Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося.




Скачать 130.3 Kb.
НазваниеЗадача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося.
Дата публикации01.05.2014
Размер130.3 Kb.
ТипЗадача
uchebilka.ru > Литература > Задача
«Формы организации учебной деятельности одаренных детей

на уроках русского языка и литературы»

Нет волшебства, нет чуда никакого,

Искусство начинается с простого –

К душе ребенка ключик подобрать,

Чтоб смог он целый мир разрисовать...
увидеть синеву в глазах небес,

Платком акриловым укутать зимний лес,

Смотреть на радугу-наследницу дождя

И в этой радуге увидеть вдруг… себя!

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Учитывая отсутствие конкретных методик выявления одарённых детей и невозможность создания особых условий для их развития, мы видим выход в смешанном обучении “обычных” и одарённых детей в обычном классе. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, дающим возможность углубиться в учёбную тему или откорректировать в случае необходимости погрешности в усвоении материала отдельных учебных дисциплин.

По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, МХК задания  разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности.

Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. Для этого надо научиться работать нестандартно, заниматься разработкой авторских программ, уроков, находить индивидуальный подход к способностям каждого ученика. Наша школа уделяет особое внимание детям. В работе с учащимися используем различные формы организации учебной работы. Преобладающие формы работы на уроке: групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика: активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Характер и стиль взаимодействия учителя и учеников предполагает демократичность, открытость, диалогичность. Учитель выполняет функцию не только носителя информации, но и организатора сотрудничества, консультанта, управляющего поисковой работой учащихся.

При таких условиях ученик становится субъектом учебной деятельности, что является сущностью развивающего обучения. Мы используем проблемно-поисковый подход в обучении — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Как организовать такой учебный процесс?

а) создать в пространстве деятельности ученика значимую для него познавательную проблемную ситуацию;
б) вычленить противоречия в исследуемом объекте и довести их до осознания ученика; он должен осознать эти противоречия как проблему;
в) сформулировать задачу творческого типа, вытекающую из этой проблемы.

Практически это реализуется через групповые дискуссии, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

Например:

На первом уроке русского языка в 5 классе проводим лингвистическую разминку на тему: “Что такое язык? Из чего он состоит?” Дети получают задание: назвать языковые единицы. Какие разделы языкознания изучают эти языковые единицы? Идет индивидуальная работа, потом обсуждение в группах, выступления и совместное составление таблицы языковых единиц и разделов.

В конце учебного года проведём заключительный урок “Слово в гостях у 5 родственников”, на котором рассмотрим слово с точки зрения всех разделов лингвистики, т. е. произведём все виды разборов.

При изучении лексики спросим у детей: как проникли к нам иностранные слова? Что появилось раньше: многозначность или переносное значение слова? Для детей 10 лет это вполне проблемная задача. Чтобы понять лексическое значение слова, составим предложение, например, со словом вуз. Антонимы изучим на примере пословиц, синонимы найдём в собственной речи. При изучении грамматических тем всегда наблюдаем над языковыми фактами, сравниваем, что формирует наблюдательность, логическое мышление.

Учебные задания усложняем постепенно. Очень важно давать детям возможность самостоятельного поиска. Если ученик проявляет интерес – значит, готов к самостоятельной поисковой деятельности. На уроках привлекаем материал других предметов (дай названия столиц, рек и т. п.). Вопросы нужно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века? Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок оценивается по отношению к самому себе, обязательно учится оценивать себя. Нужно учить оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев и таким образом развивать навык отстаивания своих идей. Очень важный психологический момент: на уроке нельзя торопить детей и подсказывать решение. Решить проблемную задачу ученик должен сам. Если ошибся, не акцентировать внимание на неудаче, иначе ломается мотивация и, как следствие, формируется отвращение к учёбе.

Знания не даются в готовом виде. Широко используем блоки, составление схем, составление слов, предложений по схемам, творческое письмо, задания с изменением грамматики (например, запись текста с изменением времени глагола), несколько заданий одновременно, что стимулирует мышление.

На уроках литературы задаем интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты: какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи. Давать свободу выбора тем, вопросов. Тема, предложенная учителем, может корректироваться, дополняться. Выбор лучших планов, работ, параллельно ведётся работа над лексикой, стилистикой: во время чтения работ дети думают: что можно убрать, дополнить, за что похвалить, нет ли неудачных выражений? Предоставляем возможность выбора форм отчетности учебной работы: письменно или устно, досрочно, в срок или с опозданием. Приёмы, используемые на уроках литературы, могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, эрудит, автор, критик, руководитель, лаборант, оформитель, контролер, справочное бюро). Выполняя подобные задания, одарённый ученик возьмёт на себя роль лидера: руководителя, контролёра, критика. Направить его выбор может и учитель. Участники получают прекрасную возможность для формирования адекватной самооценки, веры в свои возможности, личной независимости в высказываниях, инициативы. Учитывая разную степень усвоения знаний, можно создать дифференцированные группы. Тогда “обычные” дети будут учиться образцовым ответам, решениям.

