I-iii ступенів




Скачать 184.53 Kb.
НазваниеI-iii ступенів
Дата публикации03.05.2013
Размер184.53 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы



Нехворощанська загальноосвітня школа I-III ступенів

Новосанжарського району

Полтавської області

Автор: учитель російської та

української мови й літератури

Нехворощанської

загальноосвітньої школи

I-III ступенів

Солодовник Тетяна Іванівна

2011 рік

img_0595

Візитка
1. Прізвище, ім'я, по батькові: Солодовник Тетяна Іванівна

2. Рік народження 1971

3. Освіта вища, Полтавський державний педагогічний інститут ім. В.Г.Короленка, 1994

4. Спеціальність

за дипломом учитель російської мови і літератури

5. Місце роботи: Нехворощанська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів

6. Посада учитель російської мови , української

мови та літератури

7.Стаж безперервної

педагогічної роботи 17 років

8. Категорія Перша
Тема: Синонимы, их употребление в речи.

Речевая тема: «Жизнь дана на добрые дела».
Цели:

-дать понятие о синонимах , показать различия в оттенках значений синонимов;

- развивать умение подбирать синонимы для более точной формулировки мысли;

-формировать навыки использовать синонимы для предупреждения неоправданных повторений слов;

- работать над развитием речи;

- расширить и активизировать словарный запас, работать в группе, выступать публично, уметь отстаивать свое собственное мнение;

-понять значение терпимости, развивать культуру общения.

-воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;

-формировать в учащихся стремление совершать добрые дела;

-развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;

- воспитывать любовь к русскому языку.
Оборудование: учебник : Русский язык: 5 кл.: Учеб. для образоват. учеб. заведений с укр. яз. обучения/ Под ред. Баландиной Н. Ф. – К.: Знания Украины, 2005. – 304 ст.; словарь синонимов, толковый словарь.
Тип: урок развития умений и навыков.
Оформление:

1.  Плакаты на доске:

  1. «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству»;

  2. «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье» (Платон);

  3. «Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим» (И.Бентам, английский писатель XVII в.);

  4. «В жизни есть только одно несомненное счастье – жизнь для других» (Л.Н.Толстой);

  5. «Против всего можно устоять, но не против доброты» (Ж-Ж.Руссо, французский мыслитель);

  6. «Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения» (Антуан Сент Экзюпери);

  7. «Помните, что дети ваши, будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями» (Фалес, греческий философ);

2. Детские рисунки на тему «Портрет доброты». д/з

3. Карточки-лучики со словами составляющими доброты и толерантности.

4. Два солнышка с весёлими улыбками и лучиками, вырезаные из бумаги.

Ход урока.
І. Организационный момент.
1. Психологический настрой учащихся к деятельности.

Учитель:
-Добрый день, дорогие ребята! Я рада вновь видеть вас здоровыми и радостными на нашем очередном уроке русского языка. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка укрепляет здоровье, поднимает настроение и располагает к общению. А общение на сегодняшнем уроке обещает быть очень интересным и увлекательным , потому что у нас сегодня будет не просто урок, а урок – исследование. Как вы думаете, что обозначает слово «исследовать»? (Изучать, узнавать что-то новое).
- Ребята, а хотите ли вы сегодня на уроке стать исследователями? (Да).



2. Постановка темы и цели урока.

- Тогда отгадайте загадку и попробуйте назвать предмет нашего исследования:
Посмотрите на буквы и составьте из них это поистине волшебное слово.


О Д Б О Р Т А


- Верно, ребята, это слово «Доброта». Сегодня мы поговорим с вами о Доброте . Мы исследуем это слово с тоски зрения синонимии. Вспомним, какие слова называются синонимами, углубим знания о них, выясним с какой целью они употребляются в речи. Я очень надеюсь, что после наших исследований, вы еще больше убедитесь, как интересно изучать и знать русский язык! Как много в нем тайн и неожиданностей! И что нет в нем скучных и ненужных правил, а есть целая жизнь языка.

В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”. Эти слова мы возьмем эпиграфом к нашему уроку


3. Работа с научной литературой.

