Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А




Скачать 37.39 Kb.
НазваниеАппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А
Дата публикации03.05.2013
Размер37.39 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык – когниция – коммуникация: Международной научной конференции, Минск, МГЛУ, 3-6 ноября 2010 г. / Отв. ред. З.А. Харитончик. – Минск: МГЛУ, 2010. – С. 31-32.



Жаботинская С.А. (Черкассы, Украина)

АППОЗИТИВЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ СХЕМЫ

Аппозитив, или приложение, является определением, выраженным существительным (или именной фразой), которое характеризует значение другого, модифицируемого существительного. В докладе рассматриваются аппозитивы в английском и русском языках. Данные представлены примерами, в которых приложение становится частью сложного слова, а также входит в состав словосочетания, где оно либо не отделяется, либо же отделяется от главного слова запятой. В английской грамматике такие приложения именуются «ограниченными, тесными» (restrictive, or close appositions) и «неограниченными, свободными» (non-restrictive, loose, or detached appositions). В обоих языках определения-аппозитивы имеют широкую семантическую вариативность. В то же время, разнообразные значения аппозитиов сводимы к ограниченному числу их основных типов, представление о которых дают пропозиции базисных фреймов.

Согласно концепции базисных фреймов, которая со времени своего появления (Жаботинская 1999) претерпела определенные изменения в результате анализа многочисленных языковых данных (Жаботинская 2006; 2008; 2009; 2010 и пр.), существуют некоторые исходные, наиболее фундаментальные понятийные структуры, которые используются нашим мышлением как инструмент для обработки информации. Такими структурами являются 17 пропозиций, или пропозициональных схем, относящихся к пяти базисным фреймам – предметному, акциональному, посессивному, идентификационному и компаративному. Пропозициональные схемы демонстрируют основные виды связей между предметом и его признаками, а также между несколькими предметами. Взятые вместе, базисные фреймы подобны своего рода «набору инструментов», где в каждом из пяти «отсеков» (в каждом базисном фрейме) хранятся несколько тематически сближенных пропозиций, тип которых определяется по названию фрейма. Бытийные схемы – квантитативная, квалитативная, локативная, темпоральная и схема способа бытия – относятся к предметному фрейму. Акциональные схемы состояния/ процесса, контактного действия и каузации конституируют акциональный фрейм. Посессивные схемы партитивности, инклюзивности и собственности формируют посессивный фрейм. Идентификационные схемы персонификации, классификации и характеризации относятся к идентификационному фрейму. Компаративные схемы тождества, сходства и подобия принадлежат к компаративному фрейму. Число пропозиций базисных фреймов ограничено, но с их помощью можно строить неограниченное количество концептуальных моделей, которые упорядочивают информацию, стоящую за единичными языковыми знаками и за группировками таких знаков.

Концептуальные модели языковых аппозитивных структур представлены пропозициональными схемами идентификационного и компаративного фреймов. Эти схемы позволяют выделить шесть семантических типов аппозитивов.

^ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЙ ФРЕЙМ

  • Схема персонификации «НЕЧТО-идентификатив есть НЕЧТО-персонификатор»; персонификатором является имя собственное или его аналог. Пример аппозитива-персонификатора (подчеркнуто): мальчик Петя / the boy Peter. Укорененное, часто используемое имя собственное может употребляться не в постпозиции, а в препозиции к модифицируемому существительному: град Киев Киев град; cр. the city New York New York City, the mouse Mickey Mickey Mouse.

  • Схема классификации «НЕЧТО-идентификатив есть НЕЧТО-классификатор»; классификатор, являющийся членом некоторого класса (биологического, социального, профессионального, функционального, квалитативного и пр.), обозначается в английском языке существительным с неопределенным артиклем или его эквивалентом. Пример аппозитива-классификатора: Петя, студент / Peter, a student. Укорененное, часто используемое имя класса может становиться препозитивным определением, что характерно для титульных имен: Brown, a professor Professor Brown. Cр. также девушка-красавица красавица-девушка.

