А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций




НазваниеА. М. Дерибас Сборник статей и публикаций
страница1/15
Дата публикации27.02.2013
Размер2.57 Mb.
ТипСборник статей
uchebilka.ru > Литература > Сборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


ОДЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Дом князя Гагарина...”

А дом князя Гагарина !

Тот дом, в котором

открыл свою деятельность

одесский Литературно-

Артистический клуб!

А.М.Дерибас

Сборник статей

и публикаций
Выпуск I

О д е с с а

1997

Дом князя Гагарина...”: Сборник статей и публикаций/Одесский государственный литературный музей. Вып. 1. - Одесса: ,1997. - с.

В сборнике представлен широкий спектр материалов об истории литературной жизни Одессы на протяжении XIX-XX веков - научные статьи, биографические очерки, описания новонайденных экспонатов, первые публикации архивных материалов, хранящихся в фондах Одесского государственного литературного музея.

Сборник издан к 20-летию со дня основания ОГЛМ и составлен его научным коллективом.

Материалы сборника предназначены для преподавателей, аспирантов, студентов гуманитарных вузов, учителей школ, гимназий, лицеев, научных сотрудников музеев и архивов, краеведов, а также для широкого круга лиц, интересующихся литературной и культурной историей Одессы.

^ Редакционная коллегия:
Давыдова Мария Савельевна, заместитель директора по научной работе ОГЛМ

Каракина Елена Александровна, ученый секретарь ОГЛМ

Липтуга Татьяна Ивановна, директор ОГЛМ

^ Мисюк Анна Александровна, ведущий методист ОГЛМ

Семыкина Галина Георгиевна, заведующая отделом научно-исследовательской и экспозиционной работы ОГЛМ

Оглавление
Предисловие ................................................................................. 4

Статьи.

Давыдова М.С. К истории здания Одесского государст-

венного литературного музея ......................... 7

Рымарь Н.Н. В.С.Печерин. Жизнь и судьба .......................... 12

Семыкина Г.Г. Письма А.П.Зонтаг ......................................... 18

Хивренко Л.С. П.А.Вяземский и Одесса ................................. 25

Майборода Л.В. П.О.Куліш. Листи з Одеси ........................... 37

Коган О.О. Из прошлого еврейской периодической

печати Одессы ....................................................... 42

Закіпна Г.В. “Адвокат українського слова”............................ 46

Закіпна Г.В. Початок українського модерну ......................... 51

Выскребенцева С.Т. Двойной автограф ................................. 55

Выскребенцева С.Т. Юношеские стихи. Неопубликован-

ные материалы В.Катаева из коллекции ОГЛМ .... 59

Лущик С.З., Яворська О.Л. Михайло Жук - літератор ......... 67

Городецкая Н.А. Три письма Ильи Ильфа ............................. 93

Яворская Е.Л. Одесский переводчик Р.М.Рильке ................ 100

Липтуга Т.И. Одесса в письмах К.Г.Паустовского .............. 140

Королькова О.В. “...А я был солдатом”. Фронтовые

письма Г.Белля .......................................... 147

Каракина Е.А. Маргиналии С.Бондарина ............................ 152

Мисюк А.А. Фрагменты “лагерной прозы” С.Бондарина .. 165

Мельниченко Л.А. “Зеленый фургон” Владимира Высоц-

кого .......................................................... 195

Публикации.

Три письма А.П.Зонтаг из Одессы. 1843 г. ............................. 22

В.П.Катаев. Три сонета. 1916 г................................................. 63

М.І.Жук. “Замітки з блок-ноту”, “Листки календаря”. 1900-

1920 гг....................................................................... 78

Три письма И.Ильфа. 1923 г. .................................................... 94

А.А.Биск. Одесская Литературка. 1947 г. ............................. 113

С.А.Бондарин. “Капкаринские записки” (Фрагменты).

1948-1953 гг. ................................................... 168

В.С.Высоцкий. “Зеленый фургон”. Черновой набросок

сценария.......................................................... 203


Предисловие

Одесский государственный литературный музей был создан в конце 1970-х гг. Сейчас кажется, что он существовал всегда, что естественно вырос из книг “одесской темы”, из фольклора, из легендарного одесского языка, что два века собирали здесь разноязыкие писатели и читатели. Легенды литературной Одессы от Пушкина до Бабеля могли инициировать и мечту о музее, и само решение о его создании.

Но можно ли легендой заполнить залы? Можно, но это жанр иной. Этим успешно занимается литература, звучащее и изобразительное искусство. А музей - это дом подлинника и оригинала. Здесь в материальных свидетельствах остановлено само время, время, творившее феномен “литератур-ной Одессы”.

