Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв




Скачать 277.11 Kb.
НазваниеУкраинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв
страница1/3
Дата публикации23.02.2013
Размер277.11 Kb.
ТипАнализ
uchebilka.ru > Литература > Анализ
  1   2   3
Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей

Джура С. Г. (ДонНТУ г. Донецк, Украина)
Идея страны – не то, что она
думает о себе, а что Бог
думает о ней в Вечности.
Вл. Соловьёв

В данной статье сделана попытка взглянуть на украинскую национальную идею с точки зрения общечеловеческих ценностей и эволюционного развития всего человечества, идеей, в которой, по мнению автора, ведущее место принадлежит русской идее на современном этапе развития человечества. Причем здесь имеется в виду грядущая Россия, в которой есть место и Белой Руси – Белоруссии и Киевской Руси – Украине.
^ Предварительные замечания. Начал писать эту статью, чтобы самому разобраться в этом непростом вопросе. Старался, насколько это возможно, делать акцент на научной стороне вопроса и как можно дальше от политики, но, видимо, это не всегда получилось, слишком уж больная тема. Здесь вспоминаются слова Е.И.Рерих: „Кто-то раз сказал, что ведать и вести политику страны могут лишь специалисты, но на это один очень умный человек возразил – «Но беда в том, что невозможно ограничить или определить, где начинаются и кончаются пределы политики. Каждый гражданин страны вольно или невольно только и делает, что творит политику. Потому самая лучшая мера для улучшения всякой политики – это начать с правильного воспитания и образования народа в духе дружелюбия и неограниченного познавания»».

^ Введение в проблему. За годы независимости Украина породила множество вопросов, главный из которых – отсутствие сформулированной национальной идеи. Это, конечно вопрос не одного исследователя, а как минимум для целого объединения ученых, таких как институты стратегических исследований. Поэтому эта статья не претендует на окончательное решение этой проблемы, а лишь показывает перспективные пути ее решения и указывает на тупиковые направления. Автор не раз обращался с предложением обсудить этот вопрос в институт стратегических исследований Украины, также через прессу /1/, но пока заинтересованного ответа не получил.

^ Проблема национальной идентичности украинцев. Перед народом Украины стоит вопрос о поиске национальной идентичности. Это вопрос не новый для многих народов. Так в ДонНТУ была издана книга /2/ о поиске национальной идентичности немецкого народа. Это долгий и, порой, мучительный путь. Аналогичную проблему решает сейчас и украинский народ, и путь поиска истины его также тернист. От решения данного вопроса зависит и вопрос о национальной идее Украины (вернее, они взаимно увязаны).

^ Анализ существующего информационного поля показывает: вопрос национальной идеи сегодня актуален, но пока размышления вокруг этой проблемы больше похожи на плач Ярославны, нежели на тот конструктивный диалог, который может дать Украине новую точку отсчета. Что такое «общенациональная идея», на каких основах она может быть создана — на национализме титульной нации, национальном интересе, патриотизме, на «мессианской цели»?

Сегодня мы видим, что национальная идея отождествляется с идеей украинского народа. Причем понятие «украинский народ» понимается не как «люди, живущие в Украине», а как «украинцы». Это отразилось в одном из лозунгов последней избирательной кампании: «Украина для украинцев». Звучит тревожно, практически как Германия для немцев и т.д. То есть это не национальная, а националистическая идея, исторически многократно потерпевшая крах…

Само существование Украины как государства вызывает множество вопросов и порождает

множество проблем. Политика "оранжевой" политической элиты ведет государство к кризису. Стабильная Украина может существовать как полиэтническое государство, в котором уважаются права и свободы всех наций. Но политический курс направлен в другую сторону... Национальный вопрос - это очень опасный вопрос. Это бумеранг, который снесет голову тому политику, который его запустит в пространство. И создается такое впечатление, что он уже запущен. Строить стабильность на национализме - это, мягко говоря, не дальновидно.

Может ли национальная идея основываться на интересах одного этноса? Будет ли она жизнестойка, если не учтет интересы других народов? Сможет ли при таком позиционировании сохранить территориальную целостность многонациональное государство?

Национальная идея — это не ассорти из исторических символов, привлекательных лозунгов и социальных благ в национальной упаковке, а общая цель и долгосрочная стратегия развития данного общества. Чтобы цель стала действительно всеобщей, а готовность ей следовать, не взирая на возможные жертвы, передавалась от поколения к поколению, необходимо несколько обязательных условий.