Учитель:

- А что же такое Доброта? С чем ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит на ум, когда вы слышите слово Доброта?
- Давайте найдем и прочтем научное обоснование слова «Доброта», данное в толковом словаре С. И. Ожегова (Дети находят значение слова в словаре, читают вслух):
Доброта- отзывчивость, сочувствие, душевное расположение к людям, стремление делать доброе, хорошее, полезное другим.
-А можно ли к нашему слову «доброта» подобрать близкие по значению слова? ( Да)

(Отзывчивость, милосердие, взаимопомощь, добросердечность, гуманность)
^ II. Объяснение новой темы.
1. Слово учителя.
-Ребята, такие слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются синонимами. "Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает «соименный». Группы синонимов обычно образуются из слов одной части речи, например существительных: аккомпанемент и сопровождение; прилагательных: храбрый, смелый, мужественный; глаголов: говорить, сообщать, заявлять, высказывать, изрекать, вещать, толковать. В группу синонимов могут входить устойчивые сочетания слов: уставать, изнемогать, выбиваться из сил; скоро, вскорости, на днях, не сегодня-завтра, в скором времени, в недалёком будущем и т. д.

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

2. Работа с лингвистическим текстом.

-Ребята, откроем учебники и посмотрим, что ещё интересного мы узнаем о словах-друзьях.

(Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом учебника на стр.131-132)

^ III. Закрепление изученного.
1. Беседа с учащимися

- Что нового о синонимах вы ещё узнали из учебника?
2. Следствие ведут знатоки

« Найди слово по его приметам»



Учитель:

- Посмотрите, на доске не просто солнышко – это Солнышко доброты. Но у него нет лучиков, которые бы согревали всех нас. Вы можете вернуть Солнышку лучики, но нужно определить слово по его лексическому значению. Каждый лучик обозначает то, из чего складывается доброта:

  • Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь- милосердие

  • Доброжелательное отношение к людям - доброжелательность

  • Готовность откликнуться на чужую нужду - отзывчивость

  • Умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению - терпимость

  • Деятельность, направленная к благополучию кого-либо - забота

  • Сочувствие к другому - сопереживание

  • Помощь друг другу - взаимопомощь

  • Хорошее поведение, хороший нрав - добронравие


3. Игра « Аплодисменты»

Учитель:

- Ребята, а где находиться царство доброты?

( В сердце человека).

- А какого человека можно назвать добрым?

(^ Добрый человек – это тот, кто любит природу, людей и готов в трудную минуту прийти на помощь).

- Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце». А добрые люди как лучи этого солнца добротой своей согревают людей. Сейчас мы проведём игру. Я буду называть слова, а вы, услышав слово, которое относится к доброму человеку, должны хлопнуть в ладошки.
аккуратный

доброжелательный

вежливый

грубый

неучтивый

умеет прощать обиды

чуткий

отзывчивый

помогает в беде

часто ссорится

вспыльчивый

скромный

общительный

ласковый

веселый

счастливый

наглый

внимательный

жадный

крикливый

щедрый

- Является ли человек от рождения добрым или же нужны условия, чтоб человек стал добрым? (семья, окружающее общество, общение с другими людьми).

- Можно ли развить это чувство?

- По отношению, к каким людям легче быть добрым? (близким, тому, с кем хорошие отношения).

- А когда сложнее проявить добро? (когда человек грубит).

- А что даёт сделанное добро человеку? Что вы ощущаете, когда сделаете что-то доброе?
- Медики советуют ежедневно одну-три минуты посвящать добрым словам. Каждое доброе слово несет силу, энергию, прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова были сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, без искренности сказанное слово - неживое.
4. Работа в парах
- Давайте улыбнемся и скажем друг другу добрые слова . Вежливое слово- лучшее лекарство от злобы, грубости, бескультурья. Не зря народная мудрость гласит: «Доброе слово лечит, а злое калечит». А знаете ли вы добрые слова? Сейчас мы это проверим.
5. Доскажи словечко
Учитель:

- Закончите строчки:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … ( спасибо)

Зеленеет старый пень, когда услышит … ( добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … ( спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече … ( здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим… ( простите, пожалуйста)

И в Франции, и в Дании на прощанье говорят…( до свидания)
– Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова. Их ещё называют «волшебными словами».

– Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

5. Работа в группах.
- Ещё издавна люди стремились к добру. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передавали из уст в уста. Сейчас вы поделитесь на команды, каждая получит по конверту с пословицами. Необходимо соединить две части одной пословицы и посмотреть какую мудрость они отражают.
^ Красота до вечера,… а доброта на века.

Кто любит добрые дела,…тому и жизнь мила.

Делай другим добро,…будешь сам без беды.

Доброе слово дом построит, …злое слово дом разрушит.

^ Без добрых дел…нет доброго имени.

Доброе слово…и железные ворота открывает.
- А какие ещё пословицы и поговорки о доброте вам известны?

