Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева»




Скачать 202.87 Kb.
НазваниеРеферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева»
Дата публикации24.03.2014
Размер202.87 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Творческий путь В.В. Вересаева

Министерство культуры РФ Смоленский Государственный Институт Искусств Кафедра филологических наук РЕФЕРАТ по литературе на тему «Творческий путь В.В.Вересаева» Преподаватель: Лейкина Я.В. Группа: 1-01 Студентка: Павлова Ж.О. Смоленск, 2000 ПЛАН 1. Введение. 3 2. Творческий путь В.В. Вересаева 4 3. Заключение 16 Список литературы17 Введение Вересаев Викентий Викентиевич родился 4(16) января 1867 г. в городеТуле. Отец Вересаева, Викентий Игнатьевич Смидович,— сын польскогопомещика, лишенного, по семейным преданиям, состояния за участие в польскомвосстании 1830 — 1831 гг. и умершего в бедности; известный в Туле врач, былгласным городской думы, одним из создателей Общества тульских врачей,основателем городской больницы и санитарной комиссии. Мать Вересаева,Елизавета Павловна, воспитала восьмерых детей в строго православном духе,организовала у себя в доме первый в Туле детский сад. Духовная атмосфера всемье, подвижническая общественная деятельность отца оказали сильноевлияние на формирование характера Вересаева. Его отец, Викентий Игнатьевич,воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил «читатьи перечитывать» А. Пушкина и Н. Гоголя, А. Кольцова и И. Никитина, Н.Помяловского и М. Лермонтова. Проводя лето в крохотном имении родителейВладычня, В. Вересаев пахал, косил, возил сено и снопы — отец стремилсяпривить детям уважение к любому труду, ибо считал, что «цель и счастьежизни — труд» («Воспоминания»). На первых порах сын свято чтил идеалы отца.Его дневник и первые литературные опыты красноречиво об этомсвидетельствуют. Поэтом он твердо решил стать еще в тринадцать —четырнадцать лет. Творческий путь В.В. Вересаева Редкое творческое долголетие выпало на долю В. В. Вересаева. 23 ноября(б декабря) 1885 года он, восемнадцатилетним юношей, впервые выступил впечати с художественным произведением — журнал «Модный свет» опубликовалего стихотворение «Раздумье» — и никогда уже не оставлял пера. 3 июня 1945 года, в последний день своей жизни, писатель редактировалсделанный им перевод «Илиады». Шестьдесят лет проработал Вересаев влитературе. И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В.Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашимсовременником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова... Его романы, его повести и рассказы — страницы летописи исканий русскойинтеллигенции в то бурное время. Ю.У. Фохт-Бабушкин считает, что повесть«Без дороги» (1894) рисовала крах народничества, рассказ «Поветрие» (1897)написан в поддержку только-только зарождавшегося марксистского движения,повесть «На повороте» (1901) отражала борьбу марксистов против«экономистов» и либералов, повесть «Два конца» (1899 — 1903) — о вызреваниипротеста в рабочем классе, записки «На японской войне» славилиреволюционные свершения народа в 1905 году, повесть «К жизни» (1908)посвящена глухому времени реакции после поражения первой русской революции,роман «В тупике» (1920 — 1923) — периоду октябрьского переворота в России игражданской войны, роман «Сестры» (1928 — 1931) — годам строительствасоциализма, а самые последние рассказы, и статьи писателя рождены ВеликойОтечественной войной. Таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевскихперсонажей. Его любимые герои нередко переходят из рассказа в повесть, изповести в рассказ, а события чаще развертываются в одних и тех же городах —Пожарске, Слесарске, Томилинске (под этими «псевдонимами» писатель обычноизображал родную Тулу). Все это превращает произведения Вересаева в своегорода цикл — «цепь... повестей, отражающих душевную жизнь «хорошей» русскойинтеллигенции» («Записи для себя»). Как говорил сам писатель в 1935 году навечере, посвященном пятидесятилетию его литературной деятельности, прошлоене знало «ничего подобного тому бешеному ходу истории, подобно курьерскомупоезду мчавшемуся, который на протяжении моей сознательной жизни мнепришлось наблюдать». В эту бурную эпоху он всегда оставался верен своему идеалу,сформулированному еще в молодости. Двадцати двух лет, 24 октября 1889 года,Вересаев записал в дневнике: «...