Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса




НазваниеРабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса
страница1/7
Дата публикации29.03.2013
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
uchebilka.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
Управление образования Администрации Канашского района ЧР

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Ямашевская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано:

На заседании ШМО

Руководитель ШМО

_______________________

Протокол №______

от «___»_________2010 год




Утверждаю:

Директор

_________Антонова А.Л.

приказ № ___________

от «___» ________2010 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету

«Русская литература» для 9 класса

общеобразовательных учреждений.

Срок реализации 2010-2011 учебный год.

Составлена на основании

программы основной школы «Русский язык и литература 5-9 классы национальной школы РФ» (составители: Никольская Г.Н., Бирюкова С.К., Хайруллин Х.З. –М: Просвещение,2009г.)

^ Составила учитель русского языка и литературы

Семенова Ольга Исааковна

Пояснительная записка

Настоящий тематический план разработан на основе программой по русскому языку и литературе 5-9 кл. общеобразовательных учреждений с русским (неродным) языком обучения (2009г.) и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

^ Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:

– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.

^ В школе с родным (нерусским) языком обучения на базовом уровне курс литературы характеризуется определенной спецификой как содержания, так и структуры. Основные критерии отбора художественных произведений для изучения в такой школе совпадают с критериями, предложенными для русской школы. Однако, ввиду билингвального и бикультурного характера школы, которая одновременно вводит учащихся в мир русской и родной литературы и культуры, возникает необходимость представить в программе элементы сопоставления русской и родной литературы.

Замена в отдельных случаях произведений, предлагаемых для изучения в русской школе, обусловлена необходимостью представить художественные произведения, насыщенные культуроведческой информацией, чтобы ввести учащихся в контекст менее знакомой для них русской культуры; более широко и многогранно отразить своеобразие русских национальных традиций, обычаев, особенности русского национального характера, духовные основы русской культуры; стремлением представить те произведения русских писателей, в которых нашло отражение этническое многообразие России. Более слабое, по сравнению с русскими учащимися, владение русским языком объясняет необходимость либо некоторого уменьшения числа предлагаемых для изучения литературных произведений, либо представления их в сокращении или во фрагментах без ущерба, однако, для полноценного восприятия творчества того или иного писателя в целом. Указанные сокращения не касаются произведений, выносимых на итоговую аттестацию выпускников, и не отразятся на их подготовке к итоговым экзаменам.

Выпускники такого типа школы должны выходить на диалог русской и родной литературы и культуры, учитывать их специфику и духовные корни. Таким образом реализуется принцип единого литературного образования, решающего образовательные и воспитательные задачи на материале двух (родной и русской) литератур.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

– Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

– Выразительное чтение.

– Различные виды пересказа.

– Заучивание наизусть стихотворных текстов.

– Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

– Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

– Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

– Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

– Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

В школе с родным (нерусским) языком обучения, наряду с вышеуказанными, специфическими видами деятельности являются:

– Сопоставление произведений русской и родной литературы, выявление сходства нравственных идеалов, национального своеобразия их художественного воплощения.

– Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, поиск в родном языке эквивалентных средств художественной выразительности.

^ Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит в 9 классе 85 часов.

Основные виды устных и письменных работ по русской литературе в IX классе

Составление простого и сложного планов устного и письменного вы­сказывания.

Устный и письменный пересказ (изложение) отрывков из эпических произведений с элементами анализа.

Выразительное чтение по ролям драматургического произведения.

Устные и письменные сочинения-рассуждения проблемного характера (в том числе индивидуальная, групповая, сравнительная характеристика ге­роев произведения). План и тезисы литературно-кригической статьи.

Различные виды монологической речи учащихся. Рассказ о жизненном пути писателя (отдельные эпизоды), сообщение об истории создания произ­ведения.

Отзыв на самостоятельно прочитанное художественное произведение, на просмотренный кинофильм-экранизацию, спектакль.
Основные требования к знаниям, и умениям учащихся IX класса

Учащиеся должны знать:

— наиболее важные сведения о литературных направлениях (класси­цизм, романтизм, реализм) с опорой на изученные произведения (Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, В. А Жуковского, А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др.)

