Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1




НазваниеМетодические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1
страница1/4
Дата публикации27.04.2013
Размер0.51 Mb.
ТипМетодические указания
uchebilka.ru > Литература > Методические указания
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СУМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
(Лексикология. Фонетика)
Методические указания и задания

к практическим занятиям

для студентов специальности 6.030301 „журналистика”
Часть 1

Сумы


Издательство СумГУ

2009



Современный русский язык. (Лексикология. Фонетика). Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 6.030301 „журналистика”. / Составитель О.Н. Волкова – Сумы: Издательство СумГУ, 2009. – Ч. 1.– 53 c.


Кафедра журналистики и филологии
Тема 1: „Лексикология. Слово как центральная единица языка. Слово как единица лексической системы”
Вопросы для изучения


  1. Лексикология как раздел науки о современном русском языке, её состав, предмет и задачи.




  1. Основные признаки слова как лексической единицы языка, его отличие от других языковых единиц.




  1. Лексическое значение слова и грамматическая оформленность.




  1. Типы лексических значений слов:

    1. с точки зрения предметной соотнесенности: прямое /переносное;

    2. с точки зрения наличия «внутренней формы»: немотивированное/ мотивированное;

    3. с точки зрения лексико-семантической сочетаемости: свободное /связанное.




  1. Коннотативный аспект лексического значения слова: эмоциональность, экспрессивность, оценочность, стилистическая значимость.

^ Задания для выполнения
Задание 1. Письменно дайте толкование лексическому значению слов лицо, чистый, гореть в данных предложениях. Определите тип лексического значения с точки зрения предметной соотнесённости.
1. Живым огнём разъединило нас рампы светлое кольцо, и музыка преобразила и обожгла твоё лицо (А. Блок). Как мелочно всё это было перед лицом большой беды (К. Симонов). Каждая река здесь имеет своё лицо, свой характер… (П. Проскурин). Я был необходимое лицо пятого акта; невольно я разыгрывал роль палача или предателя (М. Лермонтов). Ба!.. Знакомые все лица (А. Грибоедов). И я твердить готов от своего лица: настрой себя на зов до смертного конца (В. Цыбин). Для определения спряжения глагол нужно поставить в третье лицо множественного числа (Из учебника).
2. Незадолго до этого отшумела гроза, но небо уже было чистым (Т. Тэсс). Снег, снег, белый, серебристый, снег, снег, чистый и пушистый (В. Боков). Ведь это только чистая случайность, что пеплом я в Освенцимах не стал (М. Львов). Умер с ясным взглядом, умер с сердцем чистым (К. Симонов). И женщина, смотря на чистый листок бумаги, спрашивала себя: с чего же начать? (Т. Тэсс). «Тише, молчать, – отвечал учитель чистым русским языком, – молчать или вы пропали. Я Дубровский» (А. Пушкин). И вдруг я явственно ощутила, как морозный воздух наполнился запахом цветущего шиповника, властным и чистым его ароматом (Т. Тэсс).
3. Свеча горела трепетным огнём (М. Лермонтов). Штыки горят под солнцем юга (М. Лермонтов). Что горит – пусть сгорает дотла (С. Куняев). И сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может (А. Пушкин). Голова её горела, по всему телу пробегала дрожь лихорадки (М. Лермонтов). Говорил он мне с пылом разное: что уборочная горит, что в колхозе одни безобразия председатель Панкратов творит (Е. Евтушенко).
Задание 2. Определите, какой характерный признак лёг в основу таких наименований?

Снегирь, кукушка, буревестник, рябчик, дуплянка; подосиновик, маслята, рыжик, волнушка, сыроежка, опята; голубика, земляника, черника, ежевика, костяника; понедельник, вторник, среда, четверг, пятница.
Задание 3. Образуйте словосочетания, соединяя прилагательное зеленый с данными словами. Выпишите из толкового словаря значения этого имени прилагательного и сгруппируйте словосочетания в соответствии с типами лексического значения.
Бант, виноград, дорожка, зона, тоска, карандаш, корм, краска, улица, костюм, лицо, луг, молодёжь, ёлки, удобрение, чай, яблоко, юнец, борщ, континент, водоросли, змий.
Задание 4. В пословицах и поговорках, собранных В.И. Далем, объясните значение лексемы слово.
На словах и так и сяк, а на деле никак. Не дав слова, крепись, а дав слово, держись. Он за словом в карман не полезет. Говорит, будто слово слову костыль подаёт. От одного слова – да на век ссора. Слово пуще стрелы разит. Не по слову судят, а по делам. Из песни слов не выкинешь. Чужих слов не перебивай. За худые слова слетит голова. Он связан словом. Не по словам судят, а по делам. Без слова отдал. От слова до дела неблизко.
Задание 5. Найдите слова с „живой” и „стёртой” внутренней формой,

ответ мотивируйте.
Веретено, букварь, рыба, качели, солома, водопад, горчица, весна, звезда, капля, выключатель, камень, напёрсток, небоскрёб, облако, наклейка, вторник, песок, обличье, копито, подосиновик, корыто, дочь, колесо, писатель, крыша, мысль, мыло, косынка, свеча.
Задание 6. Укажите, где выделенные слова употреблены в свободных прямых и переносных значениях, а где – во фразеологически связанных или синтаксически обусловленных.