Национальная идея станет объединяющей, по мнению авторов /3/ и созидающей, если будет:

— во-первых, транснациональной, транссоциальной и транстерриториальной, т.е. одинаково привлекательной для абсолютного большинства населения страны, не взирая на национальность, социальный статус и место жительства;

— во-вторых, базироваться на системе национальных ценностей и приоритетов, историческом опыте побед и свершений, а не поражений и национального унижения;

— в-третьих, отвечать духовным и материальным интересам современного общества.

Серьезным вызовом Новейшей истории, человечества в целом и всем мировым религиям стал вызов со стороны национальной идеи этничности. Ценой огромных жертв человечеству удалось преодолеть в веке минувшем вызов расизма и национальной исключительности: те, кто были очевидцами этого ада на земле, невольно задавались вопросом: где был Бог, когда пылали печи концлагерей, когда целые народы подлежали геноциду, как политически неблагонадежные или этнически неполноценные. Однако и сегодня продолжаются национальные, нередко связанные с религиозным фактором войны, этнические чистки, происходит геноцид. Очевидно, что распад многонациональных государств и появление новых национальных и в XXI столетии будет представлять вызов всему человечеству, основным правам человека, общественной безопасности, стабильности, целостности мироздания /3/.

В реальной жизни религиозные и национальные факторы тесно переплетены. Фактор национализма ставит очень острые вопросы перед всеми мировыми религиями. Даже те из них, которые по сути своей проповедуют справедливость, дело мира и примирения, нередко оказывают свою поддержку той или иной радикальной партии, выступают на стороне какой-то одной нации или народа, берут на себя миссию формирования нации или государственного строительства.

Выход автору работы видится в наднациональном подходе – синтетической философии Востока и кросскультурном синтезе Живой Этики. Этот подход аргументирован на ряде международных конференций и выражен в совместной работе /4/.

Таким образом, Украина не избежала вызова со стороны национального фактора, который оказался тесно переплетенным с религиозным. В итоге, с одной стороны, не удовлетворены основные национальные интересы ни одной из населяющих Украину наций и народностей, в том числе и так называемой титульной — украинской. С другой же — достаточно демократическое законодательство Украины о свободе совести и религиозных организаций оказалось недееспособным противостоять антидемократическим методам решения государством церковных вопросов из-за своих узко политических, окрашенных национализмом, интересов.

В первые годы независимости национализм функционировал в качестве новой, «государственно-национальной», в кавычках, религии. Его мифы стали национальной историей, и история Украины в очередной раз подверглась переписыванию, оставаясь при этом не менее идеологизированной, тенденциозной и обремененной мифами, чем в предыдущие столетия.

Самоуправляемая экономически Украинская православная церковь однозначно трактовалась как церковь не украинская — русская, зависимая в вопросах и церковных, и политических от Москвы. Тогдашний президент Украины открыто заявил, что в независимом государстве и церковь должна быть независимой от внешних религиозно-политических центров. Верховная Рада Украины приняла постановление, не отмененное по сей день о неправомочности избрания предстоятелем Украинской православной церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, "узаконив" таким образом, в качестве "национальной державной церкви" самопровозглашенный киевский патриархат. Национализм и политический произвол в церковной сфере привели к глубокому болезненному и продолжительному расколу Православия в Украине.

Этнические русские в Украине составляют 22,1%. Другое дело, что украино-русские отношения в Украине имеют свою специфику, очень много этнических украинцев идентифицируют себя с русской культурой и что не контрастирует с их этническим происхождением.

С этим не считаться в Украине невозможно. Разве не показателен пример того, что 41% киевлян, уже после провозглашения украинского языка государственным, высказался против его обязательного введения в системе образования. Даже в Львовской епархии среди поляков греко-католиков, которых менее всего можно заподозрить как "агентов влияния Москвы", 7,1% назвали русский своим родным языком /3/.

Однако и русские, и поляки и украинцы являются гражданами Украины, законодательство которой исключает возможность дискриминации их по национальному или вероисповедному признаку.

Однако почему же православные христиане Украины не сумели хотя бы свести к минимуму разрушительный потенциал этничности, избежав разделения. Ведь во всех этих событиях роль национализма была одной из определяющих. Почему национальные чувства у тех, кто называет себя христианами, сумели вытеснить самую суть из учения Христа, что для христианина первично? Верность Христу или национальная принадлежность? — На все эти вопросы давно дан однозначный ответ, но он лежит исключительно в духовной плоскости. А сегодняшнее разделение православных в Украине — свидетельство серьезного поражения национализма /3/.

