Скачать 154.62 Kb.
|
![]() ![]() ![]() ![]() ДОНЕЦКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА Тема урока «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки) Подготовили: Абашкина Н.А., учитель русского языка и литературы Гутникова Т.А., учитель математики и информатики ![]() ^ Интегрированный урок в 5 классе Тема. «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки») Цель урока: • формировать умение выражать впечатление о музыкальном, литературном произведении, произведении живописи; • развивать речь,умение сопоставлять пейзажные образы в поэзии с созданными в других видах искусств, способствовать овладению художественными образами, выразительными средствами языка; • воспитывать умение восхищаться неповторимой красотой родной природы, духовной красотой, которая присутствует в природе. Оборудование: мультимедийное оборудование; тексты стихотворений Ф.Тютчева, А.Фета, репродукции картин русских художников Ф.А.Васильева, И.И.Левитана, А.К. Саврасова; музыка А.Вивальди, романс С.Рахманинова «Весенние воды». ^ 1. Организация класса 2. Слово учителя Ребята, чтобы определить тему нашего урока, вам необходимо разгадать кроссворд. Слайд
1.Мастерство, ремесло. 2.Широко распространенный музыкальный инструмент,клавишно-струнный, молоточковый. 3. Одна из основных единиц языка. 4. Ткань, на которой рисуют картины. 5.Всё красивое, прекрасное, всё то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. ^ В кроссворде спрятано такое знакомое, простое и многогранное слово «весна». «Бывает, что-то не клеится, плохо выходит, и в то же время чувствуешь что-то хорошее. Вспомнишь о хорошем и поймешь: это весна».Так говорил о весне русский писатель Михаил Пришвин. –А какие ассоциации вызывает у вас это слово? Давайте составим ассоциативную пирамиду. ^ Слайд ВЕСНА капель солнце ручей птицы тепло цветы улыбки возрождение пробуждение радость ^ Слайд Слово «весна» ключевое в теме нашего урока «Весна! Весна! Заветная пора!» (Весна в произведениях литературы, живописи, музыки»). Ребята, вы получите сегодня возможность почувствовать, что весна – особое время года, долгожданное и волнующее. Волнующее всех людей, а особенно творческих, людей искусства: поэтов, художников, музыкантов. Предлагаю вам послушать прекрасную музыку Антонио Вивальди «Времена года. Весна» История музыки знает четыре знаменитых интерпретации темы времен года. Эти произведения так и называются – «Времена года». Это цикл концертов Вивальди (1723), оратория Гайдна (1801), цикл фортепьянных пьес Чайковского (1876), балет Глазунова (1899). Слайд Антонио Вивальди (1678-1741)– итальянский скрипач, дирижёр, композитор, создатель жанра инструментального концерта, педагог.Учился игре на скрипке у своего отца Джованни Вивальди – профессионального скрипача собора св. Марка. Антонио получил церковное образование, за рыжий цвет волос его прозвали «рыжим священником». ![]() «Времена года»–цикл из четырех концертов для солирующей скрипки с оркестром. Каждый из концертов в трёх частях, и каждый концерт изображает одно время года. «Времена года» Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Каждому из концертов композитор предпослал сонет – своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди. Весна Весна грядет! И радостною песней Полна природа. Солнце и тепло, Журчат ручьи. И праздничные вести Зефир разносит, точно волшебство. Вдруг набегают бархатные тучи, Как благовест звучит небесный гром. Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Цветов дыханье, шелест трав, Полна природа грез. Спит пастушок, за день устав, И тявкает чуть слышно пес. Пастушеской волынки звук Разносится гудящий над лугами, И нимф танцующих волшебный круг Весны расцвечен дивными лучами. Звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года. Весна» (слайд-шоу) ^ – Какое настроение создает музыка Вивальди? – Как звучит музыка? – Какие образы возникают? – Какие звуки вы слышите? ^ Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат в пассажахскрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. ^ Слайд Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Красоту родной природы по-особому чувствуют художники. Среди них такие известные творцы прекрасного, как И.