Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты




Скачать 82.61 Kb.
НазваниеРазговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты
Дата публикации04.05.2014
Размер82.61 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Тема. Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты.

Цель: обобщение и углубление знаний о разговорном стиле речи; дать сведения об особенностях таких речевых жанров, как письмо и SMS.

Задачи: систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; познакомить с правилами грамотного оформления SMS; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки у учащихся; развивать у учащихся коммуникативные и культуроведческие навыки, творческие способности, речь, мышление, внимание, память; формировать интерес к исследовательской и групповой работе; стимулировать познавательную активность учащихся; воспитывать вежливость, тактичность, доброжелательность, бережное отношение к слову.

^ Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты разных стилей, высказывания писателей, листы, фломастеры. учебник «Русский язык», А.Н. Рудяков, Т.Я. Фролова, 10 класс

Ход урока

^ I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок русского языка. Тему нашего урока я вам не назову: вы мне её скажете сами. Сначала выполним лингвистическую разминку.

^ II. Актуализация знаний учащихся. Повторение о стилях речи.

1. Лингвистическая разминка.

Укажите, признаки каких стилей имеют следующие словосочетания:

Пробуждающаяся природа (художественный), по данным социологического опроса (публицистический), судебное разбирательство (официально-деловой), ходил совсем ошалевший (разговорный), библиографический указатель (научный). 2. Повторение об особенностях стилей речи.

^ 1-я творческая группа учащихся представляет презентацию проекта “Стили речи” [Приложение 1]. Учащиеся показывают слайды и рассказывают о характерных особенностях представленных стилей речи.

III.. Определение темы и цели урока. - Как вы уже обратили внимание, только о разговорном стиле речи не рассказали ребята. О нём мы сегодня поговорим подробнее. Какова же тема нашего урока? (Разговорный стиль речи.) Запишите тему урока в тетрадях. (Учитель записывает тему урока на доске.)

^ IV. Мотивация учебной деятельности.

Просмотр фрагмента фильма «Двенадцать стульев» ” [Приложение 2]. - О чем говорит словарный запас главной героини? - Значит, словарный запас – это показатель чего?

^ V. Изучение нового материала.

1.Изучение теоретического материала в учебнике «Русский язык», А.Н.Рудяков, Т..Фролова, 10 класс (с.208). Конечный продукт – составление ФСА (функционально-системный анализ) «Разговорный стиль»

















^ VI.Закрепление изученного материала

1. Работа в группах

А) Придайте предложениям литературную форму и запишите их. Определите, в чем особенности бытовой разговорной речи.

Мне от головной боли. Два с сиропом. За три рубля и городскую. С собакой за вами? Сейчас модно без рукавов. Напротив живет / ушел на пенсию. Дома забыл чем писать. Ты взял на чем загорать? Возьми чем укрыться. Завтра праздничное надену. Зимнее надо брату покупать. Скоро выпускные / потом вступительные / ужас! У мальчика температура. Без слуха в училище не примут. Он и второй завалил. Мы заняли на машину.

^ Б) Заполните колонки, придав каждому предложению первой колонки соответствующую форму.

Преувеличенно вежливая форма


Вежливо нейтральная форма


Форма, типичная для разговорной речи


Будьте добры, скажите, пожалуйста, как пройти к метро?

Простите за беспокойство, вы не можете сказать, где находится химчистка?

Будьте любезны, дайте, пожалуйста, таблетки от кашля.

Убедительно прошу вас, отрежьте, пожалуйста, от сыра, который лежит на прилавке, 200 граммов.


Скажите, как пройти к метро


Скажите, где метро


В) Напишите несколько названий телепередач, для которых характерна в основном книжная речь, и передач, в которых преобладает разговорная речь. Объясните, от чего это зависит. Для справки. «Новости», «Доброе утро», «Клуб путешественников», «Пусть говорят», «До шестнадцати к старше», «Однако», «Сегодня», «У всех на устах», «Подробности», «Парламентский час», «В мире животных», «Человек в маске», «Слушается дело», «Зеркало», «Герой дня без галстука», «Гомеопатия и здоровье», «Герой дня».

