Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце»




Скачать 103.8 Kb.
НазваниеСценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце»
Дата публикации22.02.2013
Размер103.8 Kb.
ТипСценарий
uchebilka.ru > Литература > Сценарий



Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М.Булгаков. «Собачье сердце»

(11 класс)

Руководитель кружка

Артемчук Валентина Кузьминична, учитель мировой литературы, учитель-методист

Шепетовской ООШ №6

Тема: М. Булгаков. «Собачье сердце». «Интересная вещь» – человеческое сердце

Цель: углубить знания учащихся о творчестве М. Булгакова, развивать интерес к осмысленному, выразительному чтению; развивать артистические способности; воспитывать любовь к литературе, театру.

Оборудование: выставка произведений М.Булгакова, иллюстрации к произведениям М. Булгакова; реквизит для инсценировки, костюмы, музыкальные отрывки из 40-й симфонии Моцарта и «Болеро» Равеля

^ Форма проведения: игра

Ход мероприятия

Уютная театральная студия, оформленная в духе булгаковского времени: в центре – портрет писателя, на стенах – фотомонтаж с изображением киевского узвоза, дома писателя, Булгакова среди друзей, выставка книг писателя, репродукций, иллюстраций к повести «Собачье сердце».

Данное мероприятие проводится в виде заседания художественного совета в непринужденной обстановке на представлении театральной студией инсценирования повести М.Булгакова «Собачье сердце».

В процессе подготовки мероприятия на конкурсной основе выбираются исполнители ролей: участники художественного совета (председатель, заместитель председателя, литературный критик, театральный критик) и актеры театральной студии, а также исполнители ролей Преображенского, Шарикова, Швондера, Зины.

^ Отдельная группа участников студии подбирает костюмы героев соответственно булгаковскому времени.

Мероприятие рассчитано на старшеклассников, поэтому на главные роли лучше выбрать учеников 11 класса.

  1. ^ Председатель художественного совета. Мы продолжаем знакомиться после изучения романа «Мастер и Маргарита» с творчеством М.Булгакова, прозаика и драматурга мирового масштаба, чье творчество было образцом героической преданности искусству и свидетельством мужественного сопротивления художника тоталитарному правительству, которое пыталось сломать его дух.

Сегодня «Театральная студия» выносит на ваш суд сценический вариант повести М. Булгакова «Собачье сердце», который она предлагает для постановки в школе. Прослушав режиссерскую трактовку и познакомившись с фрагментом будущего спектакля, художественный совет должен решить, можно ли спектакль рекомендовать к постановке в школе. Мы обязаны помнить о том, кто будет смотреть спектакль, что он даст молодежи, будет ли созвучен сегодняшним проблемам.

Слово предоставляется заместителю председателя художественного совета.

  1. ^ Заместитель председателя художественного совета. Сегодня мы обсуждаем сатирическое произведение, поэтому хочется сказать несколько слов о значении такой литературы. Сатира является одним из ведущих жанров литературы. Именно она способна бороться с обывательщиной, бюрократизмом, мещанством и другими пороками общества. Более того, жанр повести М. Булгакова «Собачье сердце» – сатирическая фантастика. В чем отличие сатиры от сатирической фантастики? Сатира констатирует, сатирическая фантастика предупреждает. Художник и режиссер Н.Акимов считал, что «сатира, бьющая в цель, должна волновать, беспокоить, тревожить. Зритель и читатель должны быть непременно убеждены, что они и сами что-то должны сделать для устранения зла, и сделать безотлагательно. Тогда сатира достигнет своей цели».

Таково ли режиссерское прочтение произведение М.Булгакова? Нужно ли оно нам сегодня? Эти вопросы и предстоит сейчас решать.

  1. ^ Председатель художественного совета. Слово предоставляется «Театральной студии», которая готовила к постановке «Собачье сердце», её представители расскажут о своем замысле.

  2. ^ Представитель «Театральной студии». Мы решили перенести булгаковское произведение на сцену, потому что темы добра и зла, преступления и наказания, судьбы интеллигенции в жизни общества очень актуальны и в XXI веке. Наш спектакль утверждает мысль, что необходимо сохранять духовность, которая угрожающе разваливается на наших глазах. И здесь, безусловно, М.Булгаков – наш союзник. «Мода» на М.Булгакова, в частности, на «Собачье сердце», объясняется именно тем, что мысль многолетней давности совпала с нашими насущными заботами о торжестве морали в обществе.

  3. Заместитель председателя художественного совета. Поймут ли зрители булгаковскую сатиру?

