Скачать 145.08 Kb.
|
Лингвистический анализ поэтического текста как средство формирования предметных компетенций на уроках русского языка Истина языка есть художественная истина, есть осмысленная красота К. Фосслер Наше время – это эпоха радикальних перемен, ведь именно сейчас идёт становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. В современной педагогической науке происходит гуманизация образовательной среды, что требует пересмотра многих педагогических технологий обучения. В Государственном стандарте базового и среднего образования подчёркнуто: «Вивчення мов сприяє збагаченню активного словникового запасу учнів, пізнанню та усвідомленню особливостей життєвого досвіду народів, мови яких вивчаються, важливості оволодіння мовами та задоволенню потреби в користуванні ними як засобом спілкування в різних сферах життєдіяльності, розвиває мовні, інтелектуальні та пізнавальні здібності, формує гуманістичний світогляд, моральні переконання та естетичні смаки, сприяє засвоєнню національних і загальнолюдських цінностей, використанню інформаційних і комунікаційних технологій, виховує в учнів потребу в удосконаленні власної мовленнєвої культури протягом усього життя» [4]. Преподавание русского языка переживает сложные процессы в условиях двуязычия, но, тем не менее, «от учителей русского языка требуется решение таких задач, как формирование потребности в изучении русского языка и в речевом самосовершенствовании; потребности в приобщении к русской культуре; осознание богатства русского языка и его выразительных возможностей, овладение всеми видами речевой деятельности» [14, с.4]. В современном русском языке есть ряд вопросов, которые будут всегда интересовать преподавателей независимо от того, в каком мире мы живём и какие общечеловеческие проблемы решаем, а именно: усвоение учащимися орфографических и пунктуационных правил, лексических и грамматических норм русского литературного языка, овладение навыками правильного употребления в речи словосочетаний, фразеологизмов, а также умелое использование знаний, приобретённых на уроках русского языка. В этой связи перед учителем стоит один из важнейших вопросов: как заинтересовать ученика, чтобы он захотел усвоить предмет, овладеть им, научиться правильно использовать языковые средства? На мой взгляд, во многом уровень интереса учащихся к предмету зависит от того, на каком материале учитель будет демонстрировать определённое правило. Обычно на уроках русского языка используется литературный материал в качестве дидактического. Это отрывки из прозаических и поэтических произведений, драматических эпизодов, текстов эпистолярного жанра, биографических очерков и др. Например, в пособии Т. Ю. Угроватовой «Тесты по русскому языку» отработка навыков происходит на материале древнегреческой мифологии, баснях Эзопа и др. Но, на мой взгляд, наиболее привлекательны для иллюстрации языкового теоретического материала лирические произведения, потому что они позволяют показать художественные особенности поэтического языка, его багатство и выразительность, его меткость и афористичность, его точность и ясность. Именно поэтому методическая литература предлагает примеры разных лирических произведений – стихотворений русских поэтов XIX века, на образцах которых можно изучать все языковые пласты (лексику, фонетику, словообразование, морфологию, синтаксис) и отрабатывать практические умения и навыки. Считаю, что все задания, помещённые в методических пособиях, безусловно, развивают ребёнка, дают ему более яркое представление о предмете обучения, закрепляют изученное. Рассматривая многоаспектную работу с текстом поэтического произведения как один из путей формирования языковой личности школьника и решения основных задач языкового образования, тему моего опыта я сформулировала так: «Лингвистический анализ поэтического текста как средство формирования предметных компетенций на уроках русского языка». Известно, что русский язык в школьной практике выступает в разных аспектах, что обеспечивает фомирование лингвистической, коммуникативной, культурологической компетентностей учащихся. В условиях компетентностного похода к изучению языка текстоцентрический принцип даёт возможность почувствовать «живой язык», осознать его безграничные возможности. Таким образом, основная идея опыта заключается в том, чтобы, опираясь на лингвистический анализ поэтического текста, учитель мог объединить решение научных и практических задач:
Из этого следует, что на уроке формируются такие компетенции, как лингвистическая, языковая и коммуникативная. Художественные тексты, используемые учителем на уроках русского языка, на мой взгляд, должны быть для школьников образцом правильной и выразительной речи. Внимание к особенностям текстов, их композиции, стилистическому своеобразию сможет убедить школьников в том, как важно владеть правильной речью, осознанно строить свои высказывания, что в контексте компетентностного подхода к обучению является важной составляющей в формировании основных языковых компетентностей – коммуникативной и социоультурной. Поскольку «наскрізними змістовими лініями мовного компоненту є мовленнєва, мовна, соціокультурна і діяльнісна» [4], актуальность предложенного опыта состоит в формировании у учащихся посредством организации работы с поэтическим текстом ключевых компетентностей, связанных с языковым образованием (как определено Советом Европы): - общих навыков (грамотности – чтения, письма; умения учиться); - личностных (мотивированности, интереса, креативности); - информационно-коммуникационных; - социальных. Учитывая тот факт, что