Мой грустный товарищ, махая крылом, кровавую пищу клюёт под окном (А. Пушкин). Володька, притомившись, сидел на дровах; недоспав утром, мальчишка начинал клевать носом (И. Быков). Вот он (бурмистр) его, Антипа-то, клевать и начал (И. Тургенев). За дверью происходило, по-видимому, объяснение в любви… - Клюёт! – шептал отец, дрожа от нетерпения (А. Чехов).

Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном (Н. Гоголь). В модный город, откуда всякие наряды идут, приехали, да вдруг в тряпки одеться (Н. Гоголь). Какой ты порядочный человек после этого! Ты тряпка (Ф. Достоевский). Тряпка вы после этого, а не следователь! (А. Чехов).
Задание 7. Разграничьте слова с денотативными значениями от слов, лексическое значение которых осложнено определёнными коннотациями. За счёт чего они возникают?
Задача, спектакль, читалка, бездарь, водрузить, договориться, стяг, скромный, мамочка, инсинуация, журналюга, течение, домище, скулить (о человеке), облачить, старушенция, мост, горлодёр, болото (об общественной группе), подсолнух.
Задание 8. Определите, какие семантические сдвиги произошли в истории следующих слов. Используйте этимологические словари.
Неделя, роль, врач, живот, тормоз, красный, закадычный, праздник, убогий.

Тема 2: „Семантическая структура слова”
Вопросы для изучения


  1. Структура лексического значения слова.

  2. Сема как компонент лексического значения слова.

  3. Системная организация сем в слове, варьирование сем в речи.

  4. Расширение, сужение, специализация значения слова.


Задания для выполнения
Задание 1. Определив лексическое значение, опишите семантическую структуру следующих слов с указанием иерархии сем.
Река, озеро, ручей, канал, пруд, бассейн;

Идти, бежать, ехать, лететь, плыть;

Дом, сарай, шалаш, барак, палатка, сакля;

Автомобиль, грузовик, автобус, троллейбус, такси.
Задание 2. В каждой группе слов найдите однозначное. Докажите, что остальные слова являются многозначными, включив их в различные словосочетания.
Грамматика, сказуемое, определение, предложение;

Роман, литературоведение, литература, проза;

Междометие, предлог, союз, частица;

Очерк, комедия, ритм, рифма.
Задание 3. Прокомментируйте высказывание А.М. Пешковского, укажите, о разграничении каких двух сторон слова оно свидетельствует.
„Мы должны различать два образа: один, возникающий у нас при произнесении отдельного слова, и другой – при произнесении того или иного словосочетания с этим словом. Весьма вероятно, что первый лишь отвлечение от бесчисленного количества вторых. Это „отвлечение„ не есть плод научных размышлений, а живой психологический факт, и он может, даже вопреки действительности, представляться как первосущность, а конкретные образы слов в словосочетаниях как модификации этой первосущности. (Пешковский А.М. В чём же, наконец, сущность формальной грамматики?// Избр. труды. М., 1959. С.93-94).
Задание 4. Пронаблюдайте над возможными значениями слова дорога в стихотворении поэта В.Остена „Дорога”
Подумайте только, как много

Значений у слова дорога.

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне,

И шаг альпиниста по круче

К вершине, упрятанной в тучах,

И след корабля над волнами,

И синие выси над нами…

А скоро пополнится новым

Значеньем привычное слово.

Представьте:готова ракета

К прыжку на другую планету.

Прощаясь с её экипажем,

Стоящем у звезд на пороге,

Мы просто и буднично скажем:

- До встречи! Счастливой дороги!

Подумайте только, как много

Значений у слова «дорога».


Задание 5. Сопоставьте семную структуру выделенных слов. Определите, какие семы актуализируются при переносном употреблении.
Когда же ножичек исчезал и уступал место палящей свече, жар тогда наливал тело, простыни, всю тесную пещеру под одеялом (М. Булгаков).

Только на берегу чёрно-изумрудной каймой лежали перевитые водоросли и кое-где – студенистые оладьи медуз (А. Уткин).

Недобрым словом помянут нас внуки, если в начале третьего тысячелетия китов можно будет увидеть лишь на старых кинолентах и в двух-трёх загонах, этаких морских „Беловежских пущах” (В. Санин).

