Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р




Скачать 144.9 Kb.
НазваниеМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р
Дата публикации06.04.2013
Размер144.9 Kb.
ТипМетодичні рекомендації
uchebilka.ru > Литература > Методичні рекомендації
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н.р.
Шестой год учителя-словесники работают по новым программам и учебникам. Многие принимали участие в апробации, мониторинге вновь созданных учебников по русскому языку и интегрированному курсу «Литература (русская и зарубежная)».

Рекомендуем на заседаниях школьных и районных/городских методических объединений организовать аргументированный обмен мнениями по поводу состоятельности, эффективности учебников, используя формы дискуссий, тренингов, практикумов, а также педагогических мастерских и мастер-классов, а не докладов и информаций. Сами учителя должны изучить новые пособия и, используя опыт коллег, которые уже работали с этими учебниками несколько лет, увидеть сильные и слабые стороны учебных книг, чтобы правильно организовать по ним процесс обучения. Например, при анализе учебных пособий по русскому языку следует учесть такие параметры:

  • как вводится понятийный аппарат, лингвистическая терминология; как организовано овладение языковой теорией;

  • как отрабатываются общеучебные умения и навыки;

  • в какой мере используются межпредметные связи, особенно с литературой и украинским языком;

  • как реализован в учебнике компетенциальный подход к обучению (по содержательным линиям Государственного стандарта базового и полного общего среднего образования – языковой, речевой, социокультурной, деятельностной и аксиологической, литературоведческой, культурологической);

  • проанализировать текстовую основу учебников с точки зрения понимания школьниками учебных текстов, а также учитывая принцип текстоцентрической направленности обучения языку и речевой деятельности;

  • как организованы текущее повторение знаний и закрепление умений, подготовка к тематическому оцениванию и его проведение;

  • насколько гармонично развиваются навыки устной и письменной, диалогической и монологической речи;

  • какие формы работы преобладают; есть ли дифференциация по степени сложности; создаются ли предпосылки для самообразования школьников и т.д.

Обращаем внимание на то, что все учебники отражают определенную авторскую концепцию. Поэтому учитель, заменяя тот или иной сегмент учебника собственными или взятыми из методических пособий материалами, должен тщательно продумать замену, чтобы не нарушить системы учебника, принципов подбора текстового материала. Например, вряд ли в 9 (!) классе уместно для анализа бессоюзных сложных предложений предлагать учащимся (Фефилова Г.Е. Все уроки русского языка. 9 класс. – Х.: Изд. Гр. «Основа», 2008, 2008. – С. 239-240.) абсолютно детские отрывки типа:


Ехал странный пассажир,

вез в кошелке рыбий жир.

Чуть трамвай притормозит –

пассажир вперед скользит.

Чуть трамвай прибавит ход –

пассажир назад ползет.

Все, кто ехал с пассажиром,

вышли, смазанные жиром (К. Звойский).


Потом мы видели быка.

Зовут быка Егором.

Вздохнет Егор – его бока

Вздымаются, как горы! (В. Лифшиц)



А вот использование местных материалов (региональных текстов, заданий на предупреждение и исправление ошибок, характерных для речи наших земляков, анализ местных топонимов, гидронимов, языка СМИ, рекламы Луганщины) более чем уместно.

Следует активизировать привлечение к учебным и внеклассным занятиям таких забытых источников знаний по русскому языку, как словари и научно-популярная лингвистическая литература.

Современный урок русского языка предполагает усвоение теории языка через речь, обогащение словарного запаса школьников, расширение грамматического строя речи учащихся. Взаимосвязанное, взаимообусловленное обучение всем видам речевой деятельности происходит на каждом уроке – и аспектном, и развития речи. Сегодня сильная языковая личность, гибкая, мобильная, конкурентоспособная, - это человек, который в совершенстве владеет родным, государственным, иностранными языками, умеет свободно переходить с одного языка на другой в зависимости от условий речевого общения, подготовленного и спонтанного.

