Скачать 83.25 Kb.
|
![]() ![]() Подготовила Шкаброва Т. А., учитель русского языка и литературы МОУ «Красноорловская основная общеобразовательная школа» Данный урок подготовлен и проведен в соответствии с программными требованиями, на основе тематических планов по литературе. На изучение произведения А. Платонова «Юшка» отводится три часа. Данный урок является заключительным. Содержание урока соответствует целям и возрастным особенностям учащихся. Тип урока - диалог. Такой тип урока позволяет учителю и учащимся в непринужденной форме вести разговор о смысле и ценности человеческой жизни, о нравственных духовных качествах личности, о связи человека с миром природы. На уроке применяются следующие методы:
На уроке большое внимание уделяется воспитательной функции методов. Она проявляется в создании дидактических условий для обеспечения положительного эмоционального характера процесса обучения; опору на явления окружающей жизни и опыт учащихся; побуждение их к оценке и выражению собственного отношения к изучаемому. Важнейшим назначением методов, применяемых на уроке, является формирование потребностной сферы учащихся, стимулирование их к развитию своего мировоззрения, духовных и нравственных качеств личности. Отбор методов и приемов обучения на уроке осуществляется, исходя из индивидуальных особенностей класса, уровня обученности каждого ученика. В ходе урока применяются элементы развивающего обучения: целеполагание, самоконтроль, само - и взаимооценка, подведение итогов урока. С целью активизации УПД учащихся применяются проблемные вопросы, задания творческого характера, самостоятельная работа учащихся. ^ Эпиграф к уроку: Без меня народ неполный. А. Платонов. Цели:
Оборудование: толковый словарь под редакцией С.И. Ожегова, портрет и выставка книг А. Платонова, Библия. ^ : I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок. Пожелание друг другу успеха, хорошего настроения, плодотворной работы. II. Целеполагание. -Ребята, просмотрите на доску, прочитайте тему урока. -Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на уроке? (Ответы учащихся). - Каковы цели нашего урока? (Ответы учащихся). Учитель (обобщая ответы учащихся): Наша цель: через характеристику героя, через его отношение к миру, людям постичь авторскую позицию, его мировоззрение. Поразмышлять, в чем смысл и ценность человеческой жизни. III. Работа в группах. 1 группа – работа с тестом (приложение № 1); 2 группа – выполняет следующее задание:
Индивидуальное задание – Выписать из толкового словаря значение следующих слов: нравственность, милосердие, гуманизм, сострадание. ^
Одолеет дух добра. (Б. Пастернак)
И правды чистые ученья В меня все ближние мои Бросали, бешено каменья. (М. Лермонтов)
Чужим несчастиям и нуждам Готов помочь я всей душой. (И. Суриков)
Как будто в бурях есть покой. (М. Лермонтов) Какое высказывание вы выбрали? Почему? Почему вы не выбрали последнее высказывание? (Ответы учащихся). IV.Беседа по вопросам:
Нравственный человек – добрый, честный, справедливый, трудолюбивый, терпеливый, любит близких, всем помогает. Все это есть и у Юшки. Юшка – божий человек. Слово Божие учит делать нас добро. «Побеждай зло добром», - сказано в Библии. Учитель: Посмотрим, как словарь толкует значение слова нравственность? Ученик читает словарную статью. Вывод: Юшка – высоконравственный человек. - Найдите описание Юшки. На что обращает наше внимание автор? - Почему автор особо выделяет глаза? Глаза – ключевая деталь в описании портрета героя. У Юшки глаза наполнены влагой. Если глаза – зеркало души, то душа Юшки плачет. Ведь, именно, душою мы любим, страдаем.
Речь героя простая, часто повторяет слова любовь, любить. Посмотрим на взаимоотношения Юшки с односельчанами: взрослыми и детьми.
Юшка понимал, что люди порой не умеют радоваться жизни, не умеют быть добрыми, жалел за душевную слепоту.
Да, когда он был на природе. Герой очень любит свою родину, родную природу, все живое.
Забота о девочке-сироте, которая стала для него родной. Уточнение по словарю значения слов сострадать и милосердие.
Юшка – добрый, вежливый, где – то даже робкий. Юшка не похож на своих односельчан. Они чувствуют, что он живет иной, не такой жизнью, как они.
«осерчал», а не разгневался? Разгневаться он не мог, т.к. был очень добрый. Но в данном случае он не мог не рассердиться. Все время терпеть нельзя. Он же тоже человек. И Юшка отстаивает свое право на жизнь. Вывод: Юшка слаб телом, но силен духом. Он отстаивает свое право на любовь, на жизнь. Всю свою жизнь Юшка противопоставлял злу добро. И вот он умер.
Зло стало жить среди людей. Некому стало безответно его терпеть. Только, когда Юшки не стало, все поняли, кого не стало среди них.
Появляется человек, который любил и ценил его.
