«Серебряный век» русской поэзии Задание




Название«Серебряный век» русской поэзии Задание
Дата публикации24.03.2014
Размер87.8 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
«Серебряный век» русской поэзии
Задание:

  1. Прочитать материал

  2. Письменно выполнить задания

- Дать определение «серебряного века», сравнить его с «золотым веком» русской поэзии.

- Определить хронологические рамки периода «серебряный век».

  1. Заполнить таблицу



Течение

Хронологические рамки

Представители

Характеристика

Символизм










Акмеизм










Футуризм










Новокрестьян-ские поэты










Вне каких-либо группировок











^ Конец ХІХ – начало ХХ века стал особенным этапом в развитии русской культуры. Это было время, когда древо русской культуры обогащало своими щедрыми плодами не только национальную, но и мировую духовную сокровищницу. Свой «ренессанс» переживала русская религиозно-философская мысль: труды В.Соловьева, С.Булгакова, М.Бердяева, Л.Шестова, Г.Федотова, С.Франка, П.Флоренского и других мыслителей вывели ее на мировой уровень. Широкое международное признание обрел русский театр (К.Станиславский, В.Мейерхольд, В.Комиссаржевская и др.) и русский балет (А.Павлова, В.Нежинский). Новые звезды мирового масштаба взошли и на музыкальном небосклоне (А.Скрябин, С.Рахманинов). Невиданным разнообразием новых направлений, течений и школ взорвалось изобразительное искусство (В. Серов, В.Васнецов, М.Врубель, М.Ларионов, К.Малевич, В.Кандинский, М.Шагал и др.).

Дух полного обновления господствовал и в русской литературе. После почти полувекового господства прозы на русской литературной арене невиданный расцвет испытывает русская поэзия. В истории культуры это время получило название «серебряный век». С образом «золотого века» связывают время Пушкина, который совершил революцию в русской литературе. «Пушкин – наше все», – сказал о нем Достоевский. Вместе с ним в одно и то же время творила целая плеяда талантливых поэтов. Вот почему это время называют «золотым веком русской поэзии». А наименование «серебряный век» закрепилось за коротким периодом 90-е гг. ХІХ ст. – 10-е гг ХХ ст., когда «поэты росли как грибы». Кроме того, если «золотой век» – это широта и грандиозность поставленных задач, высокий трагизм и пророческое предназначение художника, то «серебряный век» характеризуется, в первую очередь, мистицизмом, ницшеанством и кризисом веры, духовности, совести.

Никогда в русской литературе не существовало одновременно столько разнородных направлений, течений, школ, как на рубеже ХІХ ст. – ХХ ст. С 40-х гг. ХІХ ст. и до его конца ведущим литературным направлением в русской литературе был реализм. В начале 90-х гг. возникает модернистская литература, представленная тремя направлениями: символизм, акмеизм и футуризм.

Хронологические рамки символизма как течения в русской литературе невелики: активное существование символизма в русской поэзии насчитывает около 15 лет – с середины 1890-х до 1910-го г. Уже с начала своего формирования ему были присущи две важные тенденции. Первая, мистическая, была теоретически обоснована в знаменитом докладе Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (1893), где он выдвинул «три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». Другая тенденция была представлена творчеством В. Брюсова, у которого доминировало «светское» понимание слова «символ» – он видел в символизме школу с особой техникой поэтической речи. Установки «нового искусства» нашли отражение в знаменитых «трех заветах» В. Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

(«Юному поэту»)
В сущности эти три начала: интуитивно-мистический взгляд на мир, повышенный индивидуализм, видение ценности искусства в том, что только с его помощью можно проникнуть в самые сокровенные тайны бытия – и стали «тремя китами» русского символизма как отношения к миру.

В своем развитии русский символизм прошел два этапа. Первый пришелся на 90-х гг. ХІХ ст. и был связан с именами Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, З. Гиппиус. Их принято называть «старшими» символистами. В начале ХХ в. в литературу пришло новое поколение символистов – «младосимволисты», ярчайшими представителями этого поколения были Андрей Белый, А. Блок, С. Соловьев, В. Иванов. Но всех их объединяет отношение к слову как к многосмысленному посланию. «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении, когда он изрекает на своем сокровенном языке намека и внушения нечто неизглаголемое, неадекватное внешнему слову. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в последней глубине».

