Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I»




Скачать 215.39 Kb.
НазваниеРеферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I»
Дата публикации18.03.2014
Размер215.39 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Правление Владимира I

Московский Государственный Университет им. М. В. Ломоносова Географический факультет Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» Выполнил: студент 1 курса 9 группы Кудымов Владимир Москва 1999 План реферата 1) Первые времена правления а) Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле б) Языческая реформа в) Внешняя политика 2) Крещение Руси а) Преимущества христианства б) Крещение князя Владимира в) Христианизация Руси г) Значение христианства для Руси 3) Внутрення политика и борьба с печенегами 4) Кончина князя Владимира и итоги его правления Первые времена правления Утверждение Владимира на Великокняжеском престоле. Еще до своего второго похода в Болгарию Святослав принял решение оразделе владений между сыновьями: на Киевское княжение был посажен старший,Ярополк; среднему, Олегу, досталась Древлянская земля; младший Владимир,сын Ольгиной ключницы Малуши был отправлен в Новгород. Владимира, ещеребенка, сопровождал его дядя и наставник Добрыня. И первое время после смерти Святослава никто из братьев не пыталсяоспорить отцовское завещание. Черная кошка пробежала между Святославичамипосле того, как Олег во время охоты убил сына могущественного воеводыСвенельда. Отец не простил гибели сына и употребил все свое влияние, чтобыруками Ярополка наказать своего врага. В 977 г. киевская рать совершаетпоход в Древлянскую землю, который закончился победой киевлян. Юный Олегпогиб в суматохе, образовавшейся после отступления его войска (воиныторопились укрыться за стенами города Овруга и многие из них попадали вров; такая участь постигла и Олега). Владимир, опасавшийся, что он можетстать следующим, поспешил бежать из Новгорода "за море", т.е. вСкандинавию. Но через три года, в 980 г., он возвращается с варяжскойдружиной и прогоняет посадников Ярополка. Затем, явно ища ссоры со старшимбратом, он сватается к Рогнеде, дочери полоцкого князя Рогволда, ужеобещанной Ярополку. Отказ, облеченный к тому же в оскорбительную форму(Рогнеда назвала Владимира "робичичем", т.е. сыном рабыни), решил судьбуПолоцкого княжества: "И приде Володимер на Полотеск и уби Рогволда и сынаего два и дчерь его поя жене (взял в жены)". Но это было для Владимира лишь первой пробой сил. Из Полоцка ондвинулся уже непосредственно на Киев. И здесь он проявил себянепревзойденным мастером политической интриги. Владимиру удается переманитьна свою сторону киевского воеводу Блуда, который убедил своего господинабез боя сдать Киев и бежать в город Родня. А когда в осажденной крепостиначался голод, Ярополк, опять-таки по настоянию Блуда, решился идти напереговоры к Владимиру, где и был предательски убит его дружинниками. Таким образом, Владимир сел на Киевский престол и стал единовластнокняжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: "Владимир с помощью злодеяний ихрабрых варягов овладел государством, но скоро доказал, что он родился бытьГосударем великим". Теперь, когда Киев был у его ног, перед Владимиром встала необходимостьрасплачиваться с наемниками-варягами. Но и тут он ловко вышел из положения.Владимир всячески затягивал сбор "окупа", пока варяги не потеряв терпение,не решили предпринять поход на Царьград. Владимир горячо поддержал их вэтом намерении, но одновременно предупредил греков о скором прибытиинепрошенных гостей с тем, чтобы им была подготовлена "достойная" встреча.Проблема выплаты "окупа" была решена самым радикальным способом. Языческая реформа Итак, путь к великокняжескому престолу проложили Владимиру ветераны егоотца, ратовавшие за восстановление позиций язычества и новые походы. Ипервые годы его правления оправдали чаяния дружины. Утвердившись в Киеве,Владимир возводит рядом со своим теремом капище, посвященное главнымславянским богам - Перуну, Хорсу, Дажбогу, Стрибогу, Симарглу и Мокоши.Изображение небесного патрона воинов было исполнено с особой пышностью:голова Перуна была серебрянной, а усы - золотыми. Подобное же капищепостроил в Новгороде дядя Владимира Добрыня, направленный туда посадникомвеликого князя киевского. Данная акция, именуемая в историографии"языческой реформой", была, по сути дела, попыткой противопоставитьхристианству унифицированную общегосударственную религию с иерархией богов,возглавляемой небесным покровителем князя и дружины. Язычество, казалось, переживало расцвет: идолам приносились человеческиежертвы, князь и большое число горожан с одобрением воспринимали этикровавые ритуальные убийства, которые в предшедствующие годы, десятилетиябыли почти что забыты (по крайней мере в Киеве). Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно теснить христиан, которыхв Киеве к тому времени было уже достаточно много, причем еще со временИгоря они имели свой соборный храм - Святого Ильи. "Но сия Владимирова набожность - пишет Карамзин - не препятствовалаему утопать в наслаждениях чувственных. Первою его супругою была Рогнеда,мать Изяслава, Мстислава, Ярослава, Всеволода и двух дочерей; умертвивбрата, он взял в наложницы свою беременную невестку, родившую Святополка(окаянного); от другой законной супруги, Чехини или Богемки имел сынаВышеслава; от третьей Святослава и Мстислава; от четвертой, родом изБолгарии, Бориса и Глеба ( по другому источнику их матерью была греческаяцаревна Анна). Сверх того, ежели верить летописи, было у него 300 наложницв Вышегороде, 300 в Белгороде, и 200 в селе Берестове. Всякая прелестнаяжена и девица страшилась его любострастного взора, он презирал святостьбрачных союзов и невинности. Одним словом, Летописец называет его вторымСоломоном в женолюбии". Внешняя политика Теперь обратимся ко внешней деятельности Владимира. К его княжениюотносится первое столкновение Руси с западными славянскими государствами иокончательное подчинение русскому князю племен, живших на восток отвеликого водного пути. Олег наложил дань на радимичей, Святослав - навятичей, но или не все отрасли этих племен пришли в зависимость от русскогокнязя, или, что всего вероятнее, эти более отдаленные от Днепра племенавоспользовались уходом Святослава в Болгарию, малолетством, а потоммеждоусобием сыновей его и перестали платить дань в Киев. Как бы то нибыло, под 981 годом встречаем у летописца известие о походе на вятичей,которые были побеждены и обложены такою же данью, какую прежде платилиСвятославу, - ясное указаяие, что после Святослава они перестали платитьдань. На следующий год вятичи снова заратились и снова были побеждены. Таже участь постигла и радимичей в 986 году: летописец говорит, что в этомгоду Владимир пошел на радимичей, а перед собой послал воеводу прозваниемВолчий Хвост; этот воевода встретил радимичей на реке Пищане и победил их;отчего, прибавляет летописец, русь смеется над радимичами, говоря: «Пищанцыволчья хвоста бегают». Кроме означенных походов на ближайшие славянскиеплемена, упоминаются еще войны с чужими народами: с ятвягами; летописецговорит, что Владимир ходил на ятвягов, победил и взял землю их; нопоследние слова вовсе не означают покорения страны: ятвягов трудно былопокорить за один раз, и потомки Владимира должны были вести постоянную,упорную, многовековую борьбу с этими дикарями. В скандинавских сагахвстречаем известие, что один из норманских выходцев, находившийся в дружинеВладимира, приходил от имени этого князя собирать дань с жителей Эстонии;несмотря на то что сага смешивает лица и годы, известие об эстонской дани,как нисколько не противоречащее обстоятельствам, может быть принято; нонельзя решить, когда русские из Новгорода впервые наложили эту дань, приВладимире ли, т. е. при Добрыне, или прежде. Встречаем в летописях известияо войнах Владимира с болгарами, с какими - дунайскими или волжскими -на это разные списки летописей дают разноречивые ответы; вероятно, былипоходы и к тем и к другим и после перемешаны по одинаковости народногоимени. Под 987 годом находим известие о первом походе Владимира на болгар;в древнейших списках летописи не упомянуто, на каких именно, в другихприбавлено, что на низовых, или волжских, в своде же Татищева говорится одунайских и сербах. Как бы то ни было, для нас важны подробности преданияоб этом походе, занесенные в летопись. Владимир пошел на болгар с дядеюсвоим Добрынею в лодках, а торки шли на конях берегом; из этого видно, чторусь предпочитала лодки коням и что конницу в княжеском войске составлялипограничные степные народцы, о которых теперь в первый раз встречаемизвестие и которые потом постоянно являются в зависимости илиполузависимости от русских князей. Болгары были побеждены, но Добрыня,осмотрев пленников, сказал Владимиру: «Такие не будут нам давать дани: онивсе в сапогах; пойдем искать лапотников». В этих словах предания выразилсястолетний опыт. Русские князья успели наложить дань, привести в зависимостьтолько те племена славянские и финские, которые жили в простотепервоначального быта, разрозненные, бедные, что выражается названиемлапотников; из народов же более образованных, составлявших более крепкиеобщественные тела, богатых промышленностию, не удалось покорить ни одного:в свежей памяти был неудачный поход Святослава в Болгарию. В предании видимопять важное значение Добрыни, который дает совет о прекращении войны, иВладимир слушается; оба народа дали клятву: «Тогда только мы нарушим мир,когда камень начнет плавать, а хмель тонуть». Под 994 и 997 годамиупоминаются удачные походы на болгар: в первый раз не сказано на каких, вовторой означены именно волжские. Мы не будем отвергать известий о новомпоходе на болгар дунайских, если примем в соображение известия византийцево помощи против болгар, которую оказал Владимир родственному дворуконстантинопольскому. Важно также известие о торговом договоре с болгарамиволжскими в 1006 году. Владимир по их просьбе позволил им торговать по Океи Волге, дав им для этого печати, русские купцы с печатями от посадниковсвоих также могли свободно ездить в болгарские города; но болгарским купцампозволено было торговать только с купцами по городам, а не ездить по селами не торговать с тиунами, вирниками, огнищанами и смердами. При Мечиславе начинаются первые враждебные столкновения Руси с Польшею:под 981 годом летописец наш говорит, что Владимир ходил к ляхам и занялгорода их - Перемышль, Червен и другие. Но завоеванием Червенских городовдело не кончилось на западе; летописец упоминает в 992 году еще о походеВладимира на хорватов, а по некоторым спискам в это время Владимир воевал сМечиславом (польским королем) «за многие противности его» и одержал над нимблистательную победу за Вислою; При сыне Мечислава Болеславе Храбром был заключен мир, скрепленныйдополнительно родственным союзом: дочь Болеслава была выдана замуж заСвятополка. КРЕЩЕНИЕ РУСИ Преимущества христианства При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшегозначения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятиехристианства. Религиозная реформа, круто изменившая жизнь многих людей,была подготовлена предшедствующим развитием русских земель и вызвана кжизни политическими причинами. Однако утверждение, что Владимирруководствовался исключительно пониманием государственной пользыхристианства неверно. Очевидно, что без глубокого переосмыслениясобственной жизни, без искреннего обращения в православие Владимир не смогбы действовать столь последовательно и решительно, побуждая, принуждая ккрещению жителей огромной языческой державы. Летописец говорит, что не только христиане, но магометане и иудеиприсылали своих проповедников, дабы склонить Владимира к принятию их веры.Первыми послами были болгары, которые исповедовали магометанство, но когдакнязь узнал что по корану првоверным пологается обрезание и нельзя питьвино, он сказал:”Руси есть веселие пити”. Послы папы римского так жепотерпели неудачу. Выслушав иудеев Владимир спросил, где отечество их.Послы же ответили:”В Иерусалиме, но Бог, разгневавшись на нас, расселил наспо чужим землям”. На что Владимир ответил:”И вы, наказанные Богом,осмеливаетесь учить других, мы не хотим подобно вам лишиться своегоотечества”. Наконец греческий философ, опровергнув своей речью другие веры,рассказал в кратце князю Ветхий и Новый Завет и содержание Библии. В концеразговора он показал картину страшного суда с изображением участи праведныхи грешников. Князь, пораженный, промолвил:”Благо добродетельным и горезлым”.”Креститесь,-отвечал греческий мудрец,-и бубете в раю с первыми”. Далее князь Владимир послал своих послов по разным странам, что бы теузнали, как там все обстоит на деле. Послы, вернувшись, с презрениемотозвались о всех религих, кроме греческой. Про католицизм они сказали, чторелигия их надменная, чопорная. А о греческой вере говорили:”Мы не помнили,где мы находились-на земле или на небе”. Крещение князя Владимира Примерно в 987 г. Владимир со своей дружиной появляется на Балканах и вкачестве союзника союзника императора Василия II участвует в подавлениимятежа Варды Фоки. Эти события способствуют расширению его политическогокругозора и резкому изменению отношения к христианству. Постепенно Владимирсклоняется к решению принять крещение. Но, будучи расчетливым политиком, онвидит, что в создавшейся ситуации, когда от русской дружины зависит судьбаправящей династии, от византийцев можно потребовать очень многого. Дажетого, чего не удалось добиться его предшественникам. В обмен на военнуюпомощь против мятежников император Василий II обешает выдать за русскогокнязя свою сестру Анну. Однако, когда войска Варды Фоки были разгромлены и русская дружинавозвратилась в Киев, византийцы стали затягивать приезд порфиророднойпринцессы. Нарушение договора не было следствием прихоти или произволаимператора Василия II. У князя Владимира было много языческих жен и десятьсыновей от них, которые претендовали на киевский трон. Император не желал,чтобы его сестра пополнила гарем языческого князя. Он мог отпустить царевнув Киев при одном непременном условии. Все предыдущие браки князя Владимирадолжны были быть расторгнуты с тем, чтобы христианский брак был признанединственно законным. Однако скандинавское семейное право оказалосьнесовместимым с христианским правом Византии. С точки зрения христианскойрелигии, сыновья Владимира, рожденные вне христианского брака, былинезаконнорожденными и не имели никаких прав на трон. Для Владимира такаяточка зрения была неприемлема: старшие сыновья были опорой его власти.