И.Левитан, А.И.Куинджи, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин. – Ребята, как называется картина, изображающая природу? (Пейзаж) – А художник, рисующий пейзажи? (Пейзажист) Предлагаю вашему вниманию работы выдающихся русских пейзажистов ХІХвека. ![]() У художника Фёдора Александровича Васильева(1850 – 1873) есть картина «Оттепель». ![]() – Что вы думаете о погоде того дня, который изобразил художник? – Какие цвета преобладают в картине? Какое настроение они создают? ^ На этой картине художник изобразил весну, вступающую в свои права. Мы видим дорогу, «разбухшую от подтаявшего снега». На дальние поля легли синие тени. Сочетание коричневых, серых, желтоватых тонов усиливает впечатление грусти. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности. По народному поверью, в день Герасима 17 марта прилетают с зимовки грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречают люди. – Вы, наверное, уже догадались, о какой картине у нас пойдет речь? Слайд ![]() Верно, рассмотрим картину Алексея Кондратьевича Саврасова (1830 – 1897) «Грачи прилетели». ![]() Художник изобразил мотив весенней пробуждающейся природы, с тающим снегом и первым весенним дыханием. В изображении лирического восприятия родной природы художник показал внутреннюю красоту невзрачного по своему внешнему облику пейзажа. Снег еще холодный, зимний, а рядом талая вода. На картине мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домами и баньками на задах дворов. Березки еще не распустились, их ветки словно качаются в воздухе. Небо с легкими облаками – это уже весеннее дыхание. А вокруг уже неугомонные первые вестники весны – грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о весне. ^ – Какие чувства вызвала у вас эта картина? – Что вы слышите, глядя на картину? (Слышно, как перекликаются птицы в вышине и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы деревьев) Звучит музыкальная композиция «Хрустальная грусть» Слайд А вот картина Исаака Ильича Левитана (1860 – 1900) «Март». ![]() ![]() Картина «Март» – общепризнанный шедевр Исаака Левитана, настоящее событие в русской живописи. Полотно написано в 1895 году, во время поездки в имение Турчаниновых. Картина писалась стремительно, в несколько сеансов, без подготовительных этюдов. Оказалось, что до Левитана ни один художник не показывал раннюю весну так ярко и живописно. Зато впоследствии мотив ранней весны стал излюбленным в творчестве многих живописцев. Кажется, картина «Март» известна каждому школьнику. Все мы помним этот рыхлый тающий снег с удивительными прозрачно-синими тенями, тянущиеся к ярко-синему небу тонкие рыжие ветки берез и осин, ярко-желтую от солнца стену дома… И, конечно, мохнатую лошадку, пригревшуюся на солнышке возле крыльца усадьбы. Кажется, что нет ничего проще этого пейзажа. Но сколько в нем нежной мелодии, тонкого и тихого очарования! ^ –Найдите приметы весны на картине. (Редкие проталины, раскрытые ставни на окнах, двери настежь, скворечник) –Какие цвета преобладают в произведении? –Опишите мартовский снег и солнце. ^ Настроение пробуждающейся природы Левитан передал, главным образом, через изображение мартовского солнца – ослепительно яркого, радостного, лучезарного. Снег на картине тоже удивительный – его состояние Левитан передает с помощью множества цветовых оттенков – снег как будто дышит, блестит и тает прямо на глазах. Пейзаж «Март» Левитана – один из самых поэтических в мировой живописи. Сам бесконечно влюбленный в тихую прелесть русской природы, художник позволяет и нам прикоснуться к чарующему ее обаянию, услышать песню ее весеннего пробуждения. ^ Ощущение весны творческие люди передают, используя разные средства: художник рисует красками, музыкант пользуется звуками, а поэт – словами. «Прелесть весны познается только зимою, и, сидя у печки, сочиняешь самые лучшие майские песни», – писал немецкий поэт Генрих Гейне. Самое начало весны описывает в своём стихотворении «Весенние воды» прекрасный русский поэт ХІХ века Фёдор ИвановичТютчев (1803–1873), в лирике которого тема природы занимает особое место. ^ Слайд Весенние воды ![]() Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: "Весна идет, весна идет, Мы молодой весны гонцы, Она нас выслала вперед! Весна идет, весна идет, И тихих, теплых майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней! ^ –Что отражает название стихотворения, тему или его главную мысль? –О чём оно? О какой весне говорит поэт? Подтвердите строчками из стихотворения. –Разбейте его на части. –Какая картина кажется необычной? (^ –Понаблюдай, как рисует поэт. Какие краски использует? (Поэт использует холодные и тёплые тона: белый снег, румяный, т. е. розовый). –Кого оживляет автор? (Воду, весну, майские дни) –С кем сравнивает? (Воду с человеком, приносящим весть (гонцы), весну с девушкой, майские дни с детьми) – А кто такие гонцы? (Гонец – тот, кто является вестником, приносит весть) – Какая часть речи главная в стихотворении? Почему?Что они характеризуют? (Преобладают глаголы, они характеризуютдвижение воды, весны) – Есть ли особые звуки в произведении? – Какие звуки повторяются? (Повторяется согласный звук [б] и шипящий [ш], они помогает передать начинающееся движение воды) – Какой образ самый выразительный в стихотворении? А какой характер у весенних вод? (Задорный, весёлый, они улыбаются, кричат, ведут себя дерзко) – Подумайте, о чём может мечтать весенняя вода? (О том, что всё проснётся от зимнего сна) – Сделай вывод. (Стихотворение пронизано бурной радостью от наступления весны и ожиданием майских дней) ^ Слайд С.В.Рахманинов писал: «Меня очень вдохновляет поэзия. После музыки я больше всего люблю поэзию… У меня всегда под рукой стихи. Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они — как сёстры-близнецы». – Ребята, а вам знакомо имя Сергея Васильевича Рахманинова? Верно. Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943) – выдающийся дирижёр, пианист и композитор XX столетия,в совершенстве владел выразительными средствами фортепиано. ![]() Как музыка – вдохновительница поэзии, так и поэзия – вдохновительница музыки. Читая любимых поэтов – А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Фета, Ф.Тютчева, И.Бунина – С.Рахманинов не мог удержаться от того, чтобы сразу, со сборником в руках, не сесть за рояль, и – мелодия выливалась из глубины души. Так родился романс «Весенние воды» на стихи Ф.Тютчева. Звучит романс Рахманинова«Весенние воды» ![]() Музыкальный образ весенних вод из романса «Весенние воды» С.В.Рахманинова ^ Кстати, будущий композитор начал учиться музыке, когда ему было всего 4 года. Одно из самых прекрасных своих произведений – романс «Весенние воды»–много лет спустя Сергей Рахманинов посвятил своей первой учительнице Анне Дмитриевне Орнатской. В романсе «Весенние воды» изображается стремительное, безудержное движение юных сил весны. – Какие средства музыкальной выразительности используются в романсе «Весенние воды» для создания образа безудержного, радостного движения весны? (Стремящаяся вверх интонация, скачки в мелодии; быстрый темп; яркая, громкая динамика; богатое, насыщенное сопровождение) ^ – Ребята, а любите ли вы дождь? – Знаете, как в толковом словаре определятся «дождь»? «Жидкие атмосферные осадки, которые выпадают из облаков. Диаметр капель от 6-7 до 0,5 мм; если размер меньше – то это морось». Как скучно и сухо! А тепер закройте на минуту глаза и представьте «свой» дождь. Не смейтесь – дождь, действительно, у каждого свой. Как нет двух людей с одинаковыми отпечатками пальцев, так и нет – с одинаковыми воспоминаниями, восприятием дождя, тяжелых капель, легкой измороси, любимого зонтика, босых ног в луже. Такие воспоминания нужно беречь – именно они помогают людям оставаться людьми, чувствовать природу. Попробуйте записать свои мысли в виде синквейна или мини-сочинения «Мой дождь», а можете воспользоваться карандашами, фломастерами и нарисовать свой дождь. ^ Слайд (Образец синквейна) Весна. Теплая, долгожданная. Приходит, оживляет, воодушевляет. Чудесная пора любви. Солнце. Звучит музыка «Волшебные звуки природы» (слайд-шоу) ^ 21. Слово учителя А вот как говорит о дожде Афанасий Афанасьевич Фет (1820 – 1892), русский поэт ХІХ века, тонкий лирик, чуткий художник слова. Выразительное чтение учащимся стихотворения А.