Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста?




НазваниеПредставленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста?
страница1/4
Дата публикации04.05.2013
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
Уважаемые коллеги!

Обучение русскому языку в общеобразовательных учебных заведениях способствует формированию гуманистического мировоззрения, духовного мира личности, расширения культурно-познавательных интересов учащихся, становлению гражданина Украины, воспринимающего национальные и общечеловеческие ценности. Основная цель обучения – достижение свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности на основе речевой, языковой, социокультурной и деятельной компетенции.

Современные учебные программы по русскому языку большое внимание уделяют формированию речевой культуры, коммуникативной компетенции. Как сделать художественный текст не просто доступным для понимания, но, работая с ним, сформировать любовь к художественному слову? Этот вопрос ставит перед собой каждый учитель словесности.

^ Как сформировать это в рамках системы школьных уроков?

Исходя из «Критериев оценивания учебных достижений учащихся по русскому языку для 5 – 12 классов школ с русским языком обучения» (Информационный сборник Министерства образования и науки Украины № 13 – 14 – 15, 2008 год, стр. 20 – 45), при проведении аудирования и чтения молча «проверяется умение воспринимать на слух незнакомый текст и понимать с одного прослушивания фактическое содержание, причинно следственные связи, самостоятельно формулировать главную мысль текста, различать выразительно-изобразительные средства прослушанного произведения.

Подбор текстов, сделанный авторами современных учебных пособий, учитывает возрастные психологические особенности учащихся, способствует расширению словарного запаса, развивает грамматический строй речи, служит достижению учащимися коммуникативной компетенции, развивает творческие способности, личностно-ориентированный подход к обучению.

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно

требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…»

^ Как избежать формального подхода при выборе текста?

Автор работы руководствовался не только существующими критериями. Каждый вид работы должен носить кроме развивающего ещё и воспитательное значение. При анализе содержания текста учитель обращает внимание учащихся на морально-этические вопросы, поднимаемые автором текста, учит думать, анализировать, сопоставлять.

Предлагаемый дидактический материал адаптирован к условиям преподавания в школе нового типа, так как развивает творческие, лингвистические способности, способствует формированию аналитического мышления.

Чтобы расширить возможности аудирования и чтения молча как форм контроля, автор предлагает в качестве дидактического материала по два альтернативных варианта систематизированных вопросов и заданий к каждому тексту в соответствии со стандартами, предусмотренными «Программой…», с учётом уровня подготовки класса. Предлагаемые виды работы способствуют установлению межпредметных связей с русской, зарубежной литературой, историей мировой культуры (одного из новых предметов учебной программы), служат расширению круга познания.

Учитывая специфику работы Гимназии как школы нового типа, используя личный опыт работы с одарёнными детьми, автором разработаны

индивидуальные задания для учащихся с высоким уровнем учебных достижений, проявляющих интерес к углубленному изучению русского языка и литературы.

Автору хотелось бы узнать мнение коллег о качестве, значимости и уровне практической направленности предлагаемого дидактического материала.


Профессиональное кредо:

Что сокрыл ты, то пропало, что ты отдал, то твое



С уважением, учитель

русского языка и литературы

И.И. Пипко

Что сокрыл ты, то пропало, что ты отдал, то твое


Р.Р. – 12 (у) Тема, микротема, основная мысль текста. Средства связи предложений и микротем в тексте.
Из жизни Андерсена

Ханс Кристиан Андерсен родился в Дании, в старинном городке Одензе, в семье сапожника. Семья жила в бедности, но у неё был свой предмет гордости: необыкновенная чистота в доме. А ещё ящик с землёй, где густо разрастался лук, и вазоны на окнах, в которых росли тюльпаны, а с весны и до осени они радовали глаз необыкновенными переливами красок.

Запах цветов сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков видневшейся из окон казармы, свистом флейты бродячего музыканта, проходившего по улице, и хриплыми песнями гуляющих матросов…

Во всём этом разнообразии людей, звуков и запахов, окружавших тихого мальчика, было что-то волшебное, и фантазия мальчика рождала необыкновенные истории об обыкновенных вещах.