пусть человек во всех кругом чувствуетбратьев, — чувствует сердцем, невольно. Ведь это — решение всех вопросов,смысл жизни, счастье... И хоть бы одну такую искру бросить!». Вересаев уже в гимназии чувствовал эту безоружность своих идеалов и вдневнике мучительно размышлял над вопросом: для чего жить? Он занимаетсяисторией, философией, физиологией, изучает христианство и буддизм и находитвсе больше и больше противоречий и несообразностей в религии. Это былтяжелый внутренний спор с непререкаемым авторитетом отца. Полный тревог и сомнений, отправляется Вересаев в 1884 году учиться вПетербург, поступает на историко-филологический факультет Петербургскогоуниверситета, веря, что там будут найдены ответы, без которых жизньбессмысленна. Поначалу он со всей самозабвенностью молодости отдаетсянародническим теориям, с ними связывает надежды на создание общества людей-братьев. Однако, как впоследствии вспоминал писатель, «в начале восьмидесятыхгодов окончился героический поединок кучки народовольцев с огромнымчудовищем самодержавия... Самодержавие справляло свою победу... Наступиличерные восьмидесятые годы. Прежние пути революционной борьбы оказались неведущими к цели, новых путей не намечалось. Народ безмолвствовал. Винтеллигенции шел полный разброд». Настроение «бездорожья» охватило еебольшую часть. Правда, в 80-е годы достигает сокрушительной силы сатира М. Салтыкова-Щедрина; своими очерками о деревне протестует против бесправия народа ГлебУспенский; усиливаются обличительные тенденции в творчестве В. Гаршина; остремлении даже самых последних бродяг к «вольной волюшке» рассказывает В.Короленко. Но многие из тех, кто еще вчера увлекался народническими идеями,впадают в отчаяние и растерянность, отказываются от общественной борьбы,ищут забвения в поэтических грезах Н. Минского и С. Надсона, популярностькоторых стремительно растет. И Вересаев, всегда проверявший любую теорию тщательным анализом,Вересаев, еще совсем недавно счастливый от того, что обрел «смысл жизни»,разочаровывается в беспочвенных народнических прожектах и одновременно вовсякой политической борьбе. Он пробует отгородиться от тяжелых дум, сголовой уйдя в университетские занятия и литературный труд. Пишет стихи,прочно замкнутые в круге личных тем и переживаний. Лишь здесь, в любви,думается ему теперь, возможна та чистота и возвышенность человеческихотношений, о которой мечталось. Да еще в искусстве: оно, как и любовь,способно облагородить человека. Именно в это трудное для Вересаева время и начался его литературныйпуть. Вскоре после «Раздумья» Вересаев обращается к прозе: первоеопубликованное стихотворение было и одним из последних. «...Во мне что-тоесть, но... это «что-то» направится не на стихи, а на роман и повесть», —отмечал он в дневнике еще 8 мая 1885 года. Первая публикация Вересаева —стихотворение «Раздумье» было напечатано («Модный свет и модный магазин»,1885 г., № 44). Для первой публикации Вересаев выбрал псевдоним В.Викентьев. В 1887 году он пишет рассказ «Загадка», который как бы подвелитоги юношескому периоду творчества и свидетельствовал о начале зрелости.Загадка была опубликована во «Всемирной иллюстрации», 1887 г., т. 38, №9. Может показаться, что «Загадка» мало чем отличается от стихов юногопоэта: тот же молодой герой со своими чуть грустными, чуть показнымираздумьями, не идущими дальше вроде бы сугубо личного и интимного. Однакописатель не случайно именно с «Загадки» исчислял годы жизни в литературе,именно ею открывал свои собрания сочинений. В этом рассказе были намеченыосновные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие еголитературной деятельности. Писатель славил человека, способного силойсвоего духа сделать жизнь прекрасной, спорил, по сути дела, с моднойфилософией Н. Минского, утверждавшего, что «счастье в жертве». Вересаев жедоказывал, что истинное счастье в борьбе, призывал не терять веры взавтрашний день: «Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем!» Правда,ему все еще кажется, что искусство — одно из немногих средств превращениячеловека в Человека. В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, Вересаев поступает вДерптский университет на медицинский факультет. «...