Сценарий проведения мероприятия




Скачать 109.81 Kb.
НазваниеСценарий проведения мероприятия
Дата публикации04.05.2013
Размер109.81 Kb.
ТипСценарий
uchebilka.ru > Литература > Сценарий
"ВОЗМОЖНОСТИ РАСКРЫТИЯ АКТУАЛЬНЫХ НА СЕГОДНЯ ТЕМ ТВОРЧЕСТВА Н. В. ГОГОЛЯ В КЛУБАХ ПО ИНТЕРЕСАМ"
Бондаренко Е. Н., заведующая

Гришинской сельской библиотекой

Красноармейской районной ЦБС


Литературная гостиная – гибкая форма работы, предполагающая свободное общение на литературном материале, наличие гостей, живой диалог на равных.

В рамках празднования 200-летия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя сделана попытка несколько трансформировать эту форму работы, дать ее участникам возможность самовыражения и самореализации. Поскольку у современных читателей-подростков при знакомстве с классической литературой возникают трудности с её восприятием, а юбилейные мероприятия, как правило, бывают скучными, то это противоречие было разрешено путем вовлечения юных читателей в живую дискуссию по страницам произведения, близкого им по героическому пафосу, "несложного", на их взгляд, а именно, по повести Н. Гоголя "Тарас Бульба". Было предложено вместе перечитать полный, а не хрестоматийный текст, заново открыть Гоголя.

Цель литературной гостиной:

- помочь юным гостям осмыслить богатство и глубину нравственной проблематики повести;

- обогатить их нравственный опыт;

- воздействовать на мировоззрение читателей;

- развивать их творческие способности;

- учить читать глубоко и осмысленно.

"Вечный гений"

Литературная гостиная

^ Характеристика мероприятия:

- по аудитории – учащиеся 10–11-х классов, гости;

- по содержанию – опорный материал – повесть Н. В. Гоголя "Тарас Бульба";

- по форме – диалогово-дискуссионное.

^ Подготовка к проведению дискуссии прошла несколько этапов:

1. Выбор инициативной группой темы дискуссии.

2. Выполнение творческими группами участников заданий:

"Аналитики" – определение круга вопросов для обсуждения;

"Оформители" – оформление интерьера гостиной, подбор музыкального сопровождения;

"Историки" – подготовка исторических справок;

"Артисты" – инсценировка и художественное чтение отрывков из повести;

"Литературоведы" – подготовка вопросов конкурса "Самый внимательный читатель";

"Путешественники" – подготовка фотомонтажа – отчета о поездке на остров Хортица.

Все участники готовят самостоятельные творческие работы разных жанров (или подбирают) для альманаха "Тяжкое бремя выбора".

3. Реклама литературной гостиной (оформление красочного объявления, пригласительных билетов).
^

СЦЕНАРИЙ

ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ


Оформление помещения: столы в читальном зале расставлены полукругом, в разомкнутом пространстве размещена этнографическая экспозиция, на стене, обращенной к читателям, – портрет Н. В. Гоголя, фотомонтаж "Так вот она, Сечь!", цитата Олеся Гончара "Гоголь создал духовный образ Украины". Вниманию читателей – книжная выставка "Славетна Запорозька республіка".

1-й ведущий читает отрывок из стихотворения В. Маяковского "Долг Украине":

^ Знаний груз

у русского тощ –

тем, кто рядом,

почета мало,

знают, – вот

украинский борщ,

знают, – вот

украинское сало.

И с культуры

поснимали пенку:

кроме двух

прославленных Тарасов –

Бульбы

и известного Шевченко, –

ничего не выжмешь,

сколько ни старайся.

2-й ведущий: В этих сердитых стихах Маяковского есть известная доля преувеличения: ни "Тараса Бульбу", ни творчество Шевченко мы не знаем как следует.

^ 1-й ведущий: Дорогие друзья! Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена 200-летию со дня рождения великого сына Украины Николая Васильевича Гоголя. Своеобразным героическим эпосом Украины считается его повесть "Тарас Бульба". Произведение, в котором Гоголь изложил не только своё отношение к прошлому, но и своё понимание Родины, свободы, человеческого достоинства, смысла жизни.