Жанровая палитра урока должна быть существенно расширена от вопросов-ответов, информационного сообщения в устной речи до богатого жанрового багажа за счет разнообразных риторических (т.е. конкретно-адресных) текстов, которые создают учащиеся. Это как диалоговые, так и монологовые формы - авторские высказывания школьников в учебном процессе: участие в дискуссии в качестве ведущего и участников, интервью, экскурсионная речь, благодарность, извинения, поздравления, представления, рекламные тексты и мн. др. Подобный подход открывают перспективы для формирования речевой компетенции будущих педагогов и менеджеров, политиков и юристов и др.

Старшеклассники в 9-10 классах изучают литературу 18-19 веков. По мнению доктора филологических наук, профессора В.Ю. Троицкого (Институт мировой литературы РАН), «... именно литературная классика обеспечивает созидательным житейским и национально-историческим опытом, дает возможность овладеть человеческим отношением к действительности, формирует образное мышление, воспитывает художественный и эстетический вкус, служит к утверждению основ духовно-нравственной личности, добрым чувствам, гражданственности и ответственности» (Что тянет Россию назад? // Администратор образования. – 2010. – №7. – С. 91-93).

Одна из главных задач, которые должен решать интегрированный курс «Литература», - это научить школьников восприятию художественного произведения как явления искусства слова, пониманию его эстетического своеобразия, умению общаться с произведениями литературы языком искусства. Поэтому учителю с целью развития образного мышления школьников особое внимание нужно сосредоточить вокруг работы над художественной деталью в тексте, разнообразными изобразительно-выразительными средствами. Этому способствует работа по использованию приемов словесного рисования, составлению читательского отзыва, плана произведения и т.п. Среди форм учебной деятельности, которые могут эффективно влиять на процесс эстетического развития школьников, предлагаем использовать литературные монтажи, уроки с элементами концертной программы, читательские конференции и др.

Одним из главных направлений модернизации образования является внедрение профильного обучения в старшей школе. Учащиеся будут работать по программам для общеобразовательных учебных заведений с русским языком обучения (10-12 кл.) курса «Русский язык» Н.Г. Озеровой, Г.А. Михайловской, Л.В. Давидюк, В.И. Стативки, Е.И. Быковой (уровень стандарта), Т.Я. Фроловой (академический уровень), Е.П. Голобородько, Н.Г. Озеровой, Л.П. Дядечко, В.И. Стативки, Л.В. Давидюк (профильный) и «Литература русская и зарубежная (интегрированный курс)» Л.А. Симаковой, В.В. Снегиревой (уровень стандарта, академический уровень), В.В. Силантьевой, Т.Г. Бучацкой (профильный уровень).

Именно профильное образование реализует принципы вариативности и дифференциации, углубленного изучения отдельных предметов. В центре обучения – максимальная ориентация на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Сокращается преподавание в классно-урочной предметной системе. Доминирующими методами становятся:

- лекция (обзорная, установочная);

- лабораторные и лабораторно-практические работы (см. о них ниже);

- интерактивные формы (семинары, дискуссии, собеседования, коллоквиумы, творческие встречи);

- информационная поддержка самообразования с помощью видеофильмов, Интернета, дополнительных дидактических материалов;

- проведение творческих конкурсов, спектаклей с последующим обсуждением; публичная защита творческих работ, проектов;

- экскурсии на специализированные выставки, в музеи и др.;

- проведение эвристических контрольных работ;

- использование рейтинговых оценок успешности профильного обучения.

Основная цель обучения русскому языку в старших классах -формирование навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных ситуациях общения. В связи с этим особую актуальность приобретают различные активные формы обучения, которые углубляют знания учащихся: семинары, практикумы, лабораторные работы, тренинги, творческие мастерские.

^ Лабораторная работа (см.: Бураева Н.Н. Лабораторные работы на уроках русского языка в Х классе // РЯШ. – 2005. - №1; Худякова Л.А. Уроки русского языка в форме лабораторной работы // Там же; Гусева Е.Ю. Дальтон-план в современной школе (Лабораторные занятия в VІІІ классе // РЯШ. – 2009. - №6) заключает в себе огромный потенциал развития исследовательских навыков учащихся и может применяться не только на этапе усвоения и закрепления, но и на этапе объяснения нового материала на уроках русского языка. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящий перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающий новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся. Лабораторным занятиям может быть посвящен весь урок, часть урока, домашняя работа.

