Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51




Скачать 135.5 Kb.
НазваниеЧем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51
Дата публикации30.03.2013
Размер135.5 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело.- 2010.-№4.-С.48-51
Финансово-экономические последствия распространения оцифрованных

сигнальных экземпляров по библиотечной системе РФ для книгоиздательской отрасли и для авторского сообщества в области учебной, образовательной, научной и специальной литературы
Характерной особенностью последних месяцев текущего года является бурная активность в сфере электронных книг. Появляются различного рода предложения, лоббируемые в законодательных органах, о «свободной оцифровке» учебной литературы библиотеками. Апологеты такой «революционной» идеи приводят массу аргументов и надо сказать, что эти аргументы оказывают определенное влияние, в том числе и на законодателей.
Однако каковы аргументы?

Тезисно: в стране 45 000 тысяч библиотек, средний тираж книги — 5—10 тыс. экз., для образовательной литературы — 3,0 тыс. экз. Каждый год выпускается бо­лее 100 тыс. наименований книг, с авторами физически невозможно заключать договоры, пропадает интеллек­туальный багаж нации. «Google» уже оцифровал милли­оны книг, а мы... а мы... и так далее.

Далее делается «гениальный» вывод — книги недо­ступны для подавляющей массы населения страны, в том числе для молодежи, а это несет угрозу! И какую угрозу — недомодернизации, недонанотехнологизации, недоинновации!! Не больше и не меньше!!! Публика в шоке — как же страна ворвется в новую экономику с та­кими недоукомплектованными библиотеками и недо­ученным населением?! Поэтому «отцы отечества» при­зывают к незамедлительному «переделу интеллектуаль­ной собственности» — отнять у издателей электронную версию книги и всем раздать. Не знаю как вам, но мне это что-то напоминает.

Правообладатели (авторы и издатели) теперь атаку­ются уже с двух сторон — со стороны «черных» пиратов, принявших на вооружение лозунг «Искусство (то есть книга) принадлежит народу», так и со стороны некото­рых представителей государственных библиотек и прим­кнувшим к ним любителей «хапнуть» чужое, призываю­щих к беззастенчивому «законному» отъему интеллек­туальной собственности. Вместо того, чтобы помочь правообладателям в борьбе с пиратством, «новые пира­ты» решили добить правообладателей окончательно, возглавив этот «крестовый» поход. И не просто возгла­вив, а приготовившись «пилить». Вы думаете электрон­ные книги будут бесплатны? Пока публика с разинуты­ми ртами внимает передергиванию статистики, домыс­лам, красноречию и эксплуатации проблем, поставленных первыми лицами государства, уже приготовлены «некоммерческие» площадки для сбора будущих плате­жей.

Однако если включить мозги, подумать, поинтере­соваться книжной статистикой, мы увидим нескольку иную картинку с книгами вообще и электронными частности.

Каждой библиотеке — ВСЕ электронные книги?

Первое, что лежит на поверхности, почему 45 00( библиотек не закупают то, что выпускают издательства у тех-то сейчас кризис сбыта? Тиражи падают и очень существенно, отрасль в кризисе, смежники издателей полиграфисты — сокращают рабочую неделю. Думаю, любой издатель готов выпускать книги тиражами по 45 тыс. экз.

Но нужны ли книги всех наименований во всех биб­лиотеках? Очевидно, что не нужны.

Может быть, электронная книга обладает чудодей­ственными магическими свойствами, позволяющими сразу всех сделать умными и инновационными? Скорее нет. Есть ли книги, самостоятельное изучение которых позволит провести много местных нанореволюций имодернизационных прорывов? (Тут сразу вспоминается о великом кормчем с его доменным производством на каждом крестьянском дворе.) Точно нет!

А может денег не хватает — скажет неискушенный в этих вопросах читатель. Денег точно не хватает, у кого их излишек?

