Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души»




Скачать 155.08 Kb.
НазваниеМифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души»
Дата публикации21.05.2013
Размер155.08 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА КИЕВСКОГО

ГОРОДСКОГО СОВЕТА

КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

АДМИНИСТРАЦИИ

ТЕМА РАБОТЫ:

МИФОЛОГЕМА ПУТИ В ПОЭМЕ М. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»


АВТОР РАБОТЫ:

Тищенко Иван Иванович,

кандидат в члены МАНУ,

ученик 11-А класса

СОШ №251 им. Хо Ши Мина

Деснянского района г. Киева

Домашний адрес: г. Киев,

пр-т. Маяковского, 4б, кв.97

Тел. 546-88-32

Научный руководитель:

Вишницкая Юлия Васильевна,

кандидат филологических наук

Педагогический руководитель:

Бурбело Людмила Михайловна, учитель русского языка

и зарубежной литературы СОШ №251

им.. Хо Ши Мина, г. Киева


КИЕВ - 2008


^ Раздел 1. Мифологический контекст образов

§1. Мифологема дороги, пути

В мировой литературе дорога – символ единения, блужданий, воспоминаний. Дорога и путь являются синонимами: дорога – реальная и короткая, путь – часто абстрактный и длинный. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в потусторонний мир и семантически выделяется в переходных ритуалах: похоронных, некоторых семейных обрядах.

Символика дороги в наибольшей степени проявляется в местах перекрещивания двух или больше дорог, на границе села, на пересечении дорогой ворот и на других рубежах.

Три дороги символизируют триединство бытия: первая дорога – это познание опыта и мудрости предков, вторая является олицетворением земной силы, трудолюбия; третья нацеливает уважать обычаи, своих родителей и в конце концов – уважать свой народ.

В народе считалось, что переход дороги – это средство забирания здоровья, счастья, плодородия.

Символ пути является многозначным, он распространен во многих культурах. Путь – это прежде всего символ человеческой жизни и человеческой судьбы. Неотъемлемыми атрибутами пути являются препятствия и преграды. И в этом понимании путь выступает путем к центру, к наивысшим качествам, к высотам.

Путь – это также символ обучения, символ закона. Во многих традициях существуют духи, которые непосредственно связаны с путем, дорогами. Например, Бог Пушан, зная пути истины, спасал от неправильных путей.

Очень интересно, что путь в мифопоэтической и религиозной моделях мира является образом связи между двумя отмеченными точками пространства. Своеобразие пути заключается в его сложности. Путь может подбросить как опасность, так и покой. Началом пути может быть небо, гора, вершина мирового дерева, дворец, святилище храма. Концом пути является цель движения, в которой находятся наивысшие сакральные ценности мира или препятствия, но, преодолев которые, ты достигнешь тех целей.

Отметка начала и конца пути как двух крайних точек-состояний, границ выражается предметом (дом-храм или дим-иное царство), изменением статуса персонажа, который достиг конца пути, часто и его внешнего образа. Исключением является только путь в нижний мир, в царство смерти, куда попадают не только с целью приобретения каких-то вещей (например, живой воды, дающей вечную жизнь и юность), но и ради компенсации потерянного (напр. вернуть жизнь умершему). В разных мифологиях мира известны разные версии таких путешествий (Инанни, Гильгамеша, Орфея, Одиссея, Энея и др.).

Путь наполнен всевозможными неожиданностями и препятствиями, которые необходимо преодолеть. Во многих мифопоэтических и религиозных традициях мифологема пути выступает метафорически, как обозначение линии поведения, как некоторая сводка правил, закон, учение.

В Библии много говорится о пути Господа, Завете жизни, мудрости, правды, праведности, но также - о совсем другом пути – пути греха, обмана, отсутствия законов, о пути зла и ненависти.

В русской фольклорно-мифологической традиции сравнивают правду и лож (кривду) и соответственно две противоположности пути.

§2 “В дороге”

2.1. Столб

Столб – это элемент архаичной космологии, символ древа жизни, центра мира, вечного огня.

Особенно важным символом в обрядових действах был столб, на котором размещали колесо. Например, на Купальском празднике колесо означает направление в космический мир.

Известна игра “Столб”, когда брали древесину, высотой шесть-восемь метров, а наверху прикрепляли узел с орехами, конфетами, калачом-пасхой или писанками. Того, кто долезет вверх, ожидал приз.

