Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели




Скачать 45.74 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели
Дата публикации30.04.2014
Размер45.74 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 9 классе.

Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений.
Цели:

Обучающие: систематизация знаний учащихся об обращении, рассмотреть использование обращений в речи, выявить их стилистическую функцию.

Развивающие: формирование исследовательских навыков у учащихся, развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, совершенствовать навыки выразительного чтения учащихся в связи с отработкой умений интонационного выделения обращений, развить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать обращения в произведениях художественной литературы.
Воспитательные: воспитание бережного отношения к слову, родному языку.

Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам родного языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!»

В. Я. Конторович

Учитель. Доброе утро, ребята! Каждый наш день начинается с приветствия и обращения к тем, кто нас окружает. В течение всего дня мы не раз используем в своей речи обращения, без которых невозможно представить любую беседу. Сегодня мы обратим наше внимание на использование обращений в речи. Для исследовательской работы вам было предложено лишь несколько отрывков из богатого наследия русской литературы.

Что же такое обращение? Вам предлагается несколько определений этого понятия. Какое из них является более точным? Обоснуйте свой ответ.

(Слайд)

Обращение – это существительное, одно или с зависимыми словами, называющее того, кому адресована речь.

Обращение – это слово или сочетание слов, реже предмет, которому адресована речь.

Обращение – это слово (группа слов), которое называет того, к кому обращена речь.
Учитель. Обратите внимание на следующие предложения и скажите, какое место в предложении может занимать обращение.

(Слайд)

Друг мой, верьте мне, что не из тщеславия и не от избытка сознания стал я летописцем. (М.Пришвин) Прошла война. А ты все плачешь, мать. (А.Твардовский) Давно, друзья веселые, простились мы со школою, но каждый год мы в свой приходим класс. (М. Матусовкий)
1 группа
Учитель. В устной речи для обращений характерны разные типы интонации. От чего это зависит, предлагаю подумать 1 группе. Прокомментируйте следующие примеры:
1) Ребята! Вперед, на вылазку, за мною! (А.Пушкин)

2) Летите прочь, воспоминанья! (А.Пушкин)

3) Мне, товарищи, некогда. (В.Панова)

4) Издатель славный! В этой книге я новым чувствам предаюсь, учусь постигнуть в каждом миге коммуной вздыбленную Русь. (С.Есенин)

5) Словно перед непогодой, тяжело, друзья. (А.Яшин)

6) Тише, ораторы! Ваше слово, товарищ маузер! (В.Маяковский)

7) Стойте, сыны России, стойте насмерть... (В.Вишневский)

Учитель. (Работают все группы) В чем особенность следующих предложений:

(Слайд)
1) Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, расстаться настало нам время. (А.Пушкин)

2) Москва, Москва моя, Москва моя – красавица, несравненная, родимая земля. (С.Васильев)

3) Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, мой брат по музе, по судьбе? (А.Пушкин)

Учитель. Как произносятся обращения в 1-м и 2-м предложениях? С какой интонацией?

2 группа
Учитель. Могут ли обращения давать оценочную характеристику, содержать экспрессивную окраску, выражать отношение говорящего к собеседнику?
Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.Фонвизин); Эх, Алешка, трудно тебе будет! (В.Аксенов); Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем. (С.Щипачев); Чем же мне вас угостить, ребятушки?; Спасибо, моя родная земля, мой отчий дом, за все, что от жизни знаю, что в сердце ношу своем. (А.Твардовский); Эх ты, молодость, буйная молодость, удалая сорвиголова! (С.Есенин); – Ну, как же ты, голова садовая, не можешь запомнить? – начал он. (М.Исаковский); –Ах ты, рыжая бестолочь, что наделал! (В.Соколов)

Учитель. Какими частями речи выражаются обращения?
Учитель. (Работают все группы) Даны предложения. Определите, какой частью речи выражены обращения, и внесите в таблицу соответствующие номера.

(Слайд)

1) Цветите, юные! И здоровейте телом! (С.Есенин)

2) – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника. (А.Куприн)

3) Уже перед утром стихли шумы погрузки, и негромкий голос сказал: – Уезжающие, садись. (В.Кетлинская)

4) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край? (С.Есенин)

5) Дорогие, что со мною сталось? (А.Прокофьев)

6) Эй, стонущий, работай и не плачь, для мнительных работа – лучший врач. (Пословица)

7) Спящий в гробе, мирно спи, жизнью пользуйся, живущий. (В.Жуковский)


Пример О.

Чем выражено О.

1

прилагательное

2

числительное

3

причастие

4

существительное

5

прилагательное

6

причастие

7

причастие




3 группа.
Ученик. Мы работали над формами обращений, которые характеризуют лицо по ситуативному признаку.
(Слайд)

Эй, там, в столовой! – донеслось с пристани. – Закругляйтесь. (В.Песков); Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи! (П.Вяземский)
Учитель. Чем являются предложно-падежные формы в столовой и в белом сарафане из серебряной парчи?

Цыц, ты! Она тебе больше не слуга... (М.Горький); Гомон стоял оглушительный. – Тише, вы! – крикнула Феня. (С.Антонов); – Ну, ты, шевелись, а то прикладом огрею. (Н.Островский)

Инсценирование.
Учитель. Итак, анализируя обращения с точки зрения их значимости, сделаем вывод о роли обращений в речи.
Повышают образность, эмоциональный настрой речи.

Становятся средством оценки и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

Произносятся чаще всего со звательной интонацией. Может быть восклицательная интонация.
Мы создали мини-проект, имеющий форму своеобразной памятки, который поможет вам при написании сочинения на лингвистическую тему «Роль обращений в речи».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 6 классе ф
«Частотного словаря русского языка», из 9 тысяч наиболее частотных слов существительных – 4 тысячи,что составляют 44 %, следовательно,...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 10 классе Тема. Особенности языковых средств...
Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 8 классе
Тема. Предложение, его роль в языке. Виды предложений по цели высказывания. Порядок слов в предложении

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconКонспект урока русского языка в 5 классе с украинским языком обучения....
Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 5 классе. Учитель
Тема. Урок развития речи. Изложение-повествование с элементами сочинения на морально – этическую тему по миниатюре В. А. Сухомлинского...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconКонспект урока русского языка в 9-ом классе Тема: Использование сложносочиненных...
Приходя на уроки языка, необходимо понимать практическое значение изучаемого материала

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 3 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Формировать у учащихся умение определять в речи имена существительные, дать общее представление о том, на основе каких признаков...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок по русскому языку в 10 классе Тема. Разговорный стиль: сфера...
Цели: познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели iconУрок русского языка в 6 классе. Учитель: Пинчук т н тема. Части речи....
Эмоциональная подготовка к уроку. Посмотрите на своих соседей, улыбнитесь, возьмитесь за руки, передайте теплоту своего сердца своему...

Урок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели icon«Коммуникативно ориентированный подход при изучении русского языка»...
Образование: Харьковский государственный университет имени А. М. Горького, 1982 год. Специальность – русский язык и литература. Квалификация...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<