А может в вузовских и прочих учебных заведениях библиотеки совсем плохи? Именно там должны быть те «умные» книги, которых так не хватает нашему жаждущему монографий и учебников населению. Так есть всё там, да только не везде. Не везде оттого, что боль­шая часть вузов библиотек, по сути, не имеет. Разве нужны библиотеки вузам, где главная цель не учить, а капитализировать денежные купюры студентов, выпи­сывая после 4—5 лет диплом. Вот и печатают издатель­ства монографии тиражами по 100—200 (по числу на­стоящих вузов) экземпляров — потребителей больше нет!!!

Маленькое отступление. Системная проблема на­шей экономики — отсутствие более менее приемлемо­го для эффективного производства спроса. Экономи­чески активное население в размере более 70 млн. че­ловек потребляет не более 2—3 тыс. экземпляров кни­ги, тематика которой, казалось бы, напрямую связан­на с их деятельностью. А зачем читать? Повышать эффективность своей деятельности, искать новые спосо­бы производства и сбыта, мотивировать персонал — всё это неактуально, ибо нет конкуренции: вся экономика по сути сырьевая, и успех или неуспех определяется не личными заслугами предпринимателя, а его возмож­ностями в части административного воздействия на конкурентов.

Внесли свою лепту и законодатели, создав хитроум­ный лабиринт между читателями и издателями в виде примечательного закона о государственных закупках. Библиотеки без его нарушения (как правило) книгу быстро не купят, ибо он входит в противоречие с частью четвертой Гражданского кодекса РФ, который регули­рует авторское и прочие интеллектуальные права.

Не вдаваясь в юридические тонкости, смею предпо­ложить, что решение элементарное, требуется изменить пару слов и добавить столько же. Сразу же решится про­блема быстрой, напрямую у издателей, покупки книг, заодно уйдут с рынка проходимцы, которые изначаль­но не собираются выполнять свои обязательства перед библиотеками по поставке книг, выигрывая конкурсы у издательств, предлагая их же книги по цене ниже себес­тоимости издательства!

Ан нет, сделать элементарную вещь, это слишком просто... Но и это не главное.

Давайте посмотрим, что, кто и какими тиражами выпускает книги на рынке образовательной литературы для высшей школы.

Полноценную статистику выпуска на сайте Россий­ской книжной палаты (РКП) можно найти только за 2008 год— 2009 год представлен только первым полуго­дием. Поэтому придется опираться на годовую статис­тику 2008 года. В 2008 году выпущено более 123 тыс. наименований книг тиражом более 760 млн. экз. И из этого количества книг учебная и методическая литера­тура для высшей школы составляет 23 410 наименова­ний.

В первой сотне издательств более 1/3 — универси­тетские, в совокупности они дают нам около 5000 наи­менований средним тиражом 200—300 экз. Сильно не

ошибусь, если выскажу предположение о том, что не попавшие в первую сотню университеты (более 1000) дадут нам еще не менее 5000 наименований.

А что за литературу выпускают университетские из­дательства? Кто получал высшее образование, может быть, припомнит серенькие тоненькие книжечки, ко­торыми наделяли студентов. Сейчас ситуация улучши­лась, но не радикально. Смею утверждать, что донесе­ние в электронном виде таких «книг» ни на йоту не при­близит замечательный день окончательной модерниза­ции и прочая и прочая.

Я ни к коей мере не хочу обидеть университетских издателей — они выпускают хорошие учебники (напри­мер, МВТУ им. Баумана, Казанский университет, ГУ-ВШЭ и другие), но мало, очень мало: их доля в общем выпуске учебников ничтожна. Цель этих издательств другая — обеспечить выполнение требований Миноб­разования по обеспечению учебного процесса учебно-методической литературой, — то есть носит приклад­ной, утилитарный и сугубо локальный (для этого вуза) характер, учитывая ту вольницу, которая есть теперь у вузов в части формирования программ дисциплин.

И что у нас остается на «коммерческих» издателей — 10—13 тысяч наименований. И каков совокупный вы­пуск издательств из первой сотни? Более 8000 наиме­нований и средний тираж на порядок выше тиража уни­верситетских издательств.

Вопрос: что же мешает урегулировать вопрос с ав­торскими правами менее чем с сотней издательств? Где здесь сотни тысяч авторов, с которыми надо заключать договоры? Кстати с университетскими издательствами тоже просто — почти все книги выпускаются в порядке служебного задания, то есть правообладателем являет­ся университет.