Мальчик любил этот мир, любил природу, радовался всему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневый пышный султан? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком? А каждое летучее семечко липы? Ведь из него вырастает могучее дерево!

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всём этом можно писать рассказы и сказки. Да такие сказки, что будут качать головами от удивления и забудут (пусть не надолго!) свои повседневные заботы, станут добрее друг к другу.

Мальчик вырос и стал писать стихи и сказки. И мир назвал его великим сказочником.

А вот как родилась одна из его добрых, романтических сказок. Это случилось с Андерсеном однажды на одной из улиц Копенгагена.

Маленький мальчик играл на подоконнике старого дома. Игрушек было не так уж много – несколько кубиков, старая бесхвостая лошадь из папье-маше, много раз уже выкупанная и потому потерявшая масть, и сломанный оловянный солдатик. Мать мальчика, молодая женщина, сидела у окна и вышивала.

В это время в глубине пустынной улицы, со стороны старого порта, где усыпительно покачивались в небе реи кораблей, показался высокий и очень худой человек в чёрном пальто. Он быстро шёл несколько скачущей, неуверенной походкой, размахивая длинными руками. Шляпу он нёс в руке и потому хорошо видны были его большой покатый лоб, орлиный тонкий нос и серые сощуренные глаза…

Женщина за пяльцами подняла голову и сказала: «А вот идёт наш поэт Андерсен. Под его колыбельную песню ты так хорошо засыпаешь, его сказки ты так любишь слушать».

Мальчик посмотрел исподлобья на незнакомца в чёрном, схватил своего единственного хромого солдатика, выбежал на улицу, сунул солдатика в руку Андерсена и тотчас убежал. Это был неслыханно щедрый подарок! Андерсен понял это. Он воткнул солдатика в петлицу сюртука как драгоценный орден…
(По С. Маршаку) 402 слова
Вопросы и задания:







1 вариант

2 вариант

1

Андерсен родился и вырос в семье

а) плотника

б) сапожника

в) любителя сказок


Родиной сказочника Андерсена является

а) Германия

б) Франция

в) Дания


2

В детстве Андерсен выдумывал разные истории

а) обо всём, что видел вокруг

б) о жизни матросов

в) о своей семье

Гордостью семьи сказочника была
а) старшая дочь

б) профессия отца

в) необыкновенная чистота в доме


3

Внешне Андерсен был

а) маленький и худощавый

б) высокий и худой

в) крупный представительный мужчина


Походка у Андерсена была

а) спокойная и размеренная

б) лёгкая и быстрая

в) скачущая и неуверенная


4

Мальчик подарил Андерсену

а) старую лошадку

б) оловянного солдатика

в) один из кубиков


Подарок мальчика Андерсен

а) бережно положил в карман

в) поставил дома в шкаф

г) воткнул в петлицу сюртука

5

Отметьте выражение, в котором использовано сравнение

а) «разве не прекрасна каждая травинка?»

б) «мальчик вырос и стал великим сказочником»

в) «воткнул солдатика в петлицу, как драгоценный орден»


Отметьте выражение, в котором используется эпитет

а) «запах сливался с перезвоном колоколов»

б) «мальчик посмотрел исподлобья»

в) «рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу»

6

Главная мысль текста:

а) Только бедные дети могут беречь игрушки

б) Андерсен любил и умел ценить подарки

в) благодарность тех, для кого он пишет – главная награда писателя

Тема данного текста:

а) Встреча сказочника с ребёнком

б) Жизнь Андерсена в доме родителей

в) Несколько фактов из биографии великого сказочника


Вопросы для учащихся с высоким уровнем учебных достижений



  1. Продолжи предложение:

Подарок маленького мальчика Андерсен воспринял как неслыханно щедрый, потому что…

  1. Выскажи своё мнение по вопросу:

«Что помогло раскрытию таланта сказочника в сыне сапожника Андерсена»?

  1. Определи тему данного текста.

  2. Сформулируй главную мысль текста.

Закрытые тесты:
5. Отметьте выражение, в котором использовано сравнение

а) «разве не прекрасна каждая травинка?»

