Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни»




Скачать 114.98 Kb.
НазваниеКонтрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни»
Дата публикации09.04.2014
Размер114.98 Kb.
ТипКонтрольная работа
uchebilka.ru > Литература > Контрольная работа
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Русские народные песни

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ» НА ТЕМУ: «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ» СТУДЕНТКИ 1 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО Ф-ТА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ЗАВЕРИНОЙ Н.В. МОСКВА 1999 «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ» СОДЕРЖАНИЕ. 1. Песни календарных праздников. 3 2. Песни детства 8 3. Песни свадьбы 9 4. Песни рабочих 11 5. Литература. 12 Песни календарных праздников. Жизнь земледельца зависит от природы, и потому еще в глубокойдревности люди старались на нее воздействовать. Появились обряды, цельюкоторых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота,семейное изобилие и благополучие. Время совершения обрядов совпадало сосроками работ по выращиванию урожая. С течением времени земледельческий календарь причудливо соединялся скалендарем христианских праздников. Этот календарь представляет собой вкратком виде следующий комплекс. Зимние праздники. Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старомустилю). Рождество – 25 декабря. Святые вечера – с 25 декабря по 1 января. Васильев день – 1 января. Страшные вечера – с 1 января по 6 января. Крещение – 6 января. Масленица – восьмая неделя перед Пасхой. Весенне-летние праздники. Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия. Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между22 марта и 25 апреля). Егорьев день – 23 апреля. Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделяпосле Пасхи. Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи. Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи. Аграфена Купальница – 23 июня. Иван Купала – 24 июня. Петров день – 29 июня. В каждый из праздников совершались определенные обрядовые действия ипелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов и песен былаодна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарнымпесням свойственно не только торжество смысла, но и определенное единствомузыкального напева. Зимние святки были шумным и веселым праздником. Молодежь обходила вседома в деревне со святочными песнями. Жгли костры, рядились, собирались наигрища, устраивали посиделки, девушки гадали. Праздничная атмосфера святокописана в знаменитой балладе В.А. Жуковского «Светлана», в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин», в рассказе Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Зимние святки начинались с колядования. Парни и девушки ходили подеревне и у каждого двора «кликали» Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом,в разных местах России назывались различно: колядки, овсени или виноградья.Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознагражденья.Песни адресовались либо всей семье (всему двору), либо отдельно хозяину илихозяйке, были специальные песни для парня-жениха и для девушки-невесты. Впесне рассказывалось о приходе Коляды или Овсеня (в припевах часто –Таусень) – существ, похожих на человека. Даже о самих христианскихпраздниках говорили как о живых людях: по мосточку, срубленному Овсенем, иприходят «три братца» – Рождество, Крещенье и Васильев день. Коляда иОвсень – мифологические персонажи песен – должны были принести крестьянамобильный урожай и домашнее счастье. Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их быломного. Некоторые из них сопровождались подблюдными песнями. «Ставят на столчетыре блюда, покрытые полотенцами или платками. В одно блюдо кладут уголь,в другое печину, то есть кусок сухой глины от печки, в третье – щетку, вчетвертое – кольцо. Гадающая девушка вынимает из блюда судьбу свою; ежели вынет уголь, тоей предстоит дурная участь; ежели печинку, то смерть; ежели щетку, то будету ней старый муж; и ежели вынет кольцо, то будет жить в радости и муж будетмолодой». [1]Песни святочных гаданий предвещали судьбу: богатство или бедность, скоруюсвадьбу или вечное девичество, удачное и несчастное замужество, разлуку,дальнюю дорогу, смерть. Масленица – следующий после зимних святок крупный праздник в деревне.