Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»




Скачать 318.6 Kb.
НазваниеАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»
страница1/5
Дата публикации18.06.2014
Размер318.6 Kb.
ТипРеферат
uchebilka.ru > Литература > Реферат
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Автономной Республики Крым

Крымское республиканское внешкольное учебное заведение

«Центр детского и юношеского творчества»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ БАЗОВЫХ ЗНАНИЙ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ


Составители:

Афанасьева С.И., Шаурова Л.А.,

методисты отдела гуманитарного образования

г. Симферополь, 2007 год
Использование интеллектуальных игр для формирования устойчивых базовых знаний по русскому языку и литературе: Учебно-методическое пособие для руководителей литературно-поэтических студий, пресс-центров, кружков и секций филологического профиля / Сост. С.И. Афанасьева, Л.А. Шаурова. – Симферополь, 2007. – 23 с.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой сборник отдельных видов игровых заданий, которые можно использовать для формирования устойчивых базовых знаний по русскому языку и литературе на всех этапах обучения, и адресовано руководителям литературно-поэтических студий, пресс-центров, кружков и секций филологического профиля.

Примеры игровых, тренировочных, контрольно-обобщающих заданий, предложенных в пособии, указывают пути формирования познавательной активности учащихся и их положительного отношения к учебной деятельности.

© Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества»

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


……………………………

4

Развивающие игры


……………………………

5

Интеллектуальные игры и творческие задания по литературе



…………………………….


9

Тренировочные и контрольно-обобщающие задания по русскому языку



…………………………….


19

Заключение


…………………………….

23

Список использованной литературы

…………………………….

23


ВВЕДЕНИЕ
«Духовная жизнь ребенка, – писал В. Сухомлинский, – по­лноценная лишь тогда, когда оживает в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она засушенный цветок».

Игра – это самая свободная, естествен­ная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с це­лью ее изучения, проявления «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Знания, данные в готовой форме, не связанные с жизненными интересами учащихся, плохо ими усваиваются и не развивают их. Вместе с тем в игре ребенок сам стремится научиться тому, чего пока еще не умеет и не знает, то есть возрастает его познавательная активность.

В структуре личности ребенка познавательная активность играет важную роль. Тут в равной мере важно и воспитание положительного отношения к познанию, и воспитание интересов и потребностей, и формирование здоровых мотивов поведения, то есть всех внутренних факторов, которые определяют развитие личности. В основе познавательной активности ребенка лежат мировоззренческие мотивы, направленные на осознание личностного мироощущения, на себя и свое место в мире.

Во внешкольном учебном процессе усвоение знаний, представленных в виде игры, происходит значительно эффективнее, чем на обычных учебных занятиях. Познавательная задача, поставленная в игровой форме, имеет те преимущества, когда в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость получения новых знаний и способов действия.

Играя, дети становятся психологически раскованными, что способствует проявлению их творческих способностей, нивелирует отрицательное отношение к объективно сложной учебной деятельности. Положительный опыт хочется повторить на высшем уровне сложности заданий. При этом незаметно для себя ребенок «втягивается» в учебную деятельность, познает ее радость. Осознание «я это могу» укрепляет уверенность в себе и порождает потребность «мне это необходимо, интересно и совсем не страшно».

Игры и игровые методы обучения используют в повседневной практике почти все педагоги, ведь игра позволяет заинтересовать учащихся, преподнести знания в более легкой и «ненавязчивой» форме.

Учебно-методическое пособие, предлагаемое вашему вниманию, составлено на основе многолетней работы авторов с учениками общеобразовательных школ, учащимися и слушателями творческих лабораторий Крымской Малой академии искусств и народных ремесел, а также секций Малой академии наук школьников Крыма «Искатель» и адресовано педагогам кружков и секций филологического профиля общеобразовательных и внешкольных учебных заведений.

^ Развивающие игры
«Три предложения»

Используется при обсуждении творческих работ учащихся, текстов художественных произведений. Смысл ее в том, чтобы тремя простыми, но содержательными предложениями передать суть прочитанного. Игру рационально проводить как соревнование микрогрупп (по 2-3 человека в каждой). Соревнование можно усложнить необходимостью отстаивать свой вариант, доказывать, что он наиболее удачный.
«Дерево познания»

Имеет большой развивающий эффект. Наиболее целесообразно эту игру проводить на этапе закрепления изученного материала. Условия её очень простые: учащимся предлагается составить 1-3 вопроса (в зависимости от уровня подготовленности группы) по теме занятия. Вопросы записывают на маленьких листах (лучше в форме листочков дерева) и подают педагогу. Наиболее содержательные из них руководитель отмечает как вопросы-победители и прикрепляет к дереву познания (рисунок на ватмане, прикрепленный к доске или стене).

На следующем занятии проверка усвоенного может происходить в пределах той же игры: учащиеся снимают листочки с дерева, отвечая на составленные вопросы.

Эту игру можно проводить и как соревнование между двумя параллельными группами: дети одной группы составляют вопрос для другой. Тогда с целью объективного подведения итогов желательно иметь цветную символику, например, листочки 1-й группы имеют красный цвет, а листочки 2-й группы – оранжевый. Если на занятии у второй группы на дереве остались красные листочки, значит, не со всеми заданиями учащиеся справились.
«Чистая доска» («tabula rasa»)

Эта игра способствует успешной работе с текстами, в частности с рассказами, отрывками повестей. Дополнительный познавательный эффект может дать объяснение названия «tabula rasa». Впервые предлагая учащимся эту игру, руководитель может сказать, что выражение «tabula rasa» пришло из латыни и означает буквально чистое место, где можно написать все, что хочешь, а в переносном значении так говорят о сознании детей и необразованных, неопытных людей.

Перед работой с текстом руководитель обращает внимание учащихся на доску (ватман закреплен на стене) с заранее подготовленными вопросами. «Ответ на них, – объясняет руководитель, – вы найдете, поработав с текстом. После чтения, в процессе анализа, вы отвечаете на них, а я буду вытирать обработанные. Работа будет успешной, когда на конец занятия доска будет чистой».
«Герой, оживи!»

Игра способствует более заинтересованному восприятию учащимися художественных текстов. Перед чтением руководитель распределяет роли между учащимися (для удобства предлагаем сделать несколько экземпляров ксерокопий отрывков), и дальше происходит обычное чтение по ролями, которое является своеобразной инсценировкой.

Игровой эффект будет значительно сильнее, если остальным детям, которые будут слушать, предлагается определить, кто из артистов исполнил роль наиболее удачно, чей образ – наиболее достоверный (желательно требовать при этом элементарной аргументации: по-моему, по моему мнению, мне кажется и т.д.).
«Из уст в уста»

Эта игра помогает разнообразить формы работы с текстами. Учащимся предлагается неоднократный пересказ одного и того же текста.

В игре принимают участие, скажем, четыре ребенка. Трое на момент первого чтения должны выйти из помещения, в котором проводится занятие. Когда текст прочитан, второй учащийся возвращается в кабинет и узнаёт о прочитанном из пересказа первого участника. Затем второй учащийся в свою очередь передаёт услышанное приглашенному третьему участнику, а тот, в конце концов, четвертому. Четвертый ученик пересказывает услышанное всей группе, и дети имеют возможность сравнить, насколько точно и полно прочитанное воспроизведено игроком.

Игра (модернизованный «испорченный телефон») приучает высказываться точно, лаконично. Руководитель должен направлять игру так, чтобы она происходила организованно и динамично.
«Слово за словом»

Эта игра может быть интересной и динамичной формой проверки изученного на предыдущем занятии. Группе предлагается составить рассказ по теме, но так, чтобы каждый учащийся называл лишь одно слово. Если кто-то долго думает или ошибается, то пропускает ход. В подготовленных группах один ребенок может записывать «рассказ» на доске, чтобы после игры проанализировать его.
«Пирамида»

Это одна из разновидностей игр в слова. Принцип игры состоит в том, что учащиеся составляют пирамиды слов по принципу увеличения/уменьшения букв в каждом следующем ряду. Примером такой игры может быть соревнование на лучшего знатока языковой и литературной темы. Учащимся предлагается вписать слова темы в пирамиду.
















  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Базовые термины и теоретические понятия по музыкальной грамоте и вокально-хоровому пению

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной республики крым крымское республиканское внешкольное учебное...
Методическое пособие в помощь педагогам и руководителям внешкольных учебных заведений

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение «центр детского и юношеского творчества»
Решением Коллегии мон мс арк №8-10 от 26. 12. 2012 г рекомендованы для использования в общеобразовательных и внешкольных учебных...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconМинистерство образования и науки Автономной Республики Крым Крымское...
С печатными источниками информации на занятиях кружков и секций гуманитарного профиля

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
«Инновационные технологии в вокальном воспитании учащихся» содержит методические рекомендации по ознакомлению руководителей вокально-хоровых...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное...
Организация учебно-воспитательной деятельности в рамках концепции развивающего обучения (в помощь руководителям научных секций гуманитарного...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconКрымское республиканское внешкольное учебное заведение
Программы утверждены решением коллегии Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым 22. 12. 2011...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Государственный стандарт Украины. Дсту 3008-95 «Документация. Отчеты в сфере науки и техники. Структура и правила оформления» (Бюллетень...

Автономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение «Центр детского и юношеского творчества» iconАвтономной Республики Крым Крымское республиканское внешкольное учебное заведение
Эта взаимосвязь останется до тех пор, пока будет существовать Земля и Человек. Технический прогресс, улучшение качества жизни происходило...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<