б) «мальчик вырос и стал великим сказочником»

в) «воткнул солдатика в петлицу, как драгоценный орден»
6. Отметьте выражение, в котором используется эпитет

а) «запах сливался с перезвоном колоколов»

б) «мальчик посмотрел исподлобья»

в) «рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу»


Р.Р. (у) Подчинённость всех элементов содержания, языковых средств раскрытию темы, идеи текста.
История бога Гефеста
Большая часть обитателей Олимпа правила миром, судила-рядила людей, ведала войной, охотой, искусством, но был среди них бог, которого можно назвать тружеником. Это Гефест, сын Зевса и Геры, покровитель огня и обработки металлов.

Божественной матери, как это было принято и на земле, показали новорождённого первой. Увидев хилое тельце Гефеста, роженица рассвирепела и, схватив своё дитя за ножку, швырнула вниз. Долго нёсся младенец, отторгнутый матерью, пока не упал в океан. Ему повезло, что неподалёку в волнах резвились Фетида, дочь морского старца Нерея и её подруга Эвринома, дочь Океана. Они подхватили несчастного ребёнка и унесли в подводный лазурный грот, где девять лет его выкармливали и пытались дать подобающее богу воспитание. Но юный Гефест не любил ни музыки, ни танцев, в которых подруги знали толк. Не тянуло его и к войне, сказывалась хромота, полученная во время падения. Гефесту нравилось мастерить. Уже в детстве он научился превращать бесформенные куски золота и серебра в прекрасные ожерелья, браслеты, серьги, и его воспитательницы вскоре щеголяли в таких украшениях, которых не ведали ни земля, ни Олимп. Олимпийские богини, разумеется, сразу приметили, как похорошели обе обитательницы морских глубин. Вот когда Гера впервые пожалела, что так обошлась со своим сыном.

Вскоре ей пришлось пожалеть об этом ещё раз. Гефест прислал в подарок матери чудесное золотое кресло. Богини окружили его, наперебой расхваливая работу. Гера же, подобрав длинное одеяние, величественно опустилась в него. И тут из поручней и ножек выскочили какие-то пружины и приковали Геру к сиденью и спинке прочными путами. Испуганно заверещали богини. На помощь поспешили боги. Но даже сам Зевс не смог освободить супругу из золотого плена.

Пришлось послать на землю быстроногого Гермеса. Явившись в кузницу на остров Лемнос, посланец богов увидел Гефеста у горна. Его помощники колотили молотами по металлу. Было так шумно, что Гермесу долго не удавалось втолковать Гефесту, что Гере срочно надо помочь.

Тогда вызвали на помощь Диониса, который явился с мехом, полным неразбавленного вина. Дионис ничего не спросил у Гефеста, а только предложил кузнецу чашу вина. Разгорячённый жаром, Гефест, всегда испытывавший жажду и пивший целыми пифосами, не отказался. Вино ему особенно понравилось, и он потребовал ещё. Вскоре божественный кузнец настолько опьянел, что его можно было взвалить на осла и везти хоть в Тартар.

На Олимпе Гефеста подвели к креслу, и умелец в одно мгновение освободил Геру. Он отплатил за свою обиду и уже больше не таил на мать зла. Да и Гера поняла, как плохо она обошлась с сыном, и, чтобы искупить свою вину, упросила Зевса отдать в жёны Гефесту красавицу Афродиту.

И стал Гефест чаще бывать на Олимпе. Богам пригодилось его мастерство. Он строил для них золотые палаты, делал украшения. Не забывал он и себя, свою жену. Дворец Гефеста был из трёх металлов: золота, серебра и бронзы. Имелась в нём и кузница с чудесными мехами. Гефест сконструировал их так, что по одному лишь слову они сами раздували пламя, а ему оставалось лишь бросить в него руду, а потом перенести плавку клещами на наковальню. Чего только не выковывалось чудодейственным молотом Гефеста: и грозное оружие, и чаши для амброзии и нектара, и украшения для обитательниц Олимпа, которые больше не смели потешаться над чумазым и хромым Гефестом.
(По А. Немировскому) 501 слово
Вопросы и задания





