А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового




Скачать 96.82 Kb.
НазваниеА. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового
Дата публикации23.04.2013
Размер96.82 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Литература > Доклад


РАЗДЕЛ 3. КОГНИТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЕНДЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
121

РАЗДЕЛ 3. КОГНИТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО
ГЕНДЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ
УДК 81.272
ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ В АНЕКДОТАХ
А. В. Васина
Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового сознания и раскрыто их содержание. Проанализированы основные гендерные стереотипы в современных анекдотах о семейной жизни. Проведён анализ литературных произведений эпохи средневековья и обнаружено сходство сюжетов и образов средневековых произведений и современных анекдотов о семейной жизни.
^ Ключевые слова: гендер, гендерный стереотип, анекдот, стереотип массового сознания, сексизм

Доповідь присвячена дослідженню гендерних стереотипів в анекдотах. Анекдот
розглядається як одна з форм виявлення масових гендерних стереотипів. Виявлено особливості основних стереотипів масової свідомості та розкрито їх зміст. Проаналізовано основні гендерні стереотипи у сучасних анекдотах про родинне життя. Проведено аналіз літературних творів епохи середньовіччя та виявлено схожість сюжетів та образів середньовічних творів та сучасних анекдотів про родинне життя.
^ Ключові слова: гендер, гендерний стереотип, анекдот, стереотип масової свідомості, сексізм
The presented report is dedicated to the research of gender stereotypes in anecdotes.
The anecdote is regarded as one of the forms of manifestation of mass gender stereotypes. The peculiarities of the main gender stereotypes were identified and their content was revealed. The main gender stereorypes in modern anecdotes representing family life were analyzed. The analysis of medieval literature showed the similarity between subjects and types of medieval literary works and contemporary anecdotes representing family life.
^ Key words: gender, gender stereotype, anecdote, stereotype of mass acknowledgement, sexism
Целью данной работы является исследование гендерных стереотипов в анекдотах. Реализация данной цели обусловила постановку таких задач:
- выявить особенности стереотипов массового сознания;
- выяснить и раскрыть содержание основных гендерных стереотипов массового сознания;
- проанализировать основные типы анекдотов о семейной жизни и выявить их истоки в средневековой литературе как на Руси, так и в Западной Европе.
В ходе работы были сделаны следующие выводы: Стереотипы массового сознания являются значительным барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства. Они пагубно влияют на все сферы нашей жизнедеятельности. Одной из форм проявления гендерных стереотипов являются анекдоты. Благодаря анекдоту высмеиваемый объект упрощается, становится более понятным, доступным, что, с одной стороны, снимает напряжение в отношении объекта, а с другой – безусловно, закрепляет существующий стереотип. Независимо от возраста, социального статуса, сексуальной ориентации каждый человек так или иначе включён в отношения со своим и противоположным полом, следовательно, анекдоты о различных аспектах жизнедеятельности мужчин и женщин будут для него актуальны [3]. Ирония в адрес семейной жизни и половых отношений существовала еще в эпоху средневековья, причем негативное ироничное отношение к женщине существовало как на Руси, так и в Западной Европе. Дискриминация по половому признаку в средневековой Европе достаточно отчетливо проступает в большинстве литературных произведений, описывающих горожанку. Существует сходство сюжетов и образов, что позволяет утверждать, что современный анекдот на тему взаимоотношений мужчины и женщины черпает свои сюжеты из литературных произведений эпохи средневековья. Тенденция современности, проявляющаяся во всё большей вовлечённости женщины в экономику, политику, право и культуру, актуализирует проблему гендерных стереотипов.