Масленицу праздновали в течение недели, шумно, разгульно, весело. Это былипроводы зимы. На масленицу устраивались пиры с непременными блинами,катанье с ледяных гор, кулачные бои, катанье на тройках. Величали молодых,поженившихся в этом году, поминали умерших, обходили дворы с масленичнымипеснями, в которых желали хозяевам урожая и изобилия. В праздновании масленицы участвовали люди всех возрастов, ноособенную роль играли дети. В одних местах было посылать ребятишек спервовыпеченными блинами на огород, где они, скача верхом на кочерге,кричали бы: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону! Ипахать пойду!» В других местах дети бегали накануне Масленицы с лаптями подеревне и всех, кто возвращался из города, спрашивали: «Везешь лиМасленицу?» Отвечавших отрицательно колотили лаптями. В некоторых губернияхименно мальчишки открывали праздник, строя ледяные горы и приветствуяМасленицу ритуальными приговорами. Наконец, в последний день праздника детибегали иногда по деревне от избы к избе и требовали блинов особымипесенками. За поданный блин они показывали хозяйке куклу Масленицы, чтосулило урожай. Песен на Масленицу пелось множество. Масленичными песнями встречалиМасленицу, прославляли ее и подсмеивались над ней, прощались с нею. СМасленицей разговаривали как с живым существом. В песнях она то красиваядевушка, то «баба-кривошейка», то «дорогая гостья», то «обируха» и«обмануха». В некоторых областях делали чучело из соломы – Масленицу, -которую устанавливали в начале праздника где-нибудь на видном месте. Впоследний праздничный день чучело везли на санях в поле, сжигали, а затемхоронили или разбрасывали головни и пепел по полям, зарывали в снег.Уничтожая божество, люди верили, что весной с новой растительностью оновоскреснет вновь, даруя урожай. Весну встречали в разных местах в разное время. Крестьяне считали,что приход весны можно ускорить, выполнив определенные обрядовые действия.Выпекали из теста фигурки птиц (обычно жаворонков). Девушки и детивзбирались на крыши домов, сараев, поленницы, на деревья и с высотызакликали весну. В веснянках-закличках просили весенних птиц принести из-засинего моря ключи с замками, «закрыть зиму холодную» и открыть «отперетьлето теплое». После исполнения веснянок головки «жаворонков» натыкали насолому, покрывавшую крышу, а остальное печенье съедали. В Егорьев день впервые после зимы выгоняли скот на пастбища,подхлестывая животных ветками вербы (у вербы первой среди древесныхрастений набухают весной почки; по народным поверьям верба обладала,поэтому магической животворящей силой). Этот праздник был преимущественномужским. Мужчины обходили поля, закликая Егория уберечь скот от падежа,болезней, от зверей и сглаза. Подростки ходили от двора ко двору и пелиперед каждым домом песни-пожелания. В этом весеннем празднике особенная роль отводилась пастуху. Ондолжен был ритуальной игрой на пастушеском рожке и специальными заговорамисохранить скот целым и невредимым на все время, пока скот пасется в поле. Из пасхальных обрядов песнями сопровождался только обход дворовмолодоженов («вьюнца» и «вьюницы»), ставших мужем и женой в пошедшую зиму. Конец весны – начало лета (май – июнь) – время новых праздников.Самый многообрядовый среди них – летние святки или русальская неделя.Главные действующие лица во время летних святок – девушки; главный геройисполнявшихся песен – березка, воплощавшая для крестьян животворнуюрастительную силу. В Семик, празднично одевшись, девушки отправлялись в лес завиватьберезу: перевязывали концы деревьев кольцами, сплетали березовые верхушки стравой, пригнув березу. Венок, образованный ветвями, представлял собоймагический круг. Березу завивали на несколько дней – до Троицына дня, когдашли смотреть, завял венок или нет, и в зависимости от этого предугадывали,счастливым или несчастным будет ближайший год и как сложится судьбагадающей девушки. Как и все календарные ритуалы, троицко-семицкие обряды связаны сбудущим плодородием: урожаем и браком. После завивания березы ходилисмотреть поля. Гадая о судьбе девушки, плели венки и, пуская их по воде,ждали, прибьется ли венок к берегу, поплывет ли по течению, что означалоскорое или нескорое замужество; утонувший венок сулил смерть… Кроме того, у березы происходило «кумление»: девушки проходилипопарно под сплетенными ветвями, целовались сквозь ветки и теперь называлидруг друга кумами, обязываясь тем самым быть подругами и не ссориться. В Троицын день девушки и женщины устраивали похороны березы,«русалки», «кукушки». Сломанную ветку или особую траву, называемую«кукушей», наряжали и затем закапывали под песню, как правило, на огороде. Русалок, которые по народным верованиям, способствуют урожаю (ибосвязаны с водой), хоронили в виде кукол. Записаны обряды, в которых такуюкуклу клали в «гроб», а девушки несли ее с заунывно-похоронными песнями креке, куда и бросали. В других местах называли чучело коня и хоронили его,создавая как можно больший шум. Так как русалки подобно всякой демоническойсиле, существа вредоносные, то их старались умягчить развешиванием холстовпо деревьям и кустарникам (см. в русальских песнях требованиями русалкамирубашек себе). В период между Троицыным и Петровым днем в некоторых губернияххоронили Кострому – человекоподобное существо. В обрядах «Костромушка»представлен обычно наряженным в женскую одежду снопом. Все эти похороны имели тот же магический смысл: передать весеннююсилу растительности новому урожаю. Урожай, заклинать который начинали еще в святочные вечера, в июне ужезрел на полях. Цвели травы. В период между Ивановым (Ивана Купала) иПетровым днем был временем последних летних праздников. В празднике наИвана Купалу участвовала вся деревня. Зазывали на праздник особыми песнями.