2. Слово учителя.

-В современном мире отвыкли мы от тёплых душевных писем, от деликатных слов, любезных обращений. Но потребность в общении осталась. Трудно представить себе современного школьника, который бы не стремился к ежедневному общению. Члены кружка любителей русского языка провели анкетирование учащихся VIII – XI классов нашей школы. Среди вопросов, касающихся их постоянного общения со сверстниками, были вопросы о современных способах и видах общения, которые предпочитают школьники. Оказалось, что самым популярным является общение при помощи SMS-сообщений. Но учащиеся сознаются, что не всегда соблюдают правила русского языка.

^ 5.Разноуровневые задания

1-2 уровень Аналитическая беседа с учащимися.

- Ребята, а вы при написании SMS -сообщений соблюдаете эти правила? (Учащиеся отвечают, что пишут SMS-сообщения, не задумываясь о правилах их составления и написания.) Хотелось бы вам грамотно писать SMS? (Да.)

По своей структуре чем является SMS -сообщение? (SMS-сообщение является письмом.)

- К какому стилю речи относится? (Относится к разговорному стилю речи.)

- SMS – это новая форма речевого общения, и поэтому не все умеют грамотно писать SMS. На уроке мы постараемся восполнить этот пробел.

- Давайте определим одну из целей нашего урока. (Познакомиться с правилами общения при помощи SMS.)

3 уровень - Ассоциативный ряд к слову SMS

SMS – информация, общение, позитив, ожидание, необходимость, друзья, родители, личность, правила….

4 уровень – Составить синквейн к данному слову

Сообщение необходимое, мобильное сообщать, обмениваться, SMS-сообщение является мобильной связью, неотъемлемой частью жизни современного человека. Необходимость

^ 6.Индивидуальное сообщение «Знакомство с историей появления SMS».

Расшифруйте аббревиатуру SMS. (Учащиеся оказываются в затруднении.)

SMS – это стандартная служба коротких сообщений, позволяющая обмениваться между пользователями короткими текстовыми сообщениями. Первое короткое текстовое сообщение было передано в 1992 году по каналам передачи сигналов европейской сети GSM. Придумал SMS Нейл Папуорти – инженер фирмы Vodafon. Он же отправил первую в мире SMS -ку. Случилось это под Рождество в 1992 году. В послании так и значилось: “Merri Christmas-92”. Однако после об этой новой технологии забыли. Лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service, то есть SMS. [ По материалам интернет.]

- Могут ли, по вашему мнению, SMS передавать интонационные особенности предложения? ( SMS не могут передать все интонационные особенности предложения.)

7^ . Индивидуальный краткосрочный проект «Вежливые слова в SMS»

Задание: провести анкетирование учащихся VIII– XI классов (результаты собранного материала были обработаны и использованы для обучения грамотному оформлению SMS). Вежливые слова в SMS.

- Согласно опросу, проведённому среди учащихся, многие искажают написание вежливых слов. Спасибо - “посиба”, “спс”, “псип”; Пожалуйста – “пожалусто”, “пжл”, “плиз”, “пжалста”; Здравствуйте – “здрасте”, “дарова”; С днем рождения – “с др”; С праздником – “с празнегом», До свидания – “досвидос”, “поке “пок”, “поки”.

Рефлексия - Подчеркните те слова, которые написаны грамотно. (Учащиеся подчеркивают красным цветом первые слова каждой строки.)

^ 8. Творческие задания в группах.

А) Составить памятку «Как правильно писать SMS» (на листе А-4)

SMS, как и любое письмо, надо начинать с вежливого обращения.

- Начало предложения и имена собственные надо писать с заглавной буквы.

- Всегда надо помнить о правилах постановки знаков препинания.

- Нельзя коверкать слова.

- Нельзя употреблять жаргонизмы.

- Нельзя допускать нарушений языковых норм.

- SMS-ка – это короткое письмо, и поэтому при его написании надо помнить об основных компонентах письма.)