Применение разноуровневого обучения позволит каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Примеры разноуровневых заданий:

По русскому языку

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

      Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

*  Задание 1-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

•   Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

** Задание 2-го уровня

•   Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

•   Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

•   Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

•   Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

По литературе

 Первый уровень

1. Вставьте в предложение пропущенные названия фольклорных жанров:

«Висит – зеленеет, летит – желтеет, лежит – чернеет» - это…

«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» - это…

«Иван - крестьянский сын и Чудо – Юдо» - это…

2. Закончите фразу:

Автором произведений устного народного творчества является…

3. «Реставрируйте» предложение - соберите рассыпанные слова: Бытовыми, про, мужиков, сказки, называются, солдат, остроумных, и.

4. Определите по приведенным фрагментам названия прочитанных на уроках сказок:

^ А) «Отправились кот с собакой в трудный путь: цеплялись за

камни…, прыгали с кручи на кручу…»;

Б) «Понюхал эти деньги отец и бросил их в камин …»;

В) «Вот однажды купцу понадобилось уехать из дому на долгое

время по торговым делам. Мачеха и перешла на житье в другой

дом…»

Второй уровень

1. Закончите фразу:

^ По содержанию сказки делятся на три группы:…

2. Восстановите порядок развития событий в сказке «Иван – крестьянский сын и Чудо- Юдо»:

Сражение Ивана; прощание родителей с сыновьями; братья у

колодца, яблони и ковра; сражение с матерью чудовищ; Иван –

крестьянский сын в дозоре.

3. Вспомните и запишите пословицы, по которым созданы следующие газетные заголовки:

^ А) Мал городок да дорог. - …

Б) Молчание не всегда золото. - …

В) Посадка в чужие сани уже объявлена. - …

Г) Проводили по одежке. - …

Третий уровень

1. Замените пословицы разных народов русскими:

^ А) Рис рассыплешь – собрать можно, слово скажешь – назад не

вернешь.

Б) Тот, кто не учится, ходит в потемках.

В) От хорошего слова и камень добреет.

2. Определите вид сказок по их названию:

А) «Волшебное кольцо» - …

Б) « Один заработанный рубль» - …

^ В) «Василиса Прекрасная» - …

3. Закончите фразу:

Основное изобразительное средство языка, которое лежит в основе загадок – это…

Четвертый уровень

Выполните одно из заданий:

1)Напишите, как вы понимаете смысл пословицы (одной на выбор)

^ Из капель собирается озеро (туркменская).

Уменье работать дороже золота (мордовская).

Грязной кастрюле не следует смеяться над закопченной

сковородкой (корейская).

2) Чем отличаются друг от друга сказки трех видов? (Ответ подтвердите примерами

Задания на развитие мышления

Например:

  1. Распределите данные слова по группам.

  2. Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).

      Задания на развитие воображения

Например:

  1. Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.

  2. Нарисуйте портрет героя.

  3. Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

  1. Письмо по памяти.

  2. Зрительный диктант.

            Свободный диктант

Задания на развитие внимания

 Например:

  1. Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.

  2. Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…

  3. Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

  1. Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.

  2. Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

         На уроках МХК мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

На уроках русского языка учителю приходится решать одновременно несколько глобальных задач. В их круг наряду с формированием навыков грамотного письма входит и ознакомление учащихся с историей родного языка, и развитие языкового чутья, и обучение азам лингвистики и т.д. Не секрет, что в условиях школы именно на учителей русского языка падает ответственность за лингвистическую компетенцию учащихся. Урок русского языка оказывается едва ли не единственным временем, когда ученики знакомятся с собственно лингвистическими терминами и категориями, непосредственно наблюдают и осмысляют язык как сложную, многоуровневую систему, построенную по определенным законам, вечно меняющуюся и живую.  Однако в существующих условиях невозможно уделять решению всех этих задач много времени. Катастрофически не хватает времени разобраться с орфографией и пунктуацией, а где уж тут говорить об истории языка! Однако мы стараемся уделять на уроках русского языка по 5 минут, чтобы совершить «лингвистическое открытие», так называемая «Лингвистическая пятиминутка». Это игра, но одаренным детям становится интересно самим найти что-то новое для себя и сообщить об этом одноклассникам (пусть даже для этого отводим 5 минут). При этом слабые учащиеся начинают тянуться за более сильными и вскоре тоже ищут интересные сведения. Например:

Внутренняя антонимичность весьма близких по значению слов: здравница и больница. В обоих заведениях лечатся, однако первое названо в напоминание цели лечения (здоровье), второе же как бы фиксирует исходный момент (болезнь). Однако, если встать на позицию иностранца, не знающего лексического значения этих слов, но способного проинтерпретировать их внутреннюю форму, то получится, что в больницах болеют, а в здравницах здоровеют.