Переговоры о брачном контракте, по-видимому, закончились провалом, послечего Владимир разорвал союз с Василием II. Чтобы принудить греков к соблюдению договора, Владимир собрав войско,пошел на Херсонес. Осушив городские колодцы, он заставил сдаться город.Заняв его, Владимир отправил послов к Василию и Константину с предложениемотдать их сестру, Анну, ему в жены, угрожая в противном случае подступить кКонстантинополю. Цари ответили, что если князь крестится, то Анну за негоотдадут. Владимир согласился. Цари, упросив сестру дать согласие, послалиее вместе со священниками к русскому царю. В это время, по преданию,Владимир внезапно ослеп. Царевна сказала ему, если он крестится, товылечится от слепоты. Херсонесский епископ совершил обряд крещения и далему имя Василия. По окончании крещения Владимир тотчас же вылечился отслепоты. Киевскому князю было лестно породниться с могущественным императорскимдомом, но Владимир понимал и государственное значение этого брака. Если быон рассматривал его просто как династический союз, вряд ли он затеял бытакое сложное дело как крещение Руси, к которому его никто не принуждал. Христианизация Руси Вместе с Владимиром в Киев прибыли священники корсунские и митрополитМихаил, назначенный Константинополем управлять новой русской церковью. Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Онприказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр,а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный деньпроизошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны. "На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попамицарицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди вводу и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега погрудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы жесовершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на землепо поводу стольких спасаемых душ... Люди же, крестившись расходились подомам. Владимир же был рад, что познал бога и люди его, посмотрел на небо исказал: "Христос Бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этихи дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебяхристианские страны. Утверди в них правую и неуклонную веру и мне помоги,Господи, против диавола, да одолею козни его, надеясь на Тебя и на Твоюсилу." Куда большее сопротивление крещению оказали жители севера и востокаРуси. Новгородцы взбунтовались против присланного в город епископа Иоакима(991). Для покорения новгородцев потребовалась военная экспедиция киевлян,возглавленная Добрыней и Путятой. Теперь киевляне в своем добровольномприобщении к новой вере были склонны видеть преимущество передновгородцами, которых "Путята крестил мечом, а Добрыня огнем". Разумеется, сопротивление христианизации продолжалось на Руси и послекрещения новгородцев. Очаги язычества сохранялись еще вплоть до XIV в. Ивсе-таки именно после 990 г. процесс христианизации, начавшийся как минимумвеком раньше, приобрел необратимый характер. Продолжая политику христианизации, Владимир приглашает греческихмастеров для строительства храмов, с их помощью в Киеве был построенвеличественный каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы(Десятинный) и перенесены в него святые мощи равноапостольной княгиниОльги. Храм этот символизировал собой истинный триумф христианства вКиевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную Русскую Церковь".Другим его важным начинанием было создание церковных школ для детей"нарочитых людей". При этом Владимиру приходилось прибегать к принуждению,поскольку родители не хотели отдавать своих чад, "еще бо не бяху ся утвердиверою", как поясняет летописец. Значение христианства для Руси. Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появиласьновая многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви -Поместная Русская Православная Церковь. Под воздействием Православнойцеркви в жизни руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровнаяместь, полигамия, "умыкание" (похищение) девиц; возросли гражданскаяправоспособность и материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья;стал восстанавливаться нарушенный княжескими междоусобицами мир. Русская церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, сталаисточником и великого культурного творчества, первоначально в крупныхгородах. Своей духовной силой она содействовала также объединению русичей,формируя их культурно-историческую общность и соборность - единствосвободных людей, основанное на совокупной духовности и преданности общейродине. Принятие христианства отвечало историческим нуждам, новой этике иповседневым устремлениям восточных славян. В дальнейшем получилось так, чтоих культура во всех своих чертах оказалась глубоко пронизана православием.Отсюда часто встречавшиеся аскеза, непорабощенность коренным материализмомдаже при бытовом скопидомстве и естественной хозяйственности,долготерпение, широта души и щедрость в общении, братолюбие, сострадание кменьшой братии, жажда решать все дела на по черствым законам, а "по-Божьи".Первоначально эта новая идеология исходила из окрещенных дружин и измонастырей Принятие христианства способствовало приобщению к тысячелетнейхристианской истории ставило перед русским обществом новые культурные,духовные задачи и указывало на средства их решения (освоение многовековогонаследия греко-римской цивилизации, развитие самобытных форм литературы,искусства, религиозной жизни). Заимствование становилось основой длясотруднечества, из осваиваемых достижений Византии постепенно вырасталиранее неведомые славянам каменное зодчество, иконопись, фресковые росписи,житейная литература и летописание, школа и переписка книг. С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились еегосударственные и культурные связи не только с Византией, но и сБалканскими странами и другими государствами Европы. Вступив в Брак сгреческой царевной Анной, князь Владимир породнился и с немецкимимператором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны -Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой Владимир "жил в мире сокрестными князьями - с Болеславом Польским, и со Стефаном Венгерским, и сАндрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".О цезарепапизме на Руси.Новый христианский бог мыслился князьям как их специальный княжеский бог,заменивший собой прежнего Перуна. Он - верховный повелитель князей, дающийим власть, венчающий их на княжение, помогающий им в походах, принимающийих души в свой чертоги. Духовенство, осуществляющее связь светской власти сбогом, это скорее слуги князей, чем слуги бога. Часто княжеская власть, нестесняясь, показывала свою силу: князья не раз сгоняли с кафедры неугодныхим епископов. Это преобладание светской власти над церковной во многомопределило особенность развития Руси, где церковь никогда не стояла вышегосударства. Внутренняя политика и борьба с печенегами Не забывал Владимир и о делах воинских. В 992 году пришли печенеги из-за Сулы; Владимир вышел к ним навстречу на Трубеж подле Переяславля;русские стали на одной стороне реки, печенеги - на другой, но ни те, нидругие не смели перейти на сторону противную. Тогда князь печенежскийподъехал к реке, кликнул Владимира и сказал ему: «выпусти своего мужа, а я- своего, пусть борются. Если твой муж ударит моим, то не будем воеватьтри года; если же наш ударит, то будем воевать три года». Владимирсогласился и, возвратясь в стан, послал бирючей кликать клич по всемпалаткам (товарам): «Нет ли кого, кто б взялся биться с печенегом?» И никтонигде не отозвался. На другой день приехали печенеги и привели своегобойца, а с русской стороны никого не было. Начал тужить Владимир, послалопять по всем ратникам, - и вот пришел к нему один старик и сказал:«Князь! Есть у меня один сын меньшой дома; с четырьмя вышел я сюда, а тотдома остался; из детства никому еще не удалось им ударить; однажды я егожурил, а он мял кожу: так в сердцах он разорвал ее руками». Князьобрадовался, послал за силачом и рассказал ему, в чем дело; тот отвечал: «Яне знаю, смогу ли сладить с печенегом; пусть меня испытают: нет ли где быкабольшого и сильного?» Нашли быка, разъярили его горячим железом и пустили;когда бык бежал мимо силача, то схватил его рукою за бок и вырвал кожу смясом, сколько мог захватить рукою. Владимир сказал: «Можешь бороться спеченегом». На другой день пришли печенеги и стали кликать: «Где же вашбоец, а наш готов!»; Владимир велел вооружиться своему, и оба выступилидруг против друга. Выпустили печенеги своего, великана страшного, и когдавыступил боец Владимиров, то печенег стал смеяться над ним, потому что тотбыл среднего роста; размерили место между обоими полками и пустили борцов:они схватились и стали крепко жать друг друга; русский, наконец, сдавилпеченега в руках до смерти и ударил им о землю; раздался крик в полках,печенеги побежали, русские погнали за ними. Владимир обрадовался, заложилгород на броде, где стоял, и назвал его Переяславлем, потому что борецрусский перенял славу у печенежского; князь сделал богатыря вместе с отцомзнатными мужами. Беспрерывные нападения степных варваров заставили Владимира подумать обукреплении русских владений с востока и юга. «Худо, что мало городов околоКиева», - сказал он и велел строить города по рекам Десне, Остру,Трубежу, Суле и Стугне; но для нас при этом известии важно еще другое, каксоставилось народонаселение этих новопостроенных городов: Владимир началнабирать туда лучших мужей от славян, т. е. новгородцев, кривичей, чуди ивятичей. Если мы обратим внимание на то, что эти новые города были вначалене что иное, как военные острожки, подобные нашим линейным укреплениям,необходимые для защиты от варварских нападений, то нам объяснится значениеслова: лучшие мужи, т. е. Владимир набрал храбрейших мужей,способных для военного поселения. Из самых близких к Киеву городов былипостроены Владимиром Василев на Стугне и Белгород на Днепре; Белгород онособенно любил и населил его: «от иных городов много людей свел в него», - говорит летописец. Города Треполь, Тумащ и Василев соединяли валы. Постройка несколькихоборонительных рубежей с продуманной системой крепостей, валов, сигнальныхвышек сделала невозможным внезапное вторжение печенегов и помогла Русиперейти в наступление. Тысячи русских сел и городов были избавлены отужасов печенежских набегов. Князь Владимир испытывая большую нужду в крупных военных силах,охотно брал в свою дружину выходцев из народа, прославившихся богатырскимиделами. Он приглашал и изгоев, людей, вышедших поневоле из родовых общин ине всегда умевших завести самостоятельное хозяйство; этим князьсодействовал дальнейшему распаду родовых отношений в деревне. Изгойствопереставало быть страшной карой - изгой мог найти место в княжескойдружине. Победы над печенегами праздновались весьма пышно, что также нашлоотражение в летописи. Князь с боярами и дружиной пировал на "сенях" (навысокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. На эти пирысъезжались "посадники и старейшины по всем градом и люди многы". Знаменитыепиры Владимира воспеты и в былинах в полном согласии с летописнымизаписями: Во стольном городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира Было пированьице почестен пир На многих на князей на бояров, На могучиих на богатырей, На всех купцов на торговыих, На всех мужиков деревенскиих. Как пишет С. М. Сольвьев: "в 995 году опять пришли печенеги к городуВасилеву. Владимир вышел против них с малою дружиною, и когда вступил вбитву, то не мог удержаться, побежал и едва укрылся от врагов под мостом.Тут обещался Владимир поставить церковь Св. Преображения в Василеве, потомучто в тот день было Преображение. Избавившись от беды, Владимир точнопоставил церковь и сделал большой праздник, наварил меду и созвал боярсвоих, и посадников, и старшин изо всех городов и всяких людей много, анищим раздал триста гривен. Праздновав восемь дней, Владимир возвратился вКиев на Успение Богородицы и тут опять сделал большой праздник, созвавбесчисленное множество народа". Будучи не только удачливым полководцем, но и опытным дипломатом,Владимир, заключил мирные договоры с королями Венгрии, Чехии и Польши, чемобезопасил западные рубежи своей державы. Это позволило сконцентрироватьвсе силы государства на борьбе с печенегами. Довольно аморфное раннефеодальное государство - Киевскую Русь -правительство Владимира стремилось охватить новой административнойсистемой, построенной, впрочем, на типичном для этой эпохи слияниигосударственного начала с личным: на место прежних "светлых князей",стоявших во главе союза племен, Владимир сажает своих сыновей: Новгород - Ярослав, Полоцк - Изяслав, Туров - Святополк, Ростов -Борис, Муром - Глеб, Древлянская земля - Святослав, Волынь - Всеволод,Тмутаракань - Мстислав. От Киева к этим отдаленным городам прокладываются"дороги прямоезженные", нашедшие отражение в былинах, связывающих их сименем Ильи Муромца. В 997 году Владимир пошел к Новгороду за войском, потому что война,говорит летописец, была сильная и беспрестанная, а печенеги, узнав, чтокнязя нет, пришли и стали около Белгорода; в летописи сохранилось следующеелюбопытное предание о спасении этого города, не единственное междупреданиями разных народов. Когда печенеги обступили Белгород, то сделался внем большой голод; Владимир не мог подать помощи, потому что у него не быловойска, а печенегов было множество. Когда осада все продолжалась, а вместес тем усиливался и голод, то белгородцы собрались на вече и сказали: «Намприходится помирать с голоду, а от князя помощи нет; что ж разве лучше нампомирать? Сдадимся печенегам: кого убьют, а кого и в живых оставят; всеравно умираем же с голода». На том и порешили. Но одного старика не было навече; когда он спросил, зачем сбирались, и ему сказали, что на другой деньлюди хотят сдаться печенегам, то он послал за городскими старейшинами испросил у них: «Что это я слышал, вы хотите передаться печенегам?» Теотвечали: «Что ж делать, не стерпят люди голода». Тогда старик сказал им:«Послушайтесь меня, не сдавайтесь еще три дня и сделайте то, что я велю».