Моею мечтою было статьписателем; а для этого представлялось необходимым знание биологическойстороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальностьврача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразныхслоев и укладов» — так в автобиографии объяснял он свое обращение кмедицине. В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провелВересаев шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством. Как и в «Загадке», в первых произведениях, последовавших за ней, темуборьбы за человеческое счастье, за большого и прекрасного человека, темуборьбы со всем, что мешает утвердиться такой личности в жизни, В. Вересаеврешает в плане морально-этическом. От попытки социального решения проблемыон пока далек, а потому, даже черпая из жизни факты откровенно социального,политического звучания, осмысляет их в аспекте морально-психологическом.Так произошло, например, с рассказом «Порыв» (1889). Поводом для егонаписания явились споры молодого писателя с отцом, причем споры социально-политического характера. В рассказе, однако, тема решительно переведена вморально-этический план. Переделка общества с помощью одного лишь искусства либо моральногосовершенствования людей — надежда не менее иллюзорная, чем ставка нарелигию. Но писатель не сдался на милость реакции, как это сделалинекоторые его товарищи по университету; он оставался верен своему идеалуобщества людей-братьев, хоть и весьма туманно представлял себе перспективуборьбы. Свидетельство тому — небольшой рассказ «Товарищи» (1892), надкоторым Вересаев работал около двух лет. И в «Товарищах», повествуя о деградации части русской интеллигенции,Вересаев сосредоточивает свое внимание на моральном оскудении, оставляя встороне политическую ее капитуляцию, место ее, роль и задачи в общественнойборьбе России. И все же активная, воинствующая позиция писателя резкоотличала его от основной массы интеллигенции тех лет, сникшей илидовольствующейся счастьем мещанина. «В «большую» литературу вступил повестью «Без дороги»...» Это слова изавтобиографии Вересаева, написанной на склоне лет. Но и тогда, в 1894 году,именно с повестью «Без дороги» связывал он определение своего жизненногопути. «Без дороги» — повесть о пережитом и передуманном. Это отповедьпоколению, «ужас и проклятие» которого в том, что «у него ничего нет». «Бездороги, без путеводной звезды оно гибнет невидно и бесповоротно...» Повесть написана в форме исповеди-дневника молодого врача ДмитрияЧеканова, не сумевшего претворить в жизнь свои мечты о служении народу. Онотказался от научной карьеры, от обеспеченного и уютного дома, бросил все ипошел на земскую службу. Но его деятельность и деятельность подобных емуподвижников мало что меняла в положении народа, который, привыкнувненавидеть барина, отвечал Чекановым недоверием и глухой враждебностью. Вересаев отверг народническую программу создания общества людей-братьев. Но взамен ничего предложить не мог. Фраза из дневника: «Истина,истина, где же ты?..» — стала главным вопросом жизни Вересаева начала 90-хгодов. Этой мыслью он жил в Дерпте, эта мысль не оставляла его в Туле, кудаон приехал заниматься врачебной практикой после окончания Дерптскогоуниверситета в 1894 году; с этой мыслью он отправился в том же году вПетербург, где устроился сверхштатным ординатором в Боткинскую больницуВересаеву необходимо было найти те реальные общественные силы, которые исостоянии построить общество людей-братьев. Повесть «Без дороги» получила продолжение в «Поветрии». В 1895 — 1896гг. Вересаев сотрудничал в журнале «Русское богатство». Там он познакомилсяс Михайловым, но их сближение не было длительным. Сотрудничал он и вжурнале «Жизнь». В 1899 г. он познакомился с Максимом Горьким; в дальнейшемписатели сотрудничали в издательстве «Знание» и «Книгоиздательствописателей в Москве». Вересаев ищет такой жанр, где публицистика и собственно художественноеписание совместились бы органически. Так он приходит к «Запискам врача» (1895 — 1900). В книге этой сновавозникает излюбленная вересаевская тема — история «обыкновеннейшего,среднего» трудового интеллигента, история о том, как формировалось егомировоззрение. Но если убеждения героев «Без дороги» и «Поветрия»складывались в спорах, идущих в узком кругу интеллигенции, то в «Записках»писатель показал и доказал, что сама логика жизни превращает всякогочестного и» ищущего интеллигента в революционера. Герой Вересаева впервые столь решительно вышел на просторы жизни иужаснулся бесправному положению народа, классовому