Старший шно-руссй тватръ н въ




НазваниеСтарший шно-руссй тватръ н въ
страница1/12
Дата публикации01.04.2013
Размер1.91 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Старший шно-руссй тватръ н въ шносга вертепъ.

О южно-руескомъ театрѣ и въ частности о южно-русскомт» вертепѣ существует! уже значительная по объему ученая литера­тура '); но она все-таки не исчерпала всего содержапія этого пред­мета и далеко еще не рѣшила всѣхъ вопросов?, о ігроисхожденіи и ра:;витіи юишо-русскаго вертепа. Наглядными до ка; і а те л ье тв о м ъ тому варіаігш южно-русекаго вертепа по списку г. Галагана, отли­чающее этот?» списокъ отъ списка г. Маркевича Р.мѣстѣ съ дру- гими новыми матеріалами второстепенная значенЬг. эти паріанти могутъ, по нашему мнѣнію, пролить новый свѣтъ па судьбы гожно- русскаго старишіаго театра и вертепа. А это обязываетъ насъ кратко обозрѣть сдѣланныя доселѣ наблюденія и открытія относи­тельно южно-русскаго театра и вертепа и указать ноныя пріобрі,- теиія вь этой области.

Но установившемуся понятію, старинный тожно-руссиш театр-;, слагался изъ двухъ оеношшхъ элементоігь: изъ заимствованной и> чужа мистеріи и изъ начатковъ народпаго русс ка го театра. Первая

') Важнѣіішіс труды по атому предмету слѣдующіе: Гі Мистерін и старян- ізыіі театръ въ Россіп, Пекарскаго, въ «СовремеішпкЬ за 1857 годь. 2) Наука и литература при ИетрЬ Великояъ, его-же. 3) ЛЬгопнсп русской литературы п древ­ностей, Тпшіравова, кн. о. 4) «Вертепъ», вь брошюрѣ И.-Маркевича: «Обычаи. новЬрьн, кулія п папиткп малоросеіянъ», Кіевъ, 1860 г. 5) Псторпческіе очерки средневѣковоіі драмы. II. Иолеваго, С.-Петербургъ, 1865 г. 6) 0 словесныхъ ка- укаіъ п литератѵршлъ нанятіяіъ въ старой кіевской акадеяіп Труды кіев. ,ш.

за 1800 г. 7) Старинны» театръ въ Европѣ, А. Веселопгкаго. Москва. 1^70 г. 8) Кіевская искусственна:! литература ХѴШ в., преимущественно драма­тическая, II. Негров к Кіевъ. 1871) г.

) Содержааіе перваго тшожено пт, октибрскоіі кнйяікѢ «Іііевскоіі Стпріші.і , оЛ настоііщііі годъ.

заимствована у поляковъ, которые въ свою очередь переняли ее у оападно-евронейг.кихъ народовъ; а вторые, заверши въ зародышѣ, нашли потомъ иѣкоторое выражеше для себя въ искусственной, заимствованной драмѣ, но опять-таки подъ вліяніемъ западно-евро- пейскаго и польскаго театра, допускавшаго сближеніе церковной драмы съ пародомъ. Поэтому, между стариннымъ юашо-русскимъ театромъ съ одной стороны и западнымъ и преимущественно поль- скимъ съ другой существуетъ тѣсная и почти неразрывная связь, которая и должна быть для изслѣдователя исход нымъ пунктомъ при его работахъ.

].