Столб в народной символике имеет разнообразное значение, в том числе смерти. Существовало даже много форм такой символизации: это сухое срубленное дерево, столб на кургане или столбики на могилах староверов; надгробия в виде срубленного дерева с обрубленной верхушкой и сучьями.

Слово “столб” часто используется в памятниках одиннадцатого-двенадцатого веков в значении башни, небольшой избушки, кельи, сторожки. Надмогильные столбы являли собой деревянные срубные избушки с наклоненной крышей и маленьким окошком. Также были известны массивные несущие столбы, которые напоминали человеческую фигуру с поднятыми руками. Эти “рукастые” столбы в трапезных, которые вмещали не одну сотню людей на банкетах, символично изображали, как считают историки, тех двух рожениц, в честь которых восьмого или девятого сентября наполняли бокалы и пели тропарь Рождества Богородицы.

Иногда угловой столб печи называли “дедом” и отождествляли его с домовым. А самого домового часто именовали “столбовым”. Именно так говорили о себе и дворяне, которые гордились давностью своего рода.

^ 2.2. Образ перекрестка

Образ перекрестка является одним из ведущих символов открытости и магической опасности, места перехода в сакральное пространство. На перекрестках ставили алтари (в Тропической Африке у племен ашанти и бауле), гробы (на Руси – столбы, на которые ставили урны с прахом умерших, покрытые “крышами”). Туда приносили собаку в жертву подземной Гекате. Деревья, которые росли на перекрестках лесных дорог, считались непригодными для строительства жилья. На перекрестках встречались разнообразные камни, которые указывали судьбу.

Перекресток – это символ выбора. У такого народа, как индусы, за перекресток “отвечал” слоноголовый Ганеша.

Перекресток – место, где любит собираться нечистая сила. В сказках на перекрестке богатырь выбирает свою судьбу. Кое-где над хилым ребенком осуществляли такой обряд: выносили на перепутье и оставляли там, пока кто-то из соседей не отнесет родителям. Считалось, что после этого такой “найденыш” наберет силы и здоровье. В первый день Нового года шли на перекресток, рисовали на земле крест, прислоняли к тому месту ухо и слушали: если слышат, что кто-то едет на санях с грузом, год будет урожайным. А в Чистый четверг, когда в народе говорят, что к восход солнца ворон носит своих детей купать в реке, больные люди купались даже ночью – “пока ворон детей не купал”. Викупавшись, набирали ведро воды, несли на перекресток и выливали, “чтобы там все болезни остались”. Зная такой обычай, люди в Чистый четверг обходили перекресток десятой дорогой, чтобы болезнь не уцепилась.

Чтобы не допустить в село холеру, на перекрестке дорог закапывали ладан. Это делали во время опахивания села.

§ 3. Атрибуты дороги

^ 3.1. Образ колеса

Образ колеса выступает прежде всего как солярный символ, но этот образ является многозначным, и в разных традициях с этим образом связаны разнообразные представления. Общим является осмысление колеса как образа циклического ритма, непрерывности развития мироздания, или высшей целостности, совершенства, согласно с символикой круга.

Изображение колеса часто распространено в орнаменте и архитектуре. На архаичном этапе культуры солнце воспринимается в виде колеса. В разных мифологиях распространен сюжет о единоборстве двух персонажей, которые воплощают весну (солнце) и зиму, в котором первый появляется в роли огненного колеса, скатывающегося с горы и убивающего своего противника.

Во время праздников, посвященных дню летнего солнцестояния, существовал обычай скатывать из склонов холма огненное колесо. Этот обряд был предназначен стимулировать жизненную активность солнца, противодействуя зиме и смерти. Огненное колесо, таким образом, олицетворяет и космическую энергию солнца, и движение времени в пределах года. Нередко на изображениях ободок колеса разделен на секторы, которые иллюстрируют фазы времени.

Колесо также выступает в качестве элемента религиозного культа. Так, например, в ламаизме появляется перед нами молитвенное колесо – цилиндр, который вращается, и в середине этого цилиндра размещены полоски бумаги с текстами молитв. Существуют свидетельства использования молитвенных колес другими народами, например, японцами, древними кельтами, древними греками и египтянами.

У кельтов колесо с четырьмя спицами символизирует астрономический год и изменение четырех сезонов: слова, которые означают “год” и “колесо” в кельтских языках совпадают. Колесо с шестью спицами выступает в восточнославянской традиции как громовой знак. Оно было частью орнамента, украшающего дом. Считалось, что колесо способно спасти жилище от молнии.

3.2. Конь

Конь – символ верности, преданности, скорости, выносливости. В заговорах конь – и вороной, и саврасый, огнедышащий, с ясным солнцем или месяцем во лбу, со звездами по бокам, золотогривый-золотохвостый или просто золотой, нередко красный; олицетворяет небо, Космос.

Конь – атрибут высших богов и святых и в то же время хтоническое существо, связанное с культом плодородия и смертью. Красный конь олицетворяет огонь и переносит души покойников в иные миры. Вороной конь – это ночное звездное небо, которое является царством душ умерших. Белый конь – олицетворение божественного мира предков.

Изображение коня – один из ведущих мотивов народного искусства. Кони красуются на веретенах, ковшах, гребнях, детских игрушках, на кровлях жилищ и тому подобное.

Конь – это символ солнца, степи. Конь символизирует грацию и мужество. У древних славян конь служил символом смерти и воскресенья.

Нагруженный конь является символом человеческого тела, которое несет ношу своей духовной конституции.

Троянский конь – символ коварства под видом подарка.

В геральдической символике конь олицетворяет собой свойства нескольких животных: храбрость льва, зрение орла, силу вола, скорость оленя и ловкость лисы.

Конь – символ силы, скорости и неутомимого бега; символ отсутствия страха, военной доблести и славы. Это символ могущества, благородства и красоты. В сравнении с быком, образ коня отмечен большим “величием”.

У Платона в колесницу души, летающей в небе с целью увидеть потусторонний мир, мир идей, запряжены два крылатых коня: один из них олицетворяет добро, а другой – зло.

В “Откровении” Иоанна Богослова речь идет о четырех конях: белый конь означает чуму, рыжий конь – войну, вороной конь – голод, бледный конь – смерть. Четыре коня апокалипсиса означают эсхатологический конец света.

^ Раздел 2. Мифологемы пути в тексте поэмы Гоголя

§ 1 Мифологема дороги, пути

Дорога может навеивать приятные чувства, но в то же время может быть и опасной. Бесспорно, одними из самых главных факторов, могущих повлиять на безопасность путешествия, являются именно метеорологические условия. Когда Чичиков ехал к Собакевичц, погода была ужасной: «…все небо было совершенно обложено тучами, и пыльная почтовая дорога опрыскалась каплями дождя. Наконец громовый удар раздался в другой раз громче и ближе, и дождь хлынул вдруг как из ведра. Сначала, принявши косое направление, хлестал он в одну сторону кибитки, потом в другую, потом, изменивши образ нападения и сделавшись совершенно прямым, барабанил прямо в верх его кузова; брызги наконец стали долетать ему в лицо» (с. 63). Такое течение событий вынудило его отбросить все то, о чем он думал раньше, и задуматься над ливнем, так внезапно начавшимся. Это вызвало и у него, и у его слуги Селифана беспокойство. Таким образом, они решили ехать быстрее. Но путь становился еще опаснее: «Дождь, однако же, казалось, зарядил надолго. Лежавшая на дороге пыль быстро замесилась в грязь, и лошадям ежеминутно тяжелее становилось тащить бричку. Чичиков уже начинал сильно беспокоиться, не видя так долго деревни Собакевича. По расчету его, давно бы пора было приехать. Он высматривал по сторонам, но темнота была такая, хоть глаз выколи» (с. 64). В данном контексте дорога является символом блужданий, приключений. И, как известно, когда дорога таинственная, сразу возникает беспокойство в душе. «Затем начал он слегка поворачивать бричку; поворачивал, поворачивал и наконец выворотил ее совершенно набок. Чичиков и руками и ногами шлепнулся в грязь» (с. 65). Последствия этого путешествия к Собакевичу: перевернутая бричка, грязная одежда, утомленные Чичиков, его слуга и кони. Чичикову повезли: он оказался возле дома помещицы Коробочки.

