Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка




Скачать 70.23 Kb.
НазваниеКонспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка
Дата публикации24.04.2014
Размер70.23 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Старорорафаловская общеобразовательная

школа І-ІІІ ст.

Фразеологизмы - «языковые самородки»

Конспект урока русского языка в 6 классе.

Подготовил учитель русского языка

Давидюк Н.С.

Тема урока. Фразеологизмы - «языковые самородки»


Цели урока: показать ученикам особенности функционирования

фразеологических оборотов в языке; развивать умение

учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в

разговорной и письменной речи; воспитывать уважение к

русскому языку.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаковой. Русский

язык 6 класс. – К., 2006.), текст рассказа «Попались на

удочку».

^ Задачи урока: усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический

оборот»;

отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение

объяснять лексическое значение сочетаний;

совершенствовать умение использования  устойчивых

словосочетаний в речи;

продолжить работу над формированием письменно-речевой

деятельности путем выполнения заданий с

использованием фразеологизмов.

^ Ожидаемые результаты: урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более   выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят  свой словарный запас, проникнутся  в тайны истории и происхождения слов.
«…Нет слова, которое было бы так

замашисто, бойко, вырвалось бы из-под

самого сердца, так кипело и

животрепетало, как метко сказанное

русское слово».(Н.В.Гоголь)
^ Ход урока

І. Организационный момент.

1. Языковая разминка.

-Ребята, как вы считаете, вы хорошо владеете русским языком?

-Ваша речь богата и разнообразна?

- А что необходимо, чтобы повысить знания устной и письменной речи?

(Много работать.)

Правильно, поэтому зарубите себе на носу: работать придется, засучив рукава, но в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех!

^ IІІ. Определение темы урока и запись ее в тетради.

ІІ. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Обратите внимание на эпиграф к уроку: «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Слайд 3). Работая с фразеологическими оборотами, не оставайтесь к ним глухи. Открывайте для себя их смысл, а вместе с ним – кладезь русской речи. Запоминайте их. Предлагаю вам сегодня на уроке отправится в путешествие, окунутся в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождении слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями.
ІV. Объяснение нового материала.

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Запоминаем! Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение».

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

^ V. Закрепление нового материала.

1. Чистописание. К данным толкованиям значения подобрать из материала для справок соответствующие фразеологизмы.

Зазнаваться, важничать, чваниться.

Запомнить крепко-накрепко, навсегда.

Приходить в уныние, отчаяние, огорчаться.

Обманывать, приводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обещанного.

Вмешиваться во что-либо, обычно не в свое дело.

Для справок: зарубить (себе) на носу, водить за нос, задирать нос, вешать нос, совать (свой) нос.

^ 2. Игра “Аплодисменты”. Отметьте хлопком фразеологический оборот.

Чтение рассказа учителем.

Попались на удочку


Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Всё время кому – нибудь морочит голову, - возмутился дед.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
(В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать).

3. Составление устного высказывания на заданную тему.

- Как называют человека, который много обещает, но ничего не делает? (Пустомеля).

- Хотели бы вы иметь такого друга? Почему?

- А вы умеете сдерживать свое слово?

Задание. Придумайте или вспомните ситуацию, в которой речь шла бы о слабостях в характере человека, употребляя при необходимости данные фразеологические сочетания слов.

Пускать пыль в глаза, валять дурака, обводить вокруг пальца, выйти из себя, делать из мухи слона.

4. Распределительный диктант. Разделите на две группы фразеологизмы, дающие оценку человеку: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам:

Ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало, как белка в колесе.

5. Загадки из волшебного сундука. Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это? (Ложка - Через час по чайной ложке – очень медленно. ).

  • С этим овощем дружит горе. Что это? (Лук горе луковое - нерасторопный человек )

  • В какой посуде чувствуют себя неловко? (Тарелкабыть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость

  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это? (Решето - чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном).

  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется? (Дудка - плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо).

  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это? (Мешок - купить кота в мешке – приобрести неизвестно что).

6. Работа в группах. Подберите к данным фразеологизмам

1 группа - синонимы:

Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба, ни зги не видно – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей, хоть глаз выколи;

2 группа – антонимы:

Расхлебывать кашу, Коломенская верста, единым духом, бить баклуши – заваривать кашу, два вершка от горшка, через час по чайной ложке, в поте лица.

^ 7. Работа с текстом. М.Бартенев. «Сизифов труд» в учебнике И.Ф.Гудзик, В.А.Корсакова. Русский язык 6 класс. – К., 2006.). Прослушайте текст.

- Что нового узнали о происхождении фразеологизма «сизифов труд»?

- Найдите в тексте слова, в которых заключена основная мысль.

- Какую проблему поднимает автор?

- В рассказе говорится о трех вариантах решения одной проблемы. Какой вариант ты считаешь наилучшим? Почему?

- Какую иллюстрацию к тексту ты бы создал, чтобы она отвечала названию произведения?

^ 8. Экскурсия в картинную галерею. О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?





Погнаться за двумя зайцами. Глухая тетеря.



Делать медвежью услугу; медведь на ухо наступил.


Вертеться, как белка в колесе.



Куры не клюют; писать, как курица лапой.

^ VІ. Рефлексия деятельности на уроке.

- Что нового узнали на уроке?

- Какой вид работы понравился больше всего?

- Что оказалось наиболее интересным?

- Что дал урок для развития вашей речи?

Учитель. Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

VІІ. Домашнее задание. Составить высказывание на тему «Мой друг (подруга)», использовав 3-4 фразеологических оборота, объяснить их роль.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconКонспект урока русского языка в 5 классе с украинским языком обучения....
Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconУрок русского языка в 6 классе Тема урока: Не с именами прилагательными
Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconКонспект урока русского языка в 9-ом классе Тема: Использование сложносочиненных...
Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка icon«Коммуникативно ориентированный подход при изучении русского языка»...
Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconРазработка урока русского языка в 9 классе по сбережению энергоресурсов...
Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconИспользование текстов художественных произведений при обучении синтаксису...
Аржанцева Татьяна Викторовна соискатель кафедры русского языка, учитель-методист средней школы №23 г. Симферополя. Сфера научных...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconРазвернутый план-конспект урока английского языка в 7 классе разработанный...
Ученики слушают слова, которые им говорит учитель и находят английские эквиваленты в тексте

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconИгорь Чёрный «Досье»
Харьковского государственного педагогического института им. Г. С. Сковороды (отделение русского языка и литературы) и в июне 1985...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Подготовил учитель русского языка iconРеализация программы «Дистанционное образование» «Программа «Комплекс»...
Цель: вызвать интерес к славянской письменности, показать истоки славянского алфавита; способствовать осознанию учащимися тесной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<