А что делать с книгами, которые выходили в про­шлом году, пять, десять лет назад? Да почти ничего — они либо устарели и есть следующие их переиздания, либо права находятся у издательств. Мы не забываем, что речь идет не о Пушкине с Довлатовым, а об учебной книге, которая устаревает очень быстро. Нормативный срок использования учебника — от 5 до 10 лет! Доль­ше — уже сказки царя Гороха.

Я не зря упоминаю об этом — ведь зудят руки у раде­телей повышения учености нашего населения на оциф­ровку книг за бюджетные средства, выпущенных в доцифровую эру. Вот где денег надо и все в бездну..нанотехнологичности, которая никому не нужна, разве что будущим историкам!

Сколько стоит создание учебника для вузов

Создание любого учебника предполагает достаточ­но большие временные и материальные затраты, кото­рые не сравнимы с затратами на любую другую книгу — разве что энциклопедия является более трудоемкой. Например, научное редактирование, рецензирование, получение грифа УМО (учебно-методического объеди­нения), всегда «утяжеляет» себестоимость издания, иногда очень значительно.

Примерный перечень статей затрат и их объем на подготовку учебника и обычной книги приведены в таб­лице (см. стр. 50).

Тираж обычной книги в реальности обычно в 2—10 раз выше, соответственно и себестоимость издания еще ниже. Следует учесть и время, в течение которого готовиться и продается учебник. Минимальный срок изда­ния учебника при наличии грифа — 4 месяца. Если гри­фа нет — от 6 месяцев и до бесконечности. Некоторые вузы, так или иначе связанные с «грифованием» учеб­ной литературы, могут годами держать рукописи и не выдавать необходимые документы. Для издателя вре­мя — тоже деньги, которые уже вложены в подготовку рукописи и другие операции, а возврат задерживается по разным административным причинам.'

Деньги издательствам никакой «добрый дядя», в том числе и госбюджет, не дает. Справедливости ради сле­дует отметить, что существуют разные программы под­держки издания учебной литературы, в том числе и за счет федерального бюджета, но они не делают погоды на рынке вузовской книги.

^ Расходы на издание различных видов книг




учебник

обычная




(руб.




книга (руб.)

Объем 20 пл.

тираж

1

тираж

1




2000 экз.

экз.

2000 экз.

экз.

Полиграфическая

88000

44

88000

44

себестоимость













Редакционные расходы

54000

27

30000

15

Научное редактирование

60000

30

X

X

Рецензирование

8000

4

X

X

Получение грифа УМО

24000

12

X

X

Авторский гонорар

50000

25

24000

12

Накладные расходы

40000

20

30000

15

СЕБЕСТОИМОСТЬ

324980

162

172000

86


Разрушим мир до основания, а затем....

В поправках, подготовленных рабочей группой Ми­нистерства культуры РФ (читай — библиотекарями) предлагается дополнить 4-ю часть Гражданского кодек­са (ГК) статьей 1274.1 следующего содержания:

«Статья 1274.1. Воспроизведение литературных про­изведений в цифровой форме.

1. Воспроизведение обнародованных литературных произведений в цифровой форме, осуществляемое биб­лиотеками в целях предоставления во временное без­возмездное пользование в соответствии с пунктом 2 ста­тьи 1274 настоящего Кодекса, допускается без согласия автора или иного правообладателя, но с выплатой им вознаграждения.»

Предлагаемые изменения в ГК— апофеоз безграмот­ности и полного пренебрежения к труду многих людей, занятых подготовкой КНИГИ. Проект закона позволя­ет библиотекам без согласия правообладателей воспро­изводить в цифровой форме произведения и предостав­лять их во временное БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ пользование читателям, но с ВЫПЛАТОЙ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ!

Не понятно, где библиотека возьмет деньги на выплату воз­награждения, если и сейчас они не покупают всё то, что выходит в стране. Или правообладателей держат за иди­отов?

