Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи?




Скачать 84.51 Kb.
НазваниеУрок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи?
Дата публикации03.06.2013
Размер84.51 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
О преподавании риторики в старших классах школ с украинским языком обучения просит рассказать В.В. Красовская (пос. Лотиково, Луганская обл.). Интересные практические разработки этой тематики мы нашли в новой книге Г.Е. Фефиловой «Русский язык. 10 класс. Для школ с обучением на украинском языке». Их любезно предоставил наш информационный партнёр – Издательская группа «Основа» (Харьков, WWW.OSNOVA.COM.UA).
Фефилова Г. Е. Русский язык. 10 класс. Для школ с обучением на украинском языке (начало изучения с 5 класса). — Х. : Изд. группа «Основа», 2010




Тема. Риторика. Виды публичных выступлений

Цели: ознакомить учащихся с понятием «риторика» и ее основными правилами; создать на уроке речевую ситуацию, активизирующую потребность учеников вступать в диалог; пробудить интерес к русскому слову; сформировать прагматическую установку на сознательное изучение русского языка.

Оборудование: памятка «Золотые правила риторики», учебные тексты.

^ Тип урока: урок формирования умений и творческого применения их на практике.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа

  • Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи?

  • Как вы понимаете пословицу «Красную речь красно и слушать»?

  • Припомните, какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, правильно?

  • Скажите, а зачем это нужно — уметь говорить? Где и как это может пригодиться в жизни?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности учащихся

У ч и т е л ь. Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего расцвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму. Учили говорить, сообщать, убеждать, хвалить, призывать, спорить, воспевать, воодушевлять, договариваться, приветствовать… Значит, риторика учит нас эффективному общению,

что чрезвычайно важно в жизни каждого человека.

^ IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Объяснение учителя

— Посмотрите внимательно на эти слова. Что их объединяет?

Но кроме этого они являются и словарными словами, написание которых нужно запомнить. (^ Слова на доске.)

Красноречие — дар хорошо и красиво говорить.

Риторика — теория ораторского искусства.

Оратор — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром говорить речи.

Пафос — страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.

Виды современной ораторской речи

Социально-политическое красноречие (доклад на социально-политические и политико-экономические темы, дипломатическая речь, митинговая речь, агитаторская речь); академическое красноречие: лекция вузовская, научный доклад, научное сообщение; судебное красноречие: прокурорская, или обвинительная, речь; общественно-обвинительная речь; адвокатская, или защитительная, речь; общественно-защитительная речь.

Самым распространённым видом публичных речей является речь убеждающая, целью которой является склонить аудиторию к своей точке зрения или призвать к каким-либо действиям. К убеждающим публичным речам относятся: выступления на митинге, предвыборная речь кандидата, агитационные и рекламные выступления.

^ 2. Ознакомление с памяткой

Золотые правила риторики (разложены на каждой парте)

  • «Читай… с чувством, с толком, с расстановкой» (А. С. Грибоедов).

  • «Определяйте значения слов… и вы избавите свет от половины его заблуждений» (А. С. Пушкин).

  • «В тоне голоса, в глазах и выражении лица говорящего имеется не меньше

  • красноречия, чем в самих словах» (Ж. Лабрюйер).

  • «Конечная цель красноречия — убеждать людей» (Ф. Честерфилд).

«Самое трудное в речи, как и в жизни,— это понять, что в таком случае уместно…» (Цицерон).

^ 4. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

5. Практическая работа с текстом

ŠŠ Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Д. С. Лихачева. Особое внимание он уделял речи человека, считая, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности. В одной из своих статей Дмитрий Сергеевич называет признаки хорошей публичной речи. Выделите их.

Если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Если вам приходится часто публично выступать на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то прежде всего следите, чтобы ваши выступления не были слишком длинными. Следите за временем.

Это необходимо не только из уважения к окружающим, это важно, чтобы вас поняли. Первые пять минут вас могут слушать внимательно, вторые пять минут вас еще продолжают слушать, через пятнадцать минут все только делают вид, что слушают вас, а на двадцатой минуте перестают делать вид и начинают перешептываться о своих делах. Второе правило: чтобы выступление было интересным, все, что вы говорите должно быть интересным и для вас. Если выступающий с интересом для себя рассказывает или читает и аудитория это почувствует, то и слушателям будет интересно. Кроме того, постарайтесь сделать так, чтобы в вашем выступлении не было просто цепи разных мыслей, а была одна главная мысль, которой подчинены все остальные. Тогда слушатели будут догадываться, в чем вы хотите их убедить, и будут с интересом слушать и ждать, как вы в конце сформулируете вашу основную мысль(Д. С. Лихачёв).