  4. Представитель «Театральной студии». Безусловно, поймут. Наша инсценировка отрывка из повести это докажет.

  5. Литературный критик. А каким вы представляете Преображенского? Это положительный или отрицательный образ?

  6. Представитель «Театральной студии». Думаем, что зритель придет к тому же выводу, что и мы: Преображенский – воплощение идеи автора о значение духовной культуры в жизни людей. Конечно, это положительный герой.

  7. ^ Литературный критик. Как будут отражаться в постановке особенности булгаковской сатиры: ирония, не зачеркивающая героя, совмещение реальности и фантастики?

  8. ^ Режиссер «Театральной студии». Наша постановка сохраняет эти особенности. Предлагаем вам посмотреть инсценировку одного из эпизодов повести М.Булгакова «Собачье сердце» (инсценировка отрывка) (звучит отрывок из 40-й симфонии Моцарта /его мелодия подчеркивает культуру, интеллигентность Преображенского/; появляется профессор, садится на диван, с появлением Шарикова звучит контрастная мелодия отрывка из «Болеро» Равеля /символ механической, разрушающей наступательной силы хамства/).

^ Преображенский и Шариков сидят на диване. Уютно горит настольная лампа.

Преображенский. Как же вам угодно именоваться?

Шариков. Полиграф Полиграфович.

Преображенский (раздражённо). Не валяйте дурака, я с вами серьёзно говорю.

Шариков (тоже раздражённо). Что-то не пойму я. Мне по матушке нельзя. Плевать — нельзя. А от вас только и слышу: «Дурак, дурак». Видно, только профессорам разрешается ругаться в Ресефесере.

Преображенский (пьёт воду). Из-ви-ни-те. У меня расстроены нервы. Ваше имя показалось мне странным. Где вы, интересно знать, откопали себе такое?

Шариков (гордо). Домком посовето­вал. По календарю искали — какое тебе, говорят? Я и выбрал.

Преображенский. Ни в каком календаре ничего подобного быть не может.

^ Шариков (с чувством превосходства). Довольно удивительно, когда у вас в смотро­вой висит. (Показывает календарь).

Преображенский. Где?

Шариков (торжествующе). Четвёрто­го марта празднуется.

Преображенский. Покажите... Гм... Чёрт... В печку его немедленно! (Пауза) Фамилию позвольте узнать?

^ Шариков (с достоинством). Фами­лию я согласен наследственную принять.

Преображенский (ошеломленно). Как? Наследственную? Именно?

Шариков. Шариков.

Входит Швондер.

Швондер. Ну что ж, оформляйте документ.

Преображенский ( недоуменно ). Как же писать?

Швондер (снисходительно). Дело не­сложное. Пишите удостоверение, гражданин профессор. Что так, мол, и так, предъявитель сего действительно Шариков Полиграф Полиг­рафович, гм... зародившийся в вашей, мол, квартире...

Преображенский (растерянно). Гм... вот чёрт! Глупее ничего себе и предста­вить нельзя. Ничего он не зародился, а просто... одним словом...

Ш вон дер (злорадно). Это — ваше дело, зародился или нет. В общем и целом ведь вы делали опыт, профессор! Вы и создали гражданина Шарикова.

^ Шариков (угрюмо). И очень просто!

Преображенский (раздражённо). Я бы очень просил вас не вмешиваться в разговор. Вы напрасно говорите «и очень просто» — это очень не просто.

Шариков (обиженно). Как же мне не вмешиваться?

Швондер. Простите, профессор, граж­данин Шариков совершенно прав. Это его право — участвовать в обсуждении его соб­ственной участи, в особенности поскольку-постольку дело касается документов. Доку­мент — самая важная вещь на свете.

Преображенский. Одним словом, кончим это. (Вырывает листок из блокнота и пишет). «Сим удостоверяю»... Чёрт знает, что такое... Гм... «Предъявитель сего — человек, полученный при лабораторном опыте путём операции на головном мозгу, нуждается в до­кументах»... Чёрт! Да я вообще против полу­чения этих идиотских документов. Подпись «профессор Преображенский».

Швондер (настороженно). Довольно странно, профессор, как это вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да ещё не взятого на воинский учёт милицией. А вдруг война с империалистическими хищни­ками?

^ Шариков (категорично). Я воевать никуда не пойду!

Швондер (вполголоса). Вы, гражданин Шариков, говорите в высшей степени несознательно. На воинский учёт необходимо взяться.

Шариков. На учёт возьмусь, а во­евать — шиш с маслом. Я тяжко раненный при операции. Меня, вишь, как отделали! (По­казывает рубец на лбу).

