Олимпиада по русскому языку и литературе




Скачать 77.48 Kb.
НазваниеОлимпиада по русскому языку и литературе
Дата публикации27.04.2013
Размер77.48 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Литература > Анализ
Олимпиада по русскому языку и литературе

11 класс

Задания по литературе

І.По портретной характеристике определите героя произведения, его автора и название (по 1,5 б. за каждый правильный ответ).

1)«Это был невысокий юноша лет восемнадцати или девятнадцати, довольно хрупкий на вид, с неправильными, но тонкими чертами лица и точеным, с горбинкой носом. Большие черные глаза, которые в минуты спокойствия сверкали мыслью и огнем, сейчас горели самой лютой ненавистью. Темно-каштановые волосы почти закрывали лоб, и от этого, когда он сердился, лицо казалось очень злым... Стройный и гибкий стан юноши говорил скорее о ловкости, чем о силе»

2) «Он был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти... Кроме того, он был рассеян»

3) «Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, лицо оживлялось улыбкой и выражало самоуверенность и ум»

4) «Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен... Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»

5) «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод»

6) «...лицо этого человека, которое я... готов назвать лунным ликом, ибо его желтоватая бледность напоминала цвет серебра, с которого слезла позолота. Волосы ... были совершенно прямые, всегда аккуратно причесанные и с сильной проседью – пепельно-серые. Черты лица, неподвижные, бесстрастные, как у Талейрана, казались отлитыми из бронзы. Глаза маленькие и желтые, словно у хорька, и почти без ресниц, не выносили яркого света... Острый кончик длинного носа, изрытый рябинами, походил на буравчик, а губы были тонкие, как у алхимиков и древних стариков на картинах Рембрандта... Это был человек-автомат, которого заводили ежедневно»

Анализ стихотворного произведения

Составьте историко-литературный комментарий к стихотворению

(одно стихотворение по выбору учащихся) 10 баллов

-М.Ю.Лермонтов. «Прощай, немытая Россия»

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

-А.С.Пушкин. «Я вас любил...»

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то нежностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

ІІІ. Соотнесите писателя с его псевдонимом (по 0,5 б. за каждый правильный ответ)

А.П.Чехов Стендаль

Н.В.Гоголь Джек Лондон

Сэмюэль Ленгхорн Клеменс Человек без селезенки

Уильям Сидни Портер Марк Твен

Анри Мари Бейль Гайка №9

Джон Гриффит Николай Алов

О.Генри

Шампанский

IV. Составьте словарную статью понятия «прототип» (дать определение (1 балл), проиллюстрировать примерами с указанием персонажа (по 1 баллу за каждый правильно подобранный пример), автора и названия произведения (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

V. Определите стихотворение по ключевым рифмам. Назовите автора

(по 1 баллу за каждый правильный ответ).

1) Зимою – бахромою – немою 2) Странники - изгнанники

Стоит – блестит жемчужною – южную

3) С приветом – светом 4) Нерукотворный - непокорной

Встало – затрепетало тропа – столпа

Сочинение

Максимальная оценка – 24 балла.

  1. Подвиг – это требование общественного мнения или порыв, состояние человеческой души?

  2. Согласны ли вы с точкой зрения А.Грина о том, что «чудеса надо делать своими руками»?

  3. Современный молодёжный сленг – шаг вперёд или назад?

  4. Прокомментируйте слова А.П.Чехова: «Счастья нет и не должно быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом».

  5. Литература - учебник жизни. Литература - самовыражение художника. Литература - игра. Какая позиция вам ближе и почему?

Задания по русскому языку для 11 классов

  1. Решите пунктуационную задачу «Нужны знаки препинания – не нужны знаки препинания». Для этого составьте разные предложения, используя в каждом из них данный фрагмент (по 0,5 б. за каждый правильно подобранный пример).

Уже совсем стемнело

  1. Подберите русские эквиваленты к пословицам (по 0,5 б. за каждый правильный ответ)

а) Лучше голубь сегодня, чем павлин завтра.

б) Одной рукой в ладоши не похлопаешь.

в) Сначала поймай зайца, а уж потом зажарь его.

г) Сокол ценит свои крылья, а человек – имя.

  1. Сделайте художественный перевод текста, указав автора и название произведения (10 баллов + 1 балл).

Чудовий Дніпро у тиху погоду, коли вільно і плавно мчить крізь ліси й гори повні води свої. Ані ворухнеться, ані загуркотить. Дивишся і не знаєш, іде чи не йде його велична широчінь, і здається, неначе увесь вилитий він із скла і неначе блакитний дзеркальний шлях, без міри в ширину, без кінця в довжину, плине і в’ється по зеленому світу. Любо тоді й жаркому сонцю глянути з височини і опустити промені у холод скляних вод, і прибережним лісам яскраво відбитися у водах.

Зеленокудрі! Вони припали разом з польовими квітами до вод і, схилившися, дивляться у них – і не надивляться, і не намилуються світлим образом своїм, і посміхаються до нього, і вітають його, киваючи гіллям. Всередину ж Дніпра вони не сміють глянути: ніхто , крім сонця й блакитного неба, не дивиться туди. Мало який птах долетить до середини Дніпра. Розкішний! Немає рівної йому ріки на світі.

