Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления




Скачать 83.19 Kb.
НазваниеОдной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления
Дата публикации29.05.2013
Размер83.19 Kb.
ТипДокументы
uchebilka.ru > Литература > Документы
Описание собственного педагогического опыта

В программах по русскому языку для общеобразовательных учебных заведений, а также в Государственном стандарте базового и полного общего среднего образования, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 г. № 1392, одной из основных содержательных линий языкового компонента определена речевая. Исходя из этого, одним из важнейших заданий учителя-словесника является формирование речевой компетентности школьника, а следовательно, языковой личности с высоким уровнем развития вербального интеллекта.

Четыре вида речевой деятельности (чтение, письмо, говорение и слушание) оказывают прямое и непосредственное влияние на качество речевого поведения школьников. Но в настоящее время читательская деятельность уступила свои лидирующие позиции. Поведенческая стратегия школьников из структуры «читаю-пишу-говорю-слушаю» трансформируется в структуру «смотрю-слушаю-говорю», и это сказывается на речевой культуре. Век мультимедиа процесс познания из словесного превращает в словесно-визуальный: сокращается текстовое пространство при сохранении информационного поля (а иногда даже при увеличении последнего).

^ Креолизованный текст (КТ) — это текст, который содержит в себе вербальный (словесный) и невербальный (иконический) компоненты. Креолизация помогает сжать текст таким образом, чтобы это не только не повлекло за собой сокращения его «дидактических объемов», но и увеличило их. КТ в современной коммуникации являются неотъемлемым компонентом, успешно решающим проблему повышения ее эффективности. Мир креолизованных текстов многообразен: публицистические, научно-популярные, иллюстрированные художественные тексты, реклама, афиши, комиксы, плакаты, листовки, веб-страницы и пр.

Если рассматривать визуализацию как «окно» в пространство текста, можно увидеть путь к разрешению методической проблемы – «Формирование речевой компетентности учащихся на основе использования креолизованных текстов».

Сила наглядности в дидактике была обнаружена задолго до появления феномена креолизованного текста в его современной интерпретации. Впервые в педагогике теоретическое обоснование принципа наглядности дал Ян Амос Коменский в XVII веке, хоть он и не употреблял термина «наглядность». Великий чешский педагог, используя достижения народной педагогики, нашёл средство, облегчающее ребёнку изучение книжного материала. «Мир чувственно-воспринимаемых вещей в картинках» название одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка – вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления.

По мнению К. Д. Ушинского, «детская природа требует наглядности», и современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса визуализации, дают широкие средства использования различных видов КТ для формирования речевой компетентности учащихся.

В педагогической теории и практике имеется определенный объем знаний, необходимых для решения вопроса о креолизованных текстах: коммуникативная функция креолизованных текстов и оптимизация речевого воздействия раскрывается в работах Сорокина Ю.А., Тарасова Е.Ф., Березина В.М. и др.; взаимовлияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста рассматривают Панченко Е.И, Слышкин Г.Г. и др.; основные аспекты изучения КТ анализируются в работах Ворошиловой М.Б., Агаджановой Л.А. и др.;  положения о паралингвистике и КТ обоснованы Анисимовой Е.Е., Бегеневой Е.И., Валгиной Н.С. и др.

Интересный методический материал к урокам русского языка с использованием КТ можно найти в книгах: Бурмако В.М. «Русский язык в рисунках», Степанченко И.И. «По-русски без ошибок. Русская орфография и пунктуация: алгоритмы, таблицы, упражнения», Граник Г.Г. и др. «Секреты орфографии», Постникова И.И. и др. «Это непростое простое предложение».

Но, несмотря на многочисленные исследования психологов, лингвистов и психолингвистов, методический инструментарий работы с КТ на уроках русского языка не создан, лингводидактический аспект применения КТ в практической деятельности учителя-словесника на данном этапе не разработан; в современных школьных учебниках не представлена система упражнений, нацеливающих школьников на работу с поликодовыми текстами как одним из видов развития речевой компетентности учащихся, что создает определенные трудности в реализации выбранной методической проблемы.

А ведь работа с КТ развивает вербальный интеллект школьников (запас слов, эрудицию, умение понимать прочитанное) и вербальные способности (осведомлённость, исключение лишнего, поиск аналогий, определение общего). Всё это способствует формированию речевой компетентности учащихся.

Исходя из этого, инновационный аспект моей педагогической деятельности состоит в том, что разработана авторская система упражнений при работе с КТ на уроках русского языка. Механизм педагогической деятельности включает 2 уровня: исследовательский и творческий. Исследовательский уровень предполагает работу с готовыми КТ. Это способствует не только пониманию языкового явления, но и является критерием достоверности приобретаемых знаний; служит средством развития языковой наблюдательности у детей; развивает образную речь учащихся и служит фундаментом развития творческого воображения и мышления.

В свою очередь, творческий уровень предполагает продукт творчества детей (индивидуальный и коллективный). Это способствует практической направленности уроков: дети создают не просто вербальный текст, а текст смешанного типа (наиболее частотный и популярный в современном социуме, от СМИ до интернет-пространства).

Эффективными являются такие виды работ: создание семантических рисунков (Приложение № 1), дидактическая игра «Понятие – символ», создание учебных веб-страниц, работа с научно-популярными креолизованными текстами.


R= K / S
 Выведена формула понимания любого научно-популярного КТ

, где

^ R– показатель соотношения эксплицитной  и имплицитной информации;

K – количество эксплицитной (явной) информации;

S  - количество имплицитной (скрытой, неявной) информации.

Значение  R=1 – это исходное и идеальное значение, когда количество скрытой и явной информации в КТ поровну.