1 вариант

2 вариант

1

Гефест – это бог

а) огня и обработки металла

б) плодородия и земледелия

в) морских глубин

Родители Гефеста

а) Зевс и Ио

б) Гера и Зевс

в) Гера и Прометей


2

Детство Гефеста прошло

а) в горной пещере

б) в хижине пастуха

в) в подводном гроте

На землю Гефеста сбросил(а)

а) его отец

б) его мать

в) богиня Афина


3

Гефест сразу после рождения был сброшен с Олимпа за то, что

а) был хилый и слабый

б) был опасен для матери в будущем

в) вызвал зависть других богов

Гермесу удалось доставить Гефеста на Олимп сразу после того, как мастера

а) сковали по рукам и ногам

б) пригрозили гневом Зевса

в) напоили допьяна


4

У Гефеста была кузница с чудесными мехами, которые

а) сами раздували пламя

б) сами обрабатывали металл

в) давали мастеру ценные советы

После злой шутки Гефеста его мать Гера
а) стала мстить сыну

б) поняла свою вину перед сыном

в) оценила его чувство юмора


5

Стиль речи данного текста
а) литературно-художественный

б) публицистический

в) научно-популярный

Тип речи, использованный автором данного текста

а) рассуждение

б) повествование

в) описание


6

Тип речи, использованный автором данного текста

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

Стиль речи данного текста
а) литературно-художественный

б) публицистический

в) научно-популярный



Вопросы для учащихся с высоким уровнем учебных достижений:

Закрытый тест:

  1. В каких словах заключается главная мысль текста?

    1. Гефест – это бог-труженик;

    2. мать не должна была обижать своего сына;

    3. даже боги Олимпа умели ценить мастерство.

2. Тип речи, использованный автором данного текста

а) рассуждение

б) повествование

в) описание

3. Стиль речи данного текста

а) литературно-художественный

б) публицистический

в) научно-популярный
Сжатый ответ на вопрос:

4. В какие моменты богиня Гера пожалела о том, что так жестоко обошлась со своим сыном?

  1. Как искупила свою вину перед сыном богиня Гера?

  2. Найди в приведённых цитатах слова, принадлежащие разговорному стилю. С какой целью употребляет их автор?

«Роженица рассвирепела и, схватив дитя за ножку, швырнула его вниз»

«…которые больше не смели потешаться над чумазым и хромым Гефестом»

Развёрнутый ответ на вопрос:

7*. Сформулируй тему данного текста

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconСтруктура учебной программы 7 Критерии оценивания учебных достижений...
Программа спецкурса «Информатика» для средней общеобразовательной школы (5-12 классы)

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconКабинет министров украины
Депутаты Верховной Рады Автономной Республики Крым чрезвычайно обеспокоены ситуацией, связанной с проведением внешнего независимого...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconКолесниченко В. Л. Система оценивания знаний и умений учащихся по...
Колесниченко В. Л. Система оценивания знаний и умений учащихся по курсу медиаобразования в учебных заведениях Канады. // Перспективные...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconПрименение математического моделирования на микроуровне при выборе...
В данной работе реализовано направление рационального конструирования деталей машин путем придания им формы, при которой устраняется...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconМетоды предварительной реструктуризации текста при лексическом анализе
В данной статье рассматривается одна из основных проблем, возникающая при лексическом анализе текста – реструктуризация текста на...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconПри учете различных точек зрения на проблему многокритериального оценивания
...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconАнализ результатов изучение уровня учебных достижений учащихся общеобразовательных...
Сакском, Первомайском, Раздольненском районах, гг. Евпатория, Симферополь Автономной Республики Крым позволяет сделать следующие...

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconТрудовое обучение 7-класс
Оценивание учебных достижений учащихся по тематическому блоку «Текстильное материаловедение»

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconТрудовое обучение 7-класс
Оценивание учебных достижений учащихся по тематическому блоку «Украинская вышивка»

Представленные в данной работе тексты подобраны согласно требованиям «Критериев оценивания учебных достижений учащихся…» Как избежать формального подхода при выборе текста? iconТрудовое обучение 6-класс
Оценивание учебных достижений учащихся по тематическому блоку «Украинская вышивка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<