Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»




Скачать 72.68 Kb.
НазваниеТема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Дата публикации28.04.2014
Размер72.68 Kb.
ТипСказка
uchebilka.ru > Литература > Сказка
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: познакомить с некоторыми страницами биографии поэта, формировать у детей умения выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; развивать навыки выразительного чтения, воображение, образное мышление, связную речь учащихся, воспитывать чувство справедливости.

Оборудование: портрет А.Пушкина, иллюстрации, мультфильм «Сказка о рыбаке и рыбке».
Ход урока

  1. Организация класса.

- Доброе утро. Мы начинаем урок чтения.
2. Выполняем упражнения на развитие дикции:

произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).
^ II. Сообщение темы и цели урока.
Звучит фонограмма на фоне музыки
Сколько жив на свете человек?

Ровно столько, сколько помнят люди:

Кто-то год, а кто-то целый век,

Кто-то вечно в этом мире будет.

Есть ли смерть для творческих людей?

Нет. Лишь шаг в другое измеренье.

Мир души царит в кругу друзей

И передаётся в поколеньях.

Тот огонь, что он зажёг у нас,

Не погаснет по веленью ветра.

Где-то из глубин в нежданный час

Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)


  1. ^ Актуализация опорных знаний

1. Беседа

- Давайте вспомним, что такое сказка?

Сказка – это интересное произведение с выдуманным, иногда фантастическим сюжетом.

- Какие бывают сказки? (авторские и народные)

Авторская

Народная -


^ III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. (Показывается портрет) Прочитайте тему урока.


  1. ^ Информация об авторе

1 уч. – Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился А.С.Пушкин в городе Москве. С раннего детства был окружен заботой вниманием своих родителей. Его отец, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал, была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитывал их великое множество. Книги были его верными друзьями.
2 уч. – Воспитание, которое получил дома маленький Саша, было саамы обычным: обязательный французский язык, на котором вообще велись все разговоры в семье.

Русский язык Пушкин усваивал из разговоров своей бабушки, Марьи Алексеевны и от няни, Арины Родионовны.

Арина Родионовна – простая сельская женщина, которая любила его как родного сына. Она знала множество народных сказок и часто рассказывала их маленькому Саше.

А.С.Пушкин на всю жизнь запомнил и полюбил эти сказки. А когда вырос и стал поэтом, то пересказал их по-своему, в стихах.

Самые известные и любимые детьми – «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне» (обращается к выставке книг).

2. Конкурс

- Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним эти сказки.

( Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в огороде”.)
- В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой затейницей? (Ответы детей)
- Этими непростыми орешками поделилась с вами Белочка.

Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос Белочки.
Звучит “Вальс” Штрауса.

( Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают на вопросы ).
1. Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой Черномором, царевна Лебедь)
2. В кого превращался князь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)
3. Какими словами заканчивается “ Сказка о золотом петушке”?

(“Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок”.)
4. Как звали родителей поэта? (Сергей Львович, Надежда Осиповна.)
5. Где встретились поп и Балда? (На базаре.)
- Белочке очень понравилось, ребята, как вы отвечали на вопросы, и решила преподнести вам сюрприз ( раздаются грец. орехи ).


  1. Работа над текстом.

1. Беседа

У.- Прочитайте название произведения
Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”
У.- Из чего ясно, что это сказка.
Д.- Из заголовка
У.- Что еще можно узнать из заголовка?
Д.- О героях. Рыбак и рыбка.
У.- Кто изображен на иллюстрации?
Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет пряжу.
У.- Где будут происходить события
Д.- Около моря
У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка. Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
^ 2. Словарная работа
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.
Невод - сеть рыболовная
Откуп - плата
Простофиля - глупый, несообразительный человек
^ 3. Подготовка речевого аппарата

- Ребята, перед выразительным чтением домашнего отрывка давайте выполним подготовительные упражнения. Читаем «эхом»

рыба

рыбка

рыбный

рыбачим

рыболовный

- Хорошо, а теперь поработаем над расширением угла зрения – читаем быстро

ста ру ха

за ки нул

ры ба чил

се го дня

ко ры то

вы про си

све тёл ка

во ро тись

- Читаем на одном дыхании
Рыб -

Кич - ка

Слег -

Землян -
^ 4.Чтение сказки

1 ч. – нач. читать: Перехожук Д., Гейдаров Р.