В итоге, понимание – как результат коммуникации, которая всегда осуществляется с определенной целью (донести научную информацию неспециалисту) – напрямую зависит от системы работы с КТ.

Для анализов результатов собственной педагогической деятельности

в старших классах проводятся (совместно с психологом школы) тесты Амтхауэра для определения вербального, невербального, общего интеллекта учащихся. Заметна динамика улучшений показателей на основе использования методики работы с КТ (Приложение № 2).

Работа с КТ способствует формированию речевой компетентности учащихся, что, в свою очередь, повышает языковую компетентность в целом. Об этом свидетельствуют результаты олимпиад и конкурсов по русской филологии (Приложение № 3).

В школе недостаточно формируются навыки и умения устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке, литературе, риторике не используются в полной мере для формирования практической речевой деятельности. Это означает, что проблема соотношения знаний о языке и практического владения языком еще не решена. Формирование речевой компетентности в процессе обучения русскому языку с помощью КТ – один из путей решения данной проблемы, так как процесс создания текста (любого вида) является большой трудностью для современного школьника.

Опыт по использованию КТ прошёл апробацию, обобщён (на сайте «Методический портал» издательства «Школьный мир»; на портале «Учительский журнал он-лайн» издательской группы «Основа»; получен сертификат консультанта по КТ ЛОИППО) и может быть использован учителем-словесником для решения важной методической задачи – формирования речевой компетентности школьников.

Литература

  1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М.: Academia, 2003.

  2. Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.

  3. Валгина Н.С. Теория текста.– М.: Логос, 2003.

  4. Головина Л.В. Влияние иконических и вербальных знаков при смысловом восприятии текста.– М.,1986.

  5. Панченко Е.И. Лингвистика сжатого текста(на материале современного русского языка). – Днепропетровск, 1998.

  6. Слышкин Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе.– М., 2000.

  7. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция.М., 1990.

  8. Интернет-ресурсы:

http://wiki.iteach.ru/index.php.

http://www.edu-zone.net/show/59759.

http://diary.ru/~rusjaz.

http://ilyabirman.ru/meanwhile/tags/russian-language.

Приложение № 1

Динамика изменения количества допущенных ошибок в словарных словах с использованием семантических рисунков (СР) в 5-ИПК классе

Кол-во

слов

Кол-во

сл. диктантов

Результаты

(до СР)

Результаты

(после СР)

Итоговые

различия

30

 4

76%

14%

62%


^ Результаты словарной работы в 5-ИПК классе

с визуализацией буквы-орфограммы

Приложение № 2

Этапы эксперимента при работе с научно-популярными КТ:

  1. Определение степени и глубины понимания предъявленного научно-популярного текста (ответы на вопросы по текстам; пересказ своими словами содержания).

  2. Исследование трудностей понимания текстов (методика экспертной оценки трудности текстов по возрастным особенностям; методика «дополнений», суть которой заключается в восстановлении испытуемыми пропущенных слов в текстах).

  3. Интерпретация взаимосвязи вербального и невербального компонента КТ (полная или частичная креолизация – слияние или автономность вербальных и невербальных компонентов).

  4. Восстановление испытуемыми смысловых связей текста (реконструкция «разорванных» абзацев).

В итоге, понимание – как результат коммуникации, которая всегда осуществляется с определенной целью (донести научную информацию неспециалисту) – напрямую зависит от системы работы с КТ.

Результаты экспериментов по усвоению научно-популярных КТ

Приложение № 3

Призёры олимпиады по русской филологии (с 2008 года)
Призеры международной игры-конкурса «Русский медвежонок языкознание для всех»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconВ. В. Карасиков использование программ администрирования в процессе обучения
В зарубежной литературе используется термин «учитель-фасилитатор» (от анг. Facility –легкость). Источником знаний выступают технические...

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления icon13 познание, его возможности и средства
Следовательно, никакое познание не предшествует во времени опыту, оно всегда начинается с опыта

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconПуть в шамбалу
От читателя не требуется знаний в этих областях, и я избегал в этой книге специальных терминов, которые могли бы затруднить её понимание....

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconВсегда ли Ваши деньги работают?
Депозитные программы ПриватБанка позволяют не только приумножать Ваши средства, но и свободно чувствовать себя в расходах

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconКрис Касперски " Память определяет быстродействие "
Рисунок 2 log gif Память… Миллиарды битовых ячеек, упакованных в крошечную керамическую пластинку, свободно умещающуюся на ладони…...

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconПонятия
Познание человеком окружающего мира осуществляется в двух основных формах: чувственного познания и абстрактного мышления. Всякое...

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconПравила Парламентских дебатов Различаем правила и стратегии. Собственно...
Стратегии, которые мы предлагаем здесь и в книге “Дебаты: путеводитель для учителя и ученика”, – это только средства достижения цели....

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconТема занятия: «Праздники Господни». В книге Лев. 24: 1-3
Богом. В предшествующей, двадцать четвёртой главе книги Левит говорится о семи праздниках Господних: Лев. 23: 1,2 «И сказал Господь...

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconРуководство пользователя на русском языке PicKit-2
Рисунок показывает типовую схему подключения микроконтроллера при внутрисхемном программировании. Для успешного внутрисхемного программирования...

Одной из его учебных книг показывает путь, которым должно идти познание ученика. Рисунок, картинка вот средства, которые позволяют ученику свободно представить изучаемые по книге предметы и явления iconШкола молодого ученого – лидера в науке. Хроники реализации проекта
Всемирно известный ученый Петр Леонидович Капица так охарактеризовал лидерство в науке: «Это не караван судов в открытом море, но...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<