^ 6. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

(коммуникативный тренинг)

ŠŠ С кем из двух величайших ораторов древности — Демосфеном или Цицероном — вы согласны в определении требований к личности оратора?

«…Ценность представляет не сама по себе речь оратора и не звучность его голоса, а то, насколько он разделяет точку зрения народа и насколько ненавидит и любит тех же людей, каких и отечество» (Демосфен, речь «О венце»).

«…Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта, памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев» (Антоний в трактатах Цицерона «Об ораторском искусстве»).

ŠŠ Расскажите о том, каким вы представляете идеального современного оратора.

^ 7. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Постоянно практикуйте свое умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, особенно с неприветливыми (спрашивайте дорогу, время). Задавайте вопрос так, чтобы вам приятно было ответить. Попробуйте за три дня пообщаться с 50 людьми, знакомыми и незнакомыми (просто перекинуться несколькими словами, спросить что-то). Увидите, насколько легче стало общаться. Учите наизусть шутки, загадки, истории, чтобы блеснуть в компании. Тренируйтесь рассказывать их перед зеркалом. Ведите активный образ жизни: посещайте кружки, секции, клубы по интересам. Там вы найдете много друзей, не будете скучать, у вас будет, о чем рассказать. Читайте книги по психологии общения и применяйте в жизни полученные знания!

^ VI. Домашнее задание

1) Прочитайте ещё раз правила риторики, подумайте и объясните, почему они называются «золотыми».

2) Составьте презентацию на тему «Значение публичной речи в жизни человека».
^ Тема.Развитие речи. Повторение, обобщение сведений о диалоге и правилах общения

Цель: систематизировать знания учащихся о видах и правилах общения; развивать умения управлять процессом общения; совершенствовать компетенцию учащихся.

Оборудование: таблица, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

Ход урока

^ I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Беседа

ŠŠ Какие средства общения вы знаете?

ŠŠ Почему язык является важнейшим средством человеческого общения?

ŠŠ Какие законы общения вам знакомы?

^ III. Мотивация учебной деятельности учащихся

У ч и т е л ь. Любая человеческая деятельность основана на общении. В речевом общении осуществляется обмен мыслями. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого поведения, которые приняты в обществе. Какие из них помогают вести беседу так, чтобы общение было приятным, полезным, интересным? Научиться общаться правильно — вполне реально, выполняя упражнения. Очень мало людей умеют общаться легко, непринужденно, эффективно, без конфликтов. Подавляющее большинство людей этому учится, и лучшие результаты достигаются, если делать это непосредственно в процессе общения.

^ IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— В основе эффективного общения лежит несколько общих правил:

1) Проявляйте искренний интерес к другим людям. «Человек, который не проявляет интереса к своим собратьям, людям, переживает наибольшие трудности в жизни и причиняет наибольшие несправедливости другим».

2) Попытайтесь распознать достоинства другого человека и искренне признать, похвалить эти достоинства. Дайте людям почувствовать их значимость и уникальность.

3) В место того, чтобы осуждать людей, постарайтесь понять, почему они поступают так, а не иначе. Это более эффективно, чем критиковать или осуждать, так как критика ставит человека в позицию обороняющегося и побуждает его искать для себя оправдания, а не заставляет задуматься.

4) Будьте доброжелательным, приветливым, улыбайтесь.

5) Обращайтесь к человеку по имени, отчеству, помните, что для человека звучание его имени является самым важным и приятным.

6) Говорите о том, что интересно вашему собеседнику.

7) Будьте хорошим слушателем, этим побуждая человека рассказывать о себе.

8) Проявляйте уважение и терпимость к мнениям другого. Не употребляйте выражений типа: «Ты ничего не понимаешь!», «Твои взгляды безнадежно устарели!», «Думать так — глупо!». Отзываясь неодобрительно о мнениях, вкусах, привычках другого человека, вы обижаете его самого, его личность. Помните, что вы — не эталон для всех, не предмет для подражания, у другого человека другие взгляды на жизнь, он даже так и называется — другой.

