Скачать 86.98 Kb.
|
Урок чтения в 4-м классе Тема: Русские народные сказки. Сказка «Гуси-лебеди». Тип урока: Урок-проект Цели: Обобщить и систематизировать знания учащихся о русских народных сказках, особенностях их построения, языке, героях. Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества. Познакомить со сказкой Гуси-лебеди, продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения. Воспитывать уважение и интерес к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение работать в коллективе. Оборудование: 1. Выставка книг русские народные сказки 2. Выставка рисунков к сказке 3. Иллюстративный материал к сказке «Гуси-лебеди» 4. Волшебный клубок, шкатулка, зеркало, нарисованная яблонька, разноцветные яблочки ^ I.Организационный момент. Все сумели мы собраться, За работу дружно взяться. Будем думать, рассуждать, Можем мы урок начать. ^ -Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы совершим путешествие, а куда, узнаете, разгадав загадку: Что наш маленький народ В мир волшебный унесет. Полный смеха, света, краски! А зовется чудо – … сказка! -Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем отправиться в путь, ответьте на вопрос: “Кто по вашему мнению есть самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?” У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке, а, может быть, и в мире. Но пока этот секрет раскрыться не может. ^ IY. Актуализация опорных знаний учащихся. 1. Беседа. -Абсолютно каждый человек, каждый из нас находясь в раннем детстве, слушал что? (сказки). Их чаще всего рассказывают теперь детям. Почти все сказки возникли очень давно (более тысячи лет назад).Какую роль играли сказки в жизни человека? ( такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, интернет и другие распространенные источники информации). Сказки - это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего, и даже, возможно, будущего. Отправляемся в путь. Волшебный клубок будет нам показывать дорогу.. ^ 1. Выступление первой группы Историков. 2. Рассказ учителя. -Русские народные сказки очень разнообразны, каждая сказка выделяется особым содержанием, своим стилем и представленными в ней образами. Сказки бывают... 3.Выступление второй группы Литературоведов. -Наиболее популярными сказками о животных являются сказки: Лиса и волк; Лисица и заяц: Кот, петух и лиса; Лисица и журавль… 4.Выступление третьей группы Артистов Инсценировка сказки «Лиса и журавль» Выступление 2 группы. 5. Выступление третьей группы - Артистов (чтение в ролях сказки «Гуси- лебеди»). -Ответьте на вопрос: К какому типу относиться данная сказка? Почему, докажите? 6. Работа по сказке « Гуси- лебеди». - чтение в группах; -работа по вопросам: Дайте характеристику главным героям. Какой герой вам ближе. - выборочное чтение. 7. Выступление четвертой группы. -А сейчас наша 4 группа ребят Знатоков проверят на сколько вы знаете и любите сказки. 8.Слово для выступления пятой группе - Художников. Они нарисовали рисунки к сказке « Гуси- лебеди». ^ -Какие виды работ вам понравились? -Удалось вам разобраться в тайнах сказок? -Теперь мы можем открыть нашу шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке (подхожу к каждому и в зеркале, которое лежит на дне шкатулки каждый видит себя). -Вы удивлены? -Без каждого из вас наш сегодняшний урок не состоялся бы! -Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным? Рефлексия -Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем уроке выросла такая яблонька. (Открываю доску). -Но она какая-то грустная, нет на ней яблочек. Давайте ее оживим. -У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое). – Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко. – Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое. – Если вам было сложно разобраться, есть трудности – зеленое, надо немного созреть ^ Прочитать по 1 сказке каждого вида, написать аннотацию на одну из прочитанных сказок. Выступление группы - Историков Сказка - это жанр устного народного творчества, как и пословицы, загадки, песни, былины. Эти произведения создавались еще в те времена, когда люди не знали письма, и передавались от одного человека к другому устно. Передаваясь из уст в уста, они изменялись - каждый рассказчик вносил в них что-то свое. Удивительный сказочный мир создан богатым воображением и творческой фантазией народа. В сказках много красивых слов, пословиц и народных выражений. Эти народные слова и выражения помогают нам составить впечатления о далёком времени. Интересно происхождение термина «сказка». В Древней Руси для обозначения жанра сказки употреблялось слово – «баснь», «байка», от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». С одной стороны, сказка – любимое развлечение и потеха, с другой – ее клеймят и преследуют, как нечто бесовское, расшатывающее устои древнерусской жизни. В исторической и мемуарной литературе XVI–XVII ве- ков можно найти ряд упоминаний о сказке, доказывающих, что в это время сказка была распространена среди различных слоев населения. «Царь Иван IV не мог заснуть без рассказов бахаря. В опочивальне его обычно ожидали три слепых старца, которые посменно рассказывали ему сказки и небылицы. Иностранные путешественники упоминают о том, что русские в XVII веке забавлялись во время пиров слушаньем сказок. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. В ней показывается, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Многое можно узнать из сказок. В них отражается дух народа, его быт, образ жизни, национальный характер. Сюжет может быть сколь угодно фантастическим, но детали повествования всегда реальные, точные, соответствующие той земле, где живёт сказка, соответствующие культуре народа — её творца. Историкам и этнографам удаётся по фольклорным материалам — по сказкам, эпосу — восстанавливать картины жизни . Выступление группы - Литературоведов Сказки делятся на фольклорные (народные) и авторские сказки. Фольклорные сказки не имеют автора и их история насчитывает сотни лет, их рассказывали странники, отставные солдаты. Авторские сказки обычно написаны в народнопоэтическом стиле и имеют автора, по времени они гораздо моложе фольклорных. Среди известных сказочников П.П. Бажов, А.С. Пушкин, Г.Х. Андерсон, Астрид Линдгрен. Фольклорные сказки делятся на следующие жанры: cказки о животных, в которой основными действующими героями будут животные, они разговаривают, совершают добрые или плохие поступки, ведут себя как люди. Большая часть этих сказок содержит комичную составляющую, когда один из героев обманывает или шутит над другим героем. Наиболее популярными сказками о животных являются сказки : Лиса и волк; Лисица и заяц: Кот, петух и лиса; Лисица и журавль… Волшебная сказка восходят корнями своими к глубокой древности. В них сохранились древние верования. языческим богам. Они более сложные чем сказки о животных. Здесь главными героями в основном являются люди, животные выступают обычно только, как помощники (Серый волк, богатырский конь)Начинается сказка традиционными зачинами: «В некотором царстве, в некотором государстве...» или еще проще: «Жили - были...» Кончается сказка, как правило, богатым свадебным пиром и присловьем: «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» или «И стали они жить-поживать и добра наживать». Основной герой русской волшебной сказки по существу один. Облик, поведение, судьба героя одни и те же. Мужественный, верный, благородный герой самоотверженно преодолевает все препятствия, побеждает темные силы сказочного царства, завоевывает б ![]() С ![]() Выступление группы - Знатоков
Всех важней она в загадке, Хоть и в погребе жила: Репку вытащить из грядки Деду с бабкой помогла. (Мышка, «Репка» сказка о животных) Ждали маму с молоком, А пустили волка в дом. Кто же были эти Маленькие дети? (7 козлят, «Волк и козлята» сказка о животных) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля, «По-щучьему веленью» сказка волшебная) Викторина по сказкам
Петушок – петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку. (Лиса) Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная? (Морозко) Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла. (Коза и Волк) Вижу – вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке. (Маша) Викторина. 1.Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам. Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок) 2.Красна девица грустна, ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, слезы льет бедняжка. (Снегурочка) 3.Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна) 4.В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга) 5.Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто распростившись с зеленою кожей, Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка) 6.Гуси - лебеди летят, унести детей хотят. Кто полог сестрице с братцем от Яги домой добраться? (Печка, кисельные берега, яблоня) |
![]() | Русские народные сказки. «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», «Снегурочка», «По щучьему веленью», «Летучий корабль», «Волк и семеро... | ![]() | Волк и козлята. Гуси-лебеди. Кот и лиса (русские народные сказкив обработке А. Толстого) |
![]() | На изучение темы «Русские народные сказки» по программе отводится 4 часа. Сказке «Морозко», на мой взгляд, следует выделить третий... | ![]() | Рыцари Круглого Стола; Сокровище Нифлунгов; Наследники Вюльфин Тарковский А. А. Повесть о прекрасной Гулаим Чудесные превращения... |
![]() | «гуси-лебеди», хотя даже далёкому от орнитологии человеку понятно, что гуси и лебеди принадлежат к разным родам птиц. Коль скоро... | ![]() | Читать сказки Г. Х. Андерсен «Огниво», Русские народные сказки «Как мужик гучей делил», «Кот, Петух и Лиса», «Волк и Лиса», Сказки... |
![]() | Русские народные сказки: «Никита Кожемяка», «Морозко», «Перышко Финиста ясна сокола», «Марья Моревна», «Журавль и цапля», «Птичий... | ![]() | В каких русских былинах течет река со съедобными берегами? Назовите эту реку и эти |
![]() | Повторить синтаксический разбор предложения (с. 65-66); упр. 110 (письменно), упр. 6 (с. 68) (устно) | ![]() | Оборудование: произведение Е. И. Носов «Белый гусь», иллюстрации по теме урока, энциклопедическая статья «Гуси» |