Скачать 61.13 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку, проведенного 17.01.2013 года в 10 –Б классе Учитель: Виткалова Н.М. Тема урока: Общая характеристика научного стиля Цель урока: дать понятие о сфере употребления научного стиля, познакомить учащихся с жанрами научного стиля, с особенностями научного стиля, научить определять стили речи, совершенствовать навык составления собственного высказывания на заданную тему Оборудование: таблицы с текстами, учебник, доска Тип урока: урок усвоения новых знаний ^ І. Организационный момент (готовность к уроку) ІІ. Актуализация опорных знаний 1.Анализ текстов (на парте таблицы с текстами разных стилей) - Прочитайте тексты, данные на карточках. Карточка 1. Встретились два друга. Делятся впечатлениями о телепередаче. - Вчера посмотрел передачу « В мире животных». Узнал много интересного о зверьках - горностаях. Они такие проворные и смешные. Бегают быстро, как молния. Карточка 2. Горностай – ценный пушной зверек семейства куньих. Летом мех буровато - рыжий, зимой снежно – белый, кончик хвоста черный в течение всего года. Длина тела самца около25 см, длина хвоста до 10 см (самки намного меньше). Распространен в Европе, Азии и Северной Америке. Обитает чаще всего в долинах рек, близ озер, тростниковых зарослей, но встречается и в лесах, перелесках, горных россыпях и на полях. ^ - К какому стилю относится первый текст? Обоснуйте свой ответ. (Этот текст относится к разговорному стилю, так как в нем используются художественные средства – сравнение, ситуация общения – непринужденная беседа) - Особенности каких стилей вы уже знаете? ( Мы познакомились с особенностями разговорного и официально – делового стилей) - Что можете сказать о втором стиле? Где он может быть размещен? ( В учебнике по географии или справочнике по биологии ) - К какому стилю, по вашему мнению, относится второй текст? ( К научному) ^ - Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте: Стиль логичный, объективный, В нем – прямое слов значенье. Применять нам эффективно В описании явленья. Образности в стиле нет, Тропы не в участии. В центре не один предмет, А общее понятие. Можем мы всегда узнать Стиль сухой, немного скучный. «Термин!» - стоит лишь сказать,- Перед нами стиль - … ІІІ. Сообщение темы и цели урока - Сегодня на уроке мы познакомимся с общей характеристикой научного стиля, со сферой его употребления, научимся составить небольшие тексты в научном стиле. ІV. Работа по теме ^ Монография ( научное исследование), диссертация ( научная работа) доклад ( публичное сообщение) реферат ( краткое изложение темы на основе нескольких источников), конспект (краткая запись содержания), дискуссия (спор, обсуждение), аннотация ( краткое изложение содержания книги), мышление ( способность рассуждать), концепция ( система взглядов), проблема ( вопрос, требующий разрешения), исследование ( научный труд), конференция ( собрание представителей групп, организаций), стереотип (копия), синтез (обобщение), анализ (метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон , свойств, составных частей чего – либо), медицина (совокупность наук о болезнях и их лечении), термин (название определенного понятия, произносится мягко) - К лексике какого стиля можно отнести данные слова? ( Эти слова можно отнести к лексике научного стиля) 2.Беседа - В какой сфере используется научный стиль? (научной, педагогической и учебной) - Что характерно для научного стиля? (точность, логичность, объективность, конкретность, отсутствие образности и эмоциональности, использование терминов, цифр, дат, фактов) ^ Научный стиль – один из книжных стилей, который используется в научных трудах, учебниках, учебной и справочной литературе, в выступлениях на научные темы. Наука - это сфера человеческой деятельности, одна из форм общественного сознания. Понятие « наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания (исследование, изучение), так и результат этой деятельности – сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин « наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания (физика, химия, лингвистика и т. д.) Цель науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Научный стиль же помогает описать результаты научных исследований. ^ - Стр. 30, чтение статьи о научном стиле. 