1. Добра желаешь – добро и делай.

2. Добрая жена да вкусные щи – другого добра не ищи.

3. Добрая слава лежит, а худая бежит.

4. Добрая ссора лучше худого согласия.

5. Добро наживай, а худо изживай.

6. Добро не лихо – ходит тихо.

7. Добро помни, а зло забывай.

8. Доброе дело само себя хвалит.

9. Доброе начало – половина дела.

10. Доброе слово и кошке приятно.

11. Доброе слово лучше мягкого пирога.

12. Доброе слово – это доброе дело.

13. Доброта без разума пуста.

14. Добрый друг лучше ста родственников.

15. Добрый конец – всему делу венец.

16. Добрый конь – не без седока, а добрый человек – не без друга.

17. Добрый портной с запасом кроит.

18. Добрый совет ко времени хорош.

19. Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.

20. Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.

21. Добрым быть – добрым слыть.

22. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

23. Добро и во сне хорошо.

24. Злой не верит, что есть добрые люди.

25. Доброму – добрая память.

26. На свете не без добрых людей.

27. Доброе дело и в воде не тонет.

28. С добрым жить хорошо.

29. Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

30. Доброму и сухарь на здоровье, а злому и мясное не впрок.

31. Худой мир лучше доброй ссоры.

32. Худое молчание лучше доброго ворчания.

- Что приходит с добром в жизнь человека? (по пословицам)

6. ФИЗМИНУТКА

Игра с мячом

Учитель:

-Добрый человек - это ещё и хороший человек. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать мяч, а в ответ вы должны придумать слово близкое по смыслу прилагательному «хороший».
7. Работа с доской.

Задание : Найти и подчеркнуть в тексте синонимы.

Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому солнышку, июльской жаре (но, конечно, не к зною).

(Учащиеся выписывают синонимические ряды.)

8. Конкурс « Кто больше?»

Учитель:

-Народ издавна слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше.

^ Ответы:. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

Учитель:

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.

9. Игра « По страницам любимых сказок».

Учитель:

-Ребята, все вы любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас, мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой — закрываете лицо ладошками. Итак, начали:

Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Снежная королева.

– А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?

( ^ На добрых людей, т.к. они творят добро, причём делают это бескорыстно.Добрые люди не причиняют боль всем живым существам, они помогают тем, кто нуждается в помощи).



Слово учителя
- Ребята, к понятию доброта очень близко другое понятие - толерантность. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. 16 ноября мы будем отмечать Международный день толерантности. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо). (слайд № 6)
-Какое из определений импонирует вам более всего?

( на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия. )
-Запишите лексическое значение этого слова, принятое в русском языке.
- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

( у каждой нации свои представления о человеческих ценностях. )
10. Коллективная работа по составлению лучиков к солнцу «Толерантность».
- Ребята, давайте подберём синонимы к слову толерантность. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

( Прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, каков он есть, уважение прав других, терпимость, доброжелательность, желание что-либо делать вместе,

понимание и принятие, чуткость, любознательность, снисходительность,

доверие, гуманизм).


^ 11. Творческая работа

Построение синквейна.
- Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.
Доброта

Отзывчивый душевный

Поддерживает помогает облагораживает

Доброта спасёт наш мир

Душевность
Толерантность

Терпимый снисходительный

Принимает располагает прощает

Толерантность способствует уважению личности

Терпение

12. Коллективная работа

Учитель:

- Давайте попробуем выработать правила доброты и вместе составим свод правил “Спешите делать добро”

^ Правила доброты

Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

Любить людей знакомых и незнакомых.

Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

Делать добро для близких, друзей.

Не завидовать.

Не вредничать.

Не грубить

^ IV. Итог урока.


    1. Беседа


– Что нового, интересного узнали на уроке? (Исследовали слова «доброта», « толерантность», вспомнили какие слова называются синонимами, углубили знания о них, учились употреблять их в речи).
– Чему ещё мы сегодня учились на уроке? (Доброте, вежливости, сердечности, толерантности ).
Учитель:
- Что же такое доброта ? Подберите прилагательные, или существительные на каждую букву этого слова.

Д – добродушный, добрый, доверчивый

О – открытый, отзывчивый

Б – благотворительный, благотворящий, благородный

Р – решительный, радостный

О - ответственный

Т – толерантный

А – активный

    1. Релаксация


-Представьте себе своё сердце, и сколько оно может вместить любви и добра. Сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте на них столько любви, добра, сколько может поместиться и переложите эти чувства в своѐ сердце, в свою душу. Вот сейчас вы все чувствуете свою любовь, она вас согревает, делает добрыми. Поделитесь своей любовью, добротой с другими. (Дети по очереди прикладывают ладошки друг к друг).



