Скачать 70.23 Kb.
|
Старорорафаловская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. Фразеологизмы - «языковые самородки»Конспект урока русского языка в 6 классе.Подготовил учитель русского языкаДавидюк Н.С.Тема урока. Фразеологизмы - «языковые самородки»Цели урока: показать ученикам особенности функционирования фразеологических оборотов в языке; развивать умение учащихся правильно и уместно использовать фразеологизмы в разговорной и письменной речи; воспитывать уважение к русскому языку. ^ изучение нового материала. Оборудование: презентация, учебник И.Ф.Гудзик, В.А.Корсаковой. Русский язык 6 класс. – К., 2006.), текст рассказа «Попались на удочку». ^ усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот»; отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний; совершенствовать умение использования устойчивых словосочетаний в речи; продолжить работу над формированием письменно-речевой деятельности путем выполнения заданий с использованием фразеологизмов. ^ : урок познакомит учащихся с фразеологическими оборотами, благодаря которым речь школьников станет более выразительной, образной, интересной, яркой. Учащиеся повысят уровень своих знаний, обогатят свой словарный запас, проникнутся в тайны истории и происхождения слов. «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».(Н.В.Гоголь) ^ І. Организационный момент. 1. Языковая разминка. -Ребята, как вы считаете, вы хорошо владеете русским языком? -Ваша речь богата и разнообразна? - А что необходимо, чтобы повысить знания устной и письменной речи? (Много работать.) Правильно, поэтому зарубите себе на носу: работать придется, засучив рукава, но в случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело. Ручаюсь: в конечном счёте вас ждёт успех! ^ ІІ. Мотивация учебной деятельности. Учитель. Обратите внимание на эпиграф к уроку: «…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». (Слайд 3). Работая с фразеологическими оборотами, не оставайтесь к ним глухи. Открывайте для себя их смысл, а вместе с ним – кладезь русской речи. Запоминайте их. Предлагаю вам сегодня на уроке отправится в путешествие, окунутся в мир слов и вы, несомненно, повысите уровень своих знаний, обогатите свой словарный запас, проникните в тайны истории и происхождении слов. Итак, отправимся в путешествие за меткими словами и крылатыми выражениями. ІV. Объяснение нового материала. Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы. Запоминаем! Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение». В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”. ^ 1. Чистописание. К данным толкованиям значения подобрать из материала для справок соответствующие фразеологизмы. Зазнаваться, важничать, чваниться. Запомнить крепко-накрепко, навсегда. Приходить в уныние, отчаяние, огорчаться. Обманывать, приводить в заблуждение, обещая что-либо и не выполняя обещанного. Вмешиваться во что-либо, обычно не в свое дело. Для справок: зарубить (себе) на носу, водить за нос, задирать нос, вешать нос, совать (свой) нос. ^ . Отметьте хлопком фразеологический оборот. Чтение рассказа учителем. Попались на удочку Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Всё время кому – нибудь морочит голову, - возмутился дед. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. (В рассказе встретились следующие выражения, употреблённые в переносном смысле: пальчики оближешь, развесить уши, потерять голову, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, быть не в своей тарелке, ни в сказке сказать, ни пером описать). 3. Составление устного высказывания на заданную тему. - Как называют человека, который много обещает, но ничего не делает? (Пустомеля). - Хотели бы вы иметь такого друга? Почему? - А вы умеете сдерживать свое слово? Задание. Придумайте или вспомните ситуацию, в которой речь шла бы о слабостях в характере человека, употребляя при необходимости данные фразеологические сочетания слов. Пускать пыль в глаза, валять дурака, обводить вокруг пальца, выйти из себя, делать из мухи слона. 4. Распределительный диктант. Разделите на две группы фразеологизмы, дающие оценку человеку: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам: Ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало, как белка в колесе. 5. Загадки из волшебного сундука. Назовите фразеологизм, содержащий название предмета из сундучка (учитель поочерёдно показывает предметы из сундучка). Подсказка – шуточный вопрос.
6. Работа в группах. Подберите к данным фразеологизмам 1 группа - синонимы: Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба, ни зги не видно – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей, хоть глаз выколи; 2 группа – антонимы: Расхлебывать кашу, Коломенская верста, единым духом, бить баклуши – заваривать кашу, два вершка от горшка, через час по чайной ложке, в поте лица. ^ М.Бартенев. «Сизифов труд» в учебнике И.Ф.Гудзик, В.А.Корсакова. Русский язык 6 класс. – К., 2006.). Прослушайте текст. - Что нового узнали о происхождении фразеологизма «сизифов труд»? - Найдите в тексте слова, в которых заключена основная мысль. - Какую проблему поднимает автор? - В рассказе говорится о трех вариантах решения одной проблемы. Какой вариант ты считаешь наилучшим? Почему? - Какую иллюстрацию к тексту ты бы создал, чтобы она отвечала названию произведения? ^ Экскурсия в картинную галерею. О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных? ![]() ![]() Погнаться за двумя зайцами. Глухая тетеря. ![]() Делать медвежью услугу; медведь на ухо наступил. ![]() Вертеться, как белка в колесе. ![]() Куры не клюют; писать, как курица лапой. ^ - Что нового узнали на уроке? - Какой вид работы понравился больше всего? - Что оказалось наиболее интересным? - Что дал урок для развития вашей речи? Учитель. Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами. VІІ. Домашнее задание. Составить высказывание на тему «Мой друг (подруга)», использовав 3-4 фразеологических оборота, объяснить их роль. |
![]() | Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа... | ![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе |
![]() | Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского... | ![]() | Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала |
![]() | Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация... | ![]() | Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89 |
![]() | Аржанцева Татьяна Викторовна соискатель кафедры русского языка, учитель-методист средней школы №23 г. Симферополя. Сфера научных... | ![]() | Ученики слушают слова, которые им говорит учитель и находят английские эквиваленты в тексте |
![]() | Харьковского государственного педагогического института им. Г. С. Сковороды (отделение русского языка и литературы) и в июне 1985... | ![]() | Цель: вызвать интерес к славянской письменности, показать истоки славянского алфавита; способствовать осознанию учащимися тесной... |