Основой музея являются его фонды, его собственная коллекция редкостей и оригиналов, без которой существование музея попросту невозможно.

Формирование фондов Одесского государственного литературного музея практически не имеет аналогов в музейном деле. Не существовало ни коллекции, ни концепции “литературной Одессы”. И то, и другое создавалось с нуля. Выпуская в свет первый сборник научных статей сотрудников музея, нельзя обойти вниманием светлой памяти имя его первого директора и основателя, Никиты Алексеевича Брыгина, для которого отсутствие базовой коллекции было временным недоразумением. Он утверждал, что эта коллекция существует. Она лишь разбросана по городам и весям, и нужно только ее собрать. Десятки тысяч экспонатов, хранящихся ныне в фондах ОГЛМ, являются абсолютным подтверждением его оптимизма. Только за первые полтора года с момента основания музея было собрано около двадцати тысяч экспонатов. Некоторые случаи находок были буквальным подтверждением уверенности директора.

Так, когда сотрудники музея прибыли в ЦГАЛИ изучать архивы Э.Г.Багрицкого и Ю.К.Олеши, один из хранителей сообщил, что в кладовых архива давно лежат вещи, завещанные “ городу Одессе” О.Г.Суок-Олешей. “Не председателю же горсовета нам их посылать”, - было сказано сотрудникам музея. Таким образом, в фонды ОГЛМ попали пробитая околком полевая сумка Всеволода Багрицкого и посмертная маска Юрия Олеши.

Огромный архив оказался сохранен одесситом, впоследствии московским писателем, С.А.Бондариным. Материалы этого архива стали основой экспозиции литературы 1920-х годов. Редчайшие журналы “ЮгоЛЕФа” и личный архив были переданы музею художником Н.Б.Соколовым, одним из создателей и участников “Левого фронта” в Одессе. А вот тетрадь, в которую был переписан сборник В.Нарбута “Плоть”, и рукописные программки-объявления литературных вечеров 1920-х годов даже не пришлось разыскивать - их принесла в музей одна из слушательниц этих вечеров, влюбленная в поэтов и поэзию одесситка Ольга Марченко. Итак, живые свидетели литературной жизни двадцатых годов еще успели застать вымечтанную ими экспозицию Одесского литературного музея. И низкий им поклон за их участие в формировании фондов и экспозиции.

Казалось бы, что реликвии XIX века и начала XX основательно сметены революциями, эмиграцией и войной. Тем не менее, музей сумел приобрести прекрасную коллекцию прижизненных изданий А.С.Пушкина, книг и альманахов пушкинской поры. Как выяснилось, сохранились в Одессе и книжный шкаф из дома Шемиотов, которым, возможно, пользовался Адам Мицкевич, и бокал из дома Инзова, которого мог касаться Пушкин, и чернильница, по легенде принадлежавшая Ган-Фадеевой. Все эти предметы были найдены, куплены или получены в подарок. Поразительно, но сохранились и семейные архивы, которыми довольно щедро делились родственники и потомки писателей. Дочь Н.Г.Га-рина-Михайловского подарила семейные фотографии и чернильницу отца, племянники В.Г.Короленко - семейные реликвии и редкие фотографии писателя. А в 1982 году в музее был особый праздник - передача в музей архива замечательного журналиста, историка, писателя и краеведа А.М. Дерибаса.

Пополнялась и музейная украиника. Были приобретены редчайшие издания И.П.Котляревского, сборники фольклора прошлого века с первыми песнями об Одессе. А “семейный альбом” семьи М.Ф.Комарова, выдающегося деятеля украинской культуры, разыскали в далеком Свердловске.

Уникальные находки случались не только в Одессе и не только в пределах границ СССР. Из Парижа был получен архив поэта и переводчика Александра Биска. Пусть в те времена архив был”закрыт” в спецхране, но, подтвердив гениальную формулу М.Булгакова “рукописи не горят”, он является сегодня предметом интереснейших литературно-крае-ведческих исследований. В отличие, скажем, от трубки Жоржа Сименона, полученной в подарок от писателя. Но личная вещь автора эмоционально приближает нас к нему, заодно связывая с его знаменитым персонажем - комиссаром Мегрэ.

