Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова»




Скачать 107.12 Kb.
НазваниеДоклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова»
Дата публикации02.03.2013
Размер107.12 Kb.
ТипДоклад
uchebilka.ru > Литература > Доклад
Реферат скачан с сайта allreferat.wow.ua


Леонид Мартынов

Средняя общеобразовательная школа №16 Доклад на тему: «Творчество и биография Л.Н. Мартынова» Выполнила: ученица 11а класса Мухаметзянова А.Р. Проверила: Петросян И.А.Мартынов Леонид Николаевич (1905 - 1980), поэт, переводчик.Родился 9 мая (22 н.с.) в Омске.Из семьи Н.И.Мартынова, инженера-строителя железных дорог, потомка “мещанМартыновых, ведущих начало от деда своего офени, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина” (“Воздушные фрегаты”). М.Г.Збарская, матьпоэта, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В отрочестве М. увлекалсячтением неоромантической литературы (А. Конан Дойль, Дж. Лондон, А. Грин),серьезно изучал географию и геологию, интересовался “техникой в самомшироком смысле этого слова” и фольклором Сибири. Учился в Омскойклассической гимназии, но курс не окончил: учеба была прервана революцией.Еще не закончив среднюю школу, Мартынов активно сотрудничал в трех омскихгазетах - "Рабочий путь", железнодорожной - "Сигнал" и "Сибирском воднике".Работая над заметками, хрониками, библиографией и происшествиями, он всебольше увлекался сочинением стихов на самые разные темы - современные,исторические, лирические. Его первые стихи были напечатаны в 1921. Вкачестве корреспондента газет и журналов Мартынов в 1920 - 30 объездилСибирь и Среднюю Азию.В 1920-м присоединился к группе омских футуристов, “художников, артистов ипоэтов”, которую возглавлял местный “король писателей” А.С.Сорокин. С 1921начал публиковать заметки в омской газете “Рабочий путь” и стихи в местныхжурналах, позднее - в ж. “Сибирские огни”. Вскоре отправился в Москвупоступать во ВХУТЕМАС, где попал в круг близких по духу молодых художников-авангардистов. Однако малярия и голод заставили Мартынова вернуться домой.В Омске поэт продолжал заниматься самообразованием, вернулся кжурналистской деятельности и активному участию в художественной жизнигорода. Выполняя редакционные поручения, ездил по Сибири. Он несколько разпересек южные степи по трассе будущего Турксиба, исследовал экономическиересурсы Казахстана, побывал на строительстве первых совхозов-гигантов,совершил агитационный перелет на самолете над Барабой, степным районом,занимался поисками мамонтовых бивней между Обью и Иртышом, древнихрукописных книг в Тобольске. Этот период жизни Мартынов нашел отражение вего кн. очерков “Грубый корм, или Осеннее путешествие по Иртышу” (М.,1930). Опыт журналиста в дальнейшем определит некоторые темы и элементыпоэтики Мартынова.В 1932-м Мартынов был арестован по обвинению в контрреволюционнойпропаганде. Поэту приписали участие в мифической группе сибирскихписателей, в “деле сибирской бригады”. От гибели спасла случайность, но в1933-м Мартынов был отправлен в административную ссылку в Вологду, где жилдо 1935, сотрудничая в местных газетах. После ссылки вернулся в Омск, гденаписал ряд поэм с исторической сибирской тематикой и где в 1939 издал кн.“Стихи и поэмы”, принесшую Мартынову известность среди читателей Сибири.В 1945-м в Москве была издана 2-я кн., “Лукоморье”, которой поэт обратил насебя внимание более широкого круга читателей. Данная кн. - этапная втворчестве Мартынова В 1930-х поэт в ряде стихотворений и поэм разработал,или попытался реконструировать, сибирский миф о северном счастливом крае,который предстает в стихах Мартынова в облике то фантастической Гипербореи,то легендарной “златокипящей Мангазеи”, то почти реального - Мартынов искалэтому исторические доказательства - Лукоморья. Основной миф складывался изразнообразных преданий: о северной Золотой Бабе, о средневековой землепресвитера Иоанна и др. Сказались как давнее увлечение автора историейСибири, так и юношеское увлечение неоромантикой: в ряде произведений поэтвоспел экзотику странствий, раскрыл романтическое в повседневном исовременном. Стихи этого периода, характеризуемого своеобразным“романтическим реализмом” поэтического зрения Мартынова, позднее принесутавтору всероссийскую популярность.