Те с радостию обещались слушаться, и он сказал им: «Сберите хоть по горстиовса или пшеницы, или отрубей; все это сыскали. Старик велел женщинамсделать кисельный раствор, потом велел выкопать колодезь, вставить тудакадку и налить в нее раствору; велел выкопать и другой колодезь и вставитьв него также кадку; велел потом искать меду, нашли лукошко меду в княжеймедуше, из него старик велел сделать сыту и вылить в кадку, что стояла вдругом колодце. На другой день он велел послать за печенегами; горожанепошли и сказали им: возьмите к себе наших заложников и пошлите своихчеловек десять к нам в город, пусть посмотрят, что там делается. Печенегиобрадовались, думая, что белгородцы хотят им сдаться, взяли у нихзаложников, а сами выбрали лучших мужей и послали в город посмотреть, чтотам такое, Когда они пришли в город, то люди сказали им: «Зачем вы себягубите, можно ли вам перестоять нас? Хотя десять лет стойте, так ничего намне сделаете, потому что у нас корм от земли идет, не верите - смотритесвоими глазами». Затем привели их к одному колодцу, почерпнули раствору,сварили кисель, пришли с ними к другому, почерпнули сыты и начали естьпрежде сами, а потом дали отведать и печенегам. Те удивились и сказали: «Неповерят наши князья, если сами не отведают». Горожане налили корчагураствора и сыты и дали печенегам; те пришли и рассказали все, что видели.Печенежские князья сварили кисель, отведали, подивились, разменялисьзаложниками, отступили от города и пошли домой. Так или иначе, но подБелгородом печенеги получили какое-то очень убидительное для нихсвидетельство могущество киевского князя. Поэтому вплоть до его смерти ониуже не тревожили рубежей Руси. Об отношениях Владимира к печенегам упоминает также немецкий миссионерБрун, бывший у печенегов в 1007 году: «Мы направили путь к жесточайшим извсех язычников, печенегам, - пишет Брун. - Князь руссов, имеющийобширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясьубедить, чтоб я не шел к такому дикому народу, среди которого я не могснискать душ господу, но только умереть самым постыдным образом. Не моглиубедить меня; он пошел провожать меня до границ, которые он оградил откочевников самым крупным частоколом на очень большое пространство. Когда мывышли за ворота, князь послал старшину своего к нам с такими словами: «Ядовел тебя до места, где кончается моя земля, начинается неприятельская.Ради бога прошу тебя не погубить, к моему бесчестию, жизнь своюпонапрасну. Знаю, завтра, прежде третьего часа, без пользы, без причинывкусишь ты горькую смерть». (Брун говорит, что Владимир имел какое-товидение). Брун пять месяцев пробыл у печенегов, едва не погиб, но успелкрестить 30 человек и склонить старшин печенежских к миру с Русью; когда онвозвратился в Киев, то Владимир по его просьбе, отправил к печенегам сына взаложники и вместе с этим князем отправился епископ, посвященный Бруном.Участь его неизвестна. Кончина князя Владимира и итоги его правления За четверть века своего правления Владимир достиг огромных политическихуспехов, в значительной мере благодаря удивительной интуиции и гибкости. Онникогда не останавливался перед применением силы, но и не злоупотреблял ею,если видел другие способы достижения цели. Он точно знал, когда проявитьжестокость, а когда - уступчивость. Ему удавалось ладить и с соседями, и ссобственным народом, не давая при этом повода усомниться в своей силе. Онне пренебрегал советами духовных лиц и бояр, оказывал должное почтениедружине и умел произвести впечатление на подданных щедростью ихлебосольством. Церковь назвала его Святым, а народ - Красным Солнышком. Илишь в своей собственной семье не смог он обрести мира, ибо его дети былиживой хронологией его побед, сыновьями жен, добытых в качестве военныхтрофеев. И, быть может, матери передали детям толику тех недобрых чувств,которых не могли не испытывать к своему поработителю. Распря междусыновьями была ему расплатой за мир, установленный в державе. На последнем году Владимирова правления против него восстал Ярослав -сын той самой Рогнеды, которую он некогда принудил к замужеству, убив ееотца и братьев. Во многом Ярослав повторял начало политической карьерысвоего отца. Так же, как некогда Владимир, он был посажен на новгородскоекняжение и, подобно своему отцу, опирался на варяжскую дружину, набранную,очевидно, не без помощи своего тестя, шведского короля Олафа. В 1014 г. Ярослав отказался выплачивать в Киев положенную дань, что,естественно, было расценено его отцом как мятеж. Владимир начинаетподготовку к походу на Новгород, однако неожиданно заболевает. 