^ Конкурс

"Самый внимательный читатель

повести "Тарас Бульба"

1. "Все в светлице было убрано во вкусе того времени; а время это касалось (какого?) века, когда еще только что начинала рождаться мысль об унии". Что такое уния? (В случае затруднения группа историков даёт консультацию).

2. "Дай же Боже, чтобы вы на войне всегда были удачливы! Чтобы (кого?) били?".

3. Назовите ближайших "сотоварищей" Тараса Бульбы.

4. Сколько лет было Тарасу Бульбе?

5. Какую репутацию имел Остап в бурсе? А Андрий?

6. Чьею дочерью была прекрасная полячка, пленившая Андрия?

7. Что послужило причиной еврейского погрома в предместье Сечи?

8. Кто принес Тарасу Бульбе весть об измене Андрия?

9. Какие приемы ведения боя были тактическим "изобретением" запорожских казаков?

10. Кто спас Тараса Бульбу в бою под Дубно?

11. Каким образом Тарас Бульба попал в Варшаву?

12. Почему Тарасу не удалось повидаться с Остапом перед его казнью?

13. Как Тарас Бульба попал в руки врагов?

Звучит казацкий марш (аудиозапись "Козацькі марші").

2-й ведущий: Легендарная Запорожская Сечь! Символ патриотизма украинского народа. Каковы были её история, нравы, уклад? Об этом вы можете узнать из литературы, представленной на книжной выставке "Славетна Запорозька республіка".

Библиографический обзор.

1-й ведущий: "Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!" Эти гоголевские строки звучат в душе каждого, кто посетил национальный заповедник "Остров Хортица".

Знакомство с фоторепортажем о посещении острова Хортица.

2-й ведущий: "Тарас Бульба". Повесть эта стала, говоря сегодняшним языком, брендом Украины. А между тем, в письме А. О. Смирновой от 24 декабря 1844 года Гоголь писал: "…сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. (…). Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая их них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, – явный знак, что они должны пополнить одна другую … слившись воедино, составить нечто совершеннейшее в человечестве".

^ 1-й ведущий: Зададимся и мы сегодня вопросом: кто мы, каковы наши нравственные ориентиры? "Ищи быть и будь человеком" – эти слова Н. И. Пирогова будут нашим девизом. Предлагаем заново осмыслить повесть с позиций современности, обогатить себя нравственными уроками вечного гения.

Выступление члена группы "Толкователи" со значением слова "нравственность".

2-й ведущий: Давайте вспомним, какие общечеловеческие проблемы волнуют Гоголя в повести "Тарас Бульба".

В исполнении заранее подготовленных членов группы "Артисты" звучат отрывки из повести , а слушатели соотносят их с нравственными проблемами:

- описание степи, родного дома (гл. 2) – любовь к родной земле;

- описание боя под Дубно (гл. 7) – истинный героизм, его нравственная высота;

- речь о товариществе (гл. 8) – сила товарищества;

- сцена предательства Андрия в осажденном городе (инсценирование отрывка из гл. 6) – проблема нравственного выбора;

- еврейский погром, диалог, предшествующий ему (гл. 4) – национальная нетерпимость, "инстинкт толпы".

^ 1-й ведущий: Все мы в своё время в школе "проходили" "Тараса Бульбу", и мало кто из нас позже обратился к полному тексту, дающему пищу для размышлений над сложнейшими для человека ХХІ века проблемами. Одна из них – так называемый "национальный вопрос".

^ 2-й ведущий: Обращаясь к нему, мы неизбежно задаем себе вопрос: был ли Гоголь антисемитом? Предлагаю выслушать консультацию группы "Историки" о причинах антисемитизма Тараса, о том, почему евреи оказались в жерновах между двумя воюющими народами.

^ 1-й ведущий предлагает проследить сюжетную линию "Янкель – Тарас", обратившись к прозвучавшей уже сцене еврейского погрома в Сечи.