Велик соблазн перечислять и далее находки и поступления в фонды ОГЛМ, потому что в экспозиции находится лишь десятая часть “единиц хранения”. Экспозиция представляет собой “верхушку айсберга”, парадную, открытую широкой публике часть сложной музейной жизни. Потаенной остается часть научной работы, когда один на один исследователь открывает тайну экспоната, выявляя его биографический, творческий, культурный контекст. Единственной формой предъявления научной сферы является публикация. Данный сборник предлагает знакомство с уникальными материалами, хранящимися в фондах музея и с результатами научных исследований по темам и текстам, малоизвестным в научном обороте.

Фонды литературного музея включают в себя и произведения изобразительного искусства, и декоративно-прик-ладного, и предметы быта, поскольку литературная история неотделима от культурной. Но, конечно, основным предметом коллекционирования являются книги, газеты, журналы, фотографии. И, квинтэссенция коллекции, святая святых - рукописи. Уникальные, существующие в единственном экземпляре, несущие информацию не только о времени, но и о себе, о неповторимых моментах жизни творческой личности.

В эпоху массовых коммуникаций, когда традиционная городская культура разрушается и теряет свое неповторимое лицо, когда жизненный стандарт нивелирует локальные особенности не только быта, но и личных творческих и культурных связей, концепция литературной Одессы, предлагаемая музеем, противостоит тенденции распада. Настоящий сборник - фрагмент, отражающий эту концепцию, т.е. попытку сохранить связь времен и культур, синтез которых и создал художественно-исторический образ Одессы.
Е.А.Каракина

А.А. Мисюк

М.С.ДАВЫДОВА
К истории здания Одесского государственного

литературного музея
Дома, как люди, каждый имеет свою историю, свою жизнь. Иные столетиями хранят тайну человеческих судеб своих обитателей и остаются безвестными. А иным уготована другая участь. Они становятся героями литературных произведений, памятниками истории и архитектуры, их историю изучают ученые и краеведы.

Одним из таких строений в городе Одессе стал дворец князей Гагариных, где ныне размещается Одесский государственный литературный музей. Воистину судьба уготовила этому зданию жизнь удивительную. Мы находим упоминание о нем в фолианте, изданном к 100-летию Одессы Городским общественным управлением и названном “Одесса. 1794-1894”. Здесь, в разделе “Архитектура”, на странице 412 читаем, что среди сооружений, “выделяющихся из ряда обыкновенных домов своими архитектурными формами - дом князя Гагарина (по Ланжероновскому спуску), построенный в 1850 году архитектором Оттоном.” Упоминается дворец и в историческом очерке и путеводителе В.Коханского “Одесса за 100 лет” (Одесса, 1892), и в материалах “Архива К.Э. Андреевского” (Т.1. Одесса, 1913).

Затем Александр Михайлович Дерибас рассказывает о балах, проходивших в Золотом зале дворца в своей книге “Старая Одесса”(Одесса, 1913. - С. 164-165):

“А дом князя Гагарина! Тот дом, в котором открыл свою деятельность одесский Литературно-Артистический клуб! Многочисленная публика, посещавшая вечера этого клуба, скользила по расшатавшемуся, но сохранившему свою аристократичность паркету, и любовалась залами, окаймленными золоченными карнизами и причудливо расписанными плафонами.”

Описывает это здание и украинский поэт Павло Тычина. В 1920 году молодой поэт-музыкант впервые посетил Одессу в составе хоровой капеллы К.Г.Стеценко и оставил дневниковые записи об этом в книге “Подорож з капелою Стеценка”. Из записи от 12 октября видно, что первым учреждением, которое посетил поэт в нашем городе, была ВУКООП- спілка по Ланжероновской, 2, где артисты остановились на время гастролей и где давали концерт. П.Тычина описывает здание следующим образом:

“... мармурові сходи справа і зліва нагорі з’єднуються в площадку перед залою. Внизу перший поверх кудись сховавсь.”

Как видим, дворец князей Гагариных довольно широко представлен в литературных произведениях. Не менее интересно и то, что здание использовалось для культурно-просветительских целей. С 1898 года во дворце поселилось литературно-артистическое общество, своеобразный художественный клуб (ЛАО), членом-учредителем которого был великий украинский драматург и актер М.Л.Кропивницкий. Членами правления ЛАО были видные культурные и общественные деятели города - журналисты, писатели, художники, в их числе “король фельетонистов” В.М.Дорошевич, художники Е.О.Буковецкий, Л.А.Нилус, писатели А.М.Федоров и С.Т.Герцо-Виноградский, скульптор Б.В.Эдуардс. Членами общества состояли И.А.Бунин и А.А.Кипен. В залах, обставленных изящной мебелью, ЛАО организовывало литературно-музыкальные вечера, отмечало юбилеи Пушкина, Лермонтова, Шевченко, Тургенева, Толстого, Белинского, Гоголя и других писателей.

