
|

|

| Д амасские ворота. Первые ворота на этом месте были сооружены Иродом Антипой I (41–44 гг. по Р.Х.), затем они были перестроены императором Адрианом и стали представлять собой отдельно стоящий монументальный вход в Элию Капитолину — город, построенный римлянами на месте разрушенного Иерусалима. Единое целое со стеной эти ворота стали составлять только в III в. и использовались по меньшей мере вплоть до V в. В VIII в. ворота закрыли, а перед ними с обеих сторон были устроены цистерны. Ворота в их современном виде построены в XVI в. До сих пор видны древние стены, сложенные из гигантских тесаных блоков. В результате раскопок под воротами были найдены остатки ворот II в. по Р.Х., вымощенных камнем улиц, а также каменная винтовая лестница и комплекс подземных залов византийского периода.

| Х рамовая гора, гора Мориа, ал-Харам аш-Шариф. Temple Mount (англ.); Haram esh-Sharif (ар.); Har hamoriyya, Har habayit (евр.). В Священном Писании упоминается как гора, на которой совершалось принесение в жертву Авраамом своего единственного сына Исаака (Быт. 22:2, 14). Здесь же находилось гумно Орны Иевусеянина (2 Цар. 24:18–25, 2 Пар. 3:1). На этом месте поставил жертвенник царь Давид, а затем было возведено святилище храма царя Соломона.

| Купол Скалы Купол Скалы, или (не совсем точно) «Мечеть Скалы». Часто неверно называется «Мечетью Омара». Dome of the Rock (англ.); Kipat ha-Sela (евр.); Qubbat as-Sahra (араб.). Здание построено на месте жертвоприношения Авраама на горе Мориа (Быт. 22:2, 14), это также место, где находились жертвенник Давида и святилище храма Соломона. Мечеть построена в конце VII в. на месте Первого и Второго Иерусалимского храма. Целью омейядского халифа Абд аль-Малика было создать памятник в честь вознесения пророка Магомета на небеса после его «ночного путешествия» в Иерусалим (Коран 17). В здании (святилище) находится деревянный амвон времен крестоносцев, превращенный в подставку для Корана. Сохранился также баптистерий. Северная дверь называется «Врата рая», восточная — «Врата Давида».

| С тена Плача. Wailing Wall, Western Wall (англ.); Ha-Kotel ha-ma'arawi (евр.), т. е. «Западная стена». Восточная часть Старого города. Стена Плача — это сохранившаяся часть западной стены, ограждавшей Второй Иерусалимский храм (построен в 515 г. до Р.Х., расширен в 37–4 гг. до Р.Х.). Стена длиной 156 м является святыней еврейского народа. Рядом находится «арка Робинсона» (англ. Robinson's Arch) XIX в. На одном из камней арки Робинсона обнаружена надпись византийского времени из книги пророка Исаии (Ис. 66:14): И увидите это, и возрадуется сердце ваше. Считается, что надпись была сделана во время короткого правления императора Юлиана Отступника (361–363 гг.), который разрешил евреям восстановить Иерусалимский храм.

| Х рам Воскресения Христова (храм Гроба Господня) Храм Воскресения Христова, или храм Гроба Господня. The Church of the Holy Sepulchre (англ.); На этом месте свершились Распятие Иисуса Христа. Храм Гроба Господня — это самая главная святыня всех христиан, поскольку именно здесь находятся гора Голгофа, где был распят Господь Иисус Христос, и Гроб Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе. В этом храме также расположено много других, связанных с событиями Страстной недели и Воскресения Спасителя святынь и памятных мест, каждое из которых описывается самостоятельно. Начало строительства храма относится к 326 г., ко времени посещения Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 г. В 336 г. храм посетили участники собора в Тире; по сообщению церковного историка Евсевия Кесарийского (Житие Константина, 4.43–47), храм был украшен и освящен. В память этого события был установлен праздник освящения храма Воскресения в Иерусалиме («Воскресения Словущего») 13 сентября (ст. ст.). Храм подвергся разрушениям в период нашествия персов в 614 г. Но в 626–629 гг. Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия, который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил Святой Крест на Голгофе. В том же 629 г. игумен монастыря св. Феодосия Модест воздвиг вновь храм Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом вновь овладели — на этот раз арабы-мусульмане. Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой охранной грамотой, данной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому Патриарху Софронию. В 1010 г. в храме случился губительный пожар. 1099 г. оставил нам следы пребывания здесь крестоносцев после захвата ими Иерусалима: в храме были частичные перестройки, а на стенах до сих пор видны высеченные крестоносцами изображения крестиков. Строительные работы в храме Воскресения Христова, включающие в себя перестройку старых и пристраивание новых помещений, проводились в течение всей его истории — вплоть до XIX в., что и определило его современный своеобразный облик. У входа в храм находится знаменитая колонна с трещиной от Благодатного Огня, сошедшего сюда, когда Православной Церкви не было позволено служить на Пасху в Кувуклии.