неравенству, деградацииобщества, где «бедные болеют от нужды, богатые — от довольства». Он понял,что наука, власть, закон — все на службе лишь у людей обеспеченных. И герой«Записок врача», от чьего имени ведется повествование, приходит кубеждению, что для спасения людей необходимо прежде всего бороться заустранение тех условий, которые «делают молодых стариками, которыефактически сокращают и без того короткую человеческую жизнь». С 1890-х гг. определяется главная тема творчества Вересаева — духовныеискания русской демократической интеллигенции в тесной связи с переживаемойею сменой общественно-политических умонастроений. В 1901 г. Вересаев пишетповесть «На повороте». Один из героев повести «На повороте», Владимир Токарев, пройдя черезссылку, отказывается от былых революционных убеждений, видя в них даньобычному безрассудству молодости. В конце 90-х — начале 900-х годов заметно меняются представленияписателя о роли и значении искусства. В «Прекрасной Елене» (1896) и«Матери» (1902) он, как и в «Загадке», отстаивает могучую силухудожественного образа, облагораживающего и возвышающего человека. Но врассказе 1900 года «На эстраде» появляется еще и новый, весьма существенныймотив. Писатель утверждает, что только то искусство оправдывает своеназначение, которое помогает борьбе за светлые идеалы человечества. Этимутверждением Вересаев бросал вызов эстетическим принципам декадентов. В 1899 году он пишет рассказ о судьбе переплетного подмастерья —«Конец Андрея Ивановича», в 1903 году продолжает его рассказом о горестяхжены Андрея Ивановича — «Конец Александры Михайловны» («Честным путем»).Они были объединены в повесть «Два конца». Впервые Вересаев написалповесть, где центральными героями стали не интеллигенты, а рабочие. Он всеближе подходил к горьковскому направлению в литературе. Вересаев и раньше всегда старался держаться событий и фактов, которыесам наблюдал, с которыми непосредственно сталкивался. Обратившись кизображению людей, куда менее ему знакомых, нежели интеллигенты, он ещестроже придерживается фактического материала. За образами Андрея Ивановичаи Александры Михайловны стоят совершенно реальные прототипы — хозяева тойквартиры, где жил Вересаев в 1885 — 1886 годах. Даже фамилию героев он невыдумал, взял ту, что носил дед хозяина квартиры, — Колосов. Все этопридает повести силу документа, но рабочих — практиков революции — он зналплохо, его окружением были революционно настроенные интеллигенты. Общуюкартину рабочего движения он представлял себе весьма смутно. Поэтому вповести «Два конца» революционные рабочие оказались отодвинутыми на второйплан и были изображены весьма схематично. «Два конца» сильны своейкритической направленностью. Центральными героями повести Вересаева сталилюди, осознавшие, «что они живут, а жизни не видят», люди, в то же времясдавшиеся перед страшными условиями своего существования. Это и определилоих «конец». Андрей Иванович Колосов сочувственно слушает разговоры о равноправииженщин и вместе с тем не хочет признать свою жену полноценным человеком,бьет ее, запрещает учиться и работать, потому что ее, дело — хозяйство, еедело — о муже заботиться. У него «есть в груди вопросы, как говорится... —насущные», он соглашается, «что нужно стремиться к свету, к знанию... кпрояснению своего разума», но утешение находит в трактире. Знакомство с революционерами — «токарем по металлу из большого..пригородного завода» Барсуковым и его товарищем Щепотьевым — убеждает его,«что в стороне от него шла особая, неведомая жизнь, серьезная итруженическая, она не бежала сомнений и вопросов, не топила их в пьяномугаре, она сама шла им навстречу и упорно добивалась разрешения». Но онничего не делает, чтобы приобщиться к «бодрой и сильной» жизни. Так итянулось это постылое существование без будущего, без борьбы, без«простора», и больной, никому не нужный, кроме жены, Андрей Ивановичумирает от ,чахотки. Жизнь его жены еще безотраднее. В переплетной мастерской, тойсамой, где работал Андрей Иванович, а после его смерти АлександраМихайловна, к девушкам и женщинам относились совсем иначе, чем кпереплетным-подмастерьям. «С подмастерьями считались, их требованияпринимались во внимание. Требования же девушек вызывали лишь негодующеенедоумение». За то, чтоб жить, жить хоть впроголодь, женщине приходилосьпродавать себя мастеру, хозяину мастерской — всем, от кого зависит, быть лиженщине сытой или умереть в нищете. Писатель показывает, как рушатсянадежды Александры Михайловны на «честный путь». В «Двух концах» социальные симпатии автора очевидны: они связаныс рабочими-революционерами Барсуковым и Щепотьевым. Но и Барсуков иЩепотьев появлялись на страницах повести мельком, влияние их на судьбыгероев и развитие сюжета было незначительным. Вересаев не раз собирался изменить финал «Конца Андрея Ивановича»:Колосов выздоравливает и примыкает к революционному движению. В архивеписателя сохранилась инсценировка рассказа, сделанная много лет спустя.