Однако Евангелие четко разграничивает принадлежащее Богу и Кесарю. Даже тогда, когда Церкви приходилось выполнять в истории роль главного социального и духовного института, возложенная на нее миссия заставляла ее сохранять отстраненность и преодолевать во имя этой отстраненности самые разнообразнейшие затруднения.

История Церкви свидетельствует, что диалог между Церковью и обществом, как правило, имел конфликтный характер. Разумеется, в обществе аккумулировано немало положительных ценностей, которые Церковь не только признает, но и усваивает, однако присутствует в нем и дух "мира сего". Неизменные внешние вызовы неизбежно будут сопровождаться внутренними в лоне самой Церкви. Одним из таких вызовов стал вызов национализма, одновременно и внешний, и внутренний. Поэтому сегодня так актуален вопрос о сущности христианского патриотизма.

Вот описание нынешней ситуации в видении духовно-партиотического союза: «Предательство как национальная идея Украины» /5/. И вот как это аргументируется: „Формирование «национальной идеологии» современной Украины происходит на историческом примере изменников, предателей и убийц, из которых «оранжевые» формируют пантеон своих «героев». При переходе от социализма к капитализму, по словам М.Н.Задорнова - „Взяли самое плохое от капитализма и забыли все лучшее от социализма”. Это печально. Другая почти противоположная точка зрения «Национальная идея Украины – Гармония» Сергея Гороха /6/. Это точка зрения всеукраинского аналитическо-исследовательского центра „Родовое джерело” родовых экопоселений, но никак не связанная с официальной точкой зрения, которую так яро претворяют в жизнь чиновники – это украинизацию. Но известно, что язык является средством выражения идеи и никак не может быть самой идеей. Идею можно выразить на разных языках и идея от этого не пострадает.

Итак, национальная идея — это гласный договор между гражданином и государством о взаимных обязательствах и гарантиях, принципах личной и общественной жизни, этическая платформа, позволяющая человеку причислять себя к определенной нации, гордиться этой принадлежностью и передать это чувство по наследству.

Сформулированная национальная идея должна выполнить функцию своего рода меморандума, в котором объявляются цели, оговариваются механизмы их достижения и предоставляются гарантии всем участникам интеграционного процесса.

Так и ложная национальная идея неизбежно будет девальвироваться и требовать все больше средств на свое обеспечение вплоть до полного банкротства. А за банкротством идеологии следует экономический крах государства.

Демократическая национальная идея — это виза для Украины, стремящейся в Евросоюз. До сих пор остается не ясной детализация этого направления. То есть официальная точка зрения на этот вопрос не сформулирована до сих пор. Таким образом, страна уподоблена самолету, который летит в никуда. Пассажирам приходится гадать, что решит экипаж уже в самом полете (вот недавно выяснили, что экипаж хочет в НАТО, а большинство пассажиров лайнера, как известно, - обратного мнения). Эта ситуация неразрешенности вектора развития тревожит народ. Тезис о Евроинтеграции, и тем более о Евроатлантической интеграции тоже не выдерживает критики, ибо никаких референдумов не было и это точка зрения отдельных особ государства, выражающих мнение тех стран, благодаря которым они там оказались. И тут на ум приходит первый вариант вышеприведенного обзора о том, что совершено и продолжает совершаться грандиозное предательство интересов всех народов населяющих Украину. Как говорил отец Павел Флоренский: «Известно, что страна, которая не служит истине и не заботиться о благе своих граждан – обречена».

Симптоматично, что в стране „торжествующей демократии”, например, не показывают фильм „Необъявленная война” /7/. По мнению авторов этого фильма, война на нашей территории уже началась и ведётся без объявления, то есть не по правилам. Эта тема искажается, либо замалчивается всеми СМИ на Украине. После вступления в Евросоюз обещанного благополучия не наступило... Об этом говорят жители Венгрии, Польши, Прибалтики. Разрушение экономики, социальной сферы, образования, здравоохранения, происшедшее в странах, вступивших в ЕС, начало реализовываться на Украине. На очереди - Россия. Об успешной операции под названием "Оранжевая революция" говорят известные политики, депутаты и общественные деятели. Политическая элита Украины, не спрашивая мнения своего народа, определила Европейский путь развития и экспортирует оранжевую революцию на территории Белоруссии и России.

