Урока: образовательные




Скачать 107.4 Kb.
НазваниеУрока: образовательные
Дата публикации08.05.2013
Размер107.4 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Паспорт урока

Дата: 5 декабря
Класс: 4
Учитель: Рябуха Ирина Николаевна
Тема урока: Синонимы, антонимы. 
Цели  урока:

образовательные: знать определение синонимов, антонимов ; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, обучать самостоятельно пополнять свои знания, формировать коммуникативные умения.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

^ Тип урока: урок  изучения нового материала с использованием ИКТ.
Формы обучения: индивидуальная, групповая.
Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование: мультимидийная установка, презентация, кросворд, словари антонимов и синонимов, раздаточный материал.

Ход урока

^ I .Организационный момент

Учитель: Дети, к нам в класс пришли гости. Давайте к ним обратимся.

Мы рады приветствовать вас в классе нашем.

Возможно, есть классы и лучше и краше.

Но пусть в нашем классе вам будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

Поручено нам всем урок начинать,

Поэтому время не будем терять.

^ Учитель: Поговорим?

Дети: Поговорим.

Учитель: О разном и о прочем.

Дети: О том, что в жизни хорошо.

Учитель: и хорошо не очень.

Дети: Ведь что-то знаем мы.

Учитель: А что-то мне известно.

Дети: Поговорим?

Учитель: Поговорим.

Вместе: Нам будет интересно!

2. Упражнение «Ожидание» .

Учитель: У вас на партах лежат фигурки, напишите, что вы хотите получить от урока?Дети вырезаные бинго прикрепляют ниже ступенек и говорят, что они хотят получить от урока ( новые знания, хочу чтобы урок был интересным, хорошое настроение, ………)

Учитель: В конце урока посмотрим, сбылись ли ваши ожидания.

Учитель: Что бы хотели пожелать мне вы?( ответы детей)

^ II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1 Правила работы.

– Прежде чем начать писать, давайте вспомним правило правильной работы в тетради.

Дети.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Записываем 5 декабря

Классная работа

Учитель: Каких правил нам сегодня нужно придерживаться , чтобы достичь успехов на уроке? (Поднимать руку, быть внимательным, не перебивать собеседника, внимательно слушать, быть активными, быть искренним, улыбаться.)

^ 2. Проверка домашнего задания

Учитель: Проверим домашнее задание.( Обратная связь)

  • Что вам нужно было сделать в домашнем задании?

  • Подимите руки, кто сделал упражнение? Как вы его выполнили я соберу тетради и проверю.

  • Давайте вспомним , что мы узнали на прошлом уроке ? ( лексика – это … раздел русского языка, изучающий словарный состав ……, чтобы узнать лексическое значение слова нужно обратиться к толковому словарю, слова имеют одно и несколько значений, прямое и переносное значение.)

  • Молодцы дети.

^ 3. Словарная работа

На доске буквы: г у р щ д ц

Учитель: Запишите букву, стоящую в алфавите пятой по счету.

Вторая буква обозначает непарный звонкий твердый согласный.

Третья буква обозначает гласный звук.

Четвертая буква обозначает парный звонкий твердый согласный.

Какое слово у вас получилось?

^ Дети: Друг.

Учитель: Что вы можете сказать об этом слове?

Дети: Один слог, 1 гласная, 3 согласных, 4 буквы, 4 звука.

Учитель: Какая орфограмма в этом слове?

Дети: Парная согласная в корне слова.

Проверка друг -нет друга.

Учитель: Подберите однокоренные слова.

Дети: Дружок, дружный, дружить, подруга, дружеский, дружище.

Учитель: Выделите корень. Какое произошло чередование букв в корне?

^ Учитель: А как вы понимаете лексическое значение слова друг.

Дети: Друг – это человек, с кем делишь и радость и горе.

Дети: Друг- это человек , к которому испытываешь симпатию.

Дети: Поддерживаешь в трудную минуту, доверяешь.

Учитель: Слово друг, произошло не от слова другой, а от слова дорога. Поэтому друг или подруга – это человек идущий с тобой одной дорогой, к общей цели, мечте...