В книге «Правильно ли мы говорим?» Борис Тимофеев, описывая случаи скопления гласных и согласных звуков, пишет:

А может быть, вам желательно увидеть фразу, в которой стояли бы рядом девять(!) гласных? Извольте!

«Я знаю её и её июльских подруг»

Определите, подходит ли данный пример для иллюстрации фонетического явления. Аргументируйте свою точку зрения. (4 балла)

  1. Составьте связный текст со всеми данными выражениями, который должен состоять не более, чем из пяти предложений (10 баллов).

Под осе(н,нн)ими лучами (не)яркого солнца; бл...стят (кое)где росинки; изредк... падают; сентябрь пр...бл...жался (к)концу; (по)всюду (на)прав... и (на)лев... от дороги; а вот и изжелт...(красная) красавица(р...бина); пр...слушиваеш...ся к лесным ш...рохам, ш...поту опавш...й листвы; (в)роде(бы) знакомая п...лянка; серебря(нн,н)ые нити п...утины; тиш...на(не)обыкнове(нн,н)ая; березки (на,о)дели праз...ничный наряд; г...рят огнем пл...ды р...бины; пахн...т пряным сеном, грибами; серые тучи (не,ни)как (не,ни)могут оторват...ся; увид...л броше(н,нн)ую кем(то) к...рзинку с грибами; (не,ни)стан...т в сер...це покоя, защ...мит его, заболит оно.

^ Бонусные задания (по два балла за правильный ответ)

  1. В древнерусском языке было слово суп, означавшее хищную птицу – коршуна или грифа. Данные современного русского языка позволяют сделать вывод о том, что этой птице приписывали:

а) исключительное корыстолюбие;

б) очень высокую скорость полёта;

в) мрачный взгляд;

г) жертвенную любовь к птенцам;

д) способность воскресать после смерти.

Объясните свой выбор.

  1. Вот стихотворение Д. Д. Минаева:

Дав(0) кричал я: «Уто(+),

Когда на Лизе я женюсь!»?

И вот теперь твой муж, смо (3),

К ка(...)евши, размышляет:

«Кто женится, чёрт побери,

Тот в сумас(6)вии блуждает».

Что должно стоять на месте многоточия? А (.) Б (,) В (-) Г (8) Д (9)

  1. ^ Назовите фамилию инженера, который в 1817 году изобрёл тележку с ручным рычагом для передвижения по железной дороге.

а) Дрез;

б) фон Карналл;

в) Уатт;

г) Стефенсон;

д) Ползунов.

  1. По свидетельству Льва Успенского, одна не слишком грамотная дама как-то сказала про мужа своей дочери, инженера, что он «аллигатор с большим стажем». Чем много лет занимался этот человек?

а) орошением полей;

б) осушением болот;

в) освещением домов;

г) опреснением воды;

д) обогащением руды.

Работа с текстом

И.С.Тургенев «Памяти Ю. П. Вревской»
На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке — с лишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве — и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала — и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась — и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Какие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, никто не знал никогда — а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена… дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу — хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!

Сентябрь, 1878 г.
^ Задания к тексту:


  1. Почему данный текст можно отнести к стихотворению в прозе? (5 баллов)
    Тургенев писал: “Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет и книга выпадет у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра – другое: и какое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу”. Напишите сочинение-миниатюру «Что заронили мне в душу стихотворения Тургенева».

(24 балла)

Возможные варианты заданий:

  1. Определите основную мысль стихотворения И.С.Тургенева. (5 баллов)

  2. Какие приёмы помогают автору передавать чувства лирического героя, позволяют задуматься читателю? (5 баллов)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ і ( облас т ной ) этап
Всеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІІ (областной) этап

Олимпиада по русскому языку и литературе iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе Донецк 2012
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...

Олимпиада по русскому языку и литературе iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языкУ и литературЕ
Программу и методические указания для экзамена по русскому языку и литературе подготовили: зав кафедрой русской филологии, к ф н.,...

Олимпиада по русскому языку и литературе iconРайонная олимпиада по русскому языку и литературе
Какой эпохе характерна каждая из мировоззренческо-эстетических особенностей (каждый правильный ответ – 1 балл)

Олимпиада по русскому языку и литературе iconПрограмма вступительного экзамена по русскому языкУ и литературЕ
Программу и методические указания для экзамена по русскому языку и литературе подготовили: зав кафедрой русской филологии, к ф н.,...

Олимпиада по русскому языку и литературе iconВсеукраинская ученическая олимпиада по русскому языку и литературе ІІ (районный/городской) этап
Особенно удачно выступали (указаны три фамилии). Все трое включены в состав сборной России

Олимпиада по русскому языку и литературе iconПрограмма педагогической практики по русскому языку и литературе
Программа педагогической практики по русскому языку и литературе (Для студентов специальности 020303 Язык и литература (русский),...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<