С песнями обходили поле, на меже жгли костры. Делали чучело и сжигали егона костре, через костер перепрыгивали. Купальские песни рассказывают и оритуальных купаниях в реке. Крестьяне считали, что в купальскую ночь оживает вся нечистая сила инужно стеречь домашний скот и хлеб от нее. На Ивана Купалу собиралицелебные травы (особой популярностью пользовалась иван-да-марья). Волшебновсесильным считался папоротник, расцветающий, по легендам, раз в годуименно в купальскую ночь. Тем, кто нашел цветущий папоротник, должны былиоткрыться места кладов. После ритуалов в ночь на Ивана Купалу и встречи солнца в Петров день- вплоть до жатвы не было никаких праздничных обрядов. Жнивные же ритуалыне были жестко связаны с календарем, ибо зависели от срока поспеваниязерна. Так как жатва в отличие от пахоты и сева была женским делом, тожнивные обряды и связанные с ними песни – прежде всего женские. Трем этапам жатвы соответствуют три вида песен: зажиночные – в началеуборки урожая; собственно жнивные – во время полевых работ (в этих песняхговорится в основном о самом труде крестьянок в поле); дожиночные(обжиночные) – поются после окончания жатвы. В конце уборки хлеба в поле оставляли немного колосьев («бороду») изавивали несжатый пучок или, пригнув его к земле, закапывали вместе схлебом и солью. Последний сноп украшали и несли в дом. «Завивание бороды» было направлено на то, чтобы возродить силу земли,отданную ею на взращивание колосьев. Календарные ритуалы по-своему организовали крестьянский быт. Без нихмир распался бы для крестьянина на хаотические и неуправляемые враждебныесилы, готовые уничтожить саму жизнь. И магически и поэтически песникомментировали обрядовые действия, а те, в свою очередь, организовываликрестьянский быт и упорядочивали природу, от которой этот быт зависел. 2. Песни детства. Песни детства представляют собой сложный комплекс: это и песнивзрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки ипестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиесясамими детьми. В детскую поэзию включают также прибаутки, считалки,дразнилки, скороговорки, загадки, сказки. В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковымиколыбельными песнями, развлекали их пестушками и потешками, играя с ихпальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? –У бабушки…». У хорошей няньки было много способов утешить и развлечьребенка. Подрастая, ребенок постепенно входил в многообразный мир детских игр.Дети участвовали и во взрослых праздниках: колядовали, встречали ипровожали Масленицу, закликали весну. Существовало множество собственно детских игр. Наблюдая жизньвзрослых, дети часто имитировали в своих играх календарные и семейныеобряды, исполняя при этом и соответствующие песни. С двенадцати-четырнадцати лет подростки допускались на посиделки и хороводы, гденачиналось усвоение норм и правил взрослой жизни. 3. Песни свадьбы. На Руси свадьбы игрались с давних пор. В каждой местности существовалсвой набор свадебных ритуальных действий, причитаний, песен, приговоров. Взависимости от конкретных обстоятельств свадьба могла быть «богатой» – «вдва стола» (и в доме невесты и в доме жениха), «бедной» – «в один стол»(только в доме жениха), «вдовьей», «сиротской». Словом, двух одинаковыхсвадеб быть не могло, и у каждого вступившего в брак оставалась в памятисвоя, единственная в своем роде, свадьба. Но при всем бесконечном многообразии свадьбы игрались по одним и темже законам. Сватовство, сговор, прощание невесты с родительским домом,свадьба в доме невесты, свадьба в доме жениха – вот те последовательныеэтапы, по которым развивалось свадебное действо. Свадебный обряд начинался со сватовства. Присланные от жениха сватили сватья иносказательными приговорами, а затем и прямо объявляли о целисвоего прихода. Родители должны были обдумать предложение, и если былисогласны, то на сговоре закрепляли уговор о браке «рукобитьем», обсуждалидень свадьбы и предстоящие хлопоты по совершению обряда. На следующей, предсвадебной, неделе родители невесты готовились ксвадьбе, а невеста, причитая, прощалась с родительским домом, со своейдевической жизнью, с подружками. На девичнике подруги снимали с нее девичийголовной убор (красоту, повязку, волю), расплетали ей косу, вели в баню,где невеста «смывала» свое девичество. На следующее утро в дом невесты приезжал свадебный поезд с женихом.Гостей встречали, усаживали за стол, угощали. Вскоре выводили невесту иторжественно, на виду у всех собравшихся, передавали жениху. Отец с матерьюблагословляли молодых, после чего свадебный поезд увозил их к венцу. После венчания свадебный поезд увозил невесту в дом жениха, гдепроисходил продолжительный пир. Через несколько дней молодые должны былипосетить родственников. На этом свадебный обряд завершался. Многие свадебные ритуалы по ходу свадьбы «пересказывались»,«комментировались», «опевались» в песнях, причитаниях, приговорах. Весьэтот комплекс свадебной поэзии создавал особую поэтическуюдействительность, свой сценарий действа. Этот поэтический сюжет свадьбы,отраженный в песнях и причитаниях, и представлен в данном разделе. Поэтическая свадебная действительность отлична от того, чтосовершалось на самом деле, так сказать, от действительности реальной. Онатрансформирует происходящие события; возникает фантастически-сказочный мир.