Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное»




Скачать 54.36 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное»
Дата публикации24.03.2014
Размер54.36 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 4 классе
ТЕМА: Итоговый урок – путешествие по сказкам « Имя существительное»

ЦЕЛИ: подытожить изученное учащимися об имени существительном; развивать аналитико-синтетические умения ; закреплять умение определять род, число, склонение имён существительных ; уметь различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; формировать навыки работы в парах и группах; отрабатывать интерактивные упражнения; закреплять правило написания большой буквы в собственных именах существительных, правописание имён существительных женского и мужского рода, которые заканчиваются на шипящий ; воспитывать любовь к сказке, желание больше читать.

ОБОРУДОВАНИЕ: карта путешествия, карточки с заданиями, поговорка.

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Сегодня мы с вами должны очень плодотворно поработать, но чтобы наша совместная работа была успешной ,давайте вспомним законы урока

^ ЗАКОНЫ УРОКА

- вести себя спокойно;

- не выкрикивать;

- быть терпеливым;

- дать возможность высказаться своим товарищам;

- уважать друг друга.

^ 2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня на уроке мы поговорим об одной из частей речи.

Это имя зашифровано,

Слово это зачаровано,

Название предмета обозначает,

Всех родов оно бывает.

Изменяется по числам, падежам.

В речи помогает нам.

- Вы догадались, какая часть речи будет сегодня главной на уроке?

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

Они слышны и здесь , и там,

На улице, и дома,

А я зову вас в тёмный лес.

Он полон сказок и чудес.

- Вы готовы к путешествию?

- ^ Тогда давайте скажем все вместе наш девиз:

Мы в лес за наукой сегодня пойдём

Смекалку, фантазию нашу возьмём.

С пути никуда, никогда не свернём,

Все преграды уберём

- А сейчас вы должны по лесной тропке красиво пройтись

^ 3. Актуализация опорных знаний

- Минутка чистописания

- Следите внимательно за указкой и постарайтесь не сойти с тропинки

- В путешествие по сказкам

Мы отправимся сейчас

Существительных немало

Встретят на дороге нас.

- Чтобы преодолеть этот нелёгкий путь, я предлагаю вам поиграть с волшебным кубиком и вспомнить всё, что вы знаете об имени существительном.

^ УПРАЖНЕНИЕ « КУБОВАНИЕ»

Имя существительное- часть речи , которая обозначает название предмета и отвечает на вопросы кто?, что?

Склонение- это изменение существительных по падежам. В русском языке 6 падежей: 1 прямой и 6 косвенных.

^ Собственные имена существительные - пишутся с большой буквы. К собственным именам существительным относятся имена, фамилии людей, клички животных, географические названия. Есть и нарицательные имена сущ.

^ Род - имена сущ. бывают мужского, женского, среднего рода. Род - категория постоянная.

Число – категория непостоянная. Есть имена сущ., которые по числам не изменяются, они употребляются только в единственном или во множественном числе.

^ Ь - после букв ж, ч, ш, щ мягкий знак пишется в именах сущ. женского рода.

- Вот мы и взяли всё необходимое в дорогу. Но одним идти скучно. Кто же нам поможет найти дорогу в тёмном сказочном лесу?

- Отгадайте загадку:

На сметане мешон

На окошке стужон,

Круглый бок, румяный бок

Покатился ….

Колобок

4. Работа над темой урока

Покатился Колобок по дорожке

А впереди указатель на ножке.

^ ЧТО? КАК? ПОЧЕМУ?

Ничего я не пойму.

Задание 1.( Работа в парах.)

- Вы, наверное догадались , что вам необходимо прочитать имена существительные и определить, к какой сказке они относятся и разделить их на три группы по склонениям.

- Работать будем в парах

1. Ведро, прорубь, щука, печь. ( « По щучьему велению» )

2. Болото, лягушка, царь, стрела. ( « Царевна – лягушка» )

3. Бочка, мать, коршун, спаситель, белка, месяц. ( « Сказка о царе Салтане» )

ПРОВЕРКА.

1.Щука, лягушка, стрела, бочка, белка (Ι склонение) .

2.Ведро, болото, коршун, спаситель, месяц, царь (ΙІ склонение).

3. Прорубь, печь, мать (ІΙІ склонение).

- С первым заданием вы справились.