Поэтам-символистам свойственен глубокий историзм, с позиций которого видятся и события современности; сугубая музыкальность поэтической строки и широчайший энциклопедизм культурного арсенала: они жадно вбирали в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской литературы и тесно были связаны с русским фольклором.

Общность столь разных поэтов закреплялась в сходном отношении к слову, образу, ритму – отношении новаторском: были введены новые размеры, воцарилась длинная строка, узаконились перепады метра и неточные рифмы. Стихи объединялись в циклы, циклы в сборники.

Кризисным и поворотным в русской литературе ХХ века стал 1910 г.: стала ясна невозможность того мистического синтеза жизни и искусства, к которому были устремлены символисты. Одним из многочисленных симптомов кризиса символизма стало то, что ряд молодых поэтов, которые начинали свое творчество в символистическом русле отмежевываются от него и в 1911 г. организовывают свое объединение – «Цех поэтов». В него вошли Н. Гумилев, возглавивший объединение, С. Городецкий, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Нарбут и др. Название «Цех поэтов» выражало, прежде всего, убеждение Гумилева и его соратников том, что работа со словом – это пусть священное, но ремесло, а поэт – это мастер, не пытающийся состязаться с Богом, переделывая мир по своему разумению (такую цель ставили символисты), а только прославляющий в своих творениях и Бога, и созданный им мир. Позже будет придумано слово «акмеизм» (от гр. «акме» - высшая ступень чего-либо, вершина, расцвет).

Основные принципы поэтики акмеизма:

  1. возвращение слову его ясного, прямого и точного значения;

  2. особое внимание к форме стиха, которая должна быть чеканно-точной, выверенной, поскольку только в этом случае она будет выражать обновленно-ясный взгляд на мир;

  3. графически-четкая образность;

  4. ориентация на Шекспира, Рабле, Вийон, Готье;

  5. как противоположность «вечности» символистов историзм, который проявлялся и в мастерском изображении картин различных эпох, и в открытости современности, и внимание к теме истории и т.д.


Кофейник, сахарница, блюдца,

Пять чашек с узкою каймой

На голубом подносе жмутся,

И внятен их рассказ немой:

Сначала – тоненькою кистью

Искусный мастер от руки,

Чтоб фон казался золотистей,

Чертил кармином завитки.



И вот уже омыты чашки

Горячей черною струей.

За кофием играет в шашки

Сановник важный и седой

Иль дама, улыбаясь тонко,

Жеманно потчует друзей.

Меж тем, как умная болонка

На задних лапках служит ей...

(Г. Иванов)
Поэтическое движение футуризм (от лат. футурум – будущее) возникло в Италии. Категорически отвергая культуру прошлого и настоящего, поэты-футуристы считали своей задачей создание культуры будущего. А поскольку, как и символисты, они уравнивали жизнь и творчество, то, создавая культуру будущего, выполняли и сверхзадачу – приближали само будущее. Футуристическое движение в России не было однородным, а сформировалось из нескольких соперничающих между собой групп:

эгофутуристы, как назвал свою группу Игорь Северянин;

«Мезонин поэтов» – В.Шершневич, Р. Ивнев, Б. Лавренев и др.;

«Гилея», или кубофутуристы – Давид и Николай Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых, В. Каменский, Б. Лифшиц;

«Центрифуга» – Б. Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров.

В России футуризм заявил о себе громко и скандально в 1913 г., когда появилось почти одновременно несколько футуристических сборников и статей, а также манифест футуризма, который назывался «Пощечина общественному вкусу». Высказанные в нем идеи можно свести к следующему:

искусство первично, а действительность вторична, искусство творит жизнь;

отрицание культуры прошлого;

отрицание реальности в искусстве, какое-либо обращение к ней воспринималось как копирование;

утверждение права поэтов «на непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку», право на создание новой поэзии и нового языка, «самовитого слова».

Поэты-футуристы стремились сблизить искусство с жизнью. Вот почему они связывали свою поэзию с живописью, графикой, плакатом, кинематографом. В их стихотворную речь входили разрубленные слова, полуслова, отдельные буквы. С той же целью футуристы придавали смысловое значение внешней форме стиха: писали фигурные стихи, располагали слова в столбик, лесенкой, играли сочетанием типографских шрифтов. Они искали смысловое значение таких элементов формы, как слово- и звукоповторы. Они отказывались от пунктуации. Разрабатывали новые типы рифм и ритма. Образцами новой поэзии могут служить «Железобетонные поэмы» В. Каменского и эксперименты В. Хлебникова:
О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!..