^ Швондер (осторожно). Вы анархист-индивидуалист?

Шариков. Мне белый билет полагается.

Швондер. Ну-с, хорошо, неважно пока. Факт в том, что мы удостоверение профессора отправим в милицию, и вам выдадут документ.

Преображенский. Вот что, э... Нет ли у вас в доме свободной комнаты? Я согласен её купить.

^ Швондер (ехидно). Нет, профессор, к величайшему сожалению. И не предвидится.

Шариков и Швондер выходят.

Преображенский. Это кошмар, честное слово. Вот — тип...

^ Слышится треск разбитого стекла, шум, визг, мяуканье.

Преображенский, Боже мой, ещё что-то!

Зина (вбегает). Кот!

Преображенский. Сколько раз я приказывал: котов чтобы не было! Где Шариков?

^ Зина. В ванной, в ванной проклятый чёрт сидит!

Голос Шарикова. Убью на месте!

После выступления «студии» начи­нается обсуждение, подобное предыдуще­му.

  1. Театральный критик. А как вы относитесь к экранизации повести?

  2. Представитель «Театральной студии». Мы смотрели экранизацию «Собачьего сердца». Сильная вещь.

  3. Председатель художественного совета. Предлагаю просмотреть отрывок из фильма и решить: совпадает ли трактовка этой студии с постановкой фильма (просмотр начала второй серии фильма «Собачье сердце»).

  4. Представитель «Театральной студии». Как видите, наша трактовка совпадает с трактовкой фильма.

  5. ^ Председатель художественного совета. Пьеса, которая представлена «Театральной студией», актуальна, в чем нас убедили режиссер и актеры. Она содержит большой воспитательный потенциал не только для молодежи, но и для всех нас. Она поможет увидеть трагизм в утрате духовности. Профессор Преображенский вынес урок из своего эксперимента: Шарикова невозможно перевоспитать, у него нет внутреннего мира. Главными чертами Шарикова стали агрессивность, подлость, хамство. Эта постановка поднимает проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывает, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество.


Список использованной литературы


  1. Булгаков М.А. Собачье сердце Повести и рассказы – Б.: Мариф, 1988. – с.62-80.

  2. Волощук Е.В. Зарубежная литература. – К.: Генеза, 2002. – С. 234-235.

  3. Лакшин В.Я. Мир М. Булгакова // Собр. Соч. В 5-ти т. – Т. 1 – М., 1989. – С. 5-68.

  4. Чудакова М.О. Жизнеописание М. Булгакова. – М., 1988.

Приложения

  1. Портрет М.Булгакова.

  2. Иллюстрации к повести «Собачье сердце».

  3. Фотоколлаж по повести М.Булгакова «Собачье сердце».

Приложение №1



Приложение №2





Приложение №2






Приложение №2




Приложение №3







Приложение №3







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconЗачем человеку Кентавр?
В этом есть настоящий дух большевизма». Кампании по переустройству человека шли одна за другой. Можно сказать, что Михаил Булгаков...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconМихаил Афанасьевич булгаков собачье сердце
У-у-у-у-у-гу-гуг-гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревёт мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconСценарий литературного вечера «Поэзия чудесная страна…»
Предлагаю Вашему вниманию авторский сценарий литературного вечера «Поэзия – чудесная страна…», приуроченного ко Всемирному дню поэзии,...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconТематическое планирование занятий кружка «Пешеходный туризм» 1 год обучения (6ч в неделю)
Организационная беседа с кружковцами о деятельности кружка. Знакомство кружковцев с планом работы кружка. Подготовка кабинета для...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconРазвития всей системы образования в регионе, просветительской деятельности...
К вопросу о коллекции ф. Аделунга и «художниках», присланных в. Н. Каразиным в харьковский университет

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconРеферат На тему М. А. Булгаков

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconУрок русской литературы в 11 классе. Тема: Урок диспут по повести...
Цели урока: вызвать интерес ребят к творчеству писателя, учить самостоятельно мыслить, анализируя художественные произведения, делать...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconСобачье сердце
У у у у у гу гуг гуу! О, гляньте на меня, я погибаю. Вьюга в подворотне ревёт мне отходную, и я вою с ней. Пропал я, пропал. Негодяй...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconЛитература 7 а дж. Свифт «Приключения Гулливера». Биография, содержание романа. (Презентация.)
...

Сценарий заседания литературного кружка на тему: «М. Булгаков. «Собачье сердце» iconМ. А. Булгаков и его роман Мастер и Маргарита Тема: М. А. Булгаков...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<