Стереотипы массового сознания являются мощнейшим барьером в установлении гендерного равенства в нашем обществе. Социальный стереотип – это схематичный, стандартизованный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенный и обладающий большой устойчивостью [2]. Он выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта. Стереотип – синоним предвзятых представлений, ложных образов. Гендерные стереотипы – это внутренние установки в отношении места мужчин и женщин в обществе, их функций и социальных задач. Стереотипы – самое
труднопреодолимое препятствие в создании принципиально новых отношений в социуме и переходе к качественно новому демократическому государству.
Особенность стереотипов такова, что они настолько прочно проникают в подсознание, что их очень трудно не только преодолеть, но и осознать вообще. Говоря о стереотипах, можно провести аналогию с айсбергом, только небольшая часть которого находится на поверхности, что делает его крайне опасным и
разрушительным. Стереотипы не менее пагубно влияют на все сферы нашей жизни и на отношения с окружающими. Они являются барьерами на пути к нашему счастью. Все мы в большей или меньшей степени являемся их заложниками. Стереотипы индивидуальны или массовы. Стереотипы
массового сознания являются наибольшим барьером в установлении равноправных позиций женщин и мужчин в политической, экономической и культурной сферах – гендерного равенства [2]. Итак, каковы основные гендерные стереотипы массового сознания? Согласно Диане Исламовой [2]:
Стереотип №1 «Дело женщины – домашнее хозяйство и воспитание детей»
Так называемая теория трех «К» Ницше (Удел женщины – дети, кухня и церковь). Характерным признаком высказываний политических теоретиков прошлого является достаточно негативная оценка способности женщин мыслить в интересах всеобщего добра и общественного блага. Это чрезвычайно удобная и излюбленная позиция подавляющего большинства современных мужчин. Данный стереотип настолько прочно проник в мужское сознание, что женщины, которые пытаются реализоваться в общественной работе или бизнесе, постоянно сталкиваются с давлением на них. Необходимо иметь много сил, чтобы преодолевать колкие замечания, ехидные взгляды и откровенное противодействие коллег-мужчин. Женщин по-прежнему воспринимают больше как кукол и домохозяек, чем как личностей.
Стереотип №2 «Принятие решений – мужское дело, или «Молчи, женщина, твой день – 8-е Марта»
Несмотря на то что женщины составляют большую часть населения, они по-прежнему остаются отстраненными от процесса принятия решений. На сегодняшний день женщины составляют всего 5 % парламентариев в России. Среди министров и губернаторов женщин нет. Итак, мужчины принимают решения, а женщины вынуждены принимать их последствия. Справедливо ли это?
Законы Хаммурапи, принятые царем Вавилона в XVIII веке до нашей эры, гласили: «Женщина должна постоянно находиться в зависимости от своих мужчин вследствие собственной глупости: отца в детстве, мужа в зрелости и сына в старости». Сколько веков прошло, а как мало изменилось! Даже сегодня социальные отношения между мужчинами и женщинами имеют властный характер и реализуются в обществе через систему институтов власти, совокупность которых определяется понятием «патриархат».
Стереотип №3 «Женщина без мужчины – неполноценный член общества»
Очень прочно укоренившийся стереотип. «Порядочная женщина должна выйти замуж, родить детей и быть такой, как все». Отсюда следует, что, если женщина разведена или свободна, ее порядочность автоматически ставится под сомнение.
Стереотип №4 «Мужчина во всех отношениях сильнее и приспособленнее женщины»

Однако жестокие реалии ХХ века доказали обратное. Войны, голод и революции показали, что женщины оказались выносливее мужчин, Они выживали при таких кровопотерях, при которых мужчины неминуемо умирали. В блокадном Ленинграде выжило больше женщин, чем мужчин. И сегодня женский век длиннее, женщины реже страдают от сердечно-сосудистых заболеваний, реже болеют раком, успешнее сопротивляются неблагоприятным экологическим факторам. На самом деле психологически мужчины – существа более ранимые, чем женщины.
Стереотип №5 «Бабы – дуры и так далее», «Все мужики – гады и так далее»
Подобный стереотип присущ в равной мере как мужчинам, так и женщинам. Из поколения в поколение передается ненависть к противоположному полу. Эти лжеубеждения подтверждаются примерами из личной жизни и красноречивыми повествованиями о том, как тетя Клава до нитки обобрала дядю Васю или Петя сломал жизнь юной красавице Марусе. В итоге мужчины подсознательно боятся
женщин, женщины – мужчин.
Стереотип №6 «Все они одинаковые»
Однажды или несколько раз столкнувшись с чьим-то неадекватным поведением, мы делаем выводы относительно всего противоположного пола – половины человечества. Мы одеваем темные очки, и все действительно предстает перед нами в темном и мрачном свете. И мы продолжаем бояться.