Сюжет повести заметно изменен. Андрей Иванович попадает на, маевку рабочих,помогает соседке Елизавете Алексеевне прятать нелегальную литературу, акогда революционерку арестовывают жандармы, больной и ослабевший Колосовговорит: «Сотни других на ее место станут! Пожара теперь не потушить!» Деятельность Вересаева обращает на себя внимание властей. В апреле1901 года его увольняют из больницы, на квартире у писателя производятобыск, а в июне постановление министра внутренних дел запрещает ему втечение двух лет жить в столичных городах. Он уезжает в родную Тулу, где.находится под надзором полиции. Но и там активно участвует в деятельностиместной социал-демократической организации, сближается с Тульским комитетомРСДРП, который возглавлялся рабочим С. И. Степановым, врачом-хирургом П. В.Луначарским (братом А. В. Луначарского) и другими твердыми «искровцами»,впоследствии, после раскола партии, ставшими большевиками. Ряд заседанийкомитета проходил в доме Вересаева. Писатель помогал комитету деньгами,устраивал литературно-художественные вечера, денежные сборы от которых тожешли на революционную работу. Департамент полиции установил тщательноенаблюдение за Вересаевым; но, несмотря на это, он активно участвует вподготовке первой рабочей демонстрации в Туле, происшедшей 14 сентября 1903года. По заданию комитета РСДРП он пишет прокламацию «Овцы и люди», ееразбрасывали во время демонстрации. Да и в его творчестве — в «Записках врача», в повестях «На повороте»,«Два конца» — симпатии явно на стороне революционно настроенных рабочих. Наэто обращала внимание уже критика тех лет: «...г. Вересаев оказалсясопричисленным к... странной новой плеяде босяцкого Гомера, МаксимаГорького», — подобными высказываниями пестрели тогда рецензии напроизведения Вересаева. «Сам писатель неоднократно признавался, что отношения с М. Горьким ему«страшно дороги» (письмо В.Вересаева М.Горькому от 16 сентября 1900 г.)»1Их сближение произошло на рубеже двух веков. Еще в 90-е годы М. Горькийотметил тяготение Вересаева к острейшим социальным проблемам дня, уловилсозвучность настроений автора «Без дороги» и «Конца Андрея Ивановича»некоторым собственным настроениям. М. Горький включает произведенияВ.Вересаева в большинство изданий, в которых сам принимает участие,привлекает к сотрудничеству в издательстве «Знание», объединившем наиболеепрогрессивных русских писателей. Вероятно, на отношения этих лет,предшествовавших 1905 году, прежде всего и опирался М.Горький, когда многопозже писал В.Вересаеву: «...всегда ощущал Вас человеком более близким мне,чем другие писатели нашего поколения. Это — правда. Это — хорошая правда;думаю, что я могу гордиться ею».________________________________________________________________________________1.Вересаев В.В. — М.: Правда, 1980.— 400 с. Врач Вересаев никогда не забывал напомнить читателю, сколь человекзависим от своей биологической первоосновы. Всячески подчеркивалось еевлияние на поступки Чеканова, Токарева, героев «Двух концов». Вересаевуказалось, что биологический инстинкт подчас побеждает в человеке все, дажеинстинкт классовый. По своей природе человек пока слишком несовершенен,потому и не готов в ближайшее время построить общество людей-братьев.Социалистической революции должен предшествовать довольно длительный периоднравственного «усовершенствования» людей. События 1905 года поначалу властно захватили писателя. Он было совсемуже отказался от своих недавних сомнений, но поражение восставшего народаусилило его опасения. 