15 июля 1015г. Владимир Святославич скончался. Н. М. Карамзин подвел такой итог княжению князя Владимира: "Сей князь, названный церковию Равноапостольным, заслужил и в историиимя Великого. Довольно, что Владимир, приняв веру спасителя, освятился ею всердце своем и стал иным человеком. Главное право его на вечную славу иблагодарность потомства состоит, конечно, в том, что он поставил россиян напуть истинной веры; но имя Великого принадлежит ему и за делагосударственные. Сей князь, похитив единовластие, благоразумным исчастливым для народа правлением заглодил вину свою; выслав мятежныхварягов из России, употребил лучших из них в ее пользу; смирил бунты своихданников, отражал набеги хищных соседов, победил сильного Мечислава иславный храбростию народ ятвяжский; расширил пределы государства на западе;мужеством дружины своей утвердил венец на слабой главе восточныхимператоров; старался просветить Россию: населил пустыни, основал новыегорода; любил советоваться с мудрыми боярами о полезных уставах земских;завел училища и призывал из Греции не только иереев, но и художников;наконец был недным отцом народа бедного. Горестию последних минут своих онзаплатил за важную ошибку в политике, за назначение особенных уделов длясыновей. Слава его правления раздалась в трех частях мира: древниескандинавские, немецкие, византийские, арабские летописи говорят о нем.Кроме преданий церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых,память сего Великого князя хранилась и в сказках народных о великолепиипиров его, и о могучих богатырях его времени". Список использованной литературы: 1) Карамзин Н.М. "Предания веков" 2) Руднев В.А. "Слово о князе Владимире" 3) Погодин М.П. "Древняя русская история, до монгольского ига" 4) Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей" 5) Рапов О.М. "Русская церковь в IX-XII вв. Принятие христианства" 6) Пашуто В.Т. "Внешняя политика Древней Руси" 7) Карташев А.В. "Очерки по истории русской церкви" т.1 8) Бутромеев "Русская история для всех" 9) "История России" под ред. Венкова А.В., Кислицына С.А. и др. 10) Соловьев С.М. "Сочинения" книга 1 11) "Русская Православная церковь 988-1988", Издание Московской Патриархии 1988 г. 12) Журнал "Вопросы истории" №4 - 97 13) Журнал "Вопросы истории" №8 - 97

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconПравление князя Владимира Великого.
Цель: рассмотреть внешнюю и внутреннею политику Владимира Великого, раскрыть её противоречия: рассмотреть территориальные изменения;...

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Петр I (правление с 1689 по 1725г.) и Екатерина II (правление с 1762 по 1796 г.) – одни из самых заметных фигур мировой истории....

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconРеферат по истории России Тема: «Правление Екатерины ii»

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconЛекція у 2010-2011 навчальному році на тему: «Владимир Даль: «Где родился, там и сгодился»
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Ивановича Даля в 2010-2011 годах отмечает две знаменательные даты: 90-летие...

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconЛ. В. Илляшевич Краткий очерк истории Харьковского дворянства
В XIII столетии появляется название дворян. Так назывались низшие слуги князя, жившие в его доме и исполнявшее разные домашние работы....

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconДобро пожаловать в Одесский Городской Гольф Клуб
Исполнительным органом Клуба является Правление, которое избирается членами Клуба (ссылка на список членов клуба). Правление Клуба...

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconРеферат На тему: “Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева”

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconТуроператор «сакумс»
Украшением монастыря является Успенская церковь (построена в 1495 г.), где находится Чудотворная икона Божьей матери, которой благословили...

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» icon13 октября н ст. (30 октября ст ст.) Память святого михаила, митрополита...
...

Реферат по истории на тему: «Правление князя Владимира I» iconПособие по истории СССР
При изучении Истории России встречаются особые темы, которые ждешь с нетерпением, предвкушая встречу с невероятно интересным материалом....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<