Несколько слов о политической элите Украины. Советник предыдущего Президента Украины еще во время правления предыдущего Президента в своем выступлении по телевидению сказал буквально следующее: «Политической элиты в ее высоком значении в Украине не существует». На самом деле эту элиту еще нужно сформировать и воспитать. Поэтому пока что элита Украины порой представляет собой сообщества о которых французский философ Ж.Э.Ренан писал: «Народ – это сообщество, объединяемой ложной оценкой прошлого и ненавистью к своим соседям» /8/… Вспоминается известный тезис о том, что история учит лишь тому, что ничему не учит…

Одна из центральных украинских газет „Зеркало недели” /9/ по сути дела констатирует факт отсутствия выработанной национальной идеи. В своем резюме автор /9/ предлагает провести «…исследование интересов и ценностей различных слоев, на основе которого посредством системного общественного обсуждения будет осуществлен переход к адекватному определению общеукраинской национальной идеи» /9/. Возникает резонный вопрос, а вообще есть ли решение этого сокраментального вопроса? Научно обоснованную и исторически подробно разобранный ответ на этот вопрос делал проф. Д.Я.Бондаренко из Санкт-Петербурга с характерным названием, отвечающим на поставленный выше вопрос /10/, которую начинает двумя эпиграфами: «Как комета, появляется, как правило, укра­инский вопрос на политическом небе Европы каждый раз, когда для России наступает критический момент» /11/. «Мы живем в удивительное время, когда соз­даются искусственные государства, искусст­венные народы и искусственные языки» /12/. Автор этой работы подчеркивает, что «украинская идея не поддается рациональ­ному объяснению вообще… Сравним, для примера, стремление к независи­мости США в 1770-х, и стремление к независимости Украины в 1990-х го­дах. В Североамериканских колониях стремление к независимости было сформулировано в работе Т. Пэйна «Здравый смысл», где рационально объясняется, что независимость необходима для создания лучших эконо­мических и социальных условий. В украинском варианте независимость стала необъяснимой самоцелью, которая требует подчинения человече­ских сил и не гарантирует лучших социальных условий. Современная ук­раинская государственность выгодна чиновникам, но абсолютно невыгод­на народу, которому она несет только лишения. Собственно, украинская национальная идея сейчас эксплуатируется только чиновничьим аппара­том, опасающимся потерять собственное доходное место» /10/. Далее подробно рассмотрена полемика М.С. Грушевского, который вместо «великой единой и неделимой России» выдвинул идею «Соборной самостийной Украины от Кубани до Карпат» /12/ с Линниченко И. А. /13/. Подробно рассмотрено происхождение украинского сепаратизма /14/. Украинский вектор развития был сформулирован М.С.Грушевским. Труды М.С. Грушевского, с точки зрения А.В. Стороженко, отличаются лютой ненавистью к России, к самим названиям: «Русь», «русский»; отвращением к власти, взамен — культ революции; необычайная симпатия к иностранному завоеванию России.

Возвращаясь к вопросу о терминах «Украина» или «Русь», следует сказать, что, князь А.М. Волконский, также находясь в эмиграции, непрестанно вел полемику с представителями украинского движения, доказывая искусственность самого термина «Украина», т.к. исторически, согласно документам, как русским, так и западноевропейским, периода X–XX веков, эта земля всегда называлась Русской, Русью и Малой Русью (Rus Minor), а термин «украина» всегда употреблялся с маленькой буквы для обозначения окраины. Однако последний термин привился в народе уже благодаря большевикам и их политики «коренизации» или, в данном случае, «украинизации».

В том же 1914 году в Петербурге выходит в свет книга «Украинский вопрос», которая является достаточно интересным источником не только по основным положениям украинофильской пропаганды, но и по основ­ным обвинениям в адрес украинофилов со стороны русской патриотиче­ской общественности. В частности, в книге приводятся цитаты М. Юзефо-вича и П.А. Столыпина, явно свидетельствующие о том, что «в народных массах это движение корней не имеет» и «под видом культурно-просвети­тельских целей… содействуют возрождению украинского сепаратистского движения». В книге приводится также мнение П.Б. Струве, который в 1911-12 годах резко осуждал украинское движение, как стремление нару­шить этнографическую целость русской народности и раздвоить русскую культуру. Термин раздвоить, в данном случае, свидетельствует о том, что подобного движения в Белоруссии не существовало /16/. Основными обвинениями в адрес украинского движения было то, что оно является австрийско-польской и немецкой интригой, направленной против России.