1905 год, таким образом, завершил второй периодтворчества писателя, когда Вересаев, несмотря на колебания, шел Смарксистами-ленинцами. Начинается новый период, наиболее противоречивый исложный. В июне 1904 года, как врач запаса, Вересаев был призван на военнуюслужбу и вернулся с русско-японской войны лишь в начале 1906 года! Там, в далекой Маньчжурии, он окончательно приходит к выводу, чтосуществующий строй изжил себя. Об этом он поведал читателю в записках «Наяпонской войне» (1906 — 1907) и в примыкающем к ним цикле «Рассказы ояпонской войне» (1904 — 1906). «На японской войне» — кульминационноепроизведение дооктябрьского творчества Вересаева. Писатель впервые стольопределенно раскрыл тему двух властей — власти самодержавной и властинародной. В последних главах записок, посвященных дороге домой, по районам, гдевласть перешла к стачечным комитетам, В. Вересаев рассказал, как разительноотличались два мира — старый мир бюрократического равнодушия к человеку имир новый, мир свободы. Но стоило эшелону, в котором, ехал писатель,попасть в районы, где хозяйничало военное командование, как начиналасьзнакомая «бестолочь», хамское отношение к человеку. Здесь, на родине, Вересаев задумывает в 1906 году большую вещь ореволюции. Однако вскоре оставляет эту повесть и пишет другую — «Кжизни», в которой ставит под сомнение успех революционной борьбы ипредлагает новую программу переустройства мира. Размышляя о причинах поражения первой русской революции, В. Вересаевпришел к выводу, что подтвердились его былые сомнения. Он продолжаетмечтать о революции, но считает ее делом будущего, пока же главной задачейему представляется воспитание человека, моральное его совершенствование.Так рождалась теория «живой жизни», а вместе с тем и повесть «К жизни»,предлагающая идеалистическую по своей сути программу моральногосовершенствования человека. Поиски нового «смысла жизни» целиком связаны сглавным героем Константином Чердынцевым, от лица которого ведется рассказ.Пережив увлечение и революцией, и мещанским идеалом сытого довольстванастоящим, и декадентством, Чердынцев во второй части повести обретаетистинный, по мнению писателя, смысл жизни. Подлинное счастье людей вблизости к крестьянскому труду, связанному с «матушкой-землей», впостоянном общении с вечно юной природой; именно таким путем и возможнонравственное совершенствование человека. Теория «живой жизни» сильноотдавала толстовством. Повесть «К жизни» встретили в штыки и революционные круги иреакционная пресса. Своим оптимизмом, своей верой в созидательныевозможности человечества В. Вересаев противостоял реакционерам,оплевывавшим революцию и человека. Но в то же время он уводил читателя всторону от социальной борьбы. И его осудили те, кто продолжал звать народна бой с царизмом. Вплоть до грозных дней 1917 года писатель занимает двойственнуюпозицию. Себя он, как и раньше, считает социал-демократом, марксистом.Держится резко оппозиционно к самодержавной власти. Достаточно вспомнитьего отказ от звания почетного академика. В конце 1907 года Вересаев срадостью принимает предложение М. Горького стать одним из редакторовсборника, в котором предполагалось участие В. И. Ленина и А. В.Луначарскогo. На посту председателя правления и редактора«Книгоиздательства писателей в Москве» В.Вересаев ведет войну сдекадентами, отстаивая реализм, намеревается сделать из «Книгоиздательства»центр, противостоящий литературе буржуазного упадка. В октябре 1917 года Россию потряс новый революционный взрыв. Кактолько В. Вересаев воочию убедился, что начался новый штурм самодержавия,он пошел с народом: в 1917 году Вересаев работает председателемхудожественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов вМоскве. Задумывает издание дешевой «Культурно-просветительной библиотеки».В 1919 году, с переездом в Крым, становится членом коллегии феодосийскогонаробраза, заведует отделом литературы и искусства. Позже, при белых, 5 мая1920 года, на его даче проходила подпольная областная партийная конференциябольшевиков. В газетах даже появились сообщения, что Вересаев расстрелянбелогвардейцами. Вернувшись в 1921 году в Москву, он много сил отдает работе влитературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса,созданию советской литературной периодики (был редактором художественногоотдела журнала «Красная новь», членом редколлегии альманаха «Наши дни»).Его избирают председателем Всероссийского союза писателей. Вересаеввыступает с лекциями перед молодежью, в публицистических статьях изобличаетстарую мораль и отстаивает новую, советскую («Об обрядах старых и новых»,например). Переломные моменты развития вересаевского творчества всегдасопровождались стремлением писателя определить для себя задачи искусства.