Скачать 54.36 Kb.
|
Урок русского языка в 4 классе ТЕМА: Итоговый урок – путешествие по сказкам « Имя существительное» ЦЕЛИ: подытожить изученное учащимися об имени существительном; развивать аналитико-синтетические умения ; закреплять умение определять род, число, склонение имён существительных ; уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; формировать навыки работы в парах и группах; отрабатывать интерактивные упражнения; закреплять правило написания большой буквы в собственных именах существительных, правописание имён существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий ; воспитывать любовь к сказке, желание больше читать. ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка. ^
Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной ,давайте вспомним законы урока ^ - вести себя спокойно; - не выкрикивать; - быть терпеливым; - дать возможность высказаться своим товарищам; - уважать друг друга. ^ Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи. Это имя зашифровано, Слово это зачаровано, Название предмета обозначает, Всех родов оно бывает. Изменяется по числам, падежам. В речи помогает нам. - Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке? Всему название дано- И зверю, и предмету. Вещей вокруг полным- полно, А безымянных нету. Они слышны и здесь , и там, На улице, и дома, А я зову вас в тёмный лес. Он полон сказок и чудес. - Вы готовы к путешествию? - ^ : Мы в лес за наукой сегодня пойдём Смекалку, фантазию нашу возьмём. С пути никуда, никогда не свернём, Все преграды уберём - А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись ^ - Минутка чистописания - Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки - В путешествие по сказкам Мы отправимся сейчас Существительных немало Встретят на дороге нас. - Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном. ^ » Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что? Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных. ^ - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ. ^ - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная. Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе. ^ - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода. - Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу? - Отгадайте загадку: На сметане мешон На окошке стужон, Круглый бок, румяный бок Покатился …. Колобок 4. Работа над темой урока Покатился Колобок по дорожке А впереди указатель на ножке. ^ Ничего я не пойму. Задание 1.( Работа в парах.) - Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям. - Работать будем в парах 1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( « По щучьему велению» ) 2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( « Царевна – лягушка» ) 3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( « Сказка о царе Салтане» ) ПРОВЕРКА. 1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) . 2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение). 3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение). - С первым заданием вы справились. Снова Колобок в пути Ну, а нам за ним идти. Глядь, стоит избушка. В ней живёт старушка. От неё нам не уйти. Ждут загадки впереди. Задание 2. ( Работа в группах. ) - Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ. ^ - В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ). - Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный) - Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич ) - Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.) - Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора) Проверка – запись ответов на доске лидерами групп. - Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок? ( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.) - Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше. А над нами в чистом небе Гуси- лебеди летят, Поиграть они хотят. Колобок остановился, Над заданием склонился. Задание 3. Упражнение « Ледокол « - Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж. Снегурочка ( В, п. ) Колобок ( И. п. ) Артемон ( Т. п.) Золушка ( П. п. ) Карабас Барабас ( Р. П. ) Иванушка ( Д. п. ) - Определите род имён существительных. И род, и падеж вы можете определять , но вот что- то приустал наш Колобок и решил сделать привал. На привале у дубка Кот увидел Колобка. - Кот учёный просит вас разобраться со словами ^ ПРОВЕРКА Баба сыновья сутки Дед яблоки сани Лиса кони рожь Воротник слуги тесто ( Задание выполняется устно по рядам.) - И коту учёному мы помогли. Колобок наш покатился, У болота очутился. Тут лягушка всех нас ждёт И задание даёт. Задание 5. Лягушка предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание. Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна. - И с заданием лягушки вы справились. Лес прошли и Колобок Преподносит нам урок. Предложу я предложение Вам создать из данных слов. Приступайте, кто готов. ^ - Разобрать предложение по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных. Задание 6. « Рассыпалась поговорка» Ложь, да, сказка, в, намёк, ней- урок, молодцам, добрым. Итог урока. Рефлексия. ( Оцените свою работу на уроке , дорисовав личико Колобку. ) Савченко Л. Г. Министерство образования и науки Украины Донецкая общеобразовательная школа І – ІΙІ ступеней № 112 ИТОГОВЫЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» (РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС) Подготовила учитель начальных классов Савченко Л. Г. |
![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе | ![]() | «Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,... |
![]() | Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков... | ![]() | Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний |
![]() | Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского... | ![]() | Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского... |
![]() | Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала | ![]() | Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация... |
![]() | Бе жизненный, бе покойный, ра рыхлить, ра качать, и давать, и царапать, во будить, во пользоваться | ![]() | Тема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания. Порядок слов в предложении |