лингвистическая компетенция предусматривает умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений, художественный текст можно использовать на разных этапах урока: во время объяснения нового материала и закрепления изученного; при выполнении творческой работы и в качестве домашних заданий. Языковое развитие личности учащихся невозможно без формирования культурологической составляющей, поэтому считаю целесообразным использование репродукций картин, музыкальных и кинофрагментов, что органично вплетается в работу с поэтическим текстом. Важно, если на уроке имеют место вопросы истории языка, этимологии слова, звучат образцы художественной речи, демонстрируются памятники духовной культуры русского народа, ведь среди компетентностей, актуальных для украинской школы, следует отдельно отметить общекультурную компетентность, которая, на мой взгляд, является основой в воспитании языковой личности. В современной методике наиболее популярным считаю использование в качестве дидактического материала примеров поэзии «серебряного века», представители которой мастерски играли со словом. Такие произведения помогают увидеть стилистическую окрашенность того или иного слова, специфику его использования. В этом смысле интересно пособие «Развитие речи. Выразительные средства художественной речи» под редакцией Г. С.Меркина, Т. М. Зыбиной, Н. А. Максимчук, О. С. Рябиковой, в котором в качестве дидактического материала к заданиям предлагаются тексты разных авторов (XVIII, XIX, XX веков). Наряду с ними помещены и отрывки из произведений А. Блока, Ф. Сологуба, К. Бальмонта. И наиболее яркими для анализа языковых явлений, по-моему, являются стихотворения К. Д. Бальмонта, который придавал каждому слову не просто особенный оттенок, но и некий шарм, свойственный только поэту, влюблённому в русский язык. Таким образом, новизна моего опыта заключается в попытке подойти к изучению языковых тем, используя в качестве основного рабочего материала поэтические произведения, и показать дидактические возможности поэтического текста на уроках русского языка. С этой целью мною разработаны конспекты уроков, внеклассных мероприятий, отдельные задания к изучению раздела «Морфология» на материале стихотворений К. Д. Бальмонта. Среди предложенных разработок есть карточки-консультации для учителя к решению отдельных заданий, схемы разных видов языкового анализа, памятки для работы с поэтическим текстом; карточки для разных форм работы по разделу «Морфология»; примеры творческих работ учащихся. (См. Приложения). Учитывая тот факт, что в школах с украинским языком обучения на изучение языковых тем отводится небольшое количество часов, карточки для разных форм работы (групповой, парной, индивидуальной) дадут возможность охватить больший объём изучаемого материала и обобщить полученные знания в конце урока. Нормативной базой для использования во время работы являются следующие документы: - Закон України «Про освіту» від 23. 05. 1991; - Закон України «Про загальну середню освіту» від 13. 05. 1999; - Державний стандарт базової і повної загальної середньої освіти, постанова «Про затвердження Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти» від 14 січня 2004 р. № 24; - постанова від 27 серпня 2010 р. № 776 «Про внесення зміни до Державного стандарту базової і повної загальної середньої освіти» (освітня галузь «Мови і літератури»); - Критерії оцінювання навчальних досягнень учнів у системі загальної середньої освіти (12-річна школа) від 22. 11. 2001; - Концепція мовної освіти України (проект 2011 року); - Русский язык. Программы для общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. Под редакцией Н. Ф. Баландиной, К. В. Дегтярёвой, С. А. Лебеденко (2004). Основные характеристики опыта Систематическое использование поэтических текстов является мощным стимулом речевого развития учащихся, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны – ассоциативно-образного, с другой – логического. Принцип практической направленности русского языка на формирование умений речевого общения требует опоры на текст, который становится на уроках полноправным объектом изучения как максимально информативная единица в речи, интегрирующая значение всех речевых средств. Внимание к закономерностям построения текстов разных функционально-смысловых типов речи, стилей, жанров помогает учащимся создавать собственные высказывания, целенаправленно отбирая языковые средства для выражения своих мыслей. Становится очевидной необходимость так продумать работу с художественным текстом на уроке, чтобы она способствовала видению красоты слова, композиции текста, воспитанию художественного вкуса. Но для организации глубокой и мотивированной деятельности учащихся нужна определённая подготовка, которая поможет обучаемым понять разницу между прозаическим и поэтическим произведением; попробовать создать рифмованный текст (например, используя игру «буриме») с грамматическим заданием, т. е., отбирая языковые средства с учётом конкретной речевой задачи; осознать особенности высокохудожественного текста, анализируя его язык и пытаясь на основе образцового создать собственный поэтический текст. Учитывая ранее сказанное, работу с поэтическим текстом на уроке я организовываю поэтапно:
