Задача «научить детей читать»




НазваниеЗадача «научить детей читать»
Дата публикации18.03.2014
Размер80 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > Литература > Задача


ГОРОДСКОЙ СЕМИНАР ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКАРЕЙ

«РАБОТА С ДЕТСКОЙ КНИГОЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
П Л А Н

  1. Работа с учителями начальных классов:
    - Проведение библиотечных уроков;
    - Проведение уроков внеклассного чтения;
    - Организация чтения в каникулярное время;

- Участие в конкурсе «Лучший отзыв на современную детскую прозу»

  1. Работа кружка «Читайлик»

  2. Составление рекомендательных списков литературы

  3. Организация книжных выставок

  4. Проведение массовых мероприятий

  5. Обзор литературы, периодических изданий



Вся работа школьной библиотеки с начальной школой построена:

  1. на популяризации детской книги

  2. на формировании потребности в чтении

  3. на внедрении в работу с начальными классами инновационных форм и методов

Задача «научить детей читать» является одной из многих задач, стоящих перед начальной школой. И научить так, чтобы вызвать в ребенке природную заинтересованность, потребность. Ведь чтение - один из основных источников знаний.

Научить ребенка любить книгу, воспринимать ее как источник знаний и мудрости народной, воспитать потребность в общении с книгой - главная задача нашей школьной библиотеки.

Интерес к книге должен формироваться у учащихся с первых дней нахождения ребенка в школе. И традиционными стали библиотечные уроки
для начальной школы, разработанные совместно с учителями начальных классов.

Основными задачами уроков в 1-х являются:

  • формирование у детей общего представления о библиотеке;

  • знакомство с правилами пользования библиотекой и книгой;

  • пробуждение интереса детей к самостоятельному чтению

    1. Урок-экскурсия в школьную библиотеку.

    2. Беседа "Твой друг - учебник".

    3. Театрализованный праздник "Прощание с букварем"

Основные задачи библиотечных уроков во 2 классе:

- Ознакомление детей с расстановкой книг на полках, тематической полочкой и книжной выставкой;

- Закрепление знаний учащихся правил поведения с книгой и правилами пользования библиотекой;

- Формирование умения самостоятельного выбора книги в библиотеке.

  1. Экскурсия в библиотеку. Выбор книги в библиотеке.

  2. Правила общения с книгой.

  3. Абонемент и читальный зал в библиотеке.

Основные задачи в 3 классе:

- Формирование умения самостоятельно выбрать книгу для самостоятельного чтения;

- Углубление знания о структуре книги;

- Формирование интереса детей к самостоятельному чтению.

1. "Как сделана книга"

2. Значение иллюстрации в выборе книги.

3. Иллюстративно-тематическая картотека для учащихся 3-4 классов,

Основные задачи в 4-х классах:

- Продолжать формировать у детей умение самостоятельного выбора книги;
- Формирование у детей умения оперативного поиска информации;
- Углубить знания о структуре книги и значении ее элементов.

  1. Элементы книги и их значение.

  2. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. Практическое занятие

  3. Украинский оберег в творчестве художника-иллюстратора Александра Кошеля

  4. Что читать летом? Читательский дневник,


Просмотр видеоматериала по библиотечным урокам в 4-х классах.
Традиционными стали совместные уроки внеклассного чтения,

Это уроки в 3-х классах:

- «Мой любимый детский журнал»

- «Слово о словах» по одноименной книге Льва Успенского (Раздел «Сказки и были»)

- «Придумай и расскажи свою сказку» О взаимоотношении детей с мамой «О маме»

Это уроки внеклассного чтения в 4-х классах:

- Урок-путешествие "По страницам книг, прочитанных летом" «Сказки Казака Луганского» (Сочини свою сказку, используя список «ключевых» действий»

- «О словарях. Работа с детским энциклопедическим словарем с творческим заданием»

Целью этих уроков является не только знакомство с периодическими изданиями, книгами и энциклопедиями, но и умение читать и вчитываться, замечая строение статьи, сказки, умение творчески подойти к тому или иному заданию.

Так результатом урока «Работа с детским энциклопедическим словарем» явились детские рисунки и планы к словарным статьям.

Второй год вместе с учителями русских классов выбираются книги для чтения летом.