Задание должно включать этапы исследования:

  • наблюдение и изучение фактов и явлений;

  • выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

  • выдвижение гипотезы;

  • построение плана исследования;

  • выяснение связей изучаемого явления с другими;

  • проведение лингвистического эксперимента;

  • решение лингвистической задачи;

  • обобщение результатов и формулировка вывода.

При определении содержания лабораторных работ следует руководствоваться сквозными темами, к которым учащиеся обращаются при изучении разных разделов курса русского языка: к понятию языковой нормы, к вопросу теории и практики современной лексикографии, к лингвистическому анализу единиц разных уровней языка. Практические же занятия могут рассматриваться как подготовка учащихся к лабораторной работе, которая предоставляет большую самостоятельность школьников при анализе языковых фактов и явлений.

В лабораторных работах можно использовать наглядные методы обучения, к которым относятся наблюдения, иллюстрации и демонстрации. В современной школе наглядные пособия являются не только средством иллюстрации, но и важным источником знаний. Особое внимание надо уделить демонстрационному эксперименту, который применяется как средство:

  • мотивации;

  • иллюстрации к разнообразным мыслительным операциям, к соответствующим теоретическим положениям;

  • самостоятельного выявления непонятных явлений и установления связей межуровневого характера.

Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечить следующие цели:

  • повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи;

  • включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку;

  • воспитание самостоятельности (развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал; совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения);

  • приобретение навыков библиографической работы;

- развитие лингвистического мышления и формирование научного мировоззрения;

  • совершенствование исследовательских навыков, связанных с узнаванием изученных категорий на основе анализа и синтеза;

  • проверка прочности усвоенных знаний на основе лабораторного опробования;

  • умение использовать полученные знания для решения определённой научной и практической задачи в результате лабораторного практикума;

  • умение использовать различные приёмы распознания ошибок и приёмы устранения ошибок;

  • формирование языковой и коммуникативной компетенций ученика.

В старших классах закономерно усложняются и понятия из теории литературы, которые должны усвоить ученики. Школьники учатся накапливать свои наблюдения над текстом, делать обобщения в ходе анализа произведения. Поэтому на уроках целесообразно более активно использовать задания поискового характера, которые требуют от учеников навыков сопоставления и обобщения.

На наш взгляд, имеет смысл взвешенно, мотивированно оценить роль и место в процессе обучения русскому языку и литературе традиционных и инновационных технологий и методик, определить специфику их использования учителями-словесниками: выделить наиболее значимые и уместные приемы интеракции, пересмотреть компьютерные обучающие и контрольные программы. При этом очень важно, опираясь на передовой опыт коллег Украины, России, Беларуси, правильно интерпретировать по отношению к нашим предметам саму суть той или иной технологии, а не какие-то чисто внешние их проявления.

Обратим внимание на популярные в школах проектные методики (см., например: В. Зуйков. Работа с компьютером, объединяющая всех // Литература в школе. – 2010. – № 6.; Горбачевская С.Н. Проект как способ знакомства с мифологией и культурой Древней Руси. V класс// Литература в школе. – 2010. - №3.; Миронова Т.Я. Работа с портретной характеристикой на уроке развития речи. Метод проекта // РЯШ. – 2009. – №1).

Зачастую метод проекта подменяется медиапрезентациями, которые учащиеся примитивно «скачивают» из Интернета. Поэтому важен выбор тем, которые предполагают предметную поисковую, исследовательскую часть (темы конкурса «Наш земляк В.И. Даль»: «В.И. Даль и Украина», «Карта путешествий В. Даля», «Награды имени В. Даля и награжденные ими», «Ученые-далеведы – наши земляки», «Далевская тема в научно-популярной лингвистической литературе», «Даль и Пушкин», «Даль и Шевченко», «Судьбы потомков Владимира Даля», «Выдающиеся современники из близкого окружения В.И. Даля», а также «Лингвокультурологическое пространство художественного текста в произведениии…», «История и география края в топонимах и гидронимах Луганщины», «Петербург Пушкина, Гоголя и Достоевского», «Тема «маленького человека» в русской литературе ХІХ века», «Символизм в музыке, поэзии и живописи», «Иллюстрации к роману Л.Н. Толстого «Война и мир»», «Тема музыки в творчестве А.И. Куприна», «Образ А. Ахматовой в живописи», ««Петровская» тема в русской литературе», ««Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова как роман-лабиринт», «Русский национальный характер» (М.А. Шолохов. «Судьба человека» и А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»), «Читая местные газеты (кто пишет, о чем, как)», «А что за вывеской? (названия местных магазинов, учреждений…, язык рекламы)», «Искусство моего края», «Культура общения в разных уголках земного шара»).

