1. Устное народное творчество




Название1. Устное народное творчество
страница1/4
Дата публикации29.03.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
1.Устное народное творчество
Фольклор как поэтическое творчество трудового народа. Особенности фольклора, его жанровая система. Отражение в фольклоре общественной и бытовой жизни народа, его идеологии и эстетики. Национальное и общечеловеческое. Вариативная природа фольклора. Взаимосвязи и взаимодействие фольклорных жанров. Преемственность жанров. Взаимосвязь фольклора и литературы. А.М.Горький об устном народном творчестве.

Эпические жанры русского фольклора. Русская народная сказка и ее исторические судьбы. Жанровые разновидности сказок, их идейная направленность. Нравоучительный и философский характер сказок. Герои сказок - образы-типы. Антитеза - универсальный художественный прием сказок. Контаминации. Утроение, кумулятивность. Бытование сказок в широких народных массах. Русские сказочники.

Определение былин. Особенности отображения истории в былинах. Исторические прототипы. Выражение в былинах народной оценки истории, народных идеалов. Былины и мифология. Формирование былин как эпоса классического типа в период ранней русской государственности. Основное содержание русского эпоса. Былины мифологического содержания, киевские былины, новгородские былины. Утверждение идеи единства и независимости Русской земли. Поэтика былин. Композиции былинных сюжетов. Использование антитезы и утроений. Общие места - формулы привычного изображения. Система повторений. Широкая типизация персонажей с элементами индивидуализации. Гипербола как основное средство создания образа. Своеобразие использования тропов.

Частушки. Определение жанра. Четырехстиховые частушки как самый распространенный вид частушек. Двухстиховые частушки («страдания»). Иные формы частушек (шестистиховые и восьмистиховые). Плясовые частушки. Происхождение частушек. Актуальность, современность и злободневность как характерные признаки жанра. Объект изображения частушки. Афористичность – характерная черта частушек. Оценочность частушек и их классификация (собственно лирические, юмористические, сатирические, частушки-нескладухи и частушки-перевертыши). Психологизм частушек. Композиция и стиль частушек. Монолог и диалог как композиционные формы частушек.

Лирические внеобрядовые песни. Основные группы лирических внеобрядовых песен (по времени происхождения, способу создания, среде бытования). Традиционная крестьянская лирика, рабочие песни, городские песни, песни литературного происхождения. Основные типы традиционной крестьянской лирики. Песни бытового цикла (любовные, семейные, шуточные). Песни социального цикла (разбойничьи, солдатские), песни крестьянских отхожих промыслов (ямщицкие, чумацкие, бурлацкие). Содержание, типы героев. Особенности поэтики. Приемы композиции песенного текста.
^ 2. Древняя русская литература
Особенности древнерусской литературы. Своеобразие проявления принципов историзма и правдивости, публицистичность и дидактизм памятников. Единство нравственного и эстетического в литературе. Поэтика средневековых текстов как поэтика традиции.

Формирование объединяющего жанра летописи. История создания «Повести временных лет» как памятника русского летописания. Своеобразие и типы изображения исторических лиц в летописи. Композиция «Повести временных лет» и ее жанровый состав. Исторические повести и народные предания в тексте летописи. Формирование жанра воинской повести в составе «Повести временных лет». Язык и поэтические средства в летописи.

«Слово о полку Игореве». История открытия и публикации. «Слово» и летописные повести о походе Игоря. Сюжет, композиция, изображение героев. Язык и поэтические средства произведения. Проблемы ритмического строя и жанра. Гипотезы об авторе «Слова». Переводы «Слова» в XIX-XX веках, их типы и особенности.