Филипп Филиппович захохотал так, что во рту у него засверкал золотой частокол (М. Булгаков).
Задание 6. Пользуясь этимологическим словарём, выясните, какие изменения произошли в лексическом значении слов (расширение, сужение, специализация, приобретение коннотации и т.п.).
Комната, карантин, бельё, шофёр, стрелять, форум, яловый, симпозиум, чернила, позор.

Тема 3 „Типология переносных значений слова”
Вопросы для изучения


  1. Моносемия и полисемия, причины появления полисемии.




  1. Способы развития переносных значений слова: метафора, метонимия, синекдоха.




  1. Разновидности метафорического переноса.



Задание 1. Определите типы переносных значений выделенных слов в таких предложениях.
Только слышно на улице где-то одинокая бродит гармонь (М. Исаковский). В самом тембре бархатного баса было что-то хватающее за сердце (С. Скиталец). „Хороша ли у вас рука?” - спросил Иван Иваныч… „Вот потрудитесь переписать эту бумажку” (А. Гончаров). За ужином болтовня овладела самыми неговорливыми языками (Н. Гоголь). Ранний русский символизм был сильнейшим сквозняком с Запада (О. Мандельштам). Через минуту в передней послышалось шушуканье: женский бас шептался с мужским тенорком (А.Чехов). Здесь бывает весь Париж (М. Волошин). И близится ливня стена (Б.Пастернак). Звонок. Открываю. На пороге цилиндр. Из-под цилиндра безмерное лицо в оправе вьющейся недлинной бороды (М. Цветаева). Пушкина я послал вам посылкою (А. Чехов). Из карет вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак (А.Пушкин). Я снаружи и с изнанки ткань судьбы перебирала (Ю. Мориц). И, - признаюсь, это моя слабость – люблю хорошую кухню (Н.Гоголь). Шубы и плащи мелькали мимо величавого швейцара (А. Пушкин). Троекуров вышел вслед за ним, сопровождаемый всем судом (А.Пушкин). У стен чинно разместились несколько старых кресел с круглыми спинками (Г. Успенский). Театр уж полон; ложи блещут; партер и кресла, всё кипит… (А.Пушкин). Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спалённая пожаром, французу отдана? (М.Лермонтов).
Задание 2. В следующих предложениях найдите слова, употреблённые в переносном значении, проанализируйте механизм развития метафорического значения.
Я ловил в этом калейдоскопе сменяющихся пейзажей общий лейтмотив цвета (И. Павлов). Фантазии доступно всё – любой калейдоскоп нелепостей (И. Павлов). Я повернул выключатель, и мгновенно тьма съела всю комнату (М. Булгаков). Тлела вялая сырая зима (А. Трифонов). Весёлая жизнь постепенно засасывала девушку в свой глубокий омут (М. Горький). Вы будете кричать, я буду кричать, будет базар, а толку не выйдет (А. Островский). Брюсов выволок меня из газетной трясины, приобщил меня к большой литературе (К. Чуковский). Внезапно ярость наплывает багряным облаком (А.Трифонов). К тому времени самые закоренелые зубры реакции бежали за границу (Вс. Рождественский). Кота надо высечь. Это не кот, а бандит (М. Булгаков). Этих бегемотов /артиллерийские орудия/ будем устанавливать, как крепостные (А. Бек). Были бы у меня такие скелеты, постыдилась бы я перед мужиками разнагишаться. Вобла – она и есть вобла (И. Грекова). Я ведь вобла бесчувственная, любить не умею (А.Абрамов). Да отвяжись ты от меня, ржавчина! (Д. Мамин-Сибиряк). Казначей, жаба, говорит: - Вполне отличная атмосфера (М. Зощенко). Мысль, конечно, жиденькая. Да и оформление тоже, вероятно, будет убогое (Ильф и Петров). Козлевич против своей воли снова погрузился в пучину Уголовного кодекса (Ильф и Петров). Широчайшие слои сейчас буквально захлёбываются книгой молодых авторов Ильфа и Петрова, называемой „Двенадцать стульев” (О. Мандельштам). В атомных спектрах не одна линия, а частоколы линий (С. Данин). Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М. Горький). В плаще багряном к нам явилась осень с корзиной винограда на плече (Р. Гамзатов).

Задание 3. Определите, на основе каких ассоциаций стал возможен перенос наименований с одного предмета (явления, действия) на другой.
Блеснула надежда, тихое очарование, кислая улыбка, аромат новизны, дряблая фраза, жёсткий тон, угар ревности, буря восторга, впитывать всё новое, эхо похвал, смрад клеветы, светлая личность, шероховатый стиль, ядовитый взгляд, взрыв смеха, привкус пошлости, духовная спячка.
Задание 4. Найдите индивидуально-авторские метафоры, выделите цепочки метафор, установите признаки, на которых основано сходство предметов и явлений.
Как будто золото вокруг,

Шурша, не меркнет под ногами.