В конце 1940-х Мартынов подвергся “острой журнально-газетной проработке,связанной с выходом в свет <...> книги “Эрцинский лес” (“Воздушныефрегаты”). Поэта перестали печатать. Новые кн. Мартынова начали выходитьтолько после смерти Сталина (с начала “оттепели” до 1980 было издано болеедвадцати кн. поэзии и прозы).В конце 1950-х поэт по-настоящему получает признание. Пик популярностиМартынова, упрочившейся с выходом его кн. “Стихотворения” (М., 1961),совпадает с обостренным читательским интересом к лирике молодых“шестидесятников” (Евтушенко, Вознесенского, Рождественского и др.). Нопарадоксальность ситуации и несчастье для Мартынова как поэта в том, чтоего гражданская позиция на протяжении 1960-х, бывало, не отвечаланастроениям его аудитории, прежде всего молодой творческой интеллигенции.Мартынов-человек, Мартынов-гражданин не менялся, но менялась эпоха - апотому и Мартынов-поэт: теперь свои социальные взгляды приходилось выражатьболее четко. Именно в период “оттепели” появляются первые стихи Мартынова оЛенине, вскоре после “оттепели” - стихи к юбилейным датам. Уменьшаетсяинтерес их автора к совершенствованию поэтической техники: Мартынов ищетновые темы. Уменьшается доля историзма в лирических сюжетах Мартынова,меньше романтики, но все больше попыток выглядеть современно. Поэтазавораживают новые технические, а прежде всего - выражающие их языковыереалии: с готовностью он спешит поместить в стихи транзисторы, реакторы исамолеты ТУ. Следствие - постепенное падение читательского интереса,которое, очевидно, ощущал и сам поэт: “Суетня идет, возня/ И ужаснаягрызня/ За спиною у меня.// Обвиняют, упрекают,/ Оправданий не находят/ Икак будто окликают/ Все по имени меня” (“Чувствую я, что творится...”,1964).Лирика Мартынова 1960-1980-х значительно уступает по художественнымдостоинствам его поэтическому творчеству 1930-1950-х. Однако в последнийпериод жизни Мартынов демонстрирует талант мемуариста, публикуя сб.интересных автобиографических новелл “Воздушные фрегаты” (М., 1974). Но ипоэтический гений не был утрачен: последние десятилетия жизни Мартыновапознакомили русских читателей с его замечательными переводами с литовского(впервые перевел Э.Межелайтиса), польского (А.Мицкевич, Я.Кохановский,Ю.Тувим), венгерского (А.Гидаш, Д.Ийеш, Ш.Петефи, Э.Ади) и др. языков.Впрочем, раздвоенность Мартынов, одаренного Поэта - и подцензурногостихотворца, Мыслителя - и осторожного гражданина, проявившаяся и в подходек переводам, была однажды им выдана. С юности мечтавший переводить А.Рембо,П.Верлена, Суинберна и др. западноевропейских классиков, но чащезанимавшийся переводами лирики коллег-современников из стран соцлагеря, встих. “Проблема перевода” Мартынов - по-своему честно - признался,обращаясь к воображаемым Вийону, Верлену, Рембо: “Пускай берут иныепоколенья ответственность такую, а не мы!// Нет, господа, коварных вашихстрочек да не переведет моя рука <...> И вообще какой я переводчик! Пустьуж другие и еще разочек переведут, пригладив вас слегка”.Как многие, Мартынов начал творческую деятельность с подражаний. “Футуризм”юного поэта и его товарищей был не более чем игрой. Но стихи Маяковского-футуриста помогли Мартынову и в освоении классики. Мартынов вспоминал, кпримеру, что “не интересовался Лермонтовым”, но когда “прочел у Маяковскогоо том, что “причесываться... на время не стоит труда, а вечно причесаннымбыть невозможно”, <...> Лермонтов ожил, перестав быть <...> толькообязательным гимназическим уроком словесности” (“Воздушные фрегаты”).Знакомство с лирикой А.Блока помогло лучше понять любимого Маяковского, азатем привело к одновременному воздействию творчества двух поэтов на самыеранние стихи М. с их урбанистической тематикой (например, стих.