В 2010 году третий класс читал сказки, которые входят в сборник «Наши сказки», К.; Веселка, 1987,- 288 с.

В 2011 году четвертый класс летом читал повесть - сказку «Старик Хоттабыч» Лагина Л,И.

В этом году дети будут читать книги для внеклассного чтения согласно программе 5 класса, и начнут вести читательские дневники.

Каждый год, как итог внеклассного чтения летом, в сентябре в 3 - 4
ассах проводится урок-путешествие по этим произведениям.
^ Просмотр видеоматериалов по урокам внеклассного чтения.
Хочется отметить, что учителя начальной школы ответственно относятся к сохранности учебников детьми. По итогам первого полугодия сохранность учебников в начальных классах составила - 100%. Учащиеся 2 класса отказались от традиционных полиэтиленовых обложек и сделали обложки сами из более плотной пленки, вклеив в учебники таблички по сохранности книг. На уроках труда под руководством классного руководителя подклеивают порванные библиотечные книги.

Второй год учащиеся 4-х классов участвуют в конкурсе «Лучший отзыв на современную детскую прозу». В 2010-2011 у. г. дети читали библиотечную книгу Наталки Сняданко «Країна поламаних іграшок та інші подорожі». Отзывы о книге хранятся в библиотеке в папке «Творчество них читателей». Книга детям понравилась и почти, каждый ребенок, будучи уже пятиклассником, прочитал эту книгу самостоятельно еще раз. В этом году дети писали отзывы по книгам, взятым из городской библиотеки, Щербаченко Тетяни «Пуп Землі, або як Даринка світ рятувала» и Ворониной Леси «Хлюсь та інщі» - в 4А классе, и по книге Сняданко - в 4Б классе. В

этом году дети более творчески написали отзывы. Это были и письма писателю, и письмо другу с рекомендацией прочитать эту книгу.

Для учащихся 4 классов разработана программа кружка «Читайлик». Главной целью кружка является приобщение младших школьников к чтению, способствовать развитию у школьников воображения, фантазии, воспитание квалифицированного читателя, способного осмыслить прочитанное и воспринимать художественное произведение как произведение искусства слова.

Программа кружка состоит из таких тематических разделов:

  1. Вступление

  2. Устная народная мудрость. Пословицы, загадки, колыбельные, считалки.

  3. Волшебный мир сказок. Народная сказка.

  4. Литературные сказки.

  5. Поэтическая шкатулка,

Занятия кружка рассчитаны на 19 часов. Занятия проводятся два раза в месяц.

Во время занятий проводятся различные игры: «Литературное лото», «Много авторов», «Отгадай героя», «Превращение», «Собери росинки»,
«Вечнозеленое дерево загадок». Эти игры не только развлекают детей, но и развивают их воображение, речь, память, внимание.

На каждом занятии кружка обязательным элементом является чтение
вслух. Чтение вслух способствует созданию у школьников образных
Оставлений, воздействует на эмоциональную сферу восприятия. Оно
помогает заинтересовать ребенка, может вызвать у него желание продолжить чтение самостоятельно.

С целью популяризации детской книги для начальной школы составлены рекомендательные списки литературы по темам: «Дивосвіт рідної природи», «Українськи письменники дітям», «Укрїнський оберіг у творчості художника-ілюстратора О.І.Кошеля».

В этом году с целью привлечения к книгам, заинтересовать читателя были обзоры литературы у книжных выставок «Мир сказок и чудес» для 2-3 кл,, «Птахи на крилах весну принесли» для 3-4 кл., «Символи України» и «Український оберіг» для 4 классов.

С целью организации книжной выставки "Детские книги моей семьи" в 3 классе было проведено анкетирование. По итогам анкетирования была организована выставка и проведен обзор книг, в результате которых дети
узнали о любимых детских книжках их родителей, бабушек и дедушек,

^ Показ видеоматериала о выставках детской книги.
Были проведены литературные игры и праздники.

Так для детей 2 класса совместно с классным руководителем была проведена игра-путешествие «Подорож до царства Книги». Дети путешествовали по разным станциям. На станции «Бережливая» рассказывали о правилах обращения с книгой и учебником, мастерили книжные закладки. На горе Сказок дети вспоминали сказки и их главных героев, на планете Музыкальной - пели песни, сказочных героев. А на острове Загадок - отгадывали литературные загадки, которые «росли» на вечнозеленом дереве. А в конце путешествия детей встретила Королева Книга.