^ Б) Составить коллаж «Твоя речь – твой языковой паспорт» Лист А-4 (Вся информация о человеке: интеллект, культура, воспитанность… Назовите качества человека, которые могут быть предъявлены языковым паспортом)

^ В) Прочитайте стихотворение В.Высоцкого. Какими средствами поэтическим строчкам придается разговорный стиль?

Для меня эта ночь вне закона.

Я пишу - по ночам больше тем.

Я хватаюсь за диск телефона

И набираю вечное 07.

Девушка, здравствуйте!

Как вас звать? Тома.

Семьдесят вторая! Жду, дыханье затая!

Быть не может, повторите, я уверен - дома!

А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Эта ночь для меня вне закона.

Я не сплю, я кричу - поскорей!

Почему мне в кредит, по талону

Предлагают любимых людей?

Девушка! Слушайте!

Семьдесят вторая!

Не могу дождаться, и часы мои стоят.

К дьяволу все линии, я завтра улетаю!

А, вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Телефон для меня, как икона,

Телефонная книга - триптих,

Стала телефонистка мадонной,

Расстоянья на миг сократив.

Девушка, милая!

Я прошу, продлите!

Вы теперь, как ангел, - не сходите ж с алтаря!

Самое главное - впереди, поймите,

Вот уже ответили... Ну, здравствуй, - это я!

Что, опять поврежденье на трассе?

Что, реле там с ячейкой шалят?

Все равно, буду ждать, я согласен

Начинать каждый вечер с нуля!

07, здравствуйте!

Снова я. Что вам?

Нет! Уже не нужно. Нужен город Магадан.

Я даю вам слово, что звонить не буду снова.

Просто друг один узнать, как он бедняга, там.

Эта ночь для меня вне закона.

Ночи все у меня не для сна.

А усну - мне приснится мадонна,

На кого-то похожа она.

Девушка, милая!

Снова я, Тома!

Не могу дождаться, и часы мои стоят.

Да, меня. Конечно, я. Да, я, конечно, дома!

- Вызываю. Отвечайте. - Здравствуй, это я!

^ Лексические особенности: реле с ячейкой шалят, вечер с нуля, семьдесят вторая…

Словообразовательные особенности: девушка, телефонистка…

Морфологические особенности: ах, да, снова, что вам, 07…

VII. Рефлексия

Прием «Я…мы…дело…»

Я (личный вклад в урок) –

Мы (работа группы) –

Дело (коллективные достижения, успехи)-

VIII. Домашнее задание

2 уровень - Собрать и записать формулы разговорного этикета. 3 уровень - На основе речевой характеристики напишите сочинение-миниатюру об одном из участников диалога.

4 уровень - Провести эксперимент: составить речевой паспорт незнакомого человека на основе нескольких фраз, обращенных к вам.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconУрок по русскому языку в 10 классе Тема. Разговорный стиль: сфера...
Цели: познакомить учащихся более глубоко с разговорным стилем, сферой его применения, функциями и стилевыми чертами; прививать навык...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconУчебный план по русскому языку для иностранных студентов IV курса...
Особые условия функционирования, использова­ние внеязыковых сред и функции разго­ворной речи. Разговорный произносительный стиль,...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconРеферат по дисциплине «Русский язык и культура речи» На тему : «Язык...
Язык и стиль распорядительных документов: язык и стиль коммерческой кореспонденции, язык и стиль инструктивно-методических документов....

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconТема урока: Разговорный стиль речи (10 класс) Цель урока
Цель урока: закрепить знания о разговорном стиле; развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог; воспитывать...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconЧто такое имидж?
...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconК коммерческое предложение оммерческое предложение коммерческо
...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconУрок русского языка в 9 классе. Роль обращений в речи. Стилистические функции обращений. Цели
...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconИздательство
Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconСоциально-психологические факторы
Для их обозначения специалистами использу­ются различные, не всегда взаимозаменяемые термины — расстройства речи, дефекты речи, недостатки...

Разговорный стиль речи: сфера применения, функции, стилевые черты iconСтатья Сфера применения Соглашения
Соглашение о единых правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий /п. 33

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<