Житие как жанр русской средневековой литературы, его эволюция. Формирование житийного жанра в литературе Киевской Руси. «Житие Феодосия Печерского» Нестора как первый образец преподобнического жития. Своеобразие жанра патерикового жития «Киево-Печерский патерик»). «Сказание о Борисе и Глебе» как мученическое житие. Психологические характеристики и приемы их введения в текст произведения. Элементы литературного портрета. Возникновение новой разновидности княжеских житий в эпоху татаро-монгольского нашествия («Житие Александра Невского», «Слово о житии и представлении Дмитрия Ивановича, царя русского»). Отражение исторической жизни Руси в «Житии Сергия Радонежского». Своеобразие использования стиля «плетения словес» Епифанием Премудрым. Житийные и бытовые элементы, изменение облика главного героя в «Повести о Юлиании Лазаревской». Принципы изображение главного героя, своеобразие композиции, стиля «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».
^ 3. Русская литература XVIII века
Классицизм как направление и творческий метод в русской литературе. Влияние европейского классицизма на становление русской литературы. Историческая основа, философское учение, этико-эстетическая программа, политический идеал и особенности его художественного воплощения, жанровая стилевая система, основные черты классицистической поэтики. Проблема национального своеобразия русского классицизма.

В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.П. Сумароков как теоретики русского классицизма: литературно-теоретические трактаты и переводы Тредиаковского; ломоносовское учение о «штилях»; «эпистолы» Сумарокова о поэтическом искусстве. Реформа русского стихосложения (А.Д. Кантемир «Письмо Харитона Макентина», В.К. Тредиаковский «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», М.В. Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», А.П. Сумароков «О стопосложении»).

Типология сатир, созданных Кантемиром. Сатиры I, II и VII. Социальная острота и злободневность поставленных сатириком проблем. Объекты обличения и принципы типизации героев. Формы проявления авторского начала, значение и функции авторского комментария к сатирам. Художественные особенности сатир Кантемира: проемы словесного портретирования и саморазоблачения героев, роль художественной детали в создании сатирического образа, ориентация на просторечие, афористический стиль речи, преобладание диалогической формы, особенности организации стиха. В.Г. Белинский о Кантемире.

Г.Р. Державин. Автобиографический характер поэзии Державина («Признание»). Разрушение классицистической поэтики оды («Ключ», «На смерть князя Мещерского», «Стихи на рождение в Севере порфирородного отрока»). Ода «Фелица» - «сочинение, какого на нашем языке еще не было». История создания и публикации произведения. Композиция оды, соотношение одического и сатирического начал. Геройный мир оды и принципы создания художественного образа. Бытописание и его функции; мастерство словесного натюрморта, пейзажных и портретных зарисовок. Музыкальность и живописность слога Державина, соединение высокого и низкого в стиле. Философские оды Г.Р. Державина («Бог», «Водопад» и др.). Деистические представления о мире, утверждение огромных творческих возможностей человека, его права на бессмертие; мысли о превратности человеческой судьбы, преобладание оптимизма. Анакреонтическая тема в творчестве поэта. Псалмодическая лирика Державина. Резкая критика неправосудия и злодейства «земных богов», тема возмездия в оде «Властителям и судиям». Развитие и преодоление ломоносовской традиции в стихотворениях Державина на героико-патриотическую тему («На взятие Измаила», «На переход Альпийских гор», «Снигирь» и др.). Державин о назначении поэзии и признании поэта (»Храповицкому», «Памятник»).

Д.И. Фонвизин. Преодоление условностей классицизма в комедии «Бригадир». Обличение самодурства и невежества, антипатриотизма и французомании дворян. Проблемы любви и брака, воспитание молодого поколения в пьесе. Новаторство комедии «Недоросль». Смысл названия произведения. Глубина художественного исследования проблемы «растлевающего значения крепостного права» (А.М. Горький), своеобразие художественного метода произведения. Композиция и сюжет пьесы; роль «внесюжетных» сцен и «внесценических» персонажей в раскрытии идейного замысла автора. Особенности образной системы и принципов ее построения, конфликта и его разрешения в пьесе. Социальная и психологическая мотивированность, индивидуализация языка действующих лиц. Использование Фонвизиным приема «говорящего имени». Народность комедии. Дискуссионные вопросы изучения «Недоросля», его сценических интерпретаций.