Люди поняли свою ошибку. Осознали свою вину перед ним.
Хотели искупить свою вину.
Конечно же, нет. Жизнь его продолжается жизнью приемной дочери, которая Лечит людей не только лекарствами, но и как Юшка способна сострадать, быть милосердной. И не случайно ее стали называть «дочерью доброго Юшки». Она – продолжатель его дела. Она, как и Юшка, гуманна. Уточнение по словарю значение слова «гуманизм».
Да, такие слова нужно уметь говорить всем, кому вольно или невольно сделал больно. Надо учиться просить прощения и прощать свои обиды.
Как вы их понимаете? Как они соотносятся с тем, о чем мы говорили? Каждый человек неповторим, а потому бесценен.
М. Горький «Старуха Изергиль» - Данко, Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» - Тарас, Остап; Л. Андреев «Кусака», В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» и другие. Слово учителя: В сердце Юшки жила безответная вера в людей, самоотречение во имя людей. Идея рассказа в том, что добро порождает добро, а зло не может породить ничего. Теперь давайте подытожим все сказанное выше и выведем жизненную формулу Юшки: Л ![]() Л ![]() М ![]() ![]() Трудолюбие Вывод: Поскольку Юшка - истинно платоновский герой, то эта жизненная формула применима и к личности писателя. V. Подведение итогов урока. Ребята, послушайте данное стихотворение. Сравните его с тем, о чем мы говорили сегодня. Как вы думаете, в чем сходство? Учитель читает стихотворение Д. Голубкова (приложение №2) VI. Результативность урока.
Оценивание работы учащихся учителем. VII. Заключительное слово учителя. Ребята, благодарю вас за урок. Философ древности Платон говорил: «Стараясь о счастии других, мы находим своё». Я желаю вам быть добрыми и отзывчивыми, и тогда наша жизнь станет лучше. Приложение №1 Тест по произведению А. Платонова «Юшка». 1.Почему герои Платонова и взрослые, и дети называют по прозвищу (Юшкой)? а) Из-за пренебрежительного к нему отношения; б) относились к нему как ребенку; в) не знали его настоящего имени. 2. Каково авторское отношение к главному герою? а) пренебрежительное; б) сострадательное; в) восхищенное; г) уважительное. 3. Почему Юшка считал, что и дети, и взрослые его любят? а) не допускал мысли о жестокости людей; б) был религиозным человеком; в) расценивал людей, исходя из собственных убеждений. 4) Почему и дети, и взрослые были жестоки по отношении к Юшке? а) он не мог постоять за себя; б) им было легко вымещать свою злость и ожесточение на слабом, безответном, кротком человеке; в) обижая Юшку, они, таким образом, самоутверждались, ощущая свою власть и силу. 5. Почему «без Юшки жить людям стало хуже»? а) им не на ком стало вымещать злобу и обиду; б) он был незаменим в кузнице; в) он был сельским праведником. 6. Почему жизнь Юшки нельзя назвать бесполезной? а) он учил доброте и терпимости; б) он поставил на ноги девочку- сироту; в) он помогал в кузнице; г) его дочь стала помогать тяжелобольным. 7. Почему Юшка никогда не пил чаю и не покупал себе новую одежду? А) не имел денег; б) считал возможным обходиться без этого; в) был скупым; г) копил деньги на то доброе дело, которому посвятил жизнь. Приложение № 2 Стихотворение Дмитрия Голубкова Человек, как звезда, рождается Сквозь неясной, Туманной млечности, В бесконечности начинается И кончается в бесконечности. Поколениями созидается Век за веком Земля нетленная. Человек, как звезда, рождается, Чтоб светлее стала вселенная. |
![]() | Приемы: фронтальный, индивидуальный, самоконтроль, взаимопроверка, работа с учебником, беседа – диалог, игра «Винегрет» | ![]() | Еще долго после того, как Вы прочтете последнюю страницу, мы Уважаемый читатель, будем вести с Вами диалог. Тот диалог, который и... |
![]() | ![]() | Урок 31,32 упр. 174 ( проч, сост план, изложение на отд лист.); выуч правила на стр. 92,93,96,97, сост диалог на тему «Описание памятников... | |
![]() | ... | ![]() | Представляет собой монографию "Осознавание, диалог и процесс в терапии", опубликованную в издательстве The Gestalt Journal Press... |
![]() | В начале Бог сотворил совершенный, безгрешный мир. Люди радовались преимуществу чтить своего Творца, поклоняться Ему и следовать... | ![]() | Урок X критический анализ других целебных систем с непредубежденными, беспристрастными обзорами |
![]() | Урок соответствует тематическому планированию. Тип урока: урок усвоения новых знаний и их закрепления. Тема рассчитана на 1 урок | ![]() | Сегодня у нас не просто итоговый урок по теме «Части речи». Сегодня у нас необычный урок. Урок — аукцион знаний |