И.А. Линниченко отметил, что независимость выгодна, прежде всего, небольшой части украинской элиты, которая получит возможность бесконтрольно эксплуатировать народ. Он также отметил опасность сепаратизма в период тяжелой войны, — сепаратизм на руку противникам России. Неясны причины сепаратизма, стремления оторваться от общей истории, от «общерусского тела» и «общерусского дела». Перед сепаратистами, по мнению И.А. Линниченко, стоит непреодолимая проблема доказать малороссам, что они отдельный народ, и что им необходимо отдельное государство. Симптоматично, что данное открытое письмо М.С. Грушевский оставил без ответа. Скорее всего, ему нечего было ответить, потому что он сам не понимал: зачем это все ему было нужно, но выполнял австрийский заказ /9/.

Линниченко продолжал развивать данную тему в статьях: «Малорусский сепаратизм» и в 1919 году «Существовала ли самобытная русская культура». В последней статье автор высказывает мысль о том, что русская культура и русский язык являются общими для всех трех ветвей восточного славянства, а не только великорусской, поэтому сепаратизм не имеет основания, когда говориться о борьбе за сохранение самобытной культуры.

Украинский сепаратизм, как доказано представителями русской доре­волюционной и эмигрантской историографии действительно являлся искусственной интригой австро-германских правящих кругов в борьбе с Росси­ей. Согласно М.Б. Смолину, «антирусская Русь», под видом украинофильства, поменяла в XX веке многих хозяев. Среди них были и австрийцы, и германцы, и американцы, но цель существования ее, во имя которой ее поддерживали, всегда одна: расчленение русской нации».

Украинский сепаратизм не получил поддержки широких народных масс на Украине, а, по замечанию Н. Рязановского, был распространен среди украинских интеллектуалов австрийской Галиции. Это связано, по мнению Р. Сервиса, с анархическими настроениями украинского кресть­янства — предполагаемой опоры националистов, для которой главным во­просом был вопрос о собственности на землю.

Отсутствие поддержки собственного народа украинские сепаратисты пытались компенсировать опорой на иностранное военное и политическое вмешательство. Так было в периоды I и II Мировых войн, так продолжает­ся и сейчас» /10/.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconО чем думает клоун, когда им "заполняют перерыв"?
О чем думает клоун, когда им "заполняют перерыв"? Что он чувствует, если его появление на сцене вызывает дружный смех? Чему он служит?...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconРеферат По культурологии Тема: «Русская идея в контексте социокультурного развития страны»

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв icon20: 47 wzrd0: что-то я поразмышлял и пришел к выводу что я совершенно...
Богдан: а как на счет того проекта с органайзером? по-моему отличная идея, и не думаю что она тебе не по силе

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconКнига Рудольфа Отто «Das Heilige»
Отто прочитал Лютера и понял, что означает для верующего «живой Бог». Это не Бог философов и не Бог Эразма, это не какая-то идея,...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconНа пути к рецепту
Шарко сказал: «Клиницист всегда должен быть на стороже, так как его со всех сторон окружают козни. Это са­мое печальное ремесло,...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconСтроительная свобода на грани срыва
...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconНоосферное управление рисками: человеческий фактор Ковалев А. П.,...
Дело в том, что по вине человека в настоящее время происходит подавляющее число аварий, и потенциальная невозможность учета именно...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconПолностью осознаю, что предоставляемая мною идея и проект принадлежит...
О, что после предоставления всего объема информации по интересующим вопросам моего проекта (Идеи) отделом Развития бизнес инкубатора...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconА. А. Шоломицкий, С. Г. Джура, Доннту, Донецк, Украина
В этих системахточность и качество решения горнотехнических задач зависит от объектного состава модели и набора допустимых свойств...

Украинская идея как составная часть русской идеи в контексте общечеловеческих ценностей Джура С. Г. (Доннту г. Донецк, Украина) Идея страны – не то, что она думает о себе, а что Бог думает о ней в Вечности. Вл. Соловьёв iconДай Бог, как говорится
Дай Бог, как говорится. Ну а пока что все без исключения страны коротают время до этого знаменательного события. Причем Россия коротает...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<