«Загадка», «На эстраде» имели именно такое значение. И теперь он пишетрассказ «Состязание» (1919), крайне существенный для уяснения егоэстетических позиций. Состязание на лучшую картину, «изображающую красотуженщины», по единодушному решению толпы, выиграл не убеленный сединамиДважды-Венчанный, исходивший полсвета в поисках идеальной «высшей красоты»,а его ученик Единорог, для которого подлинно прекрасной оказалась«обыкновенная девушка, каких везде можно встретить десятки». Истинноеискусство видит наивысшую красоту земли в простом народе, оно обращено кнароду, главный судья для художника — народ. Таков «символ веры» Вересаева. Отношение его к революции было вместе с тем по-прежнему сложным. Роман«В тупике» (1920 — 1923) подтверждает это. «Я махнул рукою и занялся изучением Пушкина и писанием воспоминаний, —самое стариковское дело», — сообщал он М.Горькому вскоре После окончанияромана «В тупике» (письмо от 23 мая 1925 г.). У Вересаева, пожалуй, не былоболее трудной поры, чем начало 20-х годов. Кризис этих лет оказался кудатяжелее кризиса, который пережил В. Вересаев во времена повести «К жизни».Тогда он заблуждался, но субъективно ощущал себя на линии огня. Сейчас он,никогда не сомневавшийся, что дело писателя - «звать народные массы засобою, а не плестись в хвосте их настроений», оказался от всякой попыткивести за собой читателя. Кризис был мучителен. И снова на помощь приходит «живая; жизнь»,теперь уже как практическое средство самоуспокоения. ««Эх, вся этаугрюмость, отчаяние, неприятие жизни, — как они вдруг становятся чуждыми инепонятными, когда человек начнет дышать чистым воздухом полей, моря илигор, когда солнце начнет горячо ласкать его обнаженную «кожу»... однимлучом солнца можно перестроить всю душу человека и жизненно страшноесделать смешным и нестрашным», — рассказывал он в одном из писем 20-хгодов.»2 В.Вересаев часто уезжает из Москвы, живет на юге, в Коктебеле,усиленно занимается садом. Но «живая жизнь» оставляла его не у дел и потому не приносилауспокоения. Он был писателем, заменить литературу садом не мог. И он решилпойти к заводской молодежи; снял комнату невдалеке от завода «Красныйбогатырь», в подмосковном селе Богородском, за Сокольниками, и прожил здесьоколо полутора лет. «Свел много знакомств с рабочими и работницами... —пишет В. Вересаев в своих неопубликованных воспоминаниях об истории работынад романом «Сестры». — Бывал в комсомольской ячейке», ходил по цехам, в________________________________________________________________________________2.Вересаев В.В. — М.: Правда, 1980.— 400 с.общежитие. Результатом явилась целая серия произведений о молодежи —рассказы «Исанка» (1927), «Мимоходом» (1929), «Болезнь Марины»(1930),.роман «Сестры» (1928 — 1931). В произведениях о молодежи В.Вересаев сумел уловить многие острейшие проблемы дня, включился в шедшийтогда спор о новой морали — любви, семье. Именно с них начинаетсяпоследний, четвертый, период творчества Вересаева: писатель возвращался кактивной общественной позиции. Много сил отдает он литературоведческой ипублицистической работе, стремясь говорить с самым широким читателем. А исподволь работал над книгой, которая оказалась его последней илучшей книгой, своего рода книгой итогов. Ее творческая история сложна и доконца не ясна. Замысел книги, названной «Без плана», возник у Вересаева всередине 20-х годов. Он отдал этой работе двадцать лет из шестидесяти,посвященных литературе, и вложил в нее весь свой писательский опыт. «Безплана» — по сути, книга всей его жизни: многие страницы почти дословновоспроизводят заметки из дневников и записных книжек еще 80 — 90-х годовпрошлого века, а последние строки относятся к 1945 году; к году смертиписателя. Книга быстро росла, и в 30-х годах автор разделил ее на три цикла:«Невыдуманные рассказы о прошлом», «Литературные воспоминания» и «3аписидля себя». Но работа над циклами продолжалась. Возраст брал свое, уходилисилы, а книга все больше увлекала Вересаева, хотелось успеть подытожитьмноголетние размышления о смысле революционных бурь в России, о судьбахискусства, об обязанностях человека перед человечеством и перед самимсобой. Дневник, который писатель тщательно вел с юных лет, в 1942 — 1943годах почти целиком заполняется набросками для книги. На обычныеповседневные записи уже не остается ни энергии, ни времени. Только изредкапрорываются между рукописями миниатюр строки беспокойства: успею ли?