2 ч. – «Цепочка»

3 ч. – «Эстафетное»

4 ч. – «Дикторское»


5. Беседа + выборочное чтение

- Для начала я предлагаю ответить на вопросы по содержанию текста. Отвечать можно своими словами или цитатами из сказки.

- Где жил старик со старухой?

- Чем занимались главные герои?

- Какое великое чудо произошло со стариком?

- О чем попросила старика рыбка?

Зачитайте!

- Что почувствовал старик, когда рыбка с ним стала разговаривать? (испугался, удивился)

- Почему? Зачитайте!

- Как поступил старик с рыбкой?

- Обрадовалась ли старуха этому поступку?

- Прочитайте, как она бранит мужа.

- Как эти слова ее характеризует? (грубая, злая, требовательная).

Физкультминутка (Забахидзе Д.)

Рыбки плавают в пруду

И играют в чехарду

Теплым днем резвятся

Дружно веселятся

Ловят солнца лучики

От весны в них ключики

Чешуя блестит как искры

Плавники взлетают быстро

Влево, вправо, вниз и вверх

На пруду беззвучный смех.

^ 7. Чтение в лицах

- Сейчас я предлагаю почитать в лицах отрывок, в котором говорится о третьем походе старика к морю.

- Пробегите глазками по отрывку и скажите, сколько действующих лиц нам нужно? (4 чел. – автор, рыбка, старик, старуха).

- Каким голосом должен читать автор? (спокойный, выразительно, ровно).

- Какие нотки мы можем услышать в голосе рыбки (вежливость, волшебство, ласку, доброту).

- Подберите интонацию к голосу старухи (грубая, злая, крик).

- А как будет говорить старик? (слаженно, спокойно, с просьбой).

В роли рыбки – _____________

старик – ___________________

старуха – __________________

автор – ____________________

^ 8. Просмотр видеоматериала

- Наша история на этом не закончилась. Просмотрите отрывок из «Сказки о рыбаке и рыбке» так, чтобы смогли его пересказать своими словами.

- Кем же на этот раз хочет быть старуха? (столбовая дворянка) Пересказ.

- Дети, а кто из вас прочитал сказку до конца?

- Расскажите кратко какие события происходили дальше? (до вольная царица).

- Дети, сейчас мы сказку дочитаем до конца. Возьмите листики с отрывком текста.

Начинаем.

1) жужжащее чтение; 2) чтение молча.

- Чем же закончилась сказка?

- Прочитайте последние 4 строчки.

- Как вы их понимаете?

- Чему учит нас эта сказка?

- Именно А.С.Пушкину принадлежат знаменитые слова «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!».

- Какой же урок вы отметили для себя?

^ VI. Закрепление знаний.

1. Игра « Найди строчки в сказке, относящиеся к иллюстрациям »
Итог урока

1 уч:

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят на зорьке в туманах.


2 уч:

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит…

Пусть Зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!


3 уч:

Мир озарив чудесами,

Сказки летят над лесами,

На подоконник садятся,

В окно, как в речки, глядятся.


4 уч:

А Золушку выручит фея;

Не станет Горыныча Змея…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!


5 уч:

Сказки со мною повсюду,

Их никогда не забуду.

Стоит сомкнуть мне ресницы –

Вдруг Сивка-бурка приснится.


6 уч:

А месяц засветится ясный

В глазах Василисы Прекрасной…

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает Добро!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconСписок рекомендованной литературы ко II туру конкурса
А. С. Пушкин Сказка (О рыбаке и рыбке, Сказка о Царе Салтане, Сказка о Мёртвой царевне и семи богятырях)

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconТема урока: «Не садися не в свои сани!» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке...

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconТема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
Авторы народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с возможными изменениями. У авторской сказки есть свой...

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconСказка о рыбаке и рыбке» Тема: Оригинальная трактовка сказки Пушкина «
Раскрыть основные нравственные качества героев произведения через их характер, привить положительные качества героев детям

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconУрок внеклассного чтения и математики, 2класс
Тема. А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”. Закрепление сложения и вычитания двузначных чисел в пределах100

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconСписок літератури для позакласного читання (4 кл)
Пушкин А. С. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconЛитература 5 класс Прочитать : А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Прочитать : А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconА. С. Пушкин Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconЛитература 9 класс тема: мой пушкин
Тема: " мои пушкин". Итоговый урок по изучению творчества A. C. Пушкина. Цель: Помочь учащимся осознать величие творчества поэта...

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» iconА. С. Пушкин : выучить наизусть «У лукоморья », Читать «Сказка о...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<