(«Заклятье смехом»)
Борьба футуристов за Новое Искусство нередко приобретала агрессивно-эпатажные формы. Их громкие, необычные стихи, дерзкая манера отвечать на вопросы и не менее дерзкий стиль одежды и поведения (знаменитая желтая кофта Маяковского, чаепитие на сцене перед беснующейся публикой, подвешенный под потолком рояль, «битье графинов о головы публики» и т.п.). Эта скандальность способствовала распространению футуризма в России.

Самобытным явлением русской лирики начала ХХ в. была так называемая «новокрестьянская поэзия», представленная творчеством Н. Клюева, С. Есенина, С. Клычкова, П. Орешина и др. Характерными признаками этого течения были поэтизация крестьянской России, ее моральных ценностей и быта, раскрытие глубинных связей между миром природы и устным народным творчеством. Однако, черпая из источников народной духовности и культуры, «новокрестьянские поэты» одновременно опирались и на достижения русского модернизма.

В разноголосый хор ярких лириков, так или иначе связанных с определенными литературными течениями и школами, вливались голоса поэтов, которые оказались вне каких-либо группировок. Это голоса М. Цветаевой, М. Волошина, Саши Черного и других.

Трагически сложилась судьба поэтов «серебряного века». Трагичной была судьба самой русской культуры: ее удивительный полет был прерван октябрьской революцией, гражданской войной, тоталитарным режимом Сталина. «…этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Н. Гумилева» (В. Крейд).

Многие представители литературы, которые по каким-либо причинам поставили свой талант на службу новой власти, потом очень дорого за это заплатили. Пуля, пущенная В.Маяковским себе в висок, – яркое тому свидетельство.

Такие поэты и писатели, как А.Ахматова, Б.Пастернак, О.Мандельштам, М.Булгаков и др. оказались служить новой власти и поплатились за это. Живя в России, они чувствовали себя духовными изгнанниками и были лишены возможности публиковать свои произведения. А О. Мандельштам был арестован и погиб в ГУЛАГе.

Среди писателей, которые покинули Россию и уехали в эмиграцию, были первый русский лауреат Нобелевской премии И. Бунин, А. Куприн, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, Е. Замятин М. Цветаева, И. Северянин, однако в большинстве своем они прошли через скитания и разочарование от эмиграции, познав горький вкус культурной изоляции, холод чуждых пейзажей, боль тоски по родине. Кое-кто из них вернется на родину только для того, чтобы умереть там от тяжкой болезни, как А. Куприн, или от еще более тяжкого разочарования, как М. Цветаева, добровольно ушедшая из жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconРусский язык 11-б класс
Доработать доклад на литературную тему „Век золотой и век серебряный русской поэзии: поиски, основные тенденции” учащимся

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Серебряный век в русской...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Серебряный век русской литературы...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Золотой век” русской поэзии, связанный с появлением на небосклоне таких “звезд первой величины”, как Пушкин и Лермонтов, несомненно...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconУрок путешествие в «Серебряный век»
Расцвет поэзии в литературе рубежа веков. Поиск новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов,...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconФридрих Ницше и философия в России (сборник статей)
Именно так и случилось в России, где имя Ницше стало символом новой эпохи, осмысленной историками как важнейший период интеллектуальной...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconХудожественные открытия «серебряного века» отечественной поэзии....
А развития русского искусства, получившего название «серебряный век». Продолжить знакомство с особенностями поэтики символизма как...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconГоу впо «Арзамасский государственный педагогический институт им....
Можно с уверенностью утверждать, что традиция живительной влагой питала «словесное древо» поэзии Н. А. Клюева, расцветшее удивительно...

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconКорней Чуковский Антология русской поэзии муха-цокотуха

«Серебряный век» русской поэзии Задание iconЖемчужины поэзии
В воскресенье, 1 апреля в читальном зале Килийской центральной районной библиотеки состоялась встреча с читателями в литературной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<