Скачать 56.65 Kb.
|
ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС 1. Определите автора и название произведения. (1 балл за каждый правильный ответ) А. "Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы?" Б. "Нынче мы в ответе За Россию, за народ И за все на свете В. "Глаголом жги сердца людей" Г. "Люблю отчизну я, но странною любовью" Д. "Судьба людей повсюду та же: Где благо, там уже на страже Иль просвещенье, иль тиран." 2. Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. Назовите оба произведения и их авторов. Укажите, какой персонаж является «исключением»; Загорецкий, Тугоуховский, Гибнер, Лизанька, Хлёстова, Софья Павловна. (Количество баллов — 3) 3. Напишите статью "Поэма" для словаря литературоведческих терминов. (10 баллов) 4.Анализ стихотворного произведения Составьте историко-литературный комментарий к стихотворению (одно стихотворение по выбору учащихся) 10 баллов - А.С.Пушкин. «К Чаадаеву» Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман; Но в нас горит еще желанье, Под гнетом власти роковой Нетерпеливою душой Отчизны внемлем призыванье. Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья. Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напишут наши имена! -А.С.Пушкин. «Я вас любил...» Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то нежностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам Бог любимой быть другим. Сочинение
^ 10 КЛАСС 1 . Прочитайте предложения. Одинаковое ли значение они имеют? Кратко растолкуйте смысл каждого предложения. Приведите пример подобной пары предложений. (3 балла) а) Путешественники присели отдохнуть у дома великана. б) Путешественники присели отдохнуть у дома-великана. 2. Приведите примеры суплетивных форм слова в разных частях речи (за каждый правильный ответ - 1балл) 3. Выпишите слова и словоформы, в которых ударение нужно ставить на последний слог (за каждый правильный ответ – 1 балл) Факсимиле, жалюзи, сабо, звонят, включат, включено, колледж, перчить, априори, торты, кровоточить. 4. Найдите антонимические фразеологизмы (за каждый правильный ответ - 1 балл): семи пядей во лбу; дойная корова; китайская грамота; заячья душа; проще пареной репы; не робкого десятка; олух царя небесного; черная дыра. 5. Укажите номера неполных предложений (за каждый правильный ответ – 1 балл) 1) Расступись,о старец-море. (М.Лермонтов). 2) Вот парадный подъезд. (Н.Некрасов). 3) Проводила друга до передней, постояла в золотой пыли. (А.Ахматова). 4)Мое бессмертие в тебе! (К.Скворцов). 5) Мне за твои зеленые глаза не расплатиться золотом бессонниц. (К.Скворцов). 6) За мной! 6. Определите лексическое значение выделенных слов (3 балла). Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретер, живший вместе с Анатолем. (Л.Н.Толстой. «Война и мир») Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом, людской, с парком. (А.П.Чехов. «Крыжовник») Зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметов на память. (И.А.Гончаров. «Обломов») 7. Какие пословицы и поговорки используют говорящие на русском языке в ситуациях, когда англичане скажут (7 баллов.): Птицы одинакового оперенья держатся вместе. У него еще за ушами не просохло. Для каждой собаки наступит её день. Не стоит пороха и дроби. Чёрная овца в семье. 8. Как образованы выделенные слова в строках стихотворений И.Северянина? Какой лингвистический термин применим к подобным словам?(3 балла) Приведите примеры слов, образованных по таким же словообразовательным моделям. Одиночила в комнате девушка. Взволновали ее звуки флейты… ^ Л.Н. Толстой ХАДЖИ-МУРАТ Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Луга убрали и только что собирались косить рожь. Есть прелестный подбор цветов этого времени года: красные, белые, розовые, душистые, пушистые кашки; наглые маргаритки; молочно-белые с ярко-жёлтой серединой «любишь-не-любишь» с своей прелой пряной вонью; жёлтая сурепка с своим медовым запахом; высоко стоящие лиловые и белые тюльпановидные колокольчики; ползучие горошки; жёлтые, красные, розовые, лиловые, аккуратные скабиозы; с чуть розовым пухом и чуть слышным приятным запахом подорожник; васильки, ярко-синие на солнце и в молодости и голубые и краснеющие вечером и под старость; и нежные, с миндальным запахом, тотчас же вянущие, цветы повилики. Я набрал большой букет разных цветов и шёл домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется «татарином» и который старательно окашивают, а когда он нечаянно скошен, выкидывают из сена покосники, чтобы не колоть о него рук. Мне вздумалось сорвать этот репей и положить его в середину букета. Я слез в канаву и, согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего там мохнатого шмеля, принялся срывать цветок. Но это было очень трудно: мало того что стебель кололся со всех сторон, даже через платок, которым я завернул руку, – он был так страшно крепок, что я бился с ним минут пять, по одному разрывая волокна. Когда я, наконец, оторвал цветок, стебель уже был весь в лохмотьях, да и цветок уже не казался так свеж и красив. Кроме того, он по своей грубости и аляповатости не подходил к нежным цветам букета. Я пожалел, что напрасно погубил цветок, который был хорош в своём месте, и бросил его. «Какая, однако, энергия и сила жизни, – подумал я, вспоминая те усилия, с которыми я отрывал цветок. – Как он усиленно защищал и дорого продал свою жизнь». Дорога к дому шла паровым, только что вспаханным чернозёмным полем. Я шёл наизволок по пыльной чернозёмной дороге. Вспаханное поле было помещичье, очень большое, так что с обеих сторон дороги и вперёд в гору ничего не было видно, кроме чёрного, ровно взборождённого, ещё не скоро2женного пара. Пахота была хорошая, и нигде по полю не виднелось ни одного растения, ни одной травки, – всё было черно. «Экое разрушительное, жестокое существо человек, сколько уничтожил разнообразных живых существ, растений для поддержания своей жизни», – думал я, невольно отыскивая чего-нибудь живого среди этого мёртвого чёрного поля. Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какой-то кустик. Когда я подошёл ближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трёх отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были чёрные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный чернозёмной грязью, всё ещё торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но всё-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он всё стоит и не сдаётся человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. «Экая энергия! – подумал я. – Всё победил человек, миллион трав уничтожил, а этот всё не сдаётся». Задания
|
![]() | Когда выполнишь задание, проверишь его, поставь свою подпись на линии возле этого задания | ![]() | О структуре заданий, критериях оценивания олимпиадных работ по русской литературе и типичных ошибках школьников |
![]() | Б по значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и собирательные | ![]() | Задания закрытой формы ( максимальное количество баллов за выполнение тестов – 29) |
![]() | Г при склонении составных количественных числительных изменяется только последняя часть | ![]() | Науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений – это… |
![]() | В мы увидели заросли земляники и лесной малины, и решили наполнить наши корзинки | ![]() | В наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника |
![]() | Укажите строку, где все существительные имеют форму единственного и множественного числа | ![]() | Задание в современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах |