Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова




Скачать 41.27 Kb.
НазваниеУрок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова
Дата публикации14.06.2014
Размер41.27 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок №30

Тема. Сложные и сложносокращенные слова.

Цель: дать учащимся представление о сложных и сложносокращенных словах, обучить умению находить эти слова в речи, обьяснить их образование, правильно писать сложные слова с соединительными гласними; работать над развитием речи, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: учебные тексты, дидактический материал.
Ход урока

    1. Обьявление темы и цели урока

    2. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Грамматическая разминка.

Найдите слово в слове.

Гроза

Газета

Градусник

Роза

газ таз

град

друг




Газ гора

агат

ус

дар

суд







Дуга

сани







Гуси











^ 3.Беседа с учащимися.

-Назовите известные вам способы образования слов.

- Определите, каким способом образованы слова водопровод, лесостепь, пылесос.

^ III. Изучение нового материала

  1. Ознакомление с теоретическим материалом

СЛОЖНЫМИ называются слова, состоящие из двух (реже трёх) корней. Они образуются в результате сложения основ исходных слов (пар, возить -> паровоз) или целых слов (кресло, кровать -> кресло-кровать).

^ При образовании сложных слов чаще используются соединительные гласные о и е: rus6 36.jpg

Иногда сложные слова образуются без соединительных гласных: пластмасса.

1

СЛОЖНОСОКРАЩЕННОЕ (по-укр.: складноскорочене) слово состоит из сокращённых основ.

При образовании сложносокращённого слова у сокращаемых слов берутся: 1) части, состоящие из нескольких звуков: рыб(оводное) хоз(яйство) -> рыбхоз; 2) начальные буквы: М(осковский) г(осударственный) у(ниверситет) -> МГУ, произносится [эмгэу]; 3) начальные звуки: Н(аучно)-и(ссле-довательский) и(нститут) -> НИИ.

  1. Выявление восприятия.

  Работа у доски.

Обозначьте корни в сложных словах. Подчеркните соединительные гласные о и е. Определите от каких слов происходят сложные слова..

Сталевар, птицеферма, носорог, быстрокрылый, разноцветный.

^ IY. Закрепление изученного материала.

1.Выборочный диктант.

Найдите в предложениях сложные слова, выпишите их. Подчеркните соединительную гласную. Обьясните, как образованы эти слова.

        1. Пароход остановился около красивого города.

        2. Четырехэтажное кирпичное здание стояло над обрывом.

        3. В нашем классе учиться очень много любознательных ребят.

        4. И. Крылов – знаменитый русский баснописец.

2.Творческий диктант. ( Работа в парах)

Образуйте и запишите сложные слова.

Пыль, сосать,; овощ, хранить; птица, ловить; мышь, ловить; земля, трясти.

3.  0пределите,   как  образованы   сложносокращённые   слова, и прочитайте их.

^ Универмаг, канцтовары, промтовары, химчистка, Сбербанк, детсад, ТЭС, вуз, ДК, спецзаказ, ООН.

2

4.Творческое задание.

Придумайте шутливые названия приборам, которые вы хотели бы изобрести. Названия должны состоять из сложных слов.

5.Творческое задание.

Заменить словосочетания одним сложным словом которое являлось бы определением к существительному.

  1. Бумага ,чувствительная к свету. (Светочувствительная)

  2. Человек, который любит труд. (Трудолюбивый)

  3. Машина, очищающая дороги от снега. (Снегоочистительная )

  4. Река, по которой ходят суда. ( Судоходная)

  5. Человек, любящий жизнь, радость. ( Жизнерадостный)

Y. Работа над развитием речи.

1. Чтение текста.

Первый паровоз и первая в России чугунная дорога были созданы в 1834 году замечательными мастерами крепостными отцом и сыном Черепановыми.

Паровоз был построен на Нижнетагильском заводе. Он предназначался для перевозки руды и людей – рабочих тагильских заводов.

Вот что сообщалось в печати о пуске первого паровоза: « При испытании его парохода оказалось, что он удовлетворяет своему назначению, почему и предложено ныне же положить чугунные колесопроводы от Нижнетагильского завода».

Паровоз Черепановых выгодно отличался от всех современных ему машин.

      1. Работа с текстом.

А) определение темы текста;

Б) составление вопросов по тексту;

В) обогащение словарного запаса учащихся словами текста.

^ 3. Работа со скороговоркой.

Водолаз вез воду из водопровода.

YI. Подведение итогов урока, оценивание учебных достижений учащихся

Беседа с учащимися.

        1. Какие слова называются сложными?

        2. Какие соединительные гласные могут использоваться в сложных словах?

        3. Какие слова называются сложносокращенными?

3

YII. Домашнее задание

  1. Выучить теоретический материал.

  2. Осуществить перевод текста из украинского языка на русский.

Минаючи білосніжний маяк., в Одеську гавань з дальніх рейсів увіходять чорноморські кораблі. Коломия славиться своїми солеварнями. Від Іванькова до Волгограда Волга перетворилася на суцільний ланцюг водоймищ і глибоководних дільниць, сполучених шлюзами.

3.Составить 12 сложных и сложносокращенных слов.

4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconМетодическая разработка
Тема: Приемное отделение больницы. Буквенные аббревиатуры, сложносокращённые слова и географические сокращения

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрок русского языка в 3 классе Тема: Однокоренные слова
Ознакомить с признаками однокоренных слов. Научить различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; однокоренные слова...

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconМетодическая разработка
Прочитайте слова и словосочетания. Укажите, от каких слов образованы сложные слова; объясните их значения

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрок русского языка в 4 классе. Тема: «Обобщение и систематизация знаний о частях слова»
«Разбор слова по составу», развивать у детей память, мышление, внимание, речь, воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма...

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрок русского языка тема: Части слова. Разбор слова по составу. Цель:...
Ознакомить с алгоритмом разбора слов по составу, подготовить учащихся к теме «Разбор слова по составу», упражняться в составлении...

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрок русского языка во 2 классе Тема урока: Закрепление знаний о...
Цель: расширить и закрепить представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconПояснительная записка
Проверяемые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Гласные после шипящих и ц. Разделительный мягкий знак....

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрока. Урок-зачет по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Цель урока: проверить и закрепить умения и навыки по теме «Бессоюзные сложные предложения»;воспитывать чувство ответственности за...

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconТема: весёлый урок «Слово о словах»
Как известно, слова состоят из звуков, звуки на письме обозначаются значками-буквами

Урок №30 Тема. Сложные и сложносокращенные слова iconУрок чтения и основ здоровья 1 класс Тема: Сказка «Мойдодыр». Чистота и здоровье
Цель: Познакомить со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр», учить анализировать текст, сливать звуки в слова, составлять звуковые модели...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<