Кленовый лист, сорвавшись вдруг,

Уже становится стихами.

Какая синь и глубина,

Какая власть у листопада.

Вся стать столбов обнажена,

Красе ветвей одежд не надо.

Исполненные торжеством,

Они и розовы и сизы.

Тысячеруким божеством

Взирает роща, сбросив ризы.

Не так ли полнится душа

В преображеньи и свершеньи,

Когда слетает мишура

В торжественности обнаженья.

Ужель я слова не найду

Столь искупительно простого?!

К поместью рождества Толстого

Кленовым золотом иду.

(М. Луговская)


Тема 4: „Полисемия и омонимия”
Вопросы для изучения


  1. Различия между многозначними словами и омонимами.




  1. Омонимы, их сущность и разновидности (полные омонимы, омофоны, омографы, омоформы).




  1. Художественно-выразительные возможности омонимии и многозначности.


Задания для выполнения
Задание 1. В следующих предложениях найдите однокорневые слова, сопоставьте их значения и разграничьте случаи многозначности и омонимии. В чём состоит различие этих явлений?
Вдали сверкает горный ключ, сбегая с каменной стремнины (А. Пушкин). Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля (А. Пушкин). Эти семейственные шутки должны иметь свой ключ и, вероятно, очень забавны, но для нас они покамест не имеют никакого смысла (А. Пушкин). На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста (Н. Гоголь). Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней. Да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами (Н. Гоголь). Пахнул сырой, холодный ветер, ущелье загудело и пошёл дождь (М. Горький). Безразличие овладело мною, безразличие и холодная тоска (М. Горький). На рейде стояли четыре русских военных судна (К. Станюкович). Начался рейд украинских партизан в Карпаты (П. Вершигора). Понадобился проводник, который хорошо знал бы лесные тропы (Б. Полевой). Вода – прекрасный проводник звука (Н. Тарасов). Пока я умывался, печь была затоплена и на сковородке кипело масло (С. Антонов). Полны вином кипели чаши, кипели с ними речи наши (А. Пушкин).
Задание 2. Включите слова в словосочетания и сгруппируйте их по видам омонимии.
Наряд, запах, браться – братца, рак, рот – род, устав, соль, стекло, рок – рог, спел, вести, пища, хлопок, знать, домой, трём, белок, пядь – пять, выкупать, гладь, стали, фокус, переносица – переносится.
Задание 3. Прочитайте отрывки из художественных текстов. Какую выразительную нагрузку несут на себе омонимы и многозначные слова?
Когда на мартовских полях

Лежала толща белая,

сидел я с книгой, на полях

свои заметки делая.
И в миг, когда моё перо

Касалось граф тетрадочных,

вдруг журавлиное перо

с небес упало радужных.
И я его вписал в разряд

явлений атомистики,

как электрический разряд,

как божий дар без мистики.

(С. Кирсанов)
И вдруг вопьёшься, любовью залив,

и душу, и тело, и рот.

Так разом встают облака и залив

в разрыве Байдарских ворот.

(В. Маяковский)
Была она страстной особой,

Но только со страстью особой.

От сладкой еды не добрела

И палкой казалась худой,

От вести благой не добрела,

Добрела от вести худой.

(Я. Козловский)
Сбежал с горы и замер в чаще.

Кругом мелькают фонари…

Как бьётся сердце – злей и чаще!

Меня проищут до зари.

(А. Блок)
Я, отрок, зажигаю свечи,

Огонь кадильный берегу.

Она без мысли и без речи

На том смеётся берегу.

(А. Блок)


  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине “Технологическая оснастка”
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине “Технологическая оснастка” (для студентов специальности «Технология машиностроения»...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания для самостоятельной подготовки студентов к...
Е. А. Бельская, И. М. Островский, М. С. Острополец, Е. А. Толстикова, Л. Л. Челпан, Н. А. Ходанич Методические указания для самостоятельной...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям студентов II курса...
Физиология системы крови: Методические указания к практическим занятиям студентов 2 курса / Сост. В. Г. Самохвалов, Н. И. Пандикидис,...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям по курсу “Основы утилизации отходов”
Методические указания к практическим по курсу “Основы утилизации отходов” (для студентов 4 курса дневной и 5 курса заочной форм обучения...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Надежность...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Надежность и диагностика электрооборудова-ния» для студентов дневной...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим|практичных| занятиям по общей...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям для...
История Украины: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов 1 курса всех факультетов. – Донецк: днму,...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconИ медицинской ботаники методические указания к практическим занятиям...
Методические указания предназначены для студентов фармацевтических факультетов

Методические указания и задания к практическим занятиям для студентов специальности 030301 „журналистика” Часть 1 iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<