5. Составление таблицы « Научный стиль» - Используя материал учебника, составьте таблицу о сфере использования научного стиля и о жанрах научного стиля. Сфера использования Жанры Научная Монография, диссертация, доклад Педагогическая Лекция, сообщение Учебная Статья, реферат, конспект, тезисы ^ V. Закрепление изученного материала. 1. Чтение и анализ текста (стр.30, упражнение 60) - К какому стилю относится данный текст? ( Научный) - Обоснуйте свой ответ. ( Точность, логика изложения, использование терминов, тип речи - рассуждение, отсутствие образности) - Что вы знаете о Циолковском? Историческая справка: Русский ученый и изобретатель в области аэро и ракетодинамики, теории самолета и дирижабля, основоположник современной космонавтики. Почти полностью потерял слух, с 14 лет учился самостоятельно. В 1879 году сдал экстерном на звание учителя. Работал в Калуге учителем физики и математики. Указал пути развития космонавтики и ракетостроения, нашел ряд важных инженерных решений конструкции ракет. Годы жизни – 1857 – 1935. ^ - синус, косинус, гипотенуза; - фонетика, правописание, лексикон; - диффузия, кислота, ангидрид; - мембрана, клетка, хлорофилл; - - сопротивление, торможение, статика; - инфляция, экспорт, инвестиция; - сканер, файл, принтер, процессор; ( Математика, лингвистика, химия, биология, физика, экономика, информатика) ^ Задание: используя знания о научном стиле, напишите мини – статью о значении и происхождении данных слов: 1 ряд - биология; 2 ряд – география; 3 ряд – орфография Биология – произошло от греческого: био – жизнь, логос – учение ,слово. Слово биология обозначает комплекс наук, изучающий живые организмы. География - произошло от греческого: гео – земля, графо – пишу. Слово география обозначает комплекс наук, изучающий строение и описание Земли. Орфография – произошло от греческого : орфо – правильно, графо – пишу. Слово орфография обозначает свод правил о правильном написании. ^ VІ. Итог урока. 1.Беседа - Назовите сферу использования научного стиля. ( Научная, педагогическая и учебная деятельность) - Назовите жанры научного стиля. ( Монография, доклад, статья, конспект, реферат, аннотация) ^ - Закончить урок хочу словами великого ученого, поэта М.В.Ломоносова: Науки юношей питают, Отраду старым подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут; В домашних трудностях утеха И в дальних странствах не помеха. Науки пользуют везде: Среди народов и в пустыне, В градском шуму и наедине, В покое сладки и в труде. VІ. Домашнее задание 1.Стр. 30 (теория), упр. 6 Литература 1. Бабайцева В.В. Русский язык 10 - 11 классы [Текст] / В.В. Бабайцева. - М: Дрофа, 2006. - 447 стр. 2. Баранов М.Т. Русский язык. Справочник для учащихся [Текст] / М.Т. Баранов. – К.: Радянська школа,1988. - 285 стр. 3.Быкова Е.И. Русский язык 9 класс [ Текст]/ Е.И. Быкова.- К: Зодіак – ЄКО, 2009. - 237 4.Михайловская Г.А. Русский язык 10 класс [ Текст]/ Г.А. Михайловская.-К: Освіта, 2010. - 155стр. 5. Большой энциклопедический словарь [Текст]/М.: Советская энциклопедия, 1985. - 248 стр. 6. Лиры и трубы. Русская поэзия 18 века [Текст]/ К.: Веселка, 1981.- стр.57 |
![]() | Тема урока: «Построение информационных моделей и моделей знаний на графах по курсу математики, истории, русскому языку, биологи и... | ![]() | Оборудование: учебник, запись музыки «Рождественские мелодии»,репродукция картины И. Н крамского «Старик»,апельсиновое дерево, символизирующее... |
![]() | Тема урока: я – сказочник(сочиняем сказки сами). Инсценировка сказок собственного сочинения | ![]() | Подготовила Киосова гн учитель высшей категории, старший учитель гимназии №3 «Сузір'я» г. Бердянска |
![]() | Тип урока. Моделирование выделенного отношения в предметной, графической и знаковой формах | ![]() | Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89 |
![]() | Задачи урока: развитие двигательных качеств, силы, выносливости, координации движений, быстроты, воспитание товарищества, чувство... | ![]() | Цели: 1 закрепить навык проверки безударных гласных в корне слова; обогащать словарный запас учащихся |
![]() | Разработка урока по русскому языку для 7 класса на тему: «Правописание частицы не с глаголами» Бортникова Ольга Витальевна Тема.... | ![]() |