его доброта всегда приносит радость окружающим.

Быть добрым не легко: доброта накладывает на человека определенную ответственность. Некоторые ребята стараются казаться хуже, чем они есть, боятся быть добрыми с окружающими.

^ Обсуждение стихотворения А. Барто « Как Вовка стал взрослым»

На глазах растут ребята!

Жил в стихах моих когда-то

Вовка — добрая душа.

(Так прозвали малыша!)

А теперь он взрослый малый,

Лет двенадцати на вид,

И читателей, пожалуй,

Взрослый Вовка удивит.

С добротой покончил Вовка,

Он решил — ему неловко

В зрелом возрасте таком

Быть каким-то добряком!

Он краснел при этом слове,

Стал стесняться доброты,

Он, чтоб выглядеть суровей,

Дергал кошек за хвосты.

Дергал кошек за хвосты,

А дождавшись темноты,

Он просил у них прощенья

За плохое обращенье.

Знайте все, что он недобрый,

Злее волка! Злее кобры!

— Берегись, не то убью! —

Пригрозил он воробью.

Целый час ходил с рогаткой,

Но расстроился потом,

Закопал ее украдкой

В огороде, под кустом.

Он теперь сидит на крыше,

Затаившись, не дыша,

Лишь бы только не услышать:

«Вовка — добрая душа! »

Вывод: «Доброты и человечности не надо стыдиться. Боясь скрыто выразить чувства, которые вас переполняют,- мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество – в доброте» (Е. Богат).

^ Добро не лежит на дороге, его случайно не подберешь.

Добру человек у человека учится. ( Ч.Айтматов)

Назначение человека – творить добро!

-Всегда ли справедливое решение соответствует доброму? Ведь иногда надо себе просто запретить быть добрым. Это особенно важно, когда сталкиваешься с несправедливостью, жестокостью. Если твой товарищ, пусть даже самый близкий друг, бьет или запугивает слабого, ты просто не имеешь права не замечать этого, пройти мимо только потому, что это сделал твой друг. Доброта – противоположность равнодушия.

^ Быть добрым очень легко, быть справедливым – вот что трудно. ( В. Гюго)

Итак, мы познакомились с основными качествами души. Мы увидели, насколько важны такие качества, как доброта, отзывчивость, способность сопереживать горю и радости других людей, проявлять к ним сострадание.

Поэтому чрезвычайно важно каждому из вас воспитывать в себе способность отзываться на беды близких, готовность прийти на помощь, протянуть руку нуждающемуся в ней.

Раньше в азбуке буквы обозначались самыми близкими словами: З-земля, Л-люди, М-мысли, Д-добро. Уже тогда азбука как будто призывала: Люди земли, мыслите. Думайте и творите добро!»

-Вспомните и приведите примеры из повседневной жизни, когда вы совершили добрые поступки? (Друг заболел, я принес домашнее задание; помог родителям в уборке квартиры; объяснил прохожему, как пройти и т.д.)

Вы живете среди людей. Не забывайте, что каждый ваш поступок, каждое желание отражается на окружающих вас людях.

Проверяй свои поступки вопросом к самому себе:

- Не делал ли я зла, неудобства людям?

Оглянись вокруг, может быть, среди вас есть люди, которым неуютно и даже плохо от черствости, равнодушия, невоспитанности других.

Оказанная услуга, помощь, слово поддержки- это повседневная, естественная норма взаимоотношений между цивилизованными людьми.

Желание добра – не подвиг, не обязанность. Потребность совершать добрые поступки прослеживается не только у людей, но вспомните многие мультфильмы, в которых, сами того не подозревая, совершают добрые поступки. (Про кота Леопольда)

-Сейчас к нам в гости спешит герой любимого доброго мультфильма «Приключения кота Леопольда» со своей доброй песенкой. Вы можете подпевать.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал…
Если ясный день, это — хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот — скучно!

Подводим итоги урока и предлагаем ребятам небольшое тестирование.

Тестирование

1.На скамейке силели ребята.К ним подошел пожилой человек и спросил: «Где здесь булочная?»

  • Подробно объясню, как пройти – 2 очка

  • Провожу пожилого человека до будочной. – 3 очка.

  • Предложу пожилому человеку посидеть, а сам сбегаю в булочную. -5 очков.

2. Мама дала девочке 5 яблок и велела поделить их с сестренкой. Как их разделить?

  • Разделю по два с половной яблока между собой и сестренкой – 1 очко.

  • Предложу яблоки маме,папе,бабушке, сестре. – 3 очка.

  1. Маленький мальчик протягивает сестре конфету со словами: «Хочешь?Съешь!»

  • Скажу «Спасибо» и съем – 2 очка.

  • Съедим вместе с сестрой. – 3 очка.

4. Мальчик у телевизора, дома беспоядок. Мама у двери спрашивает: «Что, сын, очень интересная передача?»

  • Досмотрю передачу, потом уберу. -2 очка.

  • Попрошу сестру убрать. – 2 очка.

  • Не досмотрев передачу, постараюсь убрать. – 5 очков.

Если вы набрали 10 баллов, то вы добры, вежливы, чутки к окружающим.

Если меньше 10 баллов, задумайтесь над тем, о чем мы сегодня говорили.
^ Урок-презентация «Средневековая поэзия Востока»

(Приложение)
ВЫВОДЫ

Таким образом, нестандартные варианты проведения уроков вызывают интерес учащихся. Они начинают творчески мыслить, увлекаются предметом, пробуют писать сказки и сочинять стихи. Это способствует всестороннему развитию личности. Хочу привести несколько творческих работ моих учеников.


ПРИРОДА

Смейся, солнце!

Смейтесь, тучи!

А ты, дождик, нас не мучай!

Ты цветочки поливай

И деревья ты питай!

Вы растите, вы цветите,

Вы нас радуйте и ждите,

Что придет весна,

Что придет красна!
^ ЦЕНИТЕ ВАШУ ЖИЗНЬ…

Цените вашу жизнь,
Ведь жизнь так коротка.
Цените каждый миг,
В котором вы вдвоем.

Цените вашу жизнь,
Ведь жизнь-это река.
Цените каждый миг,
Река лишь водоем.

Ведь высохнет она,


Порвется жизни нить.
А миг тот промелькнул
Вам нечего ценить.

Цените близких вам
И дорогих людей.
И помните всю жизнь:
Нет в мире их родней!

УЛЫБКА

Твоя улыбка, как луч солнца,

Как в небе яркий огонек.

Твоя улыбка пусть проснется

И вместе пусть со мной уснет.
Твоя улыбка-свет надежды,

Твоя улыбка-вера в чудо.

Твоя улыбка так безбрежна,

Ее я вечно помнить буду.
Твоя улыбка-боль и радость,

Твоя улыбка-страсть, печаль.

Твоя улыбка нет, не гадость,

Твоя улыбка-это рай!

Анастасия К., 9 класс
Сказка об Антонимах, Синонимах, Омонимах

В одном замечательном городе под названием Языкознание жила одна богатая женщина. Звали её Лексика, а богата она была тем , что имела трёх хороших сыновей. Звали их Антоним, Синоним и Омоним. Каждый из них уже имел свою собственную семью, однако все они жили вместе, в одном прекрасном доме, только на разных этажах.

Лучше жилось семье Синонима, ибо, хотя он и имел больше детей, но всё в его семье было дружно и слаженно, ведь все они поддерживали друг друга. И если кому-то из семьи Синонимов было грустно, то все также были печальные, невесёлые. Или наоборот, когда кто-то один смеялся, то все его поддерживали: хохотали, заливались смехом. Поэтому, хотя и были в этой семье все с разными именами, но такие близкие по характеру и натуре.

В семье Антонима не всё было хорошо и слаженно, как у его брата Синонима. Причиной ссор и недоразумений были постоянные расхождения во взглядах, ведь в семье царила привычка противоречить друг другу. Поэтому семье ничего не удавалось сделать сообща. Если один работал, другой обязательно бил баклуши, если кому-то в семье было холодно, и он закрывал все двери и окна, то кому-то обязательно вдруг становилось жарко, и он спешил окна открывать. Так возникали ссоры, доходившие до драк. И жили Антонимы, всё время имея противоположное значение.

Но хуже всех жилось Омониму, ибо в семье царило сплошное недоразумение. Некоторые члены семьи имели одинаковые имена, но были совершенно разными (лист бумаги и лист дерева, коса девичья и коса – острое орудие труда). И если отец звал кого-то одного из сыновей, то обязательно приходил и другой. Никто в семье не мог решить проблему эту, ведь никто ничего не понимал – всё было так запутано.

Как-то Лексика посетила своих сыновей, поняла их проблемы и решила помочь им. Она вызвала своих сестёр: Лингвистику и Этимологию, чтобы те помогли выяснить значение слов: «синонимы», «антонимы», «омонимы».

В стране воцарился порядок, ведь появились словари, заглянув в которые можно было легко понять значение слова и подобрать к нему синоним или антоним.

Анна Б., 5 класс.
^ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Маяковский В.В. Стихотворения и поэмы. – Донецк: ООО ПКФ «БАО», 2008. – 288 с.

  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки / сост., авт., вступ. ст., коммент. и слов. Ю.П. Круглов. – М.: Просвещение. 1990. – 335 с.

  3. Великие мысли великих людей. Антология афоризма: В 3-х томах. Том 1 Древний мир. – сост. А.П. Кондрашов. – М.: «Рипол Классик», 1998.

  4. Енциклопедія педагогічних технологій та інновацій / Автор-укладач Н.П. Наволокова. – Х.: Вид. група «Основа», 2010. – 176 с. – (Серія «Золота педагогічна скарбниця»).

  5. Пометун О. І. Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: Наук.-метод. посібн. / О. І. Пометун, Л. В. Пироженко; За ред. О. І. Пометун. – К.: А.С.К., 2005. – 192 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconТематика выпускных работ, творческих проектов, рефератов и литература...
Театрально-творческое развитие учащихся на уроках литературы и во внеклассной работе

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Развитие творческих способностей...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconРазвитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
Сироткиной Тамары Геннадьевны, учителя русского языка и литературы коммунального учреждения «Луганский учебно-воспитательный комплекс...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconРазвитие нравственных качеств школьников при изучении Притчи о блудном сыне
Учителю литературы на уроках следует большое внимание уделять вопросам христианской морали, взращиванию души подростков

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconПоложение о программе проведения Всеукраинского детского конкурса
Одним из приоритетных направлений деятельности журнала для изучения английского языка «Posnayko» является развитие творческих способностей...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconО преподавании русского языка и литературы в 2013/2014 учебном году
Основная цель филологического образования, в том числе обучения русскому языку и преподавания литературы,– формирование компетентного...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconАнкетные данные
Целью данной работы является повторение и систематизация учебного материала по теме «Четырехугольники», развитие мыслительной деятельности...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconДавидюк л. В. (Киев) современный урок русского языка
В государственном стандарте среднего образования нашли отражение новое содержание обучения, новые подходы к обучению. Создаются новые...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconНа уроках русского языка, литературы учителями
Николаевщине, которое красной нитью проходит через работу классного руководителя с классом с 5 по 9 класс. В святи с этим разработана...

Развитие творческих способностей и воспитание нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы iconРусского языка и литературы
Круглый стол  Интерактивные формы и методы обучения на уроке русского языка и литературы

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<