Дорога часто связана с воспоминаниями: «Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика, я любопытно смотрел на высокую узкую деревянную колокольню или широкую темную старую церковь. Заманчиво мелькали мне издали, сквозь древесную зелень, красная крыша и белые трубы помещичьего дома и я ждал нетерпеливо, пока разойдутся на обе стороны заступавшие его сады и он покажется весь с своею, тогда, увы! вовсе не пошлою наружностью; и по нем старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам или хмурен, как сентябрь в последних числах, глядит в календарь да говорит про скучную для юности рожь и пшеницу» (с.137).

Как видим, дорога навеяла Чичикову воспоминания о его юности. Чичиков вспомнил, как его раньше интересовали наименьшие пустяки из жизни тех помещиков, с которыми он имел деловые отношения. Н. В. Гоголь обращает наше внимание на то, что сейчас Чичикова уже это не интересует. И это вызывает у самого автора печаль: «Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лицо, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!» (с.137).

Путь часто бывает длинным и абстрактным: «С громом выехала из-под ворот гостиницы на улицу… Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший понять, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец» (с. 42).

На пути можно встретить много странных вещей с обеих сторон дороги. Но опять же, путь может заключать в себе препятствия и преграды, которые необходимо преодолеть, чтобы достичь ожидаемой цели. Но, в конечном итоге, все опять может свестись к блужданиям: «Проехавши пятнадцатую версту, он вспомнил, что здесь, по словам Манилова, должна быть его деревня, но и шестнадцатая верста пролетела мимо, а деревни все не было видно… Поехали отыскивать Маниловку. Проехавши две версты, встретили поворот на проселочную дорогу, но уже и две, и три, и четыре версты, кажется, сделали, а каменного дома в два этажа все еще не было видно» (с.43). В данной ситуации, если бы Чичикову не подсказали, как добраться до Маниливки, он бы опять заблудился.

Анализируя мифологему дороги, нельзя не обратить внимания на то, что дорога, – это также и символ единения. Речь идет о сближении родных людей, близких или просто друзей или знакомых. Павел Иванович Чичиков много путешествовал, встречался со знакомыми помещиками, при этом преодолевал сложный небезопасный путь, чтобы добраться до каждого из них. Теплой и радостной была встреча Чичикова с Маниловым: «Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом шалоновом сюртуке, приставив руку ко лбу в виде зонтика над глазами, чтобы рассмотреть получше подъезжавший экипаж. По мере того как бричка близилась к крыльцу, глаза его делались веселее и улыбка раздвигалась более и более.

- Павел Иванович! –– вскричал он наконец, когда Чичиков вылезал из брички. – Насилу вы таки нас вспомнили!

Оба приятеля очень крепко поцеловались, и Манилов увел гостя в комнату» (с. 44-45).

Символ дороги является действительно уникальным. В тексте поэмы «Мертвые души» есть лирическое восхищение дорогой самого Николая Васильевича Гоголя: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудна она сама, эта дорога: ясный день, осенние листья, холодный воздух… покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней прижмешься к углу!» (с..254). Кому, как не Николаю Васильевичу, близка по душе дорога: он сам некоторое время проживал в Риме, ездил на лечение в Баден-Баден, отдавал преимущество отдыху в Женеве и Париже.

Путь часто является длинным и, чтобы как-то сократить его, путешественники прибегают ко сну: «Как соблазнительно крадется дремота и смежаются очи, и уже сквозь сон слышатся и «Не белые снеги», и сап лошадей, и шум колес, и уже храпишь, прижавшись к углу своего соседа» (с. 254), «А ночь! Небесные силы! А воздух, а небо, далекое, высокое, там в недоступной глубине своей, так необъятно, звучно и ясно раскинувшееся! … Но дышит свежо в самые очи холодное ночное дыхание и убаюкивают тебя, и вот уже дремлешь и забываешься, и храпишь, и ворочаешься сердито, почувствовав на себе тяжесть, бедный, притиснувшийся в углу сосед» (с. 254) .