В этом волшебном мире невеста - всегда лебедь белая, княгиня первображная;жених – сокол ясный, князь молодой; свекровь – змея лютая; чужая сторона(дом жениха) – «слезами полита»… Как в сказке все образы однозначны, да исам обряд поэтически интерпретированный, предстает своеобразной сказкой. Из-за гор высоких, из-за лесу темного, из-за моря синего поднималасьтуча грозная, гряновитая, с громами гремучими, с молниями палючими, скрупным частым дождичком, с бурею, с тяжкой метелицей. Из-под той то тучигрозной вылетало стадо серых гусей да серых утичек. Замешалась среди нихлебедь белая. Стали они лебедь клевати, щипати, злато крылышко ломати.Закричала лебедь звонким голосом лебединым: «Не щипите меня, гуси серые, несама я к вам залетела, занесло меня погодью, да великою невзгодью»… Свадьба, являясь одним из самых значительных событий человеческойжизни, требовала празднично-торжественного обрамления. И если прочитать попорядку все причитания и песни, то, углубившись в фантастический свадебныймир, можно почувствовать щемящую красоту этого ритуала. Останутся «закадром» красочные одежды, гремящий колокольцами свадебный поезд,многоголосый хор «песельниц», заунывные мелодии причитаний, звуки гармонейи балалаек – но поэтическое слово воскрешает боль и высокую радость тогопраздничного состояния души, которое уже ушло от нас. 4. Песни рабочих. Рабочий фольклор формировался с развитием пролетариата в России. В XVIII столетии на первых уральских горнорудных заводах работали восновном каторжане и приписные рабочие из крепостных крестьян. И многие ихпесни («Ах, у нашего сударя света батюшки…»; «О се горные работы…»; «Наразбор нас посылают…» и др.) – это скорее род песен тюремно-каторжных, ибожизнь первых русских рабочих мало отличалась от жизни колодников. Ужасныеусловия непосильного труда, бесправие, беззаконие, преследование и обман состороны начальства – основные темы рабочих песен XVIII – первой половиныXIX века. Рост рабочего самосознания во второй половине XIX столетия отражаютпесни, в которых ропот на хозяев заводов и фабрик перерастает в протестпротив самой системы угнетения. В песнях рабочих второй половины XVIII –конца XIX века все более и более распространяются мотивы революционные. Вконечном счете, к началу ХХ века песни пролетариата превратились в песниборьбы с самодержавием. Потому так быстро в рабочий фольклор вошли революционные песнилитературного происхождения: «Последнее прости» Г.А. Мачтета, «Новая песня»(переделка «Марсельезы») П.Л. Лаврова, «Интернационал» в переводе А.Я.Коца, «Смело, товарищи, в ногу…» Л.П. Радина, «Варшавянка» и «Беснуйтесь,тираны» Г.М. Кржижановского, «Мы кузнецы» Ф.С. Шкулева. Песни рабочих чем далее во времени, тем в большей степени сочинялисьв диапазоне не традиционного не фольклорного, а – литературного мышления.Влияние культуры образованных сословий, распространение грамотности средипролетариата, полный отрыв от деревенской жизни и природы – все этосказалось на поэтике рабочих песен. Многие из них сочинены явно индивидуально, причем без опоры натрадиционные песенные формулы крестьянского искусства, а с оглядкой натрадиции литературные. Потому в большинстве песен рабочих строки рифмуются,лексика и образность изобилуют заимствованиями из «письменной» поэзии. 5. Литература. 1. Русские народные песни (составитель В.В. Варганова). М., 1988. 2. Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987.-----------------------[1] Селиванов В.В. Год русского земледельца. М.,1987,стр.132.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по дисциплине «Культурология» на тему «Культура Древнего Рима»

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Культура XX века: противоречия...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа. По курсу «делопроизводство». На тему: «правила...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа. По курсу «регионоведение». На тему: «восточно сибирский экономический район»

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу «Международные экономические отношения»...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу «История экономических учений» на тему...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу: «Основы банковского дела» на тему: «система...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу «Теория права и государства» на тему...
...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу конституционное право Российской Федерации...

Контрольная работа по курсу «культурология» на тему: «русские народные песни» iconКонтрольная работа по курсу «психология и педагогика» на тему «обманные...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<