Как произошли слова р`ожки и рожк`и? Исходное слово для обоих – рог. Но промежуточные стадии разные. Р`ожки–  это маленькие рога, получаем линию: рог –  рога(мн.ч.) –  р`ожки. Рожк`и же (в смысле макаронные изделия) ведут происхождение от слова рожок – маленький рог. Линия: рог –  рожок – рожк`и. 

Какой морфемой является ШИ в слове ШИВОРОТ-НАВЫВОРОТ? Шиворот-навыворот - наоборот, совсем не так, как нужно. Шиворотом в Московской Руси назывался расшитый воротник боярской одежды, один из знаков достоинства вельможи. Во времена Ивана Грозного боярина, подвергшегося царскому гневу и опале, сажали на тощую клячу спиной вперед, надев на него одежду тоже наизнанку, т.е. шиворот навыворот (наоборот). Само слово шиворот возникло из шив + ворот, где шив - др.-рус. ”шея”. Поэтому, возможно, ШИ – это корень.

Эта работа настолько захватывает ребят, что у них начинает складываться особое отношение и к языку как к живому, вечно меняющемуся явлению, и к самим себе не только как к пассивным носителям языка, но и обязательным его наблюдателям и участникам процесса преобразования. Пятиминутка формирует у учеников и творческий подход к языку, и разнообразные логические навыки, и способность не только решать поставленные задачи, но и ставить их самим.

Одной из часто используемых нами технологий является игровая технология. Трудно представить себе работу учителя без игры. Игровые педагогические технологии – это обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, выступающих как средство активации учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями.

Сложные учебные задачи решаются нами при использовании разных игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» - после изучения темы «Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах. Традиционно пользуется успехом « Своя игра» по самым разным темам лингвистики и литературоведения. Особое место на уроке занимает театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат того стоит.

На уроках русского языка используем самые различные интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки. Можно пригласить на урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную гласную. Уроки-КВН, уроки-путешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», диспуты, конференции являются помощниками учителю в обучении, т. к. в основе их лежит учебно-познавательная направленность.

Рассмотренные выше методы и приёмы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий к перерастанию потенциальной одарённости в развившуюся.  

 

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconПлан организационно-педагогической деятельности с детьми, имеющими...
Введение и употребление понятия «академические способности» основывается, прежде всего, на осмыслении следующих результатов научных...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconМетодика организации коррекционной работы в старших классах общеобразовательной...
Задача учителя состоит не только в том, чтобы сообщать знания, но и управлять процессом усвоения знаний и способов деятельности....

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconОбучение учащихся профессиональных лицеев способам общения колесниченко Татьяна Тимофеевна
Задача педагогов профессиональных лицеев – продолжить эту работу. Научить этому детей может и должен прежде всего педагог мастер...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconI. Понятие и виды одаренности. Под одаренностью понимается качественное...
Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети качественно отличаются от сверстников: они опережают...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. icon1 Анализ состояния проблемы одаренности в психолого – педагогической теории и практики
Элитарность в обучении, тесты для идентификации одаренности часто подвергались резкой критике. В последние годы интерес к этой проблеме...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconКорона для Весны
Стимулировать детей к поиску путей самовыражения в художественно-творческой деятельности. Поощрять экспериментирование с художественными...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconУправленческой деятельности администрации школы
Процесс обучения это целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconКаракашьян Людмила Ивановна
Поэтому руководитель учебного учреждения большое внимание должен уделять созданию системы методической работы, которая поможет сформировать...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconНашей работы «Методы выявления и изучения педагогических инноваций»....
Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной...

Задача учителя сформировать и углубить способности ученика. Опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, педагог должен обеспечить поле деятельности для самопроявления и самовыражения учащегося. iconЗадача сформировать у учащихся научную картину мира
В государственных образовательных стандартах среднего и высшего образования ставится задача – сформировать у учащихся научную картину...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<