«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы




Скачать 154.62 Kb.
Название«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы
Дата публикации03.04.2014
Размер154.62 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ КИРОВСКОГО РАЙОННОГО В г. ДОНЕЦКЕ СОВЕТА

ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №83

ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА

Тема урока

«Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки)


Подготовили:

Абашкина Н.А., учитель

русского языка и литературы

Гутникова Т.А.,

учитель математики и

информатики
c:\users\user\desktop\matita_17-1109101056.jpg


^ ДОНЕЦК - 2014

Интегрированный урок в 5 классе
Тема. «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»)
Цель урока:

формировать умение выражать впечатление о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи;

развивать речь,умение сопоставлять пейзажные образы в поэзии с созданными в других видах искусств, способствовать овладению художественными образами, выразительными средствами языка;

воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе.
Оборудование: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, репродукции картин русских художников Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, А.К. Саврасова; музыка А.Вивальди, романс С.Рахманинова «Весенние воды».
^ Ход урока
1. Организация класса

2. Слово учителя
Ребята, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд.
Слайд


1

и

с

к

у

с

с

т

в

о













2

ф

о

р

т

е

п

и

а

н

о




3

с

л

о

в

о




4

п

о

л

о

т

н

о







5

к

р

а

с

о

т

а



1.Мастерство, ремесло.

2.Широко распространенный музыкальный инструмент,клавишно-струнный, молоточковый.

3. Одна из основных единиц языка.

4. Ткань, на которой рисуют картины.

5.Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
^ 3. Слово учителя

В кроссворде спрятано такое знакомое, простое и многогранное слово «весна». «Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна».Так говорил о весне русский писатель Михаил Пришвин.
–А какие ассоциации вызывает у вас это слово? Давайте составим ассоциативную пирамиду.
^ 4. Составление ассоциативной пирамиды
Слайд

ВЕСНА



капель


солнце



ручей

птицы



тепло

цветы



улыбки

возрождение

пробуждение

радость



^ 5. Слово учителя
Слайд
Слово «весна» ключевое в теме нашего урока «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»).
Ребята, вы получите сегодня возможность почувствовать, что весна – особое время года, долгожданное и волнующее. Волнующее всех людей, а особенно творческих, людей искусства: поэтов, художников, музыкантов.

Предлагаю вам послушать прекрасную музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются – «Времена года». Это цикл концертов Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес Чайковского (1876), балет Глазунова (1899).


Слайд
Антонио Вивальди (1678-1741)– итальянский скрипач, дирижёр, композитор, создатель жанра инструментального концерта, педагог.Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Вивальди – профессионального скрипача собора св. Марка. Антонио получил церковное образование, за рыжий цвет волос его прозвали «рыжим священником».

«Времена года»–цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трёх частях, и каждый концерт изображает одно время года.

«Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет – своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Весна

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.
Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Весна»

(слайд-шоу)
^ 6. Беседа с учащимися:

– Какое настроение создает музыка Вивальди?

– Как звучит музыка?

– Какие образы возникают?

– Какие звуки вы слышите?

^ 7. Слово учителя

Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат в пассажахскрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны.
^ 8. Слово учителя
Слайд

Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы по-особому чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И.И.Левитан, А.И.Куинджи, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин.

– Ребята, как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж)

– А художник, рисующий пейзажи? (Пейзажист)

Предлагаю вашему вниманию работы выдающихся русских пейзажистов ХІХвека.

c:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\васильев.jpg


У художника Фёдора Александровича Васильева(1850 – 1873) есть картина «Оттепель».

– Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник?

– Какие цвета преобладают в картине? Какое настроение они создают?
^ 9. Слово учителя

На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.

По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди.

– Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь?
Слайд
c:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\саврасов портрет.jpg

Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 – 1897) «Грачи прилетели».

c:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\саврасов грачи прилетели.jpg


Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне.
^ 10. Беседа с учащимися:

– Какие чувства вызвала у вас эта картина?

– Что вы слышите, глядя на картину? (Слышно, как перекликаются птицы в вышине и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев)
Звучит музыкальная композиция «Хрустальная грусть»
Слайд
А вот картина Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900) «Март».c:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\левитан картины\3.jpgc:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\левитан картины\портрет левитана.jpg

Картина «Март» – общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых.

Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев.

Кажется, картина «Март» известна каждому школьнику. Все мы помним этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома… И, конечно, мохнатую лошадку, пригревшуюся на солнышке возле крыльца усадьбы. Кажется, что нет ничего проще этого пейзажа. Но сколько в нем нежной мелодии, тонкого и тихого очарования!
^ 11. Беседа с учащимися:

–Найдите приметы весны на картине. (Редкие проталины, раскрытые ставни на окнах, двери настежь, скворечник)

–Какие цвета преобладают в произведении?