    1. Итоговое слово учителя


- Ребята, наш урок подходит к концу и я хотела бы закончить его словами

Ирины Токмаковой: «В каждом человеке и звере живет маленький теплый солнечный зайчик. И если ко всякому-всякому живому существу отнестись с добром ( только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек – злой или делает плохо, ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет хорошо!». Я желаю вам , чтобы ваши солнечные зайчики всегда были весёлыми и бодрыми, чтобы на вашем жизненном пути встречались только добрые и толерантные люди, ведь жизнь нам дана на добрые дела.
^ V. Выставление и мотивация оценок.

VI. Домашнее задание.

Выучить теорию занятия 26 ( стр.131-133);

Составить небольшой рассказ на тему: «Нам жизнь дана на добрые дела», используя синонимы.
^ Звучит песня “Дорогою добра”

1.Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

2. Забудь свои заботы,

Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба себя
Ведет, не как сестра,
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда
Иди дорогою добра.

3.Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов.
Не забывай, что эта жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда
Иди дорогою добра.

Литература:
1.Мой путь к доброте. Классный час для учащихся 2-3 классов. Андреева К.Е., учитель начальных классов. festival.1september.ru/articles/314477/
2.«Воспитательная работа в начальной школе» Практическое пособие

С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. ТЦ «Учитель» 2000г.
3.«Сборник загадок, пословиц и поговорок» Пособие для учителя. М.Т.Карпенко Москва Просвещение 1988г.
4.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное издание (www.KM.ru)
5.http://nsc.1september.ru/2003/48/1.htm
6.http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/prepodavanie_v_nachalnoj_shkole/uroki_russkogo_jazyka/poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_jazyka/11-1-0-46
7. http://festival.1september.ru/articles/537571/
8.http://www.profistart.ru/ps/blog/23159.html
9.http://www.tgl.net.ru/wiki/index.php/Дистанционный_урок_%22Духовно-нравственное_воспитание_на_уроках_русского_языка%22
10.http://8ob.ru/russkiy/63003-.html
11.http://klruk.uroki.org.ua/course5.html




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I-iii ступенів iconРайонной государственной администрации в автономной республике крым приказ
Ош I-III ступеней, Куйбышевская ош I-III ступеней, Научненская ош I-III ступеней, Почтовская ош I-III ступеней, Скалистовская ош...

I-iii ступенів iconI-iii ступенів
Оборудование: словарь антонимов, таблица, рисунки по теме, магнитофон, интерактивная доска, карточки с пословицами

I-iii ступенів iconУкраїна донецька область маріупольська загальноосвітня школа I iii ступенів №41
Олімпійська,67, м. Маріуполь, 87550. Тел.: (0629) 58-32-66, 23-53-94, 097-024-04-07

I-iii ступенів icon«маріупольська загальноосвітня школа I-III ступенів №41 Маріупольської...
Олімпійська,67, м. Маріуполь, 87550. Тел.: (0629) 23-53-94, 097-024-04-07,58-32-66

I-iii ступенів iconМетодическое пособие для учащихся 7 11 классов укладач
...

I-iii ступенів iconЗміївська загальноосвітня школа І-ІІІ ступенів №2 Зміївської районної ради Харківської області
Змиевской общеобразовательной школе I-III ступеней №2 Змиевского района Харьковской области

I-iii ступенів iconЛітературний конкурс учнівських робіт «Харків 2030: погляд у майбутнє»
Харківська загальноосвітня школа I iii ступенів №70 Харківської міської ради Харківської області

I-iii ступенів iconПояснительная записка Дунай Валерия обучается в обычном русскоязычном...
Мельник І. В., учитель російської мови та літератури Макіївської загальноосвітньої школи І – ІІІ ступенів №8

I-iii ступенів iconАнкета прізвище ім ’ я по батькові: Усольцева Віра Іванівна Предмет:...
Навчальний заклад, адреса, телефон: Донецька спеціалізована школа I-III ступенів №115 з поглибленим вивченням іноземних мов, м. Донецьк,...

I-iii ступенів iconУправління освіти міської ради нвк «ліцей – спеціалізована загальноосвітня...
Поставили ручки и быстро-быстро потерли их, чтобы ладошки стали горячими. А теперь прикоснитесь ладошками друг к другу. Поделитесь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<