Объектом творческих проектов, в том числе и коллективных, может стать речевой паспорт этикетных слов (спасибо, благодарю и т.д.), слов-концептов (Родина, семья, мать, дорога и т.д.) – анализ толкования этих слов носителями языка, словарями разных типов, употребления слов в речи, в том числе в художественных текстах, поля смыслов этих слов.

В условиях перехода школ Украины на профильное обучение особый интерес вызывает технология создания языкового портфолио ((портфеля).

«Языковой портфель» представляет собой комплект документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые он собирает, руководствуясь собственным желанием или заданием учителя. Эта технология способствует осознанию учащимися собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком, в частности на приобретение школьниками всех видов компетенции, что достигается через описание учащимися уровня владения составляющими каждой компетенции (см.: Черепанова Л.В. Роль «языкового портфеля» в формировании лингвистической компетенции школьников // РЯШ. – 2004. – №5; Кузьменко Г.И. Средство неформального оценивания достижений учащихся по предмету. Использование технологий «портфолио» в обучении языкам // Русская словесность в школах Украины. – 2008. – №2).

В 2010-2011 учебном году планируется проведение IV этапа Всеукраинской олимпиады по русскому языку и литературе, что, несомненно, повышает ответственность русистов за подготовку школьников, организацию І-ІІІ этапов. По итогам олимпиад прошлых лет считаем необходимым обратить внимание на:

  • умение выполнять разные виды разбора, в том числе и анализ текста (видя многие художественные средства, даже правильно их определяя, «олимпийцы» не могут назвать причины обращения авторов к этим тропам, лексике, синтаксическим конструкциям и др.);

  • знание литературоведческой терминологии;

  • понимание проблематики художественных произведений в их культурно-историческом контексте;

  • умение школьников строить логические высказывания на литературно-лингвистическую тему небольшого (1-3 страницы рукописного текста) объема с учетом жанрово-стилевых особенностей.

Очевидно, темы сочинений, начиная с 9 класса, должны быть более проблемными, требующими неоднозначным ответов (например, «Что вкладывает автор «Недоросля» в понятие «злонравие»?», «Кто главный герой комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?», «Проблема идеала в русской классической литературе», «Трактовка темы абсурдности существования («Котлован» А. Платонова и «Замок» Ф. Кафки)», «Тема гордости в развитии характера Евгения Базарова у Тургенева и Жюльена Сореля у Стендаля», «Трагический поэт». К кому из поэтов ХХ столетия можно отнести эти слова?», «Что открыл мне в жизни, в людях Л.Н. Толстой», «Чем интересна пьеса М. Горького «На дне» нашим современникам?» ).
Напомним некоторые важные даты литературного календаря


Дата

Событие

Рекомендуемые формы празднования

23.07. 2010

95 лет со дня рождения нашего земляка поэта-песенника М.Л. Матусовского

Участие в областном фестивале, посвященном творчеству М.Л. Матусовского; проведение школьных конкурсов на лучшее исполнение стихов поэта, песен на его слова, инсценированной песни, рисунков, иллюстраций к произведениям Матусовского, возложение цветов к памятнику, экскурсии в музей истории и культуры г. Луганска (зал М.Л. Матусовского), в музей поэта школы №13 г. Луганска)

23.08.2010

130 лет со дня рождения русского писателя А. Грина

Просмотр и обсуждение фильмов «Алые паруса», «Бегущая по волнам»; спектакль, книжная выставка