Обсуждаются причины погрома, называются следующие: деление на своих и чужих по национальному признаку, неумение понять чувства людей другой национальности, религиозно-национальная одержимость, "инстинкт толпы".

^ 2-й ведущий: Невольно возникает вопрос: а какова авторская позиция по отношению к "презренным жидам", ведь прямой оценки изображаемого нет? А косвенная?

1-й ведущий: Несомненно, сочувственная. Она достаточно убедительна в описании внешности, в речевой характеристике героев.

^ 2-й ведущий: Война опустошает души, уничтожает человеческое в человеке. Жестокое средневековье не знает общечеловеческих ценностей, предполагает полную сосредоточенность на своих культурно-религиозных представлениях и равнодушие к чужим.

Группа "Артисты" читает в лицах диалог, в котором Янкель сообщает Тарасу о предательстве Андрия.

1-й ведущий: В последний раз два героя сталкиваются лицом к лицу в варшавском еврейском гетто.

Группа "Артисты" читает в лицах диалог Тараса и Янкеля из гл. 10.

2-й ведущий: Встретились взгляды героев. Что руководит Янкелем? Корысть, благодарность за спасение, сострадание. А что значит сострадать? Отдать частицу своего сердца другому. Кому? Презираемому жиду? Янкель ощущает презрительную неприязнь Тараса, но он способен на большое душевное движение: желание помочь Тарасу.

^ 1-й ведущий: В последних главах Тарас "не был тот прежний, непреклонный, неколебимый". Эта фраза есть и в хрестоматийном, и в полном тексте. Гоголь подчеркивает, что Тарас – трагическая фигура, он раздавлен отцовским горем, он сомневается. В чем?

^ 2-й ведущий: Цепь замкнулась: Гоголь провел нас от экономического и религиозного антисемитизма – через протест против средневековой разъединенности людей – к победе общечеловеческого (в данном случае отцовского) чувства.

^ 1-й ведущий: Вот он, гуманистический урок русской классики! В XVI веке людей объединяет и разъединяет вера, в XIX веке – нация, в XX веке – право исповедовать любую религию или никакой, в XXI веке – свобода национальности.

Музыкальная заставка (ариозо Тараса Бульбы "Ох, яку тяженну каменюку" из оперы Н. В. Лысенко "Тарас Бульба").

2-й ведущий: Известно, что А. С. Пушкин видел в "Тарасе Бульбе" картину, достойную Гомера. Античным накалом страстей отмечен еще один гуманистический урок Гоголя: "Ситуация выбора". Кто из героев и как ведет себя в ней? На чьей стороне автор? А ты, читатель?

Участник группы "Артисты" читает стихотворение Н. Гумилева "Выбор":

Созидающий башню сорвется,

^ Будет страшен стремительный лет,

И на дне мирового колодца

Он безумье свое проклянет.
Разрушающий будет раздавлен,

Опрокинут обломками плит,

И, Всевидящим Богом оставлен,

Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры

Или к заводям тихой реки

Повстречает свирепой пантеры

Наводящие ужас зрачки.
Не спасешься от доли кровавой,

Что земным предназначила твердь.

Но молчи: несравненное право –

Самому выбирать свою смерть.

1-й ведущий: В острейшую ситуацию выбора ставит Гоголь Андрия. Янкель, сообщая Тарасу о предательстве Андрия, произносит ключевую фразу: "Там ему лучше, туда и перешел".

^ 2-й ведущий: Вспомним диалог Андрия с панночкой в осажденном городе. Какие слова Андрия подтверждают догадку Янкеля? "Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!"

^ 2-й ведущий: Вы, юноши, прочитавшие впервые повесть в 12-летнем возрасте, наверное, судили Андрия, высоко ценили товарищество, осуждали предателей и стеснялись говорить о любви.

^ 1-й ведущий: Вам, девушкам, наверное, хотелось быть любимыми с такой же силой и не хотелось, чтобы этой любви что-либо мешало.

Дискуссия:

1. Что в вас, 15–17-летних, сильнее сейчас: желание осудить или жалость к человеку, сделавшему выбор?