Учитель: А какие пословицы вы знаете о дружбе?

Дети: Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Держись друга старого, а дома нового.

Добрый друг лучше ста родственников.

Друг познается в беде.

Надежный друг дороже денег.

Учитель: У кого есть друзья ? ( называют)

- За что вы их цените?
^ 2. Каллиграфическая минутка (Слайд №)

Учитель: Посмотрите, какую букву мы будем писать сегодня каллиграфически?(ответ)

Учитель: Правильно, мы будем писать заглавную и строчную букву Дд, соединения и пословицу.

Учитель: Дети, прочитайте половицу.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Правильно, человеку нужен друг, он чувствует себя потом уверенным, сильным , так и птице для уверенности нужны крылья.

- Назвите слова на картинке , в которых есть буква Д ( девочка, двенадцать, доброта, дума, душа).

Учитель: Запишите букву Дд, соединения и пословицу. Пишем каллиграфично, правильно и акуратно. Обращаем внимание на соеденение .

- Обменяйтесь тетрадями. Сравните написанные буквы с образцом и подчеркните лучшую букву.

- Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Ане надо поработать над правильным написанием букв, Вике нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

^ Учитель: Подберите к слову друг слова близкие по значению.

Дети: Приятель, товарищ.

Учитель: Что общего у этих слов?

Дети: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

Дети: Слова близкие по значению.

Учитель: Прочитайте стихотворение и найдите слова противоположные по значению. (Слайд №2 )

^ Дети: Враг – друг.

Учитель: Что общего у этих слов?

Дети: Они отвечают на один вопрос и относятся к одной части речи.

Дети: Слова, противоположные по значению.

^ II. Объявление темы и цели урока

Учитель: Тема нашего урока «Синонимы и антонимы».

Мы сегодня узнаем , что такое синонимы и антонимы, расширим свои знания о них и узнаем, для чего такие слова нужны в нашей речи. Познакомимся с новыми словарями.

^ Учитель: Посмотрим на экран. Что здесь изображено?
(
Учитель: Дом, а как еще можно назвать его?

Дети: Здание, строение, жилище, особняк…

Учитель: На какой вопрос отвечают все эти слова? Какая это часть речи?

( существительное). Смотрим дальше…

^ Учитель: Что на этой картинке делает мальчик?

(
Дети: Бежит, мчится, несется, летит…

Учитель:На какой вопрос отвечают эти слова, какая часть речи?( глагол).

^ Учитель: Перед нами высокий человек. Какой он?

Дети: Длинный, долговязый.

Учитель: Часть речи( прилагательное)

Учитель: Какой мы можем сделать вывод?

Дети: Слова синонимы отвечают на один и тотже вопрос и могут быть разными частями речи.
^ 1. Работа с тетрадью – пособием с 42 . Чтение правила.

Учитель: Дети, подбирая синонимы вы должны помнить, что синонимы хоть и близки позначению, но каждый из них имеет свой оттенок.

^ Учитель: Какой мы сделаем вывод?

Дети выводят правило: Синонимы-это слова близкие по смыслу, отвечают на один и тот же вопрос, односяться к одной и той же части речи,но звучат и пишутся по-разному.

На доске записаны слова: Загрустить - затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

^ Учитель: Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

Учитель: Подберите глагол - синоним с корнем « печаль» (печалиться).

^ 2. Работа с учебником

Выполнение упражнения 214 с. 105

Учитель: Какой вывод для себя вы сделали?( ответы детей)

Учитель: Сегодня утром возле двери нашого класса я нашла конверт. От кого он, как вы думаете?( от Незнайки)

Что же он нам написал, прочти Толя.

^ 3. Разгадывание кроссворда( у каждого ученика на парте материал кроссворда.

Учитель: Впишите в пустые клеточки синонимы, которые состоят из такого же количества букв, что и написанные им слова.



Бор, беда, стужа, желать, потемки, ботинки, извещение.

Учитель: Молодцы ребята, я думаю Незнайка оценит нашу помощь.

4. Физкультминутка

Учитель: посмотрите на доску, какие еще мы не рассмотрели слова? Антонимы широко используются в пословицах, поговорках, загадках.