Старинный театръ въ западной Квропѣ образовался изъ на- родішхъ сценическихъ лредставленій языческаю или вообще свѣт- скаго характера и изъ христіанской обрядности и началомъ своиыъ восходить уже къ цервымъ вѣкамъ христіанства и ісъ послѣднимъ временамъ существовала римской имиеріи. Необузданная страсть римлянъ къ языческимъ зрѣлиіцамъ пережила самое ігринятіе ими христианства и, наніедши для себя поддержку въ обычаяхъ варвар- скихъ народовъ, наелѣдовавпіихт. римскую имперІЕо, нриражалась къ самой христіанской жизни и церковному богослуженію. Никакія обличеиія пас/г и рой и учителей церкви и кары церковный не мо­гли искоренить этой страсти, такъ что сама зараждавшаяся хри­стианская обрядность должна была допустить въ себя драматическ.ій элементъ, для противоядія языческимъ зрѣлиіцамъ и для ѵяснеиія народу, въ первобытно иростыхъ и наглядныхъ образахъ догматовъ христіапства, нли олицетворенія важнѣйшихъ событій евапгельскихъ. Самая „месса“3 но словамъ Газе, „была со временъ Григорія Ве- ликаго цочти сплошь драматическимъ изображеніемъ всемірнаго голгоѳскаго позорища, цѣльімъ строемъ религіозныхъ оіцѵіценій, отъ нолнаго скорби тіаегсге до ликующаго п торжествен наго Оіогіа іп схссіяк, и отъ того-то она всегда такъ удобно слуяаіла текстомъ для величественныхъ симфопій“. Развиваясь дальше, католическая обрядность произвела цѣлый рядъ торжественныхъ зрѣ.шць, про­цессий и драматическихъ обрядовъ. Таковы, напримѣръ: 1) процес­сия въ память віпествія Христа во Іерусалимъ, подобная нашему л>ждешю на ос./ищи, при чемъ Христа изображал?, одинъ и ,ъ свя- щенниковг. сидящій на ослѣ; 2) процессія страстей Христовыхъ во время страстной педѣлн, наглядно изображающая евангельскій разсвазъ о страданіяхъ Спасителя; 3) драматическое распредѣленіе чтенія евангелія въ страстную иедѣлю между нѣсколыіими священ­нослужителями; 4) богослѵженіе Пасхи, сопровождавшееся различ­ными обрядами, олицетворявшими всѣ обстоятельства евангельская рассказа о воскресеніи Спасителя; Г>) устройство въ храмѣ асе л г. на Рождество Христово, служащихъ прототипом?, нѣмецкаго Кгір- реЬрісЗ, польской шопкц (з/орка) и южно-русскаго вертепа; 6) въ нраздникъ трехъ царей введеніе въ богослуженіе разговора ихъ съ Богородицей: 7) въ день избіенія виѳлегыскихъ младенцевъ—жалобы несчастных?, матерей и поя влей іе Ирода, издающая свое жестокое повелѣніе и проч. Сначала неприкосновенность святыни не дот­екала людямъ маскироваться въ святыхъ, и ихъ роли въ процес- сіяхъ исполняли большего частію куклы и маріонетки.

Въ такихъ еще неяспыхъ образахъ положены уже были основы дальнейшему развитію духовной драмы: всѣ ея главные роды п видоизмѣнепія были уже намѣчены: оставалось спаяніемъ въ нихъ духовная начала съ народнымъ довершить начатое, преобразить отрывочныя сцены въ цѣлъиыя драматическія цропзведенія и по­степенно возвысить ихъ отъ служебной роли при богослуженіи до вполнѣ самостоятельная еущеетвованія.

Драгоцѣнішй образецъ духовной драмы въ самоиъ ея наро­ды шѣ. когда она еще тѣсно связана была съ богослуженіемъ, представляет?, древнѣйшая итальянская мистерія. найденная Фран­ческо Палермо въ палатинской библіотекѣ. Отдѣлы ея нли акты носятъ первобытное названіе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Старший шно-руссй тватръ н въ iconНазвание: Русский язык для работников сервиса, гостиничного и туристического бизнеса
Лекторы: Ушакова Наталья Игоревна, доктор педагогических наук, профессор; Ильина Лариса Эдгаровна, кандидат филологических наук,...

Старший шно-руссй тватръ н въ icon626. 87: 631. 6 Макоед В. М., старший научный сотрудник, Хмелевская...
...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconМультинутриентные функциональные композиции в коррекции метаболических...
Целью этих принципов является достижение максимальной адекватности химического состава, пищевой, биологической и энергетической ценности...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconО. К. Степанова понятие “интеллигенция”: судьба в символическом пространстве...
Степанова ольга Кирилловна – кандидат социологических наук, старший научный сотрудник Института социально-психологических исследований...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconАвтор составитель: Жибалова Наталья Яковлевна, старший воспитатель...
Автор составитель: Жибалова Наталья Яковлевна, старший воспитатель мбдоу детский сад №105, г. Сыктывкара

Старший шно-руссй тватръ н въ iconСтарший науковий співробітник лабораторії нових інформаційних технологій...
Дітюк Павло Павлович, старший науковий співробітник лабораторії нових інформаційних технологій навчання Інституту психології імені...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconО. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое...
О. В. Рожнова, учитель математики, специалист высшей категории, педагогическое звание «Старший учитель», Константиновская общеобразовательная...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconФизико-математических наук, старший преподаватель кафедры прикладной...
В. Н. Каразина, кандидат физико-математических наук, старший преподаватель кафедры прикладной математики. На конкурс «Лучший молодой...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconКурсовая работа по информатике. Тема: ”Создание игры”. Проверил:...

Старший шно-руссй тватръ н въ iconPsikhologicheskii zhurnal
Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Национального университета, Донецк, Украина

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<