Историчеcкие, философские, литературные истоки русского сентиментализма. Его связь с западноевропейским сентиментализмом и отличие от него. Этапы становления и развития сентиментализма в России. Литературно-эстетическая программа: раскрепощение искусства от классицистической нормативности; защита принципа свободы творчества, его оригинальности и «вдохновенного» характера; интерес к неповторимости человеческой личности, к объективно-реальному, конкретно-чувственному миру; принцип индивидуализации поэтической формы.

Н.М. Карамзин – писатель, историк и общественный деятель. Особенности философских, эстетических, политических и литературных воззрений писателя, значение опыта заграничных путешествий и знакомства с европейской культурой («Письма русского путешественника»). «Бедная Лиза» как программное произведение русского сентиментализма. Социальное и этическое, историческое и современное в повести, ее гуманистический пафос. Система образов повести и принципы ее построения. Характер внешнего и внутреннего конфликтов произведения. Философия природы и функции пейзажа. Отказ от социальной сатиры и изображения «низкого» быта, эстетизация действительности. Роль карамзинского периода в истории русской культуры. «Новый слог» Карамзина и развитие русского литературного языка.
^ 4. Русская литература XIX века
Русский литературный процесс 1800 – 1830-х гг. Национальное своеобразие русской литературы XIX века. Сосредоточенность русской художественной литературы XIX века на онтологической проблематике, вечных вопросах бытия. Осознание высокого предназначения писательской миссии, и, как следствие, проповеднический пафос и чувство личной ответственности русских литераторов за судьбу Отечества. Идея национального единства – магистральное направление русской литературы XIX в. Этический и духовный максимализм как характерная черта русского литературного героя. Проблема гуманизма и нравственного идеала в русской литературной практике XIX в.

Романтизм в русской литературе первой 1/3 XIX века. Возникновение романтизма как результат разочарования в идеях европейского Просвещения. Отличительные черты романтического мироощущения: субъективизация представлений о времени и пространстве; всесилие интуиции; «вкус к абсолюту» (Ф.Шлегель) как выражение религиозного чувства; осознание равновеликости личности всему мирозданию; трагическое ощущение несовершенства жизни земной и проч. Романтическое искусство как способ личностного самовыражения. Символизм, мифологизм и «развоплощение» художественного образа в романтической поэзии. Демиургическая функция романтического художника. Художественный произвол как базовый принцип романтической эстетики. Идея национальной самобытности в романтическом искусстве. Своеобразие романтического историзма.

Основные течения в русле русского романтизма:

  • элегико-созерцательный романтизм (В.А. Жуковский);

  • гедонистический романтизм (К.Н. Батюшков);

  • философский романтизм (Е.А. Баратынский);

  • гражданский романтизм (К.Ф. Рылеев).

Своеобразие пушкинского романтизма, его синтетический характер. Творчество ^ М.Ю. Лермонтова как высшее достижение русского романтизма. Мятежный пафос и «протестующий пессимизм» (Б. Эйхенбаум) лермонтовского творчества.

Басенное творчество И.А. Крылова (1769 – 1844) в контексте русской просветительской традиции рубежа XVIII-XIX вв. Художественная оригинальность крыловских басен (синтетический характер жанровой структуры, стилевая индивидуальность поэтической речи, психологизация басенных образов, образ автора, роль иронии). Народность и афористичность крыловских басен.

В.А. Жуковский (1783 – 1852). Основные эстетические принципы «школы гармонической точности» (Л.Я. Гинзбург). Жуковский и йенские романтики (Вакенродер, Тик, Новалис). Жанровая природа элегии в творчестве Жуковского («Сельское кладбище», «Вечер», «Море»). Патриотическая лирика, отражающая события 1812 г. («Певец во стане русских воинов»). Баллады Жуковского («Людмила», «Кассандра», «Светлана», «Лесной царь» и др.) и их литературное значение. Идея призрачности земного бытия. Элементы «чудесного» и «ужасного». Черты религиозного мироощущения и мистическая концепция провиденциального блага в творчестве Жуковского («Певец», «Эолова арфа», «Мщение», «Таинственный посетитель» и др.). Поэтические открытия Жуковского: драматизм лирического самовыражения; поэтологическая разработка жанра баллады, элегии и послания; психологизм лирического «Я»; гармонический строй поэтической речи, связь поэзии с живописью и музыкой.

К.Н. Батюшков (1787–1855). Эстетизированный эпикуреизм как основа поэтической программы Батюшкова. Батюшков – теоретик направления «легкой поэзии» в русской литературе начала XIX века (статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык»). Гедонистический характер лирического мироощущения Батюшкова («Мои пенаты», «Послание к Н.И. Гнедичу», «К другу» и др.). «Память сердца» как лейтмотивный образ поэзии Батюшкова («Мечта», «Мой гений», «Воспоминания», «Как счастье медленно приходит…» и др.). Сатирическая поэзия Батюшкова, ее литературно-полемический пафос («Видение на берегах Леты», эпиграммы). Исторические элегии 1810-х гг. как попытка осмысления исторического бытия человечества («Переход русских войск через Неман», «На развалинах замка в Швеции»). Мотив роковой предопределенности судьбы поэта («Умирающий Тасс»). Пластический характер предметный строй поэтической образности в творчестве Батюшкова.

Е.А. Баратынский (1800–1844). Философское направление в лирике русского романтизма (^ С. Шевырев, Д. Веневитинов, А. Хомяков, Ф. Тютчев, Е. Баратынский). «Поэзия мысли» Баратынского, ее драматический характер и философичность содержания: предрасположенность к пессимизму («Моя жизнь», «Разуверение», «Безнадежность»); эсхатологические мотивы («Смерть», «Последняя смерть»); антитеза природы и цивилизации («Последний поэт», «Истина»). Мотив судьбы как сквозное явление в лирике Баратынского. Литературное творчество декабристов

К.Ф. Рылеев (1795-1826). Жанровый состав рылеевской поэзии: сатира («К временщику»), ода («Гражданское мужество», «На смерть Бейрона»), элегия («Ты посетить, мой друг, желала…»), дума («Волынский», «Вадим», «Иван Сусанин»). Гражданский ригоризм, агитационный пафос, патриотический идеализм как черты поэзии Рылеева.

А.С. Грибоедов (1795–1829). Личность Грибоедова и его литературная деятельность. Грибоедов и декабристы. История создания комедии «Горе от ума» (1824). Социально-историческая конкретность, политическая злободневность и сатирическая направленность комедии «Горе от ума», отражение в ней противоречий русской жизни. Социально-политическая и любовно-бытовая коллизии пьесы, их связь, сюжетная двуплановость композиции. Природа драматического конфликта (личность и традиция). Черты классицизма, романтизма, и реализма в комедии. Характеры у Грибоедова. Проблема жанра «Горя от ума». Феномен поэтического стиля и афористичность грибоедовской комедии. «Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова (по статье «Мильон терзаний»).

А.С. Пушкин (1799–1837). Периодизация жизни и творчества Пушкина. Логика развития поэтического гения Пушкина. Влияние европейской (Э. Парни, А. Шенье) и отечественной (Г.Р. Державин, И.Ф. Богданович, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков) литературной традиции на поэтическое сознание Пушкина в лицейский период творчества. Стилевое многообразие поэзии Пушкина-лицеиста. Признаки жанрового мышления («Лицинию», «К Наталье», «Певец»). Условный характер лирического героя.

Характер «вольнолюбивой» лирики петербургского периода («Вольность, «К Чаадаеву», «Деревня», «Ты и я», эпиграммы). Переход от жанрового мышления к индивидуальным поэтическим интонациям. Новаторский характер поэмы «Руслан и Людмила»: жанровый и стилевой синтез, необычность образа автора, фольклорное начало и национальный колорит.

Черты романтического мировидения в лирике южного периода («Черная шаль», «Я пережил свои желанья», «Погасло дневное светило» и др.). Проблема соотношения свободы и индивидуализма в южных поэмах («Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Творческое усвоение Пушкиным художественных открытий Байрона.

Реалистические принципы изображения, тематическое и жанровое многообразие в лирике 2-ой половины 1820-х гг. («Разговор книгопродавца с поэтом», «Жених», «Зимний вечер», «Пророк», «Храни меня, мой талисман», «К***», «19 октября 1825 г.»).

Историзм Пушкина. Шекспировские традиции в трагедии «Борис Годунов» (1825). Темы народа и власти и их решение.

«Евгений Онегин» (1830) как «свободный» роман. Художественное своеобразие «Евгения Онегина» как романа в стихах. Автор и герои романа. «Зеркальная» композиция, стилевое многообразие, структура романа. «Онегинская строфа». «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский).

Философский характер лирики 1830-х гг. («Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Когда за городом задумчив я брожу…», «Вновь я посетил…», «Телега жизни»).

Начало русской реалистической прозы. «Повести Белкина» (1830) в контексте культурной традиции: сентиментальные, романтические, светские, гусарские, фантастические повести, авантюрные, библейские, шекспировские сюжеты и мотивы в «Повестях Белкина». Мотив диалектической связи человека и обстоятельств. «Повести Белкина» как цикл.

Личность и государство в поэмах «Полтава» (1827) и «Медный всадник» (1833). Амбивалентность образа Петр I в поэмах. Символика и фантастика. Интерпретация «петербургского мифа» в поэме «Медный всадник».

Исторические темы в романах «Дубровский» (1833) и «Капитанская дочка» (1836). Концепция власти и размышления о бунте. Идея возможности единства народа и дворянства. Особенности авторской позиции.

М.Ю. Лермонтов (1814–1841). Периодизация творчества М.Ю. Лермонтова. Характер творческой эволюции Лермонтова-поэта. Основные мотивы лирической поэзии М.Ю. Лермонтова:

  • свобода и воля («Новгород», «Унылый колокола звон», «Желание», «Прощай, немытая Россия…»);

  • действие и подвиг («Отрывок», «1831 июня 11 дня», «Бородино», «Песня про … купца Калашникова», «Дума»);

  • одиночество («Выхожу один я на дорогу…», «На севере диком…», «Парус»);

  • обман («Стансы», «Благодарность»);

  • странничество и изгнанничество («Парус», «Мой дом», «Тучи», «Смерть поэта»);

  • любовь («Расстались мы, но твой портрет…», «Прости, мы не встретимся боле…», «И скучно, и грустно…», «Безумец я! Вы правы, правы…»);

  • судьба («Отчего», «Смерть поэта», «Валерик»).

Жанр поэмы в художественной системе Лермонтова. Разнообразие жанровых модификаций: «стихотворная повесть» («Тамбовская казначейша», 1838), «кощунственная поэма» (Сказка для детей», 1840), «историческая поэма» («Боярин Орша», 1836). «Мцыри» (1839) и «Демон» (1838) как итог развития жанра русской романтической поэмы (символика, мистериальные мотивы, идея «рая земного» и «рая небесного», мотив богоборчества, трагедия романтического сознания).

Особенности драматургического метода Лермонтова. Образ демонической личности в драме «Маскарад» (1835). Диалектика добра и зла в пьесе. Символики карточной игры и маскарада. Подмена психологических мотивировок поступков героев драмы мотивировками философскими.

Роман «Герой нашего времени» (1840) в контексте лермонтовского творчества. Особенности композиции романа. Система образов. Повествовательная структура романа (путешествующий офицер, Максим Максимыч, Печорин). Драма Печорина, ее философский смысл. Органическое сочетание романтических и реалистических тенденции в «Герое нашего времени». Психологизм Лермонтова. В.Г. Белинский и С.П. Шевырев о романе.

Значение творчества Лермонтова в развитии русской литературы.

Н.В. Гоголь (1809 – 1852). Эстетика народной жизни в ее целостности в цикле повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1832). Фольклорная стихия как выражение народного мироощущения. Многообразие элементов фольклорных жанров (былички, легенды, сказки и др.). Карнавальность мира. Единство реального и фантастического. Композиция цикла. Смысл образа Рудого Панька.

Усиление интереса к историческому бытию человечества в цикле «Миргород» (1835). Своеобразие гоголевского историзма в повести «Тарас Бульба». Эпическая основа повести. Национально-героическое и индивидуальное. Мастерство Гоголя в изображении «пошлости пошлого человека» («Старосветские помещики», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»). Синтез реальности и мифологии, трагического и комического в повести «Вий».

«Петербургские повести» в сборнике «Арабески» (1835). Гротеск и фантастика в системе гоголевского реализма. Человек и чин как главная тема цикла. Контраст между идеалом и действительностью в повести «Невский проспект». Обманчивая сущность образа Петербурга. Лейтмотивный характер образа дьявола. Сочетание комического и трагического. Искусство и общество в повести «Портрет». Трагизм социального сознания в повести «Записки сумасшедшего». Парадоксальность действительности в повести «Нос». Многоплановость сюжета. Абсурдность мира. Повесть «Шинель» (1842) в контексте литературной традиции (элементы житийного жанра).

Созидательная сила смеха в комедии «Ревизор» (1836) и особенности ее поэтики: «миражная интрига», всеобщность разоблачения, «ситуация ревизора», многозначность «немой сцены» и др.

Замысел книги «Мертвые души» (1842) как национальной «поэмы», в которой явится «вся Русь». Вопрос о жанре «Мертвых душ». Лиро-эпический характер произведения. Тема России. Масштабы и принципы художественного обобщения. Полисемичность заглавия поэмы. Образ Чичикова и его роль в построении сюжета. Особенности композиция поэмы. Образ автора как организующего начала, расширение содержательности поэмы за счет лирических отступлений, вставных эпизодов, распространенных сравнений. Основные темы «лирических отступлений», прямое выражение в них авторских идеалов. Мотив дороги. Поиски положительного героя. Этические искания. Стремление охватить все стороны частной и государственной жизни России. Смысл образов Хлестакова и Чичикова в оценке Д.С. Мережковского (по статье «Гоголь и черт»).
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Устное народное творчество iconТема: Устное народное творчество на Кубани Цель урока
Сформировать представления о кубанском фольклоре, познакомить с пословицами нашей местности, поговорками, частушками…

1. Устное народное творчество iconУрока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»
Оборудование: костюмы сказочных героев, иллюстрации к сказкам, изображения сказочных предметов

1. Устное народное творчество iconКурсовая работа По предмету «Народное художественное творчество»,...

1. Устное народное творчество iconКультура души болгарочки-терновки
История и культура народов стала богатством и судьбой Николаевщины. Мудрая земля хранит и рассказывает об этом даже через далекие...

1. Устное народное творчество iconЛитература: А. Гин «Приёмы педагогической техники»
Оборудование: карта почв Украины, таблицы: «Типы почв», «Структура почвы», «Механический состав почвы»; «Мелиорация». Самостоятельные...

1. Устное народное творчество iconПирогово сказка под открытым небом!
Ведь Вас ждут более 300 подлинных (построенных действительно украинцами той эпохи) экскурсионных объектов, характеризующих культуру,...

1. Устное народное творчество iconКонкурс «Следуем законам Коммонера сохраняем климат»
«творчество». Творчество! Вот главная особенность наших учителей! Именно оно заставляет думать о том, как интереснее и познавательнее...

1. Устное народное творчество iconУрок по математике во 2 классе
«Устное и письменное сложение и вычитание двузначных чисел. Составление задачи по краткому условию»

1. Устное народное творчество iconОчерки по истории естествознания
От автора. – Непрерывность научного творчества в России с на­чала XVIII столетия. – Отсутствие преемственности и традиции. – Научное...

1. Устное народное творчество iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Осип Мандельштам. Жизнь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<