Устраивались здесь выставки работ одесских художников и скульпторов. Знаменательной в этом плане была выставка работ салона Издебского в 1909 году.

В предреволюционные годы молодые одесские писатели и поэты В.Инбер, В.Катаев, Н.Осипович, А.Фиолетов, Э.Багрицкий читали и обсуждали свои стихи и прозаические произведения в литературно-артистическом обществе.

Дворец стал своеобразным просветительским и культурным центром Одессы конца XIX - начала XX веков. И эта миссия здания продолжается в наше время, когда в 1977 году Постановлением Совета министров Украины здесь был основан Одесский государственный литературный музей.

Вот почему многие современные краеведы проявляли и проявляют интерес к истории дворца князей Гагариных. Среди них хочется назвать С.Борового, В.Чарнецкого и других.

В 1927 году Народный Комиссариат просвещения Украины уведомил Одесский облисполком о том, что по реестру памятников культуры Всеукраинский комитет охраны культуры взял на учет дворец Гагариных (ГАОО. - Ф.723.- Оп.1.- Д. 315. - Лл. 32, 35).

Фигурирует дворец среди списка памятников архитектуры за 1949 г. Тогда на здании была установлена бронзовая доска с текстом следующего содержания:

“Пам’ятник архітектури. Палац 1842 р. Арх. Л.Оттон. Охороняється державою, пошкодження карається законом.”

В 1976 году вышеупомянутая доска исчезла, а адрес Ласточкина, 2 был исключен из титульных списков памятников архитектуры УССР. В 1977 году, во время приема дворца на баланс Одесским литературным музеем, при расчистке мусора в подвальных помещениях эта доска была обнаружена. Госстрой УССР принял необходимые меры по ходатайству литературного музея и Одесских областных властей, и здание было восстановлено в правах памятника архитектуры, а памятная доска возвращена на свое старое место на фасаде.

Однако при изучении документов по истории здания становится очевидным, что общепринятые датировки строительства дворца Гагариных не точны. Они колеблются в пределах 1842-1850 годов. Поэтому хочется уточнить историю постройки дворца публикацией имеющихся архивных документов по этому вопросу.

Фонды Одесского государственного литературного музея располагают копиями документов, хранящихся в Одесском областном архиве, которые проливают свет на историю застройки центра города и повествуют об истории создания дворца.

Первый документ датирован декабрем 1838 года. Это “Прошение” подполковника князя Дмитрия Гагарина в Одесский строительный комитет с просьбой отвести на существующих правилах пустопорожнее место между домом, занимаемым актерами, и оградой, окружающей Таможенный пакгауз, для строительства дома.

Дмитрий Иванович Гагарин (1799-1872) - инспектор одесского карантина, подполковник, затем генерал-майор.

Второй документ датирован июлем 1839 года. Это тоже “Прошение” княгини Людмилы Гагариной в Строительный комитет Одессы. Из документа явствует, что часть участка под литерою Ж (892 кв. саженей) была куплена Павлом Ивановичем Гагариным по доверенности Людмилы Ивановны Гагариной с торгов, но оказалась недостаточной для строительства дома, и поэтому княгиня просит выделить ей еще один участок в 144 квадратных саженей под литерою В между Ланжероновским спуском и домом, занимаемым актерами. Однако эта покупка не состоялась. Объяснение этому находим в следующем документе, составленном неким Войновичем:

“А место сие по отказу княгини Людмилы Гагариной, по определению 30 апреля 1840 г. отведено с публичных торгов княгине Софье Петровне Гагариной, о чем и заведено особое дело.”

Третий документ датирован декабрем 1839 года. Он направлен в тот же Строительный комитет княгиней Софьей Петровной Гагариной, женой Дмитрия Ивановича Гагарина, с просьбой отвести для строительства дома место, состоящее в части над обрывом между Биржевым домом и таковым, занимаемым актерами.

Следующее “Прошение” княгини Софьи Петровны Гагариной датировано июлем 1840 года; в нем говорится, что княгиня купила с торгов участок под литерою К между Биржевым домом и зданием, занимаемым актерами, и просит утвердить фасад, составленный архитектором Скудиери.

Таким образом, из приведенных документов видно, что к июлю 1840 года семьей Гагариных был закуплен практически весь земельный участок от дома Биржи (ныне здание горисполкома) до ограды таможенного пакгауза, за исключением здания, занимаемого актерами. На прилагаемой выкопировке участка, составленной архитектором Даллаква в 1845 году, ясно прослеживается вышесказанное.