^ РАЗДЕЛ 3. КОГНИТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГЕНДЕРНОЙ ЛИНГВИСТИКИ

Феномен существования гендерных стереотипов имеет различные формы проявления. Одной из форм репрезентации шаблонного отношения к человеку в зависимости от его пола являются анекдоты. Под анекдотом понимается небольшой устный шуточный рассказ самого различного содержания с
неожиданной и остроумной концовкой [4]. В подавляющем большинстве анекдоты, касающиеся гендерных аспектов, являются сексистскими, то
есть открыто или завуалировано дискриминируют женщин или мужчин на основании их пола [1], высмеивая несостоятельность в приписываемых обязанностях, правилах и способах обязательного поведения. Анекдот о семейной жизни – явление настолько привычное в повседневной жизни, что мало кто
задумывается о его значении в современной культуре и уж тем более о том, почему из века в век эта тема не только не перестает быть интересной, но, кажется, даже наоборот – привлекает все большее внимание [5]. Интересно задуматься о том, почему мужчины так любят пошутить на тему женской логики, а точнее, ее полного отсутствия или помянуть «добрым словом» вечно чем-то недовольную жену, нечеловечески злобную тещу и свекровь, пугающую одним своим видом:
Интуиция – поразительное чутьё, подсказывающее женщине, что она права независимо от того, права она или нет.
С другой стороны, существует огромное количество анекдотов про мужа-недотепу, который ничего не видит вокруг себя и которого умной женщине ничего не стоит обмануть, а также про мужчин, любящих выпить и попадающих в связи с этим в довольно-таки нелепые ситуации. Своим появлением эти анекдоты во многом обязаны тому, что почти с рождения опыт мужчины и женщины настолько различен, что если представители разного пола будут наблюдать одно и то же событие, то наверняка придут к противоположным выводам и получат совершенно
несхожие впечатления. Эта несхожесть во многом является источником непонимания между мужчиной и женщиной, конфликтов и курьезных ситуаций.
Ирония в адрес семейной жизни и половых отношений существовала еще в эпоху средневековья, причем негативное ироничное отношение к женщине существовало как на Руси, так и в Западной Европе. Очень часто женщины, особенно принадлежащие к низшему и среднему классу в Европе, становились
объектами злого юмора. Многочисленные анекдоты были зачастую посвящены «небезразличию» женщин к делам городского управления и их активности при решении вопросов жизни города, высмеивалась глупость женщин, когда они пытались повлиять на принимаемые городскими советами решения. У армянского радио спросили: – Почему Раиса Максимовна всегда ездила с Горбачевым? Она варила лапшу, а Михаил Сергеевич ее развешивал. Дискриминация по половому признаку в средневековой Европе достаточно отчетливо проступает в большинстве литературных произведений, описывающих горожанку. В многочисленных фарсах принято было изображать женщину в роли глупой, сварливой, жадной, жестокой и распутной жены. Так, с весьма негативной стороны предстает перед нами героиня фарса «Лохань» – в образе злой жены, которая заездила покладистого Жакимо, препоручив ему все домашние обязанности: и покупку продуктов, и уборку дома, и приготовление обеда, и стирку белья, и уход за детьми. Был составлен даже целый реестр дел, ложащихся на плечи мужа, который представлен подавленным и безвольным и который вместо благодарности получает лишь грубые пинки и сердитые окрики [5]. Но, с другой стороны, к «несчастьям»
простофили невозможно отнестись всерьез по той простой причине, что все вышеперечисленные поручения, которые кажутся ему очень тяжелыми и утомительными, являются обычной, повседневной работой женщины. Ирония на эту тему не является редкостью и в наши дни, вследствие чего мужчина в некоторых анекдотах выглядит слабым и неприспособленным к жизни, а женщина смело и уверенно берет на себя многие чисто мужские функции: Настоящий мужчина за свою жизнь должен построить дом, посадить дерево и воспитать сына. А настоящая женщина должна выполнить три эти желания мужчины. Сегодня мы встречаем в анекдотах и другой образ жены: Парочка вернулась из поездки по Италии. – Ну, как вам понравилась Флоренция? Супруга растерянно оборачивается к супругу: – Милый, Флоренция – это город, где ты мне купил перчатки и шарфик?
Муж здесь представлен как «подкаблучник» не потому, что его жена распутная или жадная. Он попал под женский каблук потому, что его жена – красивая и изящная кокетка и он без памяти в нее влюблен. Муж приходит домой и видит, что его жена обнажена. – Дорогая, почему ты нагая? Мы же с тобой собирались пойти в ресторан? – А у меня платьев нет, – уверенно отвечает жена. – Как нет платьев? Я же тебе каждый месяц давал деньги именно на платья. – С этими словами муж открывает шкаф и начинает вытаскивать из него платья: – А это что, не платье, а это разве не платье... здравствуй, Петя... а это что, не платье, а это что, не платье...
Такие мужчины, как правило, представлены наивными глупцами, а женщины, несомненно, выигрывают в сравнении с ними, несмотря на то что выступают в роли коварных обманщиц. Если обратиться к произведениям Древней Руси, здесь женщина также иногда выступала как персонаж отрицательный. «Злая жена» – редкий гость в произведениях литературы светской, в летописи, в повестях, но в тех случаях, когда она появляется в светских произведениях, например «Молении» или «Слове» Даниила Заточника, она лишена всякой женственности – она «ротаста», «челюстаста», «старообразна» [5]. Она своенравна и упряма, поэтому несколько иронично звучит ссылка на апостола
Павла, что «крест – глава церкви, а муж – жене своей», тем более, что тут же рядом автор сравнивает труд перевоспитания «злой жены» с тягчайшими работами. А в современном анекдоте разве зачастую не кажутся нам попытки мужа повлиять на жену смешными и нелепыми, однозначно обреченными на провал? Мужчина приходит в книжный магазин и спрашивает книгу «Мужчина – повелитель женщин», на что продавщица ему отвечает: – Отдел фантастики за углом. Наверное, было бы чересчур смело и даже неверно говорить о том, что современный анекдот на тему взаимоотношений мужчины и женщины черпает свои сюжеты из литературных произведений эпохи средневековья, но в то же время сходство сюжетов и образов отрицать бессмысленно. Приходится
только удивляться тому факту, что современный человек так же, как и человек средневековый, обращаясь к теме отношений между полами и роли женщины в жизни семьи, пытается иронизировать над одними и теми же качествами, расставляет акценты в схожих ситуациях, выделяет одни и те же характеры... [5] От гендерных различий не уйти: они заложены в природе человека и, к сожалению, поддерживаются всё ещё существующими дискриминационными социальными нормами и установками [6]. Мы постоянно что-то строим: воздушные замки, стены и даже крепости. И потом, сидя за этими стенами и
крепостями, страдаем от непонимания. Мы продолжаем мучить друг друга. Мужчины уверены, что они во что бы то ни стало должны во всем доминировать над женщинами. Женщины уже не верят, что ситуация может измениться к лучшему. Мы привыкли смотреть друг на друга либо сверху вниз, либо снизу вверх. Между нами стены. Стены, которые построили мы сами. А может, лучше пытаться строить мосты [2]?
Литература:
1. Большой толковый социологический словарь: В 2т. / Под ред. Д. Джерри, Дж. Джерри / Пер. с англ. – Т. 1. – М.,
1999.
2. Исламова Д. Гендерные стереотипы, или «Молчи, женщина, твой день – 8-ое Марта!»3. Клецина И. С. Практикум по тендерной психологии. – СПб., 2003.
4. Краткая литературная энциклопедия: В 9т. / Гл. ред. А.А. Сурков. – Т. 1. – М., 1962.
5. Осипова Д. Образ женщины в анекдоте – связь эпох
6. Синельникова Л.Н., Богданович Г.Ю. Введение в лингвистическую гендерологию. – Луганск-Симферополь, 2001.