–Опишите мартовский снег и солнце.
^ 12. Слово учителя

Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный – его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков – снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах.

Пейзаж «Март» Левитана – один из самых поэтических в мировой живописи. Сам бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы, художник позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения.
^ 13. Слово учителя

Ощущение весны творческие люди передают, используя разные средства: художник рисует красками, музыкант пользуется звуками, а поэт – словами.

«Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни», – писал немецкий поэт Генрих Гейне.

Самое начало весны описывает в своём стихотворении «Весенние воды» прекрасный русский поэт ХІХ века Фёдор ИвановичТютчев (1803–1873), в лирике которого тема природы занимает особое место.
^ 14. Выразительное чтение учащимся стихотворения Ф.Тютчева«Весенние воды»
Слайд
Весенние водыc:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\тютчев портрет.jpg

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...


Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!


Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!

^ 15. Беседа с учащимися:

–Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль?

–О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтвердите строчками из стихотворения.

–Разбейте его на части.

–Какая картина кажется необычной? (^ Вода будит, гласит;дни румяные водят хоровод, толпятся)

–Понаблюдай, как рисует поэт. Какие краски использует? (Поэт использует холодные и тёплые тона: белый снег, румяный, т. е. розовый).

–Кого оживляет автор? (Воду, весну, майские дни)

–С кем сравнивает? (Воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми)

– А кто такие гонцы? (Гонец – тот, кто является вестником, приносит весть)

– Какая часть речи главная в стихотворении? Почему?Что они характеризуют? (Преобладают глаголы, они характеризуютдвижение воды, весны)

– Есть ли особые звуки в произведении?

– Какие звуки повторяются? (Повторяется согласный звук [б] и шипящий [ш], они помогает передать начинающееся движение воды)

– Какой образ самый выразительный в стихотворении? А какой характер у весенних вод? (Задорный, весёлый, они улыбаются, кричат, ведут себя дерзко)

– Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (О том, что всё проснётся от зимнего сна)

– Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней)
^ 16. Слово учителя

Слайд

С.В.Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию… У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы».

– Ребята, а вам знакомо имя Сергея Васильевича Рахманинова?
Верно. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) – выдающийся дирижёр, пианист и композитор XX столетия,в совершенстве владел выразительными средствами фортепиано.c:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\рахманинов.jpg

Как музыка – вдохновительница поэзии, так и поэзия – вдохновительница музыки. Читая любимых поэтов – А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина – С.Рахманинов не мог удержаться от того, чтобы сразу, со сборником в руках, не сесть за рояль, и – мелодия выливалась из глубины души. Так родился романс «Весенние воды» на стихи Ф.Тютчева.
Звучит романс Рахманинова«Весенние воды»


Музыкальный образ весенних вод

из романса

«Весенние воды» С.В.Рахманинова

^ 17. Слово учителя

Кстати, будущий композитор начал учиться музыке, когда ему было всего 4 года. Одно из самых прекрасных своих произведений – романс «Весенние воды»–много лет спустя Сергей Рахманинов посвятил своей первой учительнице Анне Дмитриевне Орнатской.

В романсе «Весенние воды» изображается стремительное, безудержное движение юных сил весны.

– Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны? (Стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии; быстрый темп; яркая, громкая динамика; богатое, насыщенное сопровождение)
^ 18. Беседа с учащимися:

– Ребята, а любите ли вы дождь?

– Знаете, как в толковом словаре определятся «дождь»? «Жидкие атмосферные осадки, которые выпадают из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; если размер меньше – то это морось». Как скучно и сухо!

А тепер закройте на минуту глаза и представьте «свой» дождь. Не смейтесь – дождь, действительно, у каждого свой. Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет – с одинаковыми воспоминаниями, восприятием дождя, тяжелых капель, легкой измороси, любимого зонтика, босых ног в луже. Такие воспоминания нужно беречь – именно они помогают людям оставаться людьми, чувствовать природу. Попробуйте записать свои мысли в виде синквейна или мини-сочинения «Мой дождь», а можете воспользоваться карандашами, фломастерами и нарисовать свой дождь.
^ 19. Выполнение творческой работы
Слайд (Образец синквейна)

Весна.
Теплая, долгожданная.
Приходит, оживляет, воодушевляет.
Чудесная пора любви.
Солнце.

Звучит музыка «Волшебные звуки природы» (слайд-шоу)
^ 20. Проверка творческого задания
21. Слово учителя
А вот как говорит о дожде Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892), русский поэт ХІХ века, тонкий лирик, чуткий художник слова.