Если мы обратимся к закону «О библиотечном деле», статья первая определяет библиотеку как «информаци­онное, культурное, образовательное учреждение, распо­лагающее организованным фондом документов и предо­ставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоя­тельным учреждением или структурным подразделени­ем предприятия, учреждения, организации». Далее в ста­тье 4 перечислены основные виды библиотек:

1) государственные библиотеки, учрежденные орга­нами государственной власти, в том числе:

федеральные библиотеки; библиотеки субъектов Российской Федерации; библиотеки министерств и иных федеральных орга­нов исполнительной власти;

2) муниципальные библиотеки, учрежденные орга­нами местного самоуправления;

3) библиотеки Российской академии наук, других академий,

научно-исследовательских институтов, образователь­ных учреждений;

4) библиотеки предприятий, учреждений, органи­заций;

5) библиотеки общественных объединений;

6) частные библиотеки;

7) библиотеки, учрежденные иностранными юриди­ческими и физическими лицами.

Теперь надеюсь, становится понятно, ЧТО предлага­ют радетели образованности нашего народа— хватай все, что лежит. Схватят..., а кто дальше будет рукописи готовить, и книги издавать?

Предлагаемые изменения в часть четвертую Граждан­ского кодекса РФ в части оцифровки библиотеками книг приведет к следующим последствиям:

резкому снижению тиражей,

снижению качества учебной литературы,

уходу с рынка мелких и средних издательств,

росту стоимости учебников,

необходимости бюджетного финансирования изда­ния учебной литературы,

кризису полиграфической отрасли.

Разрешенная оцифровка учебников практически может привести к уходу с рынка большинства библио­тек вузов, ибо оцифровка одной бумажной книги одной библиотекой практически будет означать появление цифровых копий в других библиотеках (кооперация и сотрудничество у вузовских библиотек на высоте!). Надо отметить, что формулировка государственных образовательных стандартов третьего поколения в части обеспеченности библиотек литературой позволяет обойтись вообще без бумажных книг.

... новый мир построим?

Чего же добиваются инициаторы внесения таких поправок? Очевидно следующего:

^ Уничтожения издательств учебной литературы. Любые аргументы, в том числе чисто демагогические — знания должны быть доступны всем, нам надо модернизировать экономику, нам нужны инновации и т.п. и т.д. — не выдерживают проверку экономикой книги. При таком подходе (надо сказать чисто большевистским — (искусство) знания принадлежат народу!) знаний быстро не останется, производить их будет некому! Если разоряются издательства, кто будет готовить учебную литера­туру? Сами авторы? Услышав такой ответ от инициато­ров поправок можно сразу сказать, что они и близко не понимают, как готовятся книги для системы образова­ния любого уровня.

Опыт издания учебников, подготовленных в рамках различного рода международных программ, наглядно свидетельствует о том, что несмотря ни на какие формы рецензирования и оценки уровня подготовки рукописей,

последние оставляют желать лучшего, как по качеству, так и по соответствию нормам авторского права. В этих случаях нет того, кто рублем отвечает за всё. Большинство рукописей буквально переписывались по нескольку раз в соответствии с требованиями издательских редакторов, дабы довести их до приемлемого уровня.

Издание учебников для многих преподавателей является возможностью пополнить свой бюджет за счет авторского гонорара и получить персональные надбавки в вузах за научную и издательскую деятельность.

Издание учебников для высшей школе является одним из самых конкурентных секторов экономики, роль государства в части финансирования его развития прак­тически нулевая. Отрасль обеспечивает работой тысячи редакторов, корректоров, верстальщиков, программис­тов, перечисляет в бюджет налоги, производит интел­лектуальный продукт, который реально необходим для технологического рывка страны. И всё это предлагается разрушить.

^ Появления существенных бюджетных ассигнований на издание учебной литературы. Издательства в таких усло­виях «хозяйствования» уходят с рынка (рынка нет!), об­разуется вакуум, который возможно заполнить за счет вливаний федерального и региональных бюджетов для подготовки учебной литературы.

