Скачать 81.19 Kb.
|
Светлодарская общеобразовательная школа І – ІІІ ступеней № 11 Методическая разработка цикла уроков литературы в 10 классе по теме «Ф. М. Достоевский» Подготовила учитель русского языка и литературы С. А. Грибачёва Уроки № 1-2 Тема: Ф.М.Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Преступление и наказание». Суровая правда жизни обездоленных людей. Цели урока:
Оборудование: фотоальбом по творчеству Достоевского, видеофильм «Жизнь и творчество Достоевского». ^ I. Объяснение новой темы. Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. (Из письма брату Михаилу, 1837г.) 1. Слово учителя. Отец писателя - выходец из обедневшей дворянской семьи, мать - купеческого рода. Достоевский воспитывался в религиозных традициях. Большое внимание в семье уделялось чтению. А.С.Пушкина будущий писатель чуть ли не всего знал наизусть. Выучил французский язык, латынь. 1837-1843 - Петербургское Военно - инженерное училище. 1837г. - смерть матери. 1839г. - смерть отца. Первый припадок эпилепсии. 1844 г. - ушел в отставку из инженерного корпуса. Начинает литературную деятельность как переводчик. 1846г. - первый роман «Бедные люди», с 1847 г. - член кружка Петрашевского. 23.04.1849г. — 37 участников кружка оказываются в Петропавловской крепости, они приговорены к смертной казни. 1849-1854г. - в Омском остроге. 1854г. - солдатская служба в Семипалатинске. 1859г. - возвращение в Петербург. с 1861г. - издает журнал «Время», после его запрещения - журнал «Эпоха». 1861г. - «Униженные и оскорбленные». 1862г. - путешествует по Западной Европе. В конце 60-х - начинает работу над романом «Преступление и наказание», одной из самых сложных книг в истории мировой литературы. Закончен роман в 1866г. 1868г. - «Идиот». 1870г. - 1871г. - «Бесы». 1878г. - 1879г. - «Братья Карамазовы». XX век - время подлинного признания гениального писателя 2. Просмотр видеофильма. II. Опережающая работа над содержанием романа.
У Достоевского нет случайностей. Значение имени Раскольникова: Раскольников Родион Романович ↓ ↓ ↓ раскол родины Романовых Раскол - течение в русской церкви 17 века (старообрядство) против новшеств патриарха Никона. 3.Беседа по прочитанным главам: 1.Какой исторический период развития России изобразил Достоевский? 2.Какие краски преобладают в изображении города? 3.В романе нет сцен эксплуатации. Как же передается мысль об унижении и бесправии петербургского люда? 4.Как влияет окружающая среда на главного героя? 5.Что представляет собой жилище Раскольникова? 6.Чем он занят? Есть ли куда ему пойти? 7.Каковы мотивы его преступления? 8. Как автор относится к своему герою? 9.Как он чувствует себя после преступления? 10. Что делает с украденным? 11.Почему он приходит на место преступления? 4. Проверка индивидуального задания. III. Подведение итогов урока. «Все, что несет беззащитному большинству существующий порядок, Достоевский сосредоточил в жизни и судьбе семьи Мармеладовых. Семья Мармеладовых - фокус, в котором преломлены все несчастья неправильно устроенного, эксплуататорского общества, и, как «сладок» этот мир, рисуется уже горько - иронической фамилией...» ІY.Домашнее задание: инд. (до 6 баллов) - стр.240-264, анализ 3, 4 частей по вопросам. Уроки № 3-4 Тема: Боль за человека - основа авторской позиции. Истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Цели:
Оборудование: портрет Достоевского, альбом иллюстраций к роману. Ход урока
♦♦♦ В чем смысл теории Раскольникова? ❖ Кто такой Порфирий Петрович? Проанализируйте сцену его встречи с Раскольниковым.
Соня и Раскольников - две идеологии, каждый хочет привлечь другого на свою сторону. Достоевский сочувствует Соне, казнит Раскольникова одиночеством за его сатанинскую гордость. Но Достоевский любит Раскольникова, хотя его преступления внушает автору ужас и отвращение. Достоевский столь же осуждает своего героя, сколько и оправдывает. IV. Домашнее задание: дочитать роман, инд.: 1. определить стадии наказания Раскольникова. 2. Характеристика Свидригайлова. Уроки № 5-6 Тема: Психологизм, глубина раскрытия характеров героев и поставленных проблем. Проблема личной ответственности человека за свою жизненную позицию. Цели:
Оборудование: карточки для групповой работы. Ход урока І. Индивидуальное задание:
ІІ.Работа творческих групп. Карточка № 1
Карточка № 2
Карточка № 3
Урок № 7 Тема: Контрольное сочинение по роману Достоевского «Преступление и наказание». Цели:
Оборудование: выставка творческих работ учащихся по изученной теме. Ход урока
III. Написание работ учащимися.
|
![]() | ![]() | Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития | |
![]() | Счастлив тот математик, у которого сосредоточенное изучение абстрактных наук не причинит ущерба вкусу в области изящных искусств,... | ![]() | ... |
![]() | Разработка может быть использована для формирования негативного отношения к курению | ![]() | Актуальность темы. По данным литературы 10 17% людей страдают варикозной болезнью. Соотношение женщин и мужчин 4 Левая конечность... |
![]() | Цель урока: закрепить знания об изменении свойств элементов в периодах и группах, формировать и развивать умение пользоваться периодической... | ![]() | Главная задача цикла уроков гуманистической направленности «Я – маленький философ»: направить ребенка на поиск истины – смысла жизни... |
![]() | Ознакомление с ле и их тренировка (слова написаны на доске с транскрипцией и переводом). Нахождение ассоциаций со звучанием и написанием... | ![]() | Проблема: «Внедрение компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе» |