| Г ефсиманский сад. Gethsemane Garden (англ.); Гефсимания, у подножия и на западном склоне горы Елеон. У ограды сада находится грот — пещера, в которой, по преданию, прятались ученики и где молился Христос. В ней теперь францисканский храм, в богатом убранстве которого повторяются изображения чаши и Спасителя. В храме показывают место на полу, где капли кровавого пота Христа растопили камень и прошли насквозь. В нижней части сада растут восемь древних олив, возраст которых, по некоторым данным, превышает 2000 лет. Вдоль ограды расположены изображения Страстей в специальных ковчегах. Недалеко от древних масличных деревьев находится камень, на котором, по преданию, сидел Спаситель, когда Иуда пришел предать Его. Кроме того, в саду показывают место, где, согласно преданию, отдыхали ученики Христа во время Его моления о чаше.

| Русский храм Марии Магдалины. Ныне — находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен императором Александром III в память о своей матери Марии Александровне. В храме — иконостас белого мрамора с черной бронзой, а также иконы кисти академика В.П. Верещагина и чудотворный образ Богоматери Одигитрии XVI в. Живописец Сергей Иванов написал для храма холсты со сценами из жизни св. Марии Магдалины (самый большой, над иконостасом, представляет Марию, протягивающую пасхальное яйцо римскому императору Тиверию). Кроме того, в этом храме находятся гробницы преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее келейницы инокини Варвары, умученных большевиками в Алапаевске в 1918 г. Их мощи были перевезены в Иерусалим в 1920 г. Гробницы белого мрамора расположены справа и слева от алтаря. Слева перед алтарем икона св. Марии Магдалины с частицей ее мощей. Справа — чудотворная икона Пресвятой Богородицы Одигитрии (Путеводительницы), привезенная из Ливана. Сам монастырь основан в 30-е годы XX в. двумя сестрами шотландками, принявшими православие. Они же основали Вифанскую школу для девочек. Монастырь располагается вокруг церкви. На территории монастыря сохранились ступени, по которым шел Христос во время Входа в Иерусалим (проход к ним доступен не всем). Также есть камень, на который, по преданию, Богоматерь уронила Свой пояс для уверения апостола Фомы в Своем вознесении на Небо. На террасе чуть повыше установлена икона в честь этого события.

| К олокольня «Русская свеча» Bell Tower, Russian Tower, или Ascension Tower (англ.). На горе Елеон. Звонница Русского Вознесенского монастыря. Самое высокое церковное здание в Иерусалиме (64 м). Звонница «Русская свеча» является достопримечательностью и хорошо видна в Иерусалиме и в его окрестностях. Построена итальянским архитектором А. Ламбрадорно.

| Вифлеем. Bethlehem (англ.), т. е. «Дом Хлеба». Город в 8 км южнее Иерусалима. Древнее название города — Эфратах (Евфрафа). Вифлеем упоминается в Священном Писании как «дом Давида» и место его избрания и помазания на царство, место погребения Рахили. В Вифлееме и его окрестностях происходит действие Книги Руфь (Руф. 1–4). В Вифлееме произошло Рождество Иисуса Христа. В Вифлееме и его окрестностях расположены базилика Рождества Христова, Пещера Рождества, Пещера Вифлеемских младенцев, пещера св. Иеронима, храм св. Екатерины, «Молочная пещера», Поле Пастушков, монастырь Илии Пророка, Гробница Рахили, дворец-крепость Ирода Великого — Иродион.