Выразительное чтение учащимся стихотворения А.Фета «Весенний дождь»
Весенний дождьc:\users\user\desktop\урок на конкурс 2014\портреты\портрет фета.jpg

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым медом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.
^ 22. Беседа с учащимися:

– Каким настроением наполнено стихотворение?ёгким, свежим, воздушным)

– Сколько раз в стихотворении употребляется слово «дождь»?оэт не употребляет ни разу само слово «дождь», вместо этого в стихотворении присутствуют слова «завеса», «золотая пыль»)

– В тексте стихотворения А.Фет не называет прямо цвета и краски, и всё же краски, которыми нарисован словесный пейзаж, можно выделить.

– Найдите в тексте эпитеты и определите их значение.

– Представьте, каким будет дождь. (Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым»)
Слайд

– А знаете ли вы, название какого цветка в переводе с греческого означает «цветок дождей»? (Гиацинт, его цветение приходится на сезон дождей.Гиацинт - символ умиравшей и воскресавшей природы, поскольку, увядая, прекрасный цветок спустя несколько месяцев возрождался вновь)
^ 23. Викторина «Назови моё имя» (фото весенних цветов на экране)
Слайд«Подснежник» (Удивительный характер у подснежника. Зацветет еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю)
Слайд «Ландыш» (Маленькие фарфоровые колокольчики стали для людей символом весны. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоен на их аромате. Недаром и присловье есть такое в народе: «Ландыши – дыши!»)

О первый ландыш! Из-под снега

^ Ты просишь солнечных лучей;

Какая девственная нега

В душистой чистоте твоей!

А.А.Фет
Слайд «Примула» (Чудесный дар весны.В Древней Руси первоцвет любовно называли «баранчики», «первенец», «кудель», «барашки» (очевидно, за опушённые листья), «ряст» (оттого, что рано цветёт)
^ Слайд «Тюльпан» (Своё название цветок получил от персидского слова «тюрбан». Тюльпан – символ счастья и радости)

Не сумели разогнать тоску,

Мрачные февральские туманы.

И печаль ложится на строку,

Но сегодня я грустить не стану!

Трогательной вестью о весне,

Вытянув листочки торопливо

Зацвели тюльпаны на окне,

Ярко и божественно красиво!

А.А.Фет
Учитель. Пусть весна скоротечна, но она эффектно привечает нас, удивляя заново своими сокровищами. И так хочется удержать в памяти это чудо – нежные и в то же время стойкие первоцветы.
^ 24. Итоги урока
Учитель. Мы познакомились с удивительными творениями разных авторов. Но что объединяет великих художников, изобразивших разными средствами восхитительное время года? (Они показали нам разную весну. И в душе каждого человека своя весна. Но она имеет нечто общее:дарит радость, несёт надежду, стремление к новой жизни, обновлению и любви)
Слайд

«Всё ново весной! Да и сами весны всегда такие новые – ни одна не похожа на другую, в каждой есть что-то своё, что придает ей особую, неповторимую прелесть» (Люси Мод Монтгомери, канадская писательница, 1874-1942)
25. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева или А.А.Фета.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconА. А. Фет тончайший лирик родной природы
А. Вивальди «Времена года». «Весна», романса А. Е. Варламова «На заре ты ее не буди»; видеозапись с изображением картин Б. Борисова-Мусатова...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconТема: Зима. Весна
Организовать тренировку учащихся по оперированию лексическим материалом по теме «Зима. Весна» в речи на уровне предложения

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы icon«Студенческая весна»
«Украина» прошел ежегодный фестиваль «Студенческая весна – 2009», в котором принимали участие творческие коллективы около 40 вузов...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconП. Новопетровка, Бердянск
Описание: детский оздоровительный лагерь "Весна" расположен в 15 км от центра г. Бердянска на берегу Азовского моря. Детский центр...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconЖенщина Весна Любовь праздничное шоу к 8 Марта
...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconТрускавец Санаторий "Весна"
Санаторий "Весна" расположен в центральной части города в 300 м от бювета минеральных вод, центральной курортной поликлиники, бальнеоозокеритолечебницы...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconСанаторий "Весна", г. Трускавец
Расположение: Санаторий "Весна" расположен в центральной части города в 300 м от бювета минеральных вод, центральной курортной поликлиники,...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconТема : С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна,...
Тема: С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». «Березка» (Русская народная песня)

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы icon«Весна, весна! Как высоко, на крыльях ветерка, ласкаясь к солнечным лучам, летают облака!»
Забавные конкурсы, веселые и очень задорные игры, загадочные розыгрыши, занимательные творческие классы, настольные игры, вечерний...

«Весна! Весна! Заветная пора!» Весна в произведениях литературы iconX юбилейная Международная универсальная выставка-ярмарка «Весна в Гомеле»
«Весна в Гомеле» пройдет с 20 по 23 мая 2009 года в помещении манежа легкой атлетики «Динамо» по улице Юбилейная, 52. Выставку организует...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<