Посмотрите на экран. Продолжи предложения….( Слайд № )
Учитель: Слова, противоположные по значению называются антонимами.

Так, что же такое антонимы?

^ Дети: Антонимы -это противоположные по смыслу слова, относятся к одной и той же части речи.

Учитель: Назовите антонимы в упр. 75( тетрадь- пособие)

Учитель: Подберите пожалуйста антоним к слову корова, карандаш, нога. Внимание дети, вы должны знать , что не у всех слов есть слова-недруги, слова-антонимы. Не может их быть не только у этих , но и и многих других .

^ YI.Закрепление нового материала

1. Упражнение «Руханка»

Ты котись веселый мячик

Быстро, быстро по рукам
У кого остался мячик,

Тот называет антоним к слову …(день - ночь, кислый- сладкий, высокий- низкий, сухой- мокрый, говорить- молчать, глупый - умный, чистый - грязный, правда - ложь и т.д)

^ 2 . Игра « Образуй пару»

( выйти из-за парт и стать в шеренгу, рассчитаться на день, ночь и т. д , объеденитесь в группы- 1 стол –день, 2 стол- ночь)

3. Работа со словарями.

( Слайд № )

Учитель: С какими словарями мы уже работали ?  ( орфографические, толковый , тематический, энциклопедический) .

- Диалог о словарях (Читают двое детей по ролям)

Сколько разных словарей?
Сколько в комнате дверей? 
Или пальцев на руках?
Или тучек в облаках? 
Сколько в городе домов? 
45 иль сто томов?
Очень много их на свете, 
И не нужно их считать - 
Интересней их читать!
Словари есть лингвистические, 
Словари есть поэтические 
И, конечно, не забудьте - 
Словари энциклопедические! 
Давайте подружимся со Словарём 
И будете знать вы всё обо всём!
В.В. Васильева

Учитель: В русском языке, как и в украинском , есть словари антонимов и синонимов. Для чего же они нам?( слайд) . Со словарями мы уже знаем как работать и сей час нам предстоит поработать в группах . Задания у вас в конвертах.

1 группа найти синонимы к словам ( 3-4 слова)

Свинья – хрюшка с. 393,

Спасибо- благодарю с. 420,

Собака- псина, пес с. 411,

Любопытствовать- интересоваться, любопытничать

Кофейный- коричневый с. 159
2 команда найти антонимы к заданным словам.

С.29 веселый - грустный, мрачный, печальный, скучный, тоскливый, угрюмый.

С.31 весна – осень

С. 202 увеличивать – уменьшать

^ Учитель:Молодцы, ребята.

Учитель: Дети, а если у вас нет словарей. С помощью чего мы можем найти нужные слова? Правильно, с помощью компьютера. Кто напомнит , как можно это сделать ?( ответ ученика)

^ YII.Подведение итогов

Учитель: Мы с вами хорошо потрудились. Итак

Чтобы знанья были впрок,

Следует кратко повторить урок.
Учитель: Что же мы сегодня узнали на уроке?

Дети: узнал, что антонимы это…

- узнал, что синонимы это…

- не все слова имеют антонимы.

- синонимы хоть и близки позначению, но каждый из них имеет свой оттенок.

- слова синонимы могу быть разными частями речи

- есть словари синонимов и антонимов.

- синонимы и антонимы нужны нам чтобы разнообразить нашу речь, сделать богаче, красивее.

^ Упражнение» Ожидание»

Учитель: Подойдите по очереди к доске и скажите , что вам понравилось на уроке больше всего, сбылись ли ваши ожидания ?

-Если вы хорошо усвоили материал урока, то человечек должен встать на верхнюю ступеньку лесенки!

- Если на уроке вы что – то не поняли, то ваш человечек пусть встанет на среднюю ступеньку.

- Если же материал урока вы вовсе не поняли,  он показался вам слишком трудным, то человечка  прикрепите на нижней ступеньке лесенки!