Снова Колобок в пути

Ну, а нам за ним идти.

Глядь, стоит избушка.

В ней живёт старушка.

От неё нам не уйти.

Ждут загадки впереди.

Задание 2. ( Работа в группах. )

- Сейчас вам предстоит работа в группах. Правила работы вам известны. У нас есть лидеры в группах. Они получают задание. Это вопрос – загадка, на который вам необходимо дать ответ.

^ ВОПРОСЫ – ЗАГАДКИ

- В какой деревне живут кот Матроскин и Шарик? ( В деревне Простоквашино ).

- Какая фамилия у Кащея? ( Бессмертный)

- Какое отчество у Добрыни , одолевшего змея Горыныча? (Никитич )

- Куда отправился доктор Айболит лечить зверей? ( В Африку.)

- Как зовут бабушку , от которой убежала вся посуда? ( Федора)

Проверка – запись ответов на доске лидерами групп.

- Каким правилом вы руководствовались при написании слов- отгадок?

( Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.)

- Баба Яга осталась довольна и отпустила Колобка дальше.

А над нами в чистом небе

Гуси- лебеди летят,

Поиграть они хотят.

Колобок остановился,

Над заданием склонился.

Задание 3.

Упражнение « Ледокол «

- Попробуйте отыскать сказочных героев в слове « сказки». С существительными составьте словосочетания, поставив их в указанный падеж.

Снегурочка ( В, п. )

Колобок ( И. п. )

Артемон ( Т. п.)

Золушка ( П. п. )

Карабас Барабас ( Р. П. )

Иванушка ( Д. п. )

- Определите род имён существительных.

И род, и падеж вы можете определять , но вот что- то приустал наш Колобок и решил сделать привал.

На привале у дубка

Кот увидел Колобка.

- Кот учёный просит вас разобраться со словами

^ Задание 4. Сгруппировать слова, но по какому признаку- догадайтесь сами (Сыновья, дед, сутки, лиса, баба, рожь, тесто, яблоки, сани, кони, воротник,слуги)

ПРОВЕРКА

Баба сыновья сутки

Дед яблоки сани

Лиса кони рожь

Воротник слуги тесто

( Задание выполняется устно по рядам.)

- И коту учёному мы помогли.

Колобок наш покатился,

У болота очутился.

Тут лягушка всех нас ждёт

И задание даёт.

Задание 5.

Лягушка предлагает вам выписать имена существительные с шипящими на конце и объяснить их правописание.

Жил- был ёрш…- вертлявый хвост, колючий нос. А дрова сами в избу идут и в печ… лезут. Взял Иван острый меч… Стерегите пшеницу каждую ноч…. У окна сидела царская доч… Марья- царевна.

- И с заданием лягушки вы справились.

Лес прошли и Колобок

Преподносит нам урок.

Предложу я предложение

Вам создать из данных слов.

Приступайте, кто готов.

^ Библиотека, дети, сказки, в, увлекательные, читали, школьная

- Разобрать предложение по членам и частям речи, указать падеж и склонение имён существительных.

Задание 6. « Рассыпалась поговорка»

Ложь, да, сказка, в, намёк, ней-

урок, молодцам, добрым.

Итог урока. Рефлексия. ( Оцените свою работу на уроке , дорисовав личико Колобку. )

Савченко Л. Г.

Министерство образования и науки Украины

Донецкая общеобразовательная школа І – ІΙІ ступеней № 112


ИТОГОВЫЙ УРОК – ПУТЕШЕСТВИЕ

ПО СКАЗКАМ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

(РУССКИЙ ЯЗЫК, 4 КЛАСС)

Подготовила

учитель начальных классов

Савченко Л. Г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 6 классе ф
«Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,...

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков...

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка 2 класс. Тема: Части речи
Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель
Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского...

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconКонспект урока русского языка в 9-ом классе Тема: Использование сложносочиненных...
Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» icon«Коммуникативно ориентированный подход при изучении русского языка»...
Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация...

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 6 классе Тема. Буквы ы, и после префиксов
Бе жизненный, бе покойный, ра рыхлить, ра качать, и давать, и царапать, во будить, во пользоваться

Урок русского языка в 4 классе тема: Итоговый урок путешествие по сказкам «Имя существительное» iconУрок русского языка в 8 классе
Тема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания. Порядок слов в предложении

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<