“Провинциальный бульвар”, 1921). В этих ранних стихах бывают ощутимыинтонации раннего Гумилева (“Серый час”, 1922), мотивы и речевые оборотыЕсенина (“Рассмейтесь”, 1922). Мартынов -школяр пробует себя в классическихформах (сонеты “Алла”, 1921; “Сонет”, 1923).Подлинный голос Мартынова зазвучал в 1924-м: “Вы поблекли. Я - странник,коричневый весь./ Нам и встретиться будет теперь неприятно./ Тольконежность, когда-то забытая здесь,/ Заставляет меня возвратиться обратно”(“Нежность”). С конца 1920-х в лирику поэта раз и навсегда входят элементыдиалога - с читателем, со своими героями, с самим собой (“Летописец” и“Река Тишина”, 1929; позднее - “Деревья”, 1934). Еще одним характернымпризнаком манеры Мартынова стал романтический взгляд на историю,выразившийся в балладной сюжетности многих произведений (“Ермак”, 1936;“Пленный швед”, 1938). В стихах Мартынова начинает разрабатывать миф о“златокипящей Мангазее” (“Гипер-борея”, 1938). По-иному представлена темаистории Сибири в поэмах М. 1920-1930-х. Реальные факты истории Омска иТобольска подаются без романтических прикрас, М. стремится к точности впередаче местных преданий (“Правдивая история об Увенькае”, 1935-1936;“Рассказ о русском инженере”, 1936; “Тобольский летописец”, 1937). Вместе стем он раскованно домысливает семейную легенду (“Искатель рая”, 1937, обофене Лощилине, предке поэта), дофантазирует историю действительногопосещения К.Бальмонтом Омска в 1911 (“Поэзия как волшебство”, 1939).В 1940-х Мартынов оттачивает поэтическое мастерство. Психологизм, точностьдеталей, пронзительно лирическая интонация, языковая пластика - эти чертысвойственны многим стихам поэта (например, стих. “Балерина”, 1968).Пристальное внимание к мелочам, но умозрительность при изображениипредметов, пейзажных зарисовках накладывают на стихи Мартынова отпечатокфилософичности (“Вода”, 1946; “Листья”, 1951). Между тем героем Мартыновстановится человек вообще, даже все человечество, временем действия -современность, пространством - глобус, самим действием - переустройствомира (“Что-то новое в мире...”, 1948-1954). И это созвучноэнтузиастическому настроению общества.Мартынов стремится к совершенствованию техники и доходит до того предела,на котором поэтика подчиняет себе тематику, не отменяя ее. Мартыновские“несвоевременные” стихи этого периода узнать чрезвычайно легко: онинеобычайно музыкальны изысканным подбором и построением рифм, а графическоечленение текста только подчеркивает внутреннюю прорифмованность строк(“Вода/ Благоволила/ Литься!// Она/ Блистала/ Столь чиста,/ Что - нинапиться,/ Ни умыться.// И это было неспроста” - стих.”Вода”). Смысл идетза музыкой стиха, ассоциирование явлений - за подбором рифм. Вообще,рифмотворчество становится главной областью, в которой М. проявляет себя вэти годы. Поэт стремится обходиться минимальным количеством созвучий.Выискиваются и проходят через любого объема текст две пары рифм (“Мнекажется, что я воскрес...”, 1945; “Еще черны и ус, и бровь...”, 1946). М.усложняет поэтическую задачу - и чередование мужских/женских клаузул навсем текстовом пространстве представляет читателю практически сплошнуюрифму (“Атом”, 1948; “Что с тобою, небо голубое?..”, 1949). Частопоявляются стихи с редкими рядами диссонирующих между собой групп рифм(“Пруд,/ Как изумруд,/ Только берег крут.// Грот,/ Но в этот грот/Замурован вход.// Так/ У каждых врат/ Множество преград” - стих. “Рай”,1957).Стихи 1960 года показывают, что в творчестве Мартынова наметился перелом. Сэтого времени все яснее обозначаются попытки Мартынова угнаться завременем, за литературной модой “для масс”. С одной стороны, он публикуетстихотворения на официально приветствуемые темы (“Октябрь”, “Учители”,“Революционные небеса”). Мартынов вывел для себя формулу личного отношенияк революции большевиков: Октябрь велик рождением свободного искусства(“Октябрь порвал немало уз,/ И, грубо говоря,/ Проветрились чертоги муз/Ветрами Октября” - “Октябрь”). В дальнейшем он продолжал эксплуатироватьэту удачно найденную мысль, с которой, впрочем, по-настоящему был согласен.