| Б азилика Рождества Христова, Святой Вертеп. Basilica of Nativity (англ.). Базилика построена над пещерой, в которой, по преданию, родился Иисус Христос, посвящена этому событию. Один из самых древних храмов в Святой Земле. По преданию, это единственный храм, который не был разрушен во время нашествия персов-зороастрийцев: из-за изображения волхвов на стене храма. Волхвы, они же маги, были зороастрийскими жрецами. До наших дней это изображение не дошло. Первоначально храм был построен византийским императором св. равноапостольным Константином Великим и его матерью св. равноапостольной Еленой в 326 г., перестроен св. Юстинианом (около 530 г.). Первоначальные широкие входные врата в храме были заложены, и сейчас вход довольно низкий, так что входящему приходится нагибать голову. По этой причине врата храма стали называться «вратами смирения». В базилике сохранились фрагменты напольных мозаик времени св. Константина Великого. В храме 44 колонны времени св. Юстиниана из розового песчаника, которые так хорошо отполированы, что кажутся сделанными из мрамора. Сохранилась колонна с отверстиями, из которых, по легенде, вылетел рой пчел и выгнал из храма сарацин, намеревавшихся разорить его. Росписи на колоннах и настенные мозаики относятся ко времени византийского императора Мануила Комнина (1143–1180 гг.). На одной стене — мозаичные изображения Вселенских Соборов (сохранился лишь фрагмент со Вторым Cобором), на другой — поместных соборов. Справа от входа — юстиниановская купель (первоначально располагалась за алтарем). Амвон перед алтарем соорудили крестоносцы. Иконостас резного дуба изготовлен в 1744 г. и привезен из Греции. Паникадила подарены храму русскими императорами Александром III и Николаем II. Колокола также привезены из России. В нижней части храма находится Пещера Рождества, Святой Вертеп (12 м длиной и 4 м шириной). В ней со времен св. Елены располагался подземный храм. Туда ведут каменные ступени времени св. Юстиниана. Прямо напротив входа — место Рождества Иисуса Христа. Место Рождества отмечено серебряной звездой, символизирующей Вифлеемскую звезду. Слева — придел Яслей. Истинные ясли скрыты под мраморной облицовкой. Стены украшены керамическими шпалерами XIX в. Слева от алтаря верхнего храма — армянский придел во имя Трех царей (XIX в.). Из него — вход в католический францисканский храм. Его дворик (cloitre) стилизован под византийскую капеллу. В базилике Рождества среди других святынь имеется чудотворный плачущий образ Спасителя на колонне и чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.

| Л авра Саввы Освященного. Православный греческий монастырь преп. Саввы Освященного. The Great Lavra of St. Saba, The Monastery of Mar Saba (англ.). Мар-Саба — в 14 км от Иерусалима, к востоку от монастыря Феодосия Великого. Лавра основана в VI в. на месте пещеры, где поселился преподобный Савва — родоначальник палестинского монашества, и вокруг которой разрослась обитель. Пещера преп. Саввы находится в южной части обители. Она украшена иконами. Первоначальная монастырская церковь во имя свт. Николая также находится в пещере. В ней имеется чтимая икона преп. Андрея Критского и хранятся мощи монахов, убитых сарацинами. Главный храм обители посвящен празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут в VI в. св. Юстинианом. В храме — иконы «Верую» и «Акафистной Божией Матери», резной иконостас. На царских вратах изображены четыре палестинских подвижника: преподобные отцы Савва, Харитон, Евфимий и Иоанн Молчальник. В монастыре подвизался Иоанн Дамаскин (VIII в.). Его пещера-келья находится над церковью свт. Николая. В пещере хранятся две иконы Воскресения, икона Богородицы Троеручицы и крест, а также камень, на котором преп. Иоанну Дамаскину отрубили руку. Над кельей Иоанн Дамаскин устроил церковку во имя Иоанна Предтечи, в которой подвижник был похоронен. Мощи Иоанна Дамаскина впоследствии увезли крестоносцы. В настоящее время они хранятся в Венеции. Женщины на территорию монастыря не допускаются.

| Хеврон Hebron (англ.). Город в 36 км на юго - юго-востоке от Иерусалима.Первоначальное название — Kirjath-arba. Один из старейших городов в этом регионе, связанный с именами патриархов Авраама, Исаака и Иакова и царя Давида. В течении семи с половиной лет Хеврон был столицей царства Давида, вплоть до взятия Иерусалима. Один из четырех святых иудейских городов. Построен в XVIII в. до Р.Х.. В VII в. по Р.Х. был захвачен арабами и получил название Эль-Халил («Любимец Божий»). В 1100 г. захвачен крестоносцами. Достопримечательностями Хеврона являются пещера праотцев Махпела, монастырь Святой Троицы, дуб Мамврийский, храм св. Праотцев.

| Д уб Мамврийский, монастырь Святой Троицы Mamre, Abraham's Oak, oaks of Mamre (англ.). В 2-х км от Хеврона к северу. Место, где жил Авраам. Здесь ему было явление трех Ангелов (Святая Троица) (Быт. 18), Которые под священным Мамврийским дубом предрекли Аврааму рождение сына. Современное местное название Khirbet Nimreh и 'Ain Nimreh — Руины Nimreh и Источник Nimreh. Однако наиболее вероятное местоположение библейской «дубравы в Мамвре» в местности Ramat el-Khalil — «Высокое место друга (Бога)» — около 2-х км к северу от старого города. Рядом с дубом находится храм во имя святых Праотцев с приделом Святой Троицы, сооруженный архимандритом Леонидом в 1901–1914 гг., а также руины, по преданию, являющиеся остатками сооруженного Авраамом алтаря, развалины церкви византийского периода и древний колодец, именуемый колодцем Авраама.
|
|
|
| |