Учитель: Молодцы , дети. Спасибо за то, что вы активно и с интересом работали. Хочу отметить работу Толи, Ильи , Виты – они были очень активные, получают по …балов, Вероника, Вика и Саша - …….., Ане ….
^ YIII . Домашнее задание : всем выучить правила и на ладошках выполнить индивидуальные задания.

1.Илье и Толе найти пословицы из выученных произведений, в которых есть антонимы и синонимы.

2. Ане в пословицах нужно найти и подчеркнуть антонимы.

Знай больше – говори меньше.

Маленькое дело лучше, чем большое безделье.

Не поев горького, не поймешь сладкого.

Ложь тяжела, да и правда не легче.

От радости старые молодеют, от печали молодые стареют.

3. Вите и Вике выписать из словарей 5 пар антонимов и 5 синонимов.

4. Саше и Веронике выполнить упр. 225 в учебнике.
Прощание

Учитель: Давайте станем в круг и скажем друг другу пожелания.

Давайте скажем все вместе: Мы сегодня молодцы.

Список использованной литературы:
1. Програми курсів за вибором для початкових класів. Варіативна складова Типових навчальних планів. Книга 2/ Упор. : Л. Ф. Щербакова, Г. Ф. Древаль. – Тернопіль: Мандрівець, 2011. – 248с.

2. Русский язык: Учебн. для 4 кл. общеобразоват. учебн. заведений с укр. яз. обучения. - И. Ф Гудзик - К: Освіта , 2004.- 159с.

3. Русский язык. Поурочное планирование. Е. В Безкоравайная – Харьков: Торсинг плюс.- 2008-192с.

3. Учим русский язык. Рабочая тетрадь-пособие для школ с украинским языком обучения. 4 класс. – Х.: Торсинг плюс, 2011. – 64с..

4 . Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е издание перераб.-. Л.В. Львов –М. Просвещение- 1987-240с.

5. Словарь синонимов русского языка/Авт.-сост.Ситникова М. А-Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 352с.

6. Русский язык. Планы-конспекты уроков. Е.А. Бабенко -Харьков : Веста: Издательство « Ранок», 2005.-144с.

7. Методична робота вчителя початкових класів/упоряд. О.Б. Полевикова. – Х.: Вид. группа «Основа», 2009 – 350,- ( Серія « Початкова школа. Вчительська майстерня»).

8. Журналы « Расскажите внуку», январь №1 – 2011

9. Работа над трудными словами в начальных классах./ упор.:Канакина В.П М.: Просвещение, 1991.

10. Нестандартные уроки русского языка по теме «Лексика». 3-4 классы./Составитель Менькова Е.В.  – Волгоград: ИТД « Корифей», 2006. - 128 с.

11.  Борисова Т.М. Синонимы. - hppp//festival.1september.ru/2003-2004/ index.php?member=103047

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Образовательные: обучение технике ловли и передачи мяча на месте и в движении, технике перемещений, остановке прыжком, поворотам,...

Урока: образовательные iconУрока. Образовательные
Тип урока: Урок изучения нового. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний

Урока: образовательные iconТема урока: Первообразная. Основное свойство первообразной. Цели урока
Образовательные: Сформировать представление о понятии "первообразная", способствовать формированию умений применять полученные знания...

Урока: образовательные iconКонспект урока на тему: ангелы образовательные цели урока: а вооружить...
Боге как о Творце мира, пробудить любовь к Иисусу Христу рассказами о Его любви к людям

Урока: образовательные iconУрока: образовательные
«Я – концепции», самостоятельности, коллективизма, навыков общения и работы в микрогруппах

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные (по географии)
Сформировать новые географические понятия «экономический потенциал», «ввп», «внп», «национальный доход»

Урока: образовательные iconУрока: образовательные
...

Урока: образовательные iconТема урока. Один дома
Образовательные рассмотрение правил поведения и опасных ситуаций, возникающих дома

Урока: образовательные iconУрока: Образовательные
Тема: Решение задач. Вычисление по химическим формулам молярной массы вещества, количества вещества

Урока: образовательные iconТема. Линейная функция и ее график Цели урока. Образовательные
«Найди ошибку», самоконтроль, контроль путем выбора задания, самопроверка, «Интрига», беседа диалог

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<