Просыпаясь, сразу смотришь в окно своей брички, и перед тобой появляются все новые и новые вещи. Временами замечаешь изменение времени суток, иногда – изменение погоды: «Проснулся: пять станций убежало назад, луна, неведомый город, церкви с старинными деревянными куполами и чернеющими остроконечьями, темные бревенчатые и белые каменные дома. Сияние месяца там и там … и нигде ни души – все спит»; «Проснулся – и уже опять перед тобою поля и степи, нигде ничего – везде пустырь, все открыто. Верста с цифрой летит тебе в очи, занимается утро; на побелевшем холодном небосклоне золотая бледная полоса; свежее и жестче становится ветер: покрепче в теплую шинель! Какой славный холод! Какой чудный, вновь обнимающий тебя сон!»; «Толчок – и опять проснулся. На вершине неба солнце» (с. 254 – 255) .

В тексте автор настолько увлекается дорогой, что обращается к ней, как к живому существу: «Боже! Как ты хороша подчас, далекая, далекая дорога! Сколько раз, как погибающий и тонувший, я хватался за тебя, и ты всякий раз меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудных замыслов, поэтических грез, сколько перечувствовалось дивных впечатлений!» (с. 255) .

Автор уже в который раз обращает наше внимание на безразличие Чичикова к дороге: «Сначала он не чувствовал ничего и поглядывал только назад, желая увериться, точно ли выехал из города; но, когда увидел, что город уже давно скрылся, ни кузниц, ни мельниц, ни всего того, что находится вокруг городов, не было видно и даже белые верхушки каменных церквей давно ушли в землю, он занялся только одной дорогою, посматривал только направо и налево, и город N. как будто проезжал он его давно, в детстве. Наконец и дорога перестала занимать его, и он стал слегка закрывать глаза и склонять голову к подушке» (с. 255).

Постоянной составляющей пути, без которой этот символ невозможно представить, является его сложность. Путь строится на линии из возрастающих трудностей и опасностей, которые угрожают мифологическому герою-путнику; и потому преодоление пути можно считать подвигом этого путника. Нельзя не отметить Чичикова-путника, который каждый раз, едучи к помещикам, преодолевает невероятно сложный путь: «Бричка между тем поворотила в более пустынные улицы; скоро потянулись одни длинные деревянные заборы, предвещавшие конец города. Вот уже и мостовая кончилась, и шлагбаум, и город назади, и ничего нет, и опять в дороге. И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочками, лаптями, калачами и прочей мелюзгой, рябые шлагбаумы, чинимые мосты, поля неоглядные и по ту сторону и по другую … сосновые верхушки в тумане, пропадающий далече колокольный звон, вороны, как мухи, и горизонт без конца» (с. 253) .

§^ 2. Мифологема коня

В поэме М. В. Гоголя «Мертвые души» - четыре коня: чубарый конь, гнедой конь и конь светло-каштановой расцветки – эта троица всегда сопровождала Чичикова в дороге; четвертой же была кобыла по кличке «Сорока». Конь в тексте является символом тяжелого труда: «Этот чубарый конь был сильно лукав и показывал только для вида, будто бы везет, тогда как коренной гнедой и пристяжной каурой масти, называвшийся Заседателем, потому что был приобретен от какого-то заседателя, трудился от всего сердца, так что даже в глазах их было заметно получаемое ими от того удовольствие» (с. 62) .

Как видим, автор из этой троицы выделяет одного «ленивца», которого кучер Селифан каждый раз полосует кнутом, уча при этом как нужно жить «в действительности». Он называет чубарого «лошадью-подлецом», «панталонником немецким», «дураком», «варваром», «Бонапартом проклятым». Однако иногда доставалось и послушным коням: «Селифан был всю дорогу суров… Во всю дорогу был он молчалив, только похлестывал кнутом и не обращал никакой поучительной речи к лошадям… из угрюмых уст были сей раз одни однообразно-неприятные восклицания. «Ну же, ну, ворона! Зевай! Зевай!» – и больше ничего. Даже сам гнедой и Заседатель были недовольны, не услышавши ни разу ни «любезные», ни «почтенные». Чубарый чувствовал пренеприятные удары по своим полным и широким частям» (с. 83).

Конь – символ скорости: «И, как призрак, исчезла с громом и пылью тройка» (с. 254).

