№
|
Дата
|
Тема урока
|
Теория литературы
|
|
| ^
Расцвет реализма во второй половине ХIХ века. Обзор.
| Реализм
(актуализация знаний)
|
|
| Ф.М.Достоевский. Жизнь и творчество.
Глубина миропонимания, нравственная проблематика, полемическая направленность произведений Достоевского.
|
|
|
| «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей. Боль за человека – основа авторской позиции.
|
|
|
| ^
| Социально-психологический роман (закрепление знаний).
|
|
| «Двойники» Раскольникова Лужин и Свидригайлов, их роль в романе. Символическое значение образа Сони Мармеладовой.
|
|
|
| ^ Анализ приемов выражения психологизма в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
| Полифонизм романа Достоевского.
|
|
| ^
Значение творчества писателя в русской и мировой литературе.
|
|
|
| Л.Н.Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного).
|
|
|
| «Война и мир» – вершина творчества Л. Толстого. Творческая история романа. Духовный мир главных героев романа.
|
|
|
| «Мысль народная» в романе Толстого. Народ и личность. Картины войны 1812 года. Толстовское понимание патриотизма.
|
|
|
| ^
| Художественный образ (обогащение знаний: образ судьбы, мира).
Внутренний монолог (закрепление знаний).
|
|
| ^ Анализ жанровых особенностей романа-эпопеи.
| Роман (обогащение знаний: роман-эпопея).
|
|
| ^
Тематическая аттестация.
|
|
|
| А.П.Чехов. Жизнь и творчество (с обобщением ранее приобретенных знаний).
|
|
|
| Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» и др. Отрицание автором бездуховной жизни. Мечта о красоте человеческих отношений. Лаконизм повествования, искусство детали, значение пейзажа.
| ^
|
|
| «Вишневый сад». Уходящий мир как основная тема пьесы.
|
|
|
| ^
|
|
|
| ^ Обучение интерпретации сцен чеховской пьесы, содержащих подтекст.
Новаторство Чехова-драматурга. Жанровое своеобразие чеховской драмы.
| Драматургический конфликт (обогащение знаний: перенос драматургического конфликта в подтекст).
^
|
|
| Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.
|
|
|
| ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века
Основные тенденции развития русской литературы рубежа ХIХ – ХХ веков. Обзор.
| ^
|
|
| Максим Горький. Жизнь и творчество.
|
|
|
| ^
|
|
|
| «На дне». О замысле и постановках пьесы.
|
|
|
| ^
| Социально-философская драма (обогащение знаний: пьеса-дискуссия).
|
|
| ^
Тематическая аттестация.
|
|
|
| Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Обзор.
В.Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Стихотворения «Сонет к форме», «Родной язык» и др.
| ^
Понятие об акмеизме и футуризме.
|
|
| А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве поэта.
Романтический мир раннего Блока («Стихи о Прекрасной Даме»). «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…» и др. стихотворения.
|
|
|
| ^
|
|
|
| Н.С.Гумилёв. Экзотика, яркость, праздничность восприятия мира («Капитаны», «Мои читатели», «Озеро Чад» и др. стихотворения).
|
|
|
| В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве поэта.
Бунтарский характер ранней лирики («Нате!», «Послушайте!» и др.).
|
|
|
| ^
| Понятие о тоническом стихосложении.
|
|
| ^
Поэтическое новаторство В.В.Маяковского.
Тематическая аттестация.
|
|
№
|
Дата
|
Тема урока
|
Теория литературы
|
|
| С.А.Есенин. Сведения о жизни и творчестве поэта (с обобщением ранее изученного).
|
|
|
| Любовь к родине и природе родного края в лирике С.Есенина. Сложное восприятие происходящих перемен. Осознание быстротечности жизни («Гой ты, Русь моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Не жалею, не зову, не плачу…» и др. стихотворения).
| ^
|
|
| ^
Влияние творчества Есенина на русскую поэзию ХХ века.
|
|
|
| М.И.Цветаева. Сложная судьба поэтессы. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия («Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года», «Под лаской плюшевого пледа…» и др. стихотворения).
|
|
|
| Поиски новых принципов и форм изображения действительности в мировой литературе. Обзор.
| ^
|
|
| Ф. Кафка. Краткие сведения об австрийском писателе.
Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение».
|
|
|
| ^
|
|
|
| Р.М.Рильке. Краткие сведения о поэте.
Философское постижение мира – основа поэтического мировосприятия Рильке («Осенний день», «Музыка», «Господь! Большие города…» и др. стихотворения).
|
|
|
| Ф.Г.Лорка. Краткие сведения о поэте.
Предчувствие трагической судьбы, любовь и смерть – важнейшие мотивы лирики Гарсиа Лорки («Пейзаж», «Гитара», «Дебюсси» и др. стихотворения).
Тематическая аттестация.
|
|
|
| О русской литературе 1920-1940 годов. Обзор.
|
|
|
| М.А.Булгаков. Сведения о жизни и творчестве писателя, его связь с Украиной.
|
|
|
| ^
| Модернистский роман (закрепление знаний).
|
|
| ^
| Гротеск, ирония (закрепление знаний).
|
|
| ^
|
|
|
| ^
|
|
|
| М.А.Шолохов. Сведения о жизни и творчестве.
История создания и первых публикаций романа-эпопеи «Тихий Дон».
|
|
|
| «Тихий Дон» – роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох.
| Роман-эпопея (закрепление знаний).
|
|
| ^
|
|
|
| ^
| Понятие об архетипе. Художественный образ мира и судьбы (закрепление знаний).
|
|
| ^ Рецензия на кинофильм «Тихий Дон» (реж. С. Герасимов).
Тематическая аттестация.
|
|
|
| ^
О мировой литературе 45-80 годов ХХ века. Обзор.
Э.М.Хемингуэй. Сведения о жизни и творчестве.
|
|
|
| «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи. Образ старика Сантьяго. Художественное новаторство Хемингуэя.
| Понятие о повести-притче.
^
|
|
| Фридрих Дюрренматт. Краткие сведения о жизни и творчестве драматурга.
|
|
|
| «Визит старой дамы». Тема нравственного суда над людьми в трагикомедии Ф. Дюрренматта. Проблемы вины, ответственности, справедливости, разоблачения власти денег.
|
|
|
| ^
| Понятие о трагикомедии.
|
|
| О русской литературе 1950-1990-х годов. Обзор.
|
|
|
| ^ Выразительное чтение и интерпретация стихотворений русских поэтов второй половины ХХ в.
|
|
|
| А.А.Ахматова. Сведения о жизни и творчестве, связь с Украиной. А. Ахматова и акмеизм.
|
|
|
| Лирика. Разнообразие тематики, исповедальный характер стихов («Я научилась просто, мудро жить…», «Я пришла к поэту в гости…», «Творчество» и др. стихотворения).
| ^
|
|
| «Реквием». Творческая история поэмы и особенности композиции поэмы; отражение трагедии личности, семьи, народа в ней.
|
|
|
| А.И.Солженицын. Жизненный и творческий путь писателя.
|
|
|
| «Один день Ивана Денисовича». Сюжетно-композиционные особенности повести.
|
|
|
| ^
|
|
|
| О современной мировой литературе. Обзор.
|
|
|
|
|
| О русской литературе на современном этапе. Обзор. Тематическая аттестация.
|
|
|
|
|
| Повторение и обобщение изученного.
|
|