Фета «Весенний дождь» Весенний дождь ![]() Ещё светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет. А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса. Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит. ^ – Каким настроением наполнено стихотворение?(Лёгким, свежим, воздушным) – Сколько раз в стихотворении употребляется слово «дождь»?(Поэт не употребляет ни разу само слово «дождь», вместо этого в стихотворении присутствуют слова «завеса», «золотая пыль») – В тексте стихотворения А.Фет не называет прямо цвета и краски, и всё же краски, которыми нарисован словесный пейзаж, можно выделить. – Найдите в тексте эпитеты и определите их значение. – Представьте, каким будет дождь. (Надвигающийся весенний дождь тёплый, звонкий, ласковый – именно такой дождь издавна люди зовут «грибным» или «слепым») Слайд – А знаете ли вы, название какого цветка в переводе с греческого означает «цветок дождей»? (Гиацинт, его цветение приходится на сезон дождей.Гиацинт - символ умиравшей и воскресавшей природы, поскольку, увядая, прекрасный цветок спустя несколько месяцев возрождался вновь) ^ Слайд«Подснежник» (Удивительный характер у подснежника. Зацветет еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю) Слайд «Ландыш» (Маленькие фарфоровые колокольчики стали для людей символом весны. Когда распускаются ландыши, кажется, сам воздух в лесу настоен на их аромате. Недаром и присловье есть такое в народе: «Ландыши – дыши!») О первый ландыш! Из-под снега ^ Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! А.А.Фет Слайд «Примула» (Чудесный дар весны.В Древней Руси первоцвет любовно называли «баранчики», «первенец», «кудель», «барашки» (очевидно, за опушённые листья), «ряст» (оттого, что рано цветёт) ^ (Своё название цветок получил от персидского слова «тюрбан». Тюльпан – символ счастья и радости) Не сумели разогнать тоску, Мрачные февральские туманы. И печаль ложится на строку, Но сегодня я грустить не стану! Трогательной вестью о весне, Вытянув листочки торопливо Зацвели тюльпаны на окне, Ярко и божественно красиво! А.А.Фет Учитель. Пусть весна скоротечна, но она эффектно привечает нас, удивляя заново своими сокровищами. И так хочется удержать в памяти это чудо – нежные и в то же время стойкие первоцветы. ^ Учитель. Мы познакомились с удивительными творениями разных авторов. Но что объединяет великих художников, изобразивших разными средствами восхитительное время года? (Они показали нам разную весну. И в душе каждого человека своя весна. Но она имеет нечто общее:дарит радость, несёт надежду, стремление к новой жизни, обновлению и любви) Слайд «Всё ново весной! Да и сами весны всегда такие новые – ни одна не похожа на другую, в каждой есть что-то своё, что придает ей особую, неповторимую прелесть» (Люси Мод Монтгомери, канадская писательница, 1874-1942) 25. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение Ф.И.Тютчева или А.А.Фета. |
![]() | А. Вивальди «Времена года». «Весна», романса А. Е. Варламова «На заре ты ее не буди»; видеозапись с изображением картин Б. Борисова-Мусатова... | ![]() | Организовать тренировку учащихся по оперированию лексическим материалом по теме «Зима. Весна» в речи на уровне предложения |
![]() | «Украина» прошел ежегодный фестиваль «Студенческая весна – 2009», в котором принимали участие творческие коллективы около 40 вузов... | ![]() | Описание: детский оздоровительный лагерь "Весна" расположен в 15 км от центра г. Бердянска на берегу Азовского моря. Детский центр... |
![]() | ... | ![]() | Санаторий "Весна" расположен в центральной части города в 300 м от бювета минеральных вод, центральной курортной поликлиники, бальнеоозокеритолечебницы... |
![]() | Расположение: Санаторий "Весна" расположен в центральной части города в 300 м от бювета минеральных вод, центральной курортной поликлиники,... | ![]() | Тема: С. Дрожжин «Пройдет зима холодная». Е. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!». «Березка» (Русская народная песня) |
![]() | Забавные конкурсы, веселые и очень задорные игры, загадочные розыгрыши, занимательные творческие классы, настольные игры, вечерний... | ![]() | «Весна в Гомеле» пройдет с 20 по 23 мая 2009 года в помещении манежа легкой атлетики «Динамо» по улице Юбилейная, 52. Выставку организует... |