^ Возникновения коррупционной составляющей при рас­пределении бюджетных денег. Конкурс на подготовку учебника по минимальной цене — это как раз тот вари­ант, при котором ничего хорошего не получается. Не получится и в случае выделения больших сумм на под­готовку учебников — высокие гонорары не спасают от халтуры и плагиата. Любые государственные деньги в нашей экономике «пилятся», ибо они ничьи! Попробуйте издать халтуру или плагиат в коммерческом изда­тельстве — не получится, ибо там деньги считают и хо­рошо считают.

Следствием коррупционной составляющей станет резкое снижение качества выпускаемой литературы — нет реального конкурса, нет реального качества.

^ Потери интереса ученых и преподавателей к изданию учебной и научной литературы. Финансовая составляю­щая отсутствует, традиционная учебно-методическая и научная составляющая деятельности любого препода­вателя (ученого) найдет свое выражение в издании «се­рой» литературы редакционно-издательскими отдела­ми (РИО) вузов. Качество такой литературы не выдер­живает никакой критики, за исключением очень ред­ких позиций. Перенос тяжести издания обязательных публикаций в соответствии с учебной нагрузкой препо­давателей на редакционно-издательские отделы вузов потребует дополнительных бюджетных ассигнований или поиска вузом внебюджетного финансирования!

«Обеднения» вариативного ряда учебников. Сейчас на рынке присутствует по некоторым предметам до 50 учеб­ников разных авторов и разных издательств — у любого преподавателя и студента есть реальная возможность выбора того учебника, который их удовлетворяет. При бюджетном финансировании такого выбора не будет, а чем меньше мнений по различным проблемным вопросам, тем меньше возможностей для развития, тем более закостенелой становится система образования. И где появятся инновации? И где модернизация? Путь в ни­куда...

Добиваясь «свободного доступа» к учебной литературе инициаторы поправок сознательно или не ведая того, убивают интеллектуальный потенциал нации — выставляя барьеры административного и «пиратского» произвола перед людьми, которые могут производить новые знания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconЧем грозит неуплата подоходного налога?
В каких странах можно работать с «permesso lungo tempo»? По приезду куда обращаться? Сколько времени можно быть вне Италии? И с чем...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconИнтервью брал Н. Бабич// Дело, 2010.№167(29. 11). С. 8
...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconЛицензия турагента: ав 157766 Донецкая обл г. Краматорск ул. Шкадинова, 51
Внимание: данная экскурсия не будет проводиться при заезде 02. 04. 2010, 16. 04. 2010, 30. 04. 2010, 14. 05. 2010, 28. 05. 2010,...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconИнтервью брал Н. Бабич // Дело, 2010.№167(29. 11). С. 14
...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconМаршрут: Пекин Сиань Сучжоу Шанхай Длительность
Дата вылета: 18. 07. 2010, 25. 07. 2010, 01. 08. 2010, 08. 08. 2010, 15. 08. 2010, 22. 08. 2010, 05. 09. 2010, 12. 09. 2010, 19....

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconМедицинская сестра-операционная
Сестринское дело" или со средним медицинским образованием, имеющее диплом по одной из специальностей: "Сестринское дело", "Лечебное...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconИнтервью брал Н. Бабич// Дело, 2010.№167(29. 11). С. 8
Вилкул А.: Днепропетровщина станет инвестиционными воротами Украины/Интервью брал Н. Бабич// Дело, 2010.№167(29. 11). С. 8

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconСтаршая операционная медицинская сестра
Сестринское дело" или со средним медицинским образованием, имеющее диплом по одной из специальностей: "Сестринское дело", "Лечебное...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconО восстановлении малых рек
Земли. Разве не грозит это и нам с вами? Разве приведут к добру и здоровью нынешних и грядущих поколений отравленные выбросами заводов...

Чем нам грозит бесконтрольная «оцифровка»?// Книжное дело. 2010.№4. С. 48-51 iconГранд Тур по Китаю I
Дата вылета: 18. 07. 2010, 25. 07. 2010, 01. 08. 2010, 08. 08. 2010, 15. 08. 2010, 22. 08. 2010, 05. 09. 2010, 12. 09. 2010, 19....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<