9) Попытайтесь искренне стать на место другого человека, увидеть вещи с его точки зрения.

^ 2. Ознакомление с таблицей (сопровождается комментариями учителя)

Тип речевого намерения

Обобщённое содержание речевой ситуации

Контактный

Знакомство, прощание с кем-либо; обращение к кому-либо

Информационный

Сообщение или запрос информации о чём-либо

Побудительный

Приказ, просьба, предложение совершить какое-либо действие

Эмоционально-оценочный

Выражение своей оценки чего-либо


^ 3. Составление диалогов и связных высказываний по каждому типу

речевой ситуации

Контактный (знакомство)

Ситуация. Вы едете в поезде. В купе тишина… Придумайте несколько уместных в предложенной ситуации диалогов, используя в качестве первой одну из предложенных реплик.

— Давайте познакомимся…

— Может быть, поможете мне с разгадыванием кроссворда?

— Могу предложить вам интересную книгу…

^ Информационный (запрос информации)

Ситуация. Вы приехали в незнакомый город, вышли погулять и не можете найти дорогу в гостиницу. Обращаетесь к прохожему.

ŠŠ Инсценируйте предложенную ситуацию и соответствующий ей диалог.

ŠŠ Инсценируйте диалог в подобной ситуации, но с введением дополнительных ролей.

Побудительный

Ситуация. Вам нужно подготовить реферат по истории, но вы не успеваете взять в библиотеке нужную литературу. Поэтому на перемене подходите к однокласснику и просите его вам помочь.

ŠŠ Инсценируйте предложенную ситуацию и диалог.

ŠŠ Инсценируйте описанную ситуацию, но с изменением предмета просьбы.

Эмоционально-оценочный

Ситуация. Ваша подруга пришла в школу в новой курточке. Вы давно уже хотите такую же, но пока у родителей нет возможности купить её. Выразите свои чувства.

ŠŠ Инсценируйте подобную ситуацию и соответствующий ей диалог.

ŠŠ Инсценируйте диалог в подобной ситуации, но с введением дополнительных ролей.

^ 4. Создание проблемной ситуации

ŠŠ «Единственная настоящая роскошь — это роскошь человеческого общения»,— писал известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

Можно ли на этом основании считать, что основное назначение языка состоит в том, чтобы приносить людям удовлетворение от общения?

^ 5. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Прослушайте советы, которые помогут вам стать более раскованными, общительными, понимающими и изменят ваши отношения с другими людьми к лучшему.

1) Каждый день начинайте с улыбки своему отражению в зеркале, постройте рожицы, спойте себе песенку.

2) Плохое настроение оставляйте дома, а лучше всего расставайтесь с ним, как только оно возникло, не давайте ему развиться — срочно повысьте настроение любым способом.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к участию в следующих ситуациях: а) деловые переговоры;

б) свидание; в) беседа с больным другом; г) ужин с дедушкой и бабушкой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconПлан урока: Организационный момент Актуализация опорных знаний Мотивация...
Средства обучения: видеопроектор, ноутбук, ватман, цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, гуашь, кисточки, карточки...

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconТипы уроков урок усвоения новых знаний
Урок усвоения новых знаний актуализация опорных знаний, чувственного опыта учащихся

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconФорма учебной работы, действия учащихся
...

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconУчебно-воспитательный комплекс №2 Разработка урока по рассказу А. П. Чехова «Толстый и тонкий»
Актуализация опорных знаний учащихся. Диалог у портрета писателя: слово о Чехове

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconПримерная схема комплексного анализа урока
Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных...

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconПримерная схема комплексного анализа урока
Какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных...

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconПримерная структура каждого типа урока по фгос
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных...

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconУрок информатики (4-й класс) Тема: «Аналогичная закономерность»
Актуализация опорных знаний: тест “Умеешь ли ты составлять закономерности?”, проверка домашнего задания

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconУрок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: урок дорога Ход урока «Круг радости»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Виды придаточных предложений»

Урок формирования умений и творческого применения их на практике. Ход урока I. Организационный этап >II. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа Что вы знаете об искусстве общения и публичной речи? iconУрок-тренинг в 9-м классе по теме: «Сложное предложение»
Цели урока: 1 повторение и обобщение знаний учащихся о сложном предложении; закрепление пунктуационных умений

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<