Кобыла Сорока является примером самоотверженности и верности своему хозяину: «... отец, взявши сына, выехал с ним на тележке, которую потащила мухортая пегая лошадка, известная у лошадиных барышников под именем сороки… На сороке тащились они полтора дни с лишком; на дороге ночевали, переправлялись через реку, закусывали холодным пирогом и жареною бараниною и только на третий день утром добрались до города… Потом сорока бултыхнула вместе с тележкою в яму, которою начинался узкий переулок, весь стремившийся вниз и запруженный грязью; долго работала она там всеми силами и месила ногами, подстрекаемая и горбуном и самим барином, и наконец втащила их в небольшой дворик» (с. 257- 258).

§^ 3. Мифологема «перекрестка»

Образ перекрестка является символом магической опасности: «Хотя день был очень хорош, но земля до такой степени загрязнилась, что колеса брички, захватывая ее, сделались скоро покрытыми ею, как войлоком, что значительно отяжелило экипаж; к тому же почва была глиниста и цепка необыкновенно. То и другое было причиною, что они не могли выбраться из проселков раньше полудня. Без девчонки было бы трудно сделать и это, потому что дороги расползались во все стороны, как пойманные раки, когда их высыплют из мешка» (с. 84).

Перекресток – это символ выбора. Вряд ли Чичиков смог бы самостоятельно, без помощи девочки, найти из множества направлений тот путь, который ему нужен.


Выводы

На основе материала из мифологических словарей и словарей символов описан мифологический контекст образов дороги и ее атрибутов, который был использован при анализе символического спектра этих образов в текстовом пространстве поэмы М. В. Гоголя «Мертвые души». Дорога – это символ единения, блужданий, воспоминаний; а путь – символ человеческой жизни и судьбы. Особенностями пути являются многочисленные препятствия и преграды, но, преодолевая их, непременно приближаешься к поставленной цели.

Осмыслена образно-символическая роль атрибутов дороги в поэме «Мертвые души» на примере образа коня и образа перекрестка. Так, конь является символом верности, преданности, скорости, выносливости, символизирует грацию и мужество; олицетворяет силу, неутомимый бег, военную доблесть и славу. Перекресток является местом, где собирается нечистая сила. Он символизирует выбор и является одним из ведущих символов открытости и магической опасности.

Список использованной литературы

1. Адамчик В.В. Словарь символов и знаков. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006. – 240с.

2. Бенуас Л. Знаки, символы и мифы / Пер. С фр. А. Калантарова. – М.: Астрель; АСТ, 2006. – 158 с. – Cogito, ergo sum: «Университетская библиотека».

3. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. – Репринтное издание. – М.: ТЕРРА, 1990. – 902 с.

4. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. – К.: Радуга, 1983. – 420 с.

5. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. / Гл. ред. С.А.Токарев. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», Т.2. К-Я. – 719 с.

6. Токарев С. Ранние формы религии. – М., 1990.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №10 Души "мертвые" и живые в поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души". Тема России в лирике А. А....

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconСочинение по поэме Н. В, Гоголя «Мертвые души»
Строгая логика в развитии сюжета и алогизм (нарушение логики) в изображении отдельных ситуаций

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconОпределите композиционный прием поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»
...

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconБиография Н. В. Гоголя (подготовиться к проверочной работе), повесть «Шинель»
Биография Н. В. Гоголя (подготовиться к проверочной работе), повесть «Шинель»(знать содержание), прочитать «Мертвые души»

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» icon«Мертвые души» иминоритарии акционерных обществ
Рассмотрен вопрос существования минориариев и «мертвых душ» в акционерных обществах, предложены пути решения данной проблемы

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconКреативный потенциал мифологемы «хаос» в текстовом пространстве поэмы...
Там же]. Хаос – неотъемлемая часть Вселенной, находящаяся «на ее задворках», что подчеркивает ее оттесненность. «С остатками Хаоса...

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconН. Гоголя «Мертвые души» (почтмейстера) и пьесы А. Чехова «Вишневый...
Редставить себе, Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! или там эдакая какая-нибудь Литейная; там...

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconС какой целью Чичиков скупал «мёртвые души»?
Почему Н. В. Гоголь расположил посещение Чичиковым помещиков именно в такой последовательности: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич,...

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconЛенская В. В
Вся жизнь Гоголя – непрерывная цепь мучительных раздумий и принятия парадоксальных решений. Он искренне верил в дуализм своей души...

Мифологема пути в поэме м. В. Гоголя «мертвые души» iconРеферат скачан с сайта allreferat wow ua Образ России в поэме Дж....

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<