«Смертная усталость... В душе отчаяние. Нет сил так жить...» Рождаются все новые рассказы, мемуарные очерки, записи, возникаетзамысел еще двух циклов — «Невыдуманные рассказы о настоящем» и «Выдуманныерассказы». Незадолго до смерти писатель решил систематизировать весьнакопившийся материал, но так и не успел сделать этого до конца. Жанр «Без плана» необычен. Вересаев определил его в подзаголовке так:«Мысли, заметки, сценки, выписки, воспоминания, из дневника и т. п.». Ихсотни, сотни документальных новелл и миниатюр — от довольно крупныхмемуарных очерков до совсем коротеньких рассказов, просто отдельныхнаблюдений и замечаний автора порой всего в несколько строк, — спаянных вединое произведение. Русская литература, пожалуй, не знает другогоподобного примера. Но появление такого жанра в творческой биографииВересаева вполне логично, больше того — это снова итог, итог в определенииписателем своей художнической индивидуальности. Вересаев всегда тяготел к автобиографизму, к изображению фактапережитого, виденного или кем-то сообщенного. В искусстве есть два пути кправде: обобщение многочисленных фактов в вымышленном образе и выбор дляизображения какого-то реального факта, однако содержащего в себе широкийтипический смысл. Оба пути достаточно ярко представлены в историилитературы, оба закономерны и оправданны. Таланту В. Вересаева был ближевторой. Причем Вересаев пересматривает свою точку зрения не только нареволюционные события, потрясшие век, но и на перспективы строительстваобщества людей-братьев. Заключение В молодости Вересаев, увлекаясь народничеством, надеялся достичьобщества людей-братьев путем морального совершенствования человечества.Позже он пришел к выводу, что без революционного слома действительности необойтись, но ему должен предшествовать долгий период воспитания народа. Всвоей последней книге писатель продолжает считать, что создание обществалюдей-братьев еще потребует огромных усилий: мало изменить государственныйстрой, надо изменить человека, его отношение к ближнему. На первый взглядэто та же теория «живой жизни», где просто переставлены компоненты, —теперь уже сначала революция, а потом совершенствование человека. Но, посуществу, писатель приближается к точке зрения, согласно которойреволюционный переворот — не финал борьбы, а только начало строительстванового общества. О Вересаеве мы знаем не так уж и много, может быть, потому, что влитературных источниках слабо а иногда и вообще не отражен его творческийпуть. Можно так же отметить, что у многих советских авторов жизнь Вересаеварассматривается только с точки зрения коммунистической идеологии. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вересаев В.В. — М.: Правда, 1980.— 400 с. 2. Вересаев В.В. Собр. соч. в 5-и т., тт. 1-4, Москва; Правда, 1961 г. 3. Русские писатели. 1800 — 1917 : Биографич. Словарь. | редкол. : П.А. Николаев (гл. ред.) и др. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей, с.28 — 30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему:«Сны и их роль в художественной литературе»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат на тему: Д. Боттезини. Творческий портрет

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconУрок презентация «Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина»
Урок — презентация «Жизненный и творческий путь Л. Н. Толстого. Роман «Анна Каренина», история написания»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему: Творчество ЧингизаАйтматова

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по детской литературе на тему: «Носов Н. Н.»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему: «Проблема нравственного выбора»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему: «Лицей Пушкина» Работу

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему «эволюция филосовских взглядов л. Н. Толстого»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему: «жизнь и творчество марины цветаевой»

Реферат по литературе на тему «Творческий путь В. В. Вересаева» iconРеферат по литературе на тему: «Лица серебряного века. М. И. Цветаева»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<