7.09.2010

140 лет со дня рождения русского писателя А.И. Куприна

Литературно-музыкальная композиция, просмотр фильмов «Олеся». «Поединок», «Гранатовый браслет», тематический урок русского языка

3.10.2010

115 лет со дня рождения русского поэта С.А. Есенина

Поэтическая гостиная, конкурс чтецов-иллюстраторов, книжная выставка, тематический урок русского языка

22.10.2010

140 лет со дня рождения русского писателя И.А. Бунина

Выпуск литературной газеты, тематический урок русского языка

23.10.2010

90 лет со дня рождения итальянского писателя

Д. Родари

Просмотр фильмов по произведениям Д. Родари, спектакль по сказкам Д. Родари, конкурс рисунков, детских поделок, книжная выставка

28.11.2010

130 лет со дня рождения русского поэта А.А. Блока

Вечер поэзии

30.11.2010

175 лет со дня рождения американского писателя М. Твена

Костюмированный парад литературных персонажей, спектакль (на русском и английском языках)

5.12.2010

190 лет со дня рождения русского поэта А.А. Фета

Литературно-музыкальная композиция, тематический урок русского языка

3.01.2011

75 лет со дня рождения русского поэта Н. Рубцова

Вечер поэзии, литературно-музыкальная композиция, выпуск литературной газеты, тематический урок русского языка

27.01.2011

185 лет со дня рождения русского сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина

Литературный вечер, устный журнал, викторина

15.04.2011

125 лет со дня рождения русского поэта Н.С. Гумилева

Поэтическая гостиная

15.05.2011

120 лет со дня рождения русского писателя М.А. Булгакова

Книжная выставка, литературная викторина, просмотр фильмов по произведениям писателя, устный журнал

С целью совершенствования методической и предметной компетенции учителей-словесников рекомендуем методическим объединениям городов и районов:

- провести для педагогов мастер-классы по проблемам профилизации старшей школы, моделированию лабораторных работ, языковых практикумов, ситуативных тренингов, проектированию творческих мастерских;

- активно презентовать и внедрять инновационные технологии обучения, в том числе и технологию языкового портфолио как продуктивной формы компетентностно ориентированной модели обучения;

- создавать медиа- и видеотеку компетентностно ориентированных уроков, электронных презентаций учебных тем;

- провести консультации для учителей-филологов по вопросу кредитно-модульной организации профессионального развития педагогов на КПК и во внекурсовой период;

- мотивировать участие школьников и учителей в творческих конкурсах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо проведення І етапу всеукраїнської олімпиади...
Відповідно до п. 4 Наказу Міністерства освіти І науки України від 21. 03. 2010 №891 “Про проведення Всеукраїнських учнівських олімпіад...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Методичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 – 2014 навчальному році

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури...
Методичні рекомендації щодо вивчення російської мови І літератури у 2011 – 2012 навчальному році

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури в 2013 2014 навчальному році
Эта цель реализуется через ведущий методологический принцип – коммуникативность обучения

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо викладання російської мови І літератури...
Обучение русскому языку и литературе в 2012 – 2013 учебном году будет осуществляться по таким программам

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо оцінювання олімпіадних завдань ІІІ етапу...
Объем – разделительный ъ пишется после приставки на согласный перед корнем, начинающимся с йотированных е, ё, ю, я; побьем – разделительный...

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconКоментарі до завдань районної олімпіади з російської мови та літератури
Матковська Л. М., вчитель світової літератури та російської мови Подолянської зош І-ІІ ступенів

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconМетодичні рекомендації щодо вивчення інформатики в 10 класах надруковано...
Навчальний предмет «Інформатика» у 2011/12 навчальному році згідно Типових навчальних планів вивчатиметься учнями 9-11 класів

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconПрограма співбесіди з російської мови І літератури та методики їх викладання
Розробник програми кандидат філологічних наук, доцент кафедри слов’янської філології Абламська О. В

Методичні рекомендації щодо викладання російської мови та літератури в 2010-2011 н р iconСекція 1 інновації в навчанні української (російської) мови як іноземної
Нові технології в практиці викладання української (російської) мови як іноземної)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<