И, наконец, в деле имеется “Прошение” княгини С.П.Гагариной в Одесский строительный комитет от 6 октября 1840 года, где речь идет о постройке дома и выдаче княгине “на всегдашнее владение означенным местом и постройкою установленную Данную (дарственную). И такую “Данную” (т.е. дарственную) на дом кн. Гагарина получила в октябре 1840 года с правом “наследования, продажи, дарения, закладывания” (Л.49).

К этому “Прошению” прилагается рапорт городского архитектора Торичели Одесскому Строительному комитету от 8 октября 1840 года о том, что им был в натуре осмотрен участок (всего 169 кв. саженей) между Биржевым домом и домом, занимаемым актерами, на котором “действительно построен двухэтажный дом во всем сходстве с фасадом, комитетом утвержденным” (Л. 46).

Среди материалов дела Одесского Строительного комитета (Ф.59. - Дело 2363. - Опись 1) есть и рапорт Управления градостроения 1-й части города Одессы генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабии М.С.Во-ронцову о необходимости снесения флигеля (не дом ли это для актеров, фигурирующий во всех прошениях?) на участке, отводимом княгине Гагариной:

“Принимая во внимание с одной стороны, что означенный флигель по неимению в нем надобности для города и по ветхости своей может быть разобран для очистки места, а с другой стороны, что с воздвижением на том месте новой каменной, двухэтажной постройки послужит таковым украшением местности, лежащей над садом, принадлежащим к Биржевому дому, кроме того предоставит лучший вид Ланжероновскому спуску”. (Л.4).

Завершает группу документов выкопировка фасада для построения княгини Гагариной дома с воротами “состоящем вырасти противу Ланжероновского спуска литер К и одобренного по журналу Строительного комитета 2 декабря 1849 года”. Верность выкопировки подтвердили технический член, инженер, генерал-майор (подпись неразборчива) и архитектор Даллаква.

Таким образом, из приведенных документов видно, что приобретение участков и построение какого-то дома проходило в 1839-1840 году. Но в документах этого периода нигде не упоминается имя архитектора Оттона, которое возникло в более поздних воспоминаниях о дворце. Можно предположить, что в описываемый период было построено совершенно другое здание, предшествовавшее сегодняшнему дворцу. Дворец, сохранившийся до нашего времени, строился значительно позже, в конце 1850- х годов, ибо на планах города 1851 года дворец не показан. Кроме того, в документе, составленном архитектором Даллаква в сентябре 1845 года, говорится о существовании в это время на упомянутом земельном участке трехэтажного каменного дома, прежде “занимаемого актерами сдешнего театра”. В скопированном архитектором Даллаква плане участка, прилагаемом к вышеуказанному документу и предлагаемом нами читателю, это здание показано розовой краской и расположено оно на том месте, где сегодня возвышается дворец, в котором развернута экспозиция Одесского государственного литературного музея.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconСборник статей американських и украинских теоретиков
Социологическая теория сегодня. Сборник статей американських и украинских теоретиков / Под ред. В. Танчера // Национальная академия...

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconСовременное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы сборник научных статей
Сборник научных статей по итогам IX всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Артемовские чтения» (16-17...

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconОбложка уда универсальная дезинтеграторная активация сборник научных статей
Уда. Универсальная дезинтеграторная активация. Сборник научных статей (1980 год, 112 страниц, 2000 экземпляров)

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconСборник статей участников планируется издать до проведения круглого...
Антропология права: философское и юридическое измерения (состояние, проблемы, перспективы)”

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconПравила представления рукописей статей в сборник научных трудов Донецкого...
Для публикации в сборнике подаются статьи, отражающие новые теоретические и практические результаты исследований в области машиностроения...

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconТребования к оформлению статей в Сборник научних трудов Полтнту
«Сборник научних трудов. Серия: отраслевое машиностроение, строительство» принимает в печать написанные специально для него оригинальные...

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconПравила оформления статей в межведомственный тематический научный...
Межведомственный тематический научный сборник «Ветеринарная медицина» включен в перечень специализированных изданий вак украины,...

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций icon-
Баскин Ю. А. История правовых политических учений: Сборник статей. Спб: Познание, 2000. – 254 с

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций icon-
Опубликовано в "Мальчики и девочки: реалии социализации. Сборник статей". – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. – 373 с....

А. М. Дерибас Сборник статей и публикаций iconСборник статей Составитель
Материалы данного сборника посвящены проблеме социально-психологической адаптации военнослужащих, уволенных из армии

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<