  • Схема характеризации «НЕЧТО-идентификатив есть НЕЧТО-характеризатор»; характеризатор, являющийся той же сущностью, что и идентификатив, обозначается в английском языке существительным с определенным артиклем или его эквивалентом. Пример аппозитива-характеризатора: Петр Великий [великий царь] / Peter the Great [the great tsar]; cр. Mickey the Mouse.

^ КОМПАРАТИВНЫЙ ФРЕЙМ

  • Схема тождества (метаморфоза) «НЕЧТО-компаратив есть /как/ НЕЧТО-коррелят»; сущность сравнивается сама с собой: компаратив (то, что сравнивают) действительно принадлежит к классу, представленному коррелятом (тем, с чем сравнивают), но этот класс является для него не основным, а вспомогательным. Примеры аппозитива-метаморфозы: диван-кровать, царевна-лягушка, барышня-крестьянка.

  • ^ Схема сходства (аналогия) «НЕЧТО-компаратив есть как НЕЧТО-коррелят»; компаратив и коррелят принадлежат к понятийным классам, смежным в пределах более широкой понятийной области. Пример аппозитива-аналогии: шапка-буденовка «шапка, похожая на ту, что носил Семен Буденный» (понятийная область «головные уборы»).

  • ^ Схема подобия (метафора) «НЕЧТО-компаратив есть как бы НЕЧТО-коррелят»; компаратив и коррелят принадлежат к понятийным классам, не имеющим общего основания. Пример аппозитива-метафоры: девушка-персик (понятийные области «люди» и «фрукты»).

Аппозитивные структуры, образованные на основе идентификационных схем, имеют сходную форму в русском и английском языках. При образовании аппозитивных структур на основе компаративных схем аналогом сложного слова в русском языке (девушка-персик, баба-броненосец) в английском языке становится генитивная форма с предлогом of (a peach of a girl, a battelship of a woman).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconЮ. Б. Слободяник // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность...
Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования : сборник статей Международной научно-практической конференции,...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconЮ. Б. Слободяник // Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность...
Международной научно-практической конференции, 10–12 ноября 2011 г., г. Абакан / отв ред. Н. Ф. Кузнецова. – Абакан : Издательство...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconКонференция будет проходить на факультете философии и социальных...
По результатам конференции лучшие доклады будут опубликованы в Ежегодном сборнике научной конференции бгу (сборники предыдущих лет...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconCognition, communication, discourse. International On-line journal...
Когниция, коммуникация, дискурс. Международный электронный сборник научных трудов. Харьковский национальный университет имени В....

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconЮ. Б. Слободяник // Учетно-аналитические инструменты прогнозирования...
Текст] / Ю. Б. Слободяник // Учетно-аналитические инструменты прогнозирования экономической безопасности инновационного развития...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconМ. К. Петров регион как объект
Редакционная коллегия серии: Акаев В. Х., Волков Ю. Г., Добаев И. П (зам отв ред.), Попов А. В., К. М. Ханбабаев, Черноус В. В. (отв...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconЛ. С. Яковицкая // Человек, субъект, личность в современной психологии....
Л. С. Яковицкая // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы Международной конференции, посвященной 80-летию...

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconЕлисавета Попова "Из московской жизни сороковых годов"
Опубликовано: Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады Второй международной конференции. М., 2002. С. 274-280

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А iconПрограмма V сессии Совета по книгоизданию при Международной ассоциации...
Заезд участников V сессии ски при маан, Международной научной конференции Историко-культурное взаимодействие на пространстве СНГ

Аппозитивы: концептуальные схемы // Язык когниция коммуникация: Международной научной конференции, Минск, мглу, 3-6 ноября 2010 г. / Отв ред. З. А icon«Психология как профессия»
Базаров Т. Ю., Иванова Е. М., Климов Е. А. (отв ред), Кузнецова А. С., Носкова О. Г. (отв ред)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<