^ Показ слайд-шоу «Путешествие в царство Книги»)

Для учащихся 3 класса проводилась литературная викторина по произведениям К.И.Чуковского. Викторина проходила в 2 тура: 1-й «Загадки-отгадки», 2-й - «Узнай сказку»

Для 4-х классов - литературная викторина «В гостях у сказки», приуроченная к Международному дню детской книги. Викторина проводилась в 4 тура: «По сказкам Андерсена», «Узнай героя», «Знаешь ли ты?», «Скорый поезд».

^ Показ видеоматериала о литературной викторине.

Традиционным стал театрализованный праздник «Прощание с Букварем»,
который проводится в мае месяце для учащихся 1-х классов. На празднике
дети встречаются с литературными героями, рассказывают о своей первой и любимой книге - Букваре.

Любому массовому мероприятию, будь то викторина, путешествие, конкурсы и т.д. предшествует определенная работа с детьми и книгой. Это и уроки внеклассного чтения, чтение вслух тех или иных произведений, это и обзоры литературы, это анкетирование, подготовка костюмов, рисунков, реквизитов.

Так в нашей библиотеке появилось «сказочное» зеркало, в котором Королева Книга видит, как дети первого класса читают и обращаются с учебниками. Книголет, на котором прилетает королева Книги и незаметно исчезает, оставляя после себя «Волшебную книгу». Обычно в этой книге лежат вопросы к тому или иному произведению или вопросы к библиотечным урокам.

Незаменимым атрибутом занятий кружка, уроков внеклассного чтения по теме народная мудрость (загадка) является Вечно-зеленое дерево загадок. В зависимости от времени года на дереве появляются «яблоки-загадки», «снежинки - загадки», «цветы - загадки». Загадки могут быть литературными (о сказках, литературных героях) или народными.

На занятиях кружка «Читайлик» используются различные литературные игры:

1) «Необыкновенная математика» - решить «пример».

2) «Собери росинки так, что бы получилась пословица».

3) Игра «Птица - вытынанка».

В эту игру мы с вами сейчас поиграем. Одним из видов вытынанки является
вытынанка - вырыванка. На парном листе тетради обведем ладонь так, чтобы
контур большого пальца находился на сгибе. По контуру вырываем бумагу так, что бы получилось крыло птицы, развернем лист - получим сказочную
птицу вытынанку. А теперь - задание. На каждом «перышке» птицы
написать сказок Г.Х.Андерсена.

Переверните «птицу» и на перьях напишите название сказочных героев.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача «научить детей читать» iconВеселые превращения
Задача: научить детей пользоваться языком поз и движений для передачи содержания образа

Задача «научить детей читать» iconО методике преподавания Закона Божия
Главная задача Воскресной школы ввести детей в жизнь Церкви, но «Воцерковить означает научить, не только жить по-христиански, но...

Задача «научить детей читать» iconЧтобы научить детей разрешать споры ненасильственными методами, снова...
Психологи – практики фиксируют следующие часто встречающиеся конфликтные ситуации среди детей

Задача «научить детей читать» iconОбучение учащихся профессиональных лицеев способам общения колесниченко Татьяна Тимофеевна
Задача педагогов профессиональных лицеев – продолжить эту работу. Научить этому детей может и должен прежде всего педагог мастер...

Задача «научить детей читать» iconМариэтта Чудакова Не для взрослых. Время читать!
И считалось, что много читать в таком возрасте нельзя: врачи уверяли, что может что-то случиться с головой. Ходил слух, что кто-то...

Задача «научить детей читать» iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер с нем.: В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Задача «научить детей читать» iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Задача «научить детей читать» iconФопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и...
Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер с нем.; В 4-х томах. Т. — М.: Генезис,...

Задача «научить детей читать» iconТема аппликация из семян «Подсолнух» Цели
Цели научить детей изготавливать цветы из семян, закрепить навыки по технике безопасности, продолжить знакомство детей со способами...

Задача «научить детей читать» iconНе любите читать?
Основная задача проекта: разрушение стереотипов поощрение свободного диалога, повышения культурного взаимопонимания, укрепление сообщества,...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<