2. А если бы Андрий перешел к полякам не в момент боевых действий?

3. Соотнесите позиции Янкеля и Андрия с Положением из "Всеобщей декларации прав человека".

Участник группы "Историки" зачитывает: "Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну".

^ 2-й ведущий: Украинские Ромео и Джульетта противопоставили средневековой разъединенности людей по социальным и другим признакам культ чувства, духовности. Они предчувствуют волею автора XXI век, общечеловеческую культуру.

Участник группы "Артисты" читает стихотворение Ю. Левитанского "Каждый выбирает для себя":

Каждый выбирает для себя

^ Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже, как умею.

Ни к кому претензий не имею:

Каждый выбирает для себя.

1-й ведущий: "Тяжкое бремя выбора". Так называется альманах, который мы сейчас составим с вами из работ различных авторов различных жанров, в которых осмысливается проблема выбора, проблема внутреннего "Я".

^ 2-й ведущий: Предлагаем вам, дорогие гости, опираясь на свой жизненный опыт, поразмыслить над этой проблемой. Слово предоставляется всем желающим высказаться.

Живой обмен мыслями, презентация произведений, предлагаемых в альманах.

Звучит стихотворение Ивана Драча "До Гоголя".

Заключительное слово ведущего: Дорогие друзья! Как видим, слово Гоголя и сегодня будит высокие чувства, наталкивает на глубокие размышления. Пожелаем же друг другу новых встреч с его героями на страницах бессмертных произведений.

Список использованной литературы.

1. Гоголь, Н. В. Тарас Бульба : повесть / Н. В. Гоголь. – М. : Художественная литература, 1973.– 163 с.

2. Гумилев, Н. Выбор // Гумелев, Н. Стихотворения / Н. Гумилев. – М. : Молодая Гвардия, 1989. – С. 22.

3. Драч, І. До Гоголя // Драч, І. Лист до калини : поезії, поеми / І. Драч. – К. : Веселка, 1990. – С. 101.

4. Звиняцковский, В. Я. Национальная идея в "Тарасе Бульбе" / В. Я. Звиняцковский // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – № 2. – С. 9–16.

5. Штильман, С. Тяжкое бремя выбора. Урок-обобщение. VII класс / С. Штильман // Литература в школе. – 2000. – № 7. – С. 33–37.

6. Факторович, Б. З. Был ли Гоголь антисемитом? / Б. З. Факторович // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – С. 9–19.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий проведения Всеукраинской акции солидарности
Подать заявку в городской исполнительный комитет (райгосадминистрацию) на проведение мероприятия с указанием в ней места и времени...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий внеклассного мероприятия. «Конкурс джентльменов»
Развитие памяти, внимания, организованности, самостоятельности, умений согласовывать интересы в процессе проведения соревнований

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий мероприятия для учащихся 10 класса Тема
...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий профилактического мероприятия «Витаминка»
Информационно-просветительские мероприятия, направленные на профилактику употребления психоактивных веществ, других форм асоциального...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий проведения тематического воспитательного мероприятия
Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения Бала на Руси, используя лучшие...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 9 классах
Зал, в котором проводится турнир, желательно украсить «языковой тематикой»: кроме названия мероприятия, поместить картинки-иллюстрации,...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий классного часа "Я бы с песни начал свой рассказ "
Место проведения классного часа необходимо накануне празднично украсить цветами, воздушными шарами, стенгазетами. Перед началом мероприятия...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий 8 марта корпоратив для взрослых «Праздник весны для милых дам»
Сценарий проведения 8 марта в коллективе взрослых людей. Сценарий подойдет для празднования Международного Женского дня на корпоративном...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий спортивного вечера Разработал: Преподаватель физической...
Цель мероприятия: Популяризация физической культуры, вовлечения учащихся к занятиям спортом, развитие коммуникабельности, двигательной...

Сценарий проведения мероприятия iconСценарий и постановку мероприятия мы разработали вместе с Полиной...
Традиция праздничных вечеров на фубе была продолжена новогодним концертом. Интересный формат мероприятия, яркие идеи, постановка...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<