Так, в сочиненном к юбилею стих. “Революция” (1967) Мартынов утверждает,что эта “мечтательная” пора определила идеи Татлина, Шагала, Коненкова.Таково же отношение и к Ленину: под юбилейным пером Мартынова онпревратился в борца “за чистоту свободной речи” (“Чистота”, 1970). Стихи,посвященные Ленину, шаблонны: герой Мартынова равен то герою Вознесенского(ср.: “Но Ленин вдруг в окно заглянет:/ -А все вопросы решены?” из стих.“Ленин”, 1965, - и “На все вопросы отвечает Ленин...” из поэмы “Лонжюмо”),то планетарного масштаба герою высокочтимого Маяковского (“Мысли и чувстваВладимира Ленина,/ Те иль иные его размышления,/ И для соседей по космосуценны” - стих. “Ленин и Вселенная”, 1968). При Сталине Мартынов подобных“од” не писал.С другой стороны, Мартынов стремится и к моде на разного рода“актуальность”. В погоне за модой он еще бывает впереди других: например, встих. “Тоху-во-боху” (1960) - предвосхищение многих черт поэтикиВознесенского. Пригодился Мартынову и опыт журналиста: с этого времени всечаще появляются стихи, напоминающие проблемные статьи, в которых есть иэлементы интервью, и позиция аналитика, и публицистическая заостренностьвопроса (который, однако, “ни о чем”). Таковы стих. 1960-го “Я разговаривалс одним врачом...”, “Я провожал учительницу средней...” и др.У поэта появляются странные “критические” стихи, в которых - совершенно вдухе советской сатиры - нравоучительная банальность призвана камуфлироватьнеобязательность, даже случайность критического объекта (“Где-то тамиспортился реактор...”, 1960; “Мои товарищи, поэты...”, 1963;“Радиоактивный остров”, 1963). А банальность приводит к бессмыслице. Так, встих. “Ленинский проспект” (1960), задуманном как антивоенное, смысл таетот строки к строке:“Добрый мир,Который я люблю,Ты недавно вышел из окопов.Я тебе чего-нибудь куплюВ магазине изотопов”.Бессмыслица, в свою очередь, приводит к потере вкуса:Девушки-шахточки, девушки-домночки,Девушки темные каменоломночки(“Девушки”, 1963),- звучит прямолинейная восторженная фраза поэта, не равная ироничнойолейниковской : “Для кого вы - дамочка, для меня - завод”.Мартынов упорно стремится выглядеть публицистичным, актуальным, но и желаетсвязать актуальность со свойственными ему поисками новых средств обогащениясвоей поэтической техники - а получается вот что:И ночь. И снова ветрено и сыро.И вихри так сшибаются с листвой,Как будто бы над самой головойПлывет не лайнер в бездне буревой,А мечется, как смуглый ангел мира,Индира Ганди в шубке меховой(“Газетная тема”, 1971).И уже почти не действенны попытки вернуться на стезю формотворчества, киспользованию прежнего состава рифм (“Пахло летом, пахло светом...”, 1960;“На дворе как будто грянул гром...”, 1967; “Разумная связь”, 1970). Такиестих. конца 1960-х, как аллитерационные “Среди редеющего леса...” и “ЧертБагряныч”, как “Келья летописца” с кольцующими каждый стих парами рифм (“Вкелье старец виден еле-еле./ -Отче, чем ты грезишь в недрах ночи?”),“технические” эксперименты с превращением прозы в стихи (“Мать математика”,1964; “Проза Есенина”, 1966) - они являются скорее исключениями, нежелиправилом. Редко возникает и необходимое гармоническое равновесие междумузыкой стиха и возвышенным лиризмом, присутствующее, к примеру, в стих.“Томление” (1962). Причиной тому - метания Мартынова между чисто“проблемными” эпическими строками и “техничной” лирикой. Однажды ониприводят к прозрению: за молодым поколением русских поэтов не угнаться (“Ивсе, что только лишь еще/ Хочу сказать, от них я слышу...”- стих. “Своистихи я узнаю...”, 1970).Обособленной в лирике Мартынова 1960-1970-х выглядит тема искусства,представленная произведениями, до единого интересными. Рефлексию их авторавызывали и поэтическое творчество как таковое (сонет “Поэзия”, стих.