Поступила 19.02.2004 г.

WWW.LIBRAR.ORG.UA – Бібліотека України

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconРябова Т. Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований1
Каковы факторы, механизмы гендерной стереотипизации и каково содержание, свойства, функции гендерных стереотипов, их влияние на гендерные...

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconГендер и отношение между полами
Знакомство с понятиями гендера, гендерных ролей и стереотипов. Тренинг умения различать стили поведения

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconСтатья посвящена исследованию гендерных особенностей трудовой миграции населения Украины
Статья посвящена исследованию гендерных особенностей трудовой миграции населения Украины. Рассмотрены проблемы трудоустройства женщин-мигрантов...

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconС учетом стереотипов потребителей

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconАвтор Кондаков Геннадий Алексеевич
Будущее, как наиболее вероятностное направление жизни человека на основе существующих стереотипов

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconОстаток рая
Один из таких стереотипов массового сознания утверждает, что Церковь отрицательно относится к интимным отношениям мужчины и женщины....

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconРоль этнических стереотипов в межличностном восприятии студентки...

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconРуководство многих компаний вынуждено применять разрушительные процессы...
Аннотация. Представлены особенности функционирования современных бизнес-структур в условиях гиперконкуренции

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconНе любите читать?
Основная задача проекта: разрушение стереотипов поощрение свободного диалога, повышения культурного взаимопонимания, укрепление сообщества,...

А. В. Васина Доклад посвящён исследованию гендерных стереотипов в анекдотах. Анекдот рассматривается как одна из форм проявления массовых гендерных стереотипов. Выявлены особенности основных стереотипов массового iconФинансово-кредитные кризисы: причины и последствия
Необходимость совершенствования экономической системы государства требует пересмотра стереотипов мышления и формирования рыночной...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<