Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе»




Скачать 139.91 Kb.
НазваниеУрок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Дата публикации29.05.2013
Размер139.91 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок

Урок– исследование

«Видеть рядом с собой человека…»

по теме 6 кл. В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Разработала и провела

учитель русского языка ОШ № 6

Прилука Виктория Васильевна


Цель:- учить работать с текстом, анализировать его;

- развивать жизненные компетентности;

-воспитывать уважительное отношение к человеку, толерантное отношение к нему.

Задачи:

  1. Развивать речь учащихся;

  2. Повторить литературоведческие термины

  3. Развивать коммуникативно-речевые умения, формировать правила речевого поведения;

  4. Развивать умение делать выводы;

  5. Формировать этико-психологические нормы поведения

Тип урока: комбинированный

Вид урока: бинарный, исследование

Оборудование:

  • Наглядность: айсберг, треугольник

  • раздаточный материал,

  • оценочные листы.


Ход урока

1. Оргмомент

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,

Возможно ль тебя человеком тогда называть?

Саади
- Ребята, сегодня м с вами проведём урок- исследование, но будем это делать, работая в группах: психологи, литераторы.
2. Организационное начало урока. Комментирование оценочных листов:

- Запись даты.

- Прочитайте тему и определите нашу цель на этот урок.

^ 2. Проверка Д/З - рисунки

3. Актуализация ЗУНов.

  1. Литературная разминка:

- Автор, страна, время?

-Что можете сказать об авторе?

-Одним- двумя предложениями сюжет?

- Тема?

-Идея?

- Уроки? Литература – это человековедение

^ 4. Психолог – Как идея перекликается с жизнью, действительностью?

5.Работа с наглядностью. Человек- это айсберг: 30% - на поверхности, а 70%- прячется под «водой».

Сегодня мы поучимся на уже разобранном материале анализировать и видеть рядом человека.







  1. На поверхности – видимое – это внешность, поступки, речь, условия жизни.

Спрогнозируйте характеристику Васи, Валика, Маруси, Сони, взрослых

^ Почему повесть названа «В дурном обществе»? Кто в повести произносит это выражение?

-Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Вася был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. В тот год, когда произошла эта история, ему было семь или восемь лет.

-Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

-Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”

-Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

^ Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

Как Вася познакомился с Тыбурцием?

Как и когда изменилось мнение Васи от отце?

^ Прочитаем с учениками разговор Валека и Васи (глава четвёртая), высказывание Тыбурция о судье (глава седьмая).

Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

-Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в ложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

  1. ^ Психолог – демотиваторы

Вывод-

  1. Середина- То, что «спрятано»: причины поведения, состояния.

- Почему Вася несчастен, несмотря на благополучие?

- Какие открытия делает Вася?

- Почему Валек ворует?

- Почему судья суров?

- Почему мальчик начал бродяжить по городу?

-составить рассказ о герое.

Он быстро подошёл ко мне и положил мне на плечо тяжёлую руку”;

“— Отпустите мальчика, — повторил Тыбурций, и его широкая ладонь любовно погладила мою опущенную голову”;

^ Я опять почувствовал на своей голове чью-то руку и вздрогнул. То была рука отца, нежно гладившая мои волосы”.

Как выглядит герой?

Из какой он семьи? Из какого общества?

Какие поступки он совершает?

Какие качества героя проявляются в этих поступках?

Психолог-

Вывод:

^ 9. Основание, фундамент, то, что помогает жить, основной принцип: сострадание помощь милосердие взаимопонимание = вечные цености

10.Психолог – как в современном обществе?

Вывод - произведение литературы учит понимать человека. Формирует понятие о вечных ценностях.

^ Д/З Сочинение « Чему меня научили герои произведения ?»
Синканы пишутся по такой схеме:

1-й ряд - имя героя

2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя

3-й ряд – состояние героя, его действия

^ 4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском отношении к

герою

5-й ряд - оценочный контекстуальный синоним от первого ряда

ОБРАЗЕЦ:


Валек

Ответственный, не по годам взрослый

Беспокоится о Соне, старается выжить

Достоин уважения

Личность

^ Синканы пишутся по такой схеме:

1-й ряд - имя героя

2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя

3-й ряд – состояние героя, его действия

^ 4-й ряд – фраза (слово), свидетельствующая об авторском отношении к

герою

5-й ряд - оценочный контекстуальный синоним от первого ряда

ОБРАЗЕЦ:


Валек

Ответственный, не по годам взрослый

Беспокоится о Соне, старается выжить

Достоин уважения

Личность

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

^ Синканы пишутся по такой схеме:

1-й ряд - имя героя

2-й ряд – определяющие слова, характеризующие героя

3-й ряд – состояние героя, его действия

4-й ряд – фраза (слово), говорящая об авторском отношении к герою

5-й ряд - оценочный контекстуальный синоним от первого ряда
^

ОБРАЗЕЦ:

Валек


Ответственный, не по годам взрослый

Беспокоится о Соне, старается выжить

Достоин уважения

Личность

Выражение “дикое деревцо в поле” говорит о том, что мальчик рос без присмотра.

Короленко, описывая городок, говорит о “серых заборах, пустырях с кучами всякого хлама”. Заборы серые, потому что они деревянные и некрашеные. Одновременно это слово выступает и в переносном значении, создаёт особое настроение.

^ Убежище — это место, где можно укрыться, найти спасение от чего-нибудь.

Слово ютиться означает помещаться на небольшом пространстве, иметь пристанище в тесном помещении.

^ Кров — слово высокого стиля, обозначает жилище, приют.

Потомок — человек по отношению к своим предкам. Короленко пишет о “потомках слуг графского рода”, то есть о детях и внуках тех, кто когда-то служил графу.

Выражение “дурная слава” употребляют, когда хотят сказать, что о ком-то или о чём-то говорят много плохого. Короленко пишет: “Гора, изрытая могилами, пользовалась дурной славой”.

^ Суровое лицо — угрюмое, сердитое лицо.

Раздоры — разногласия, ссоры, вражда.

Угрюмый человек — мрачный, неприветливый человек.

Притерпеться к упрёкам означает привыкнуть к тому, что тебе высказывают своё неодобрение или обвинения. Вася притерпелся к упрёкам, то есть привык и перестал обращать внимание на обвинения в том, что он бродяга.

^ Серый камень” — это известняк. Короленко употребляет это выражение, когда хочет сказать, что Марусю убивает нищета и безрадостная жизнь.

Призраки старого замка” — это бывшие графские служащие и их потомки, потерявшие смысл существования и