“Рифма” и “Когда стихотворенье не выходит” 1967-го), и фигуры мастеровотечественного искусства (“Крест Дидло”, 1968; “баллады” конца 1960-х -начала 1970-х о земляке и товарище поэта композиторе В.Шебалине, охудожниках И.Репине, Н.Рерихе), и важное значение деятельности русскихлитераторов (“Явленье Тютчева”, 1970; “Вздохи Антиоха” и “Законы вкуса”,1972).Предперестройка, дав популярность двум блестящим поэтам - Л. Мартынову и Б.Слуцкому, эту популярность у них отобрала, трагически толкнув этих, до техпор ничем не запятнанных людей на выступление против Б. Пастернака во времяскандала с "Доктором Живаго". Мартынов остается одним из крупнейших русскихпоэтов XX века. Ему удалось создать большее, чем хорошие стихи,- он создалсвою интонацию.Я закричал ей: я видел вас когда-то,Хотя я вас и никогда не видел,Но тем не менее я видел вас сегодня,Хотя сегодня я не видел вас!Если бы Мартынов написал только эти четыре строки, его интонация была быуже бессмертна.Такова необычная творческая судьба Мартынова, поэта, лучшая лирика которогобыла написана во времена, обязывающие к героическому эпосу, а худшие стихи- в период нового поэтического бума в России.Для лирического героя Мартынова характерны демократизм, презрение к дутымавторитетам и раболепию, желание взять на себя ответственность за всёпроисходящее в мире. Стихи Мартынова носят характер размышлений,поэтическая мысль подаётся в обобщённо-аллегорических и афористическихформах и закреплена игрой словесных и звуковых ассоциаций. С 50-х годовразвёртывается работа Мартынова как поэта-переводчика (сборник "Поэтыразных стран", 1964). Стихи Мартынова переведены на многие иностранныеязыки. Награжден 2 орденами, а также медалями.Литература: 1. Стихотворения и поэмы, т. 1-2, М., 1965; Гиперболы, М., 1972. 2. Огнев В., Лирика Л. Мартынова, в его книге: Поэзия и современность, М., 1961; 3. Урбан А., Грядущим днем, "Звезда", 1964, № 10; 4. Дементьев В. В., Леонид Мартынов, Поэт и время, М., 1971. 5. Михайлов А. Связь времен. - Вопросы литературы, 1966, №6; 6. Залыгин С. Поэт. - Литературное обозрение, 1984, №7; 7. Поварцов С. Над рекой Тишиной. Молодые годы Леонида Мартынова. Омск, 1988 8. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. 9. Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск- Москва, "Полифакт", 1995.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconДоклад на тему «Жизнь и творчество П. И. Мельникова-Печерского»

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» icon"Константин Бальмонт. Биография и творчество."

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconДоклад доклад по физике на тему: «сверхпроводники»
Доклад по физике на тему: «сверхпроводники» [pic]Выполнил ученик 10«А» классаШколы№528 цао города москвысаная А. Г. Москва 14. 03....

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Биография А. А. Милна и...

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconС. В. Гиппиус тренинг развития креативности
Что нового? – Рассмотрите людей! – Биография спичечного коробка – Биография попутчика или прохожего – Биография по портрету – Биография...

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconС. В. Гиппиус тренинг развития креативности. Гимнастика чувств спб: Издательство "Речь", 2001
Что нового? – Рассмотрите людей! – Биография спичечного коробка – Биография попутчика или прохожего – Биография по портрету – Биография...

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconДоклад по биологии на тему: Экологическая характеристика популяции Доклад

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Жизнь и творчество Шолохова...

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconВ. О. Ключевский план| |Стр. ||Введение |2 | Краткая биография |3...

Доклад на тему: «Творчество и биография Л. Н. Мартынова» iconРеферат на тему: “Жизнь и творчество Д. Д. Шостаковича”

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<