Во время работы на уроке ориентируюсь на разные виды языкового анализа художественного текста: лингвистический, стилистический, лингвостилистический, лингвопоэтический, - это составляющие одного целого, что предполагает особое внимание к языку в его эстетической функции. Каждый из перечисленнях видов анализа становится важным на определённом этапе работы с текстом и даёт возможность в полной мере почувствовать красоту языка и воспитать языковую личность. (См. Презентацию) В чём же состоит суть лингвистического анализа, что он даёт для формирования гармонически развитой, компетентной личности? По определению М. Р. Львова, лингвистический анализ текста – это вид языкового анализа, целью которого является «выявление системы языковых средств, с помощью которых передаётся идейно-тематическое и эстетическое содержание литературно-художественного произведения» [11], а также «выявление зависимости отбора языковых средств от эффекта речевого воздействия, прогнозируемого автором» [11]. По словам Л. В. Щербы, цель такого анализа – «учить читать, понимать и ценить с художественной точки зрения русский язык писателей и… поэтов» [29]. • Опираясь на вышесказанное, определяю для себя следующие задачи лингвистического анализа: - помочь осмыслить идею и сюжет произведения (что может выступать элементом интеграции предметов «Русский язык» и «Литература»); - показать языковые средства, использованные для раскрытия темы и идеи произведения; - обратить внимание на особенности художественного языка конкретного автора. Известно, что художественное произведение – это диалог писателя и читателя, а чтение произведения – это общение с писателем. Успех общения в определённой мере зависит от личности читателя: умеет ли он чувствовать слово; готов ли он вступить в «общение» с текстом; есть ли у него «чутьё языка»; одарён ли он «тонкостью понимания» и «гибкостью мысли»; способен ли он оценить произведение литературы как явление искусства слова. И. С. Тургенев писал, что «фиалка своим запахом не разит на двадцать шагов кругом: надо почувствовать ее благовоние». Чтобы понять произведение искусства, достойно оценить его, нужно «приблизиться» к нему, проанализировать его язык, понять, как «живут», «уживаются» в нём языковые средства (фонетические, лексические, морфологические, словообразовательные и др.), - это и будет реализацией языковой компетенции, которая предполагает практическое владение языком, его словарём, грамматическим строем, соблюдение в устном и письменном высказывании языковых норм. Считаю, что об этом нужно говорить с детьми, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе со словом и над словом. Если говорить о единстве формы и содержания, то лингвистический анализ текста позволяет внимательно относиться к изучаемым грамматическим явлениям как к элементам целостного высказывания – произведения искусства слова. Систематическое обращение к анализу текстов, опора на них будет способствовать формированию важнейшего коммуникативного умения – создавать собственный текст (см. Приложения), что, на мой взгляд, может служить доказательством сформированности коммуникативной компетенции. Таким образом, лингвистический анализ поэтического текста является мощным средством формирования основных компетенций на уроках русского языка – лингвистической, языковой и коммуникативной, что в свою очередь даёт возможность сформировать основные компетентности языковой личности учащегося: общекультурную, личностную, информационно-коммуникационную, социальную. Создание условий для развития школьника как субъекта учебной деятельности и отношений – сложная проблема. Практическая значимость предложенного опыта состоит в формировании навыков самостоятельной работы учащихся, которая способствует повышению их самооценки именно благодаря включению в творческую деятельность, помогающую им выступить в нескольких «ипостасях» одновременно: быть исследователями, первооткрывателями, творцами. Главное же условие самостоятельности – мотивация самого ученика на учение, его позитивное отношение к учебному процессу, основанные на собственном познавательном интересе и активности. Для того чтобы активность учащихся проявилась в полной мере, необходимо «вооружить» их памятками, карточками-консультациями, схемами, планами анализа – всем арсеналом наглядных средств, которые станут их «помощниками» во время работы на уроке. Активным включением в предметную деятельность ученика, опирающегося на свой жизненный опыт и приобретённые языковые знания и навыки лингвистического анализа, обусловлена перспективность предложенного опыта. ^
|
![]() | ... | ![]() | Целью конференции является обсуждение вопросов, касающихся современной текстологии, различных подходов к интерпретации текста, особенностей... |
![]() | Ти учащихся, что предполагает овладение русским языком как средством общения, познания, планирования и организации самостоятельной... | ![]() | Изучение поэтического текста – проблема не новая для филологии. И, тем не менее, далеко не исчерпанная, чему в значительной степени... |
![]() | В разделе «Синтаксис. Пунктуация. Стилистика» обобщаются сведения о функциональных стилях речи, рассматриваются основные виды информационно-смысловой... | ![]() | Пособие содержит материалы опыта работы по развитию связной речи на уроках русского языка. Представлены методические формы и приемы... |
![]() | Сироткиной Тамары Геннадьевны, учителя русского языка и литературы коммунального учреждения «Луганский учебно-воспитательный комплекс... | ![]() | Актуальность. Современное состояние теории обучения русского языка и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции... |
![]() | Рованная работа с учащимися. Как известно, дифференцированный подход к обучению в рамках классно-урочной системы направлен на создание... | ![]() | Принятие компетенций как основы для формирования учебного плана образовательного учреждения и определения содержания учебных программ... |