  • важнейшие биографические сведения о выдающихся русских и за­рубежных писателях;

  • характерные особенности эпохи, отраженные в изучаемом произве­дении;

  • типическое значение характеров главных действующих лиц изучен­ных произведений разных видов и жанров;

  • жанровые особенности изученных произведений;

  • оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского, Ф. И. Достоевского, И. А. Гончарова;

  • основные признаки понятий: литературный характер, художествен­ный образ, художественная литература;

  • тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

  • выявлять тему и основные проблемы, поставленные в произведе­нии;

  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-вырази­тельных средств языка;

  • правильно и свободно читать вслух художественные и литературно-критические тексты;

  • выразительно читать художественные произведения;

  • употреблять в речи (устной и письменной) записанные в словарь слова и выражения из художественных текстов;

  • создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изуча­емому произведению

  • составлять конспект и план литературно-критических статей;

  • готовить доклад на литературную тему (по одному источнику);

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, про­смотренный кинофильм, спектакль;

  • важнейшие биографические сведения о выдающихся русских и за­рубежных писателях;

  • характерные особенности эпохи, отраженные в изучаемом произве­дении;

  • типическое значение характеров главных действующих лиц изучен­ных произведений разных видов и жанров;

  • оценку изученных произведений в литературно-критических статьях В. Г. Белинского, Ф. И. Достоевского, И. А. Гончарова;

  • основные признаки понятий: литературный характер, художествен­ный образ, художественная литература;

  • тексты, рекомендованные программой для заучивания наизусть.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия;

  • определять принадлежность произведения к одному из литератур­ных родов (эпос, лирика, драма) и направлений (классицизм, роман­тизм, реализм) с учетом изученных в IX классе произведений;;

  • определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-вырази­тельных средств языка;

  • выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;

  • обосновывать свое мнение о произведении и героях;

  • правильно и свободно читать вслух художественные и литературно-критические тексты;

  • выразительно читать художественные произведения;

  • создавать устные и письменные сочинения-рассуждения по изуча­емому произведению (в том числе индивидуальную, сравнитель­ную и групповую характеристику героев произведения);

  • составлять конспект и план литературно-критических статей;

  • готовить доклад на литературную тему (по одному источнику);

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанную книгу, про­смотренный кинофильм, спектакль;

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРусскоязычные литературные интернетресурсы
...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа разработана на основе программы курса «Информатика и икт»
Рабочая программа разработана на основе программы курса «Информатика и икт» для 8 класса и 9 класса, авторы: Семакин И. Г., Залогова...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по английскому языку Для 6 класса на 2010-2011учебный год
«Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку».: М. Изд-во аст, Астрель, 2004; Сборник нормативных...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по литературному чтению для учащихся 4а класса Составлена учителем
Программа предназначена для обучения в 2013-2014 учебном году литературному чтению учащихся 4а класса Газимуро-Заводской средней...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по английскому языку Для 4 класса на 2010-2011учебный год
Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Э. Д. Днепровский, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004г Рабочая программа рассчитана...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по английскому языку Для 7 класса на 2010-2011учебный год
Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Э. Д. Днепровский, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004г Рабочая программа рассчитана...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по английскому языку Для 8 класса на 2010-2011учебный год
М. Изд-во аст, Астрель, 2004; Сборник нормативных документов. Иностранный язык / Э. Д. Днепровский, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconЛитература (русская и зарубежная) 10-12 классы (академический уровень)...
Программы курса «Литература» (русская и зарубежная) для 10-12 классов школ с русским языком обучения (академический уровень) разработаны...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconРабочая программа по курсу «Управление персоналом»
Рабочая программа составлена профессором кафедры международной экономики Зиновьевым Ф. В. и предназначена для студентов, обучающихся...

Рабочая программа по предмету «Русская литература» для 9 класса iconЛитература (русская и мировая)
Исаева Е. А., Сафарян С. И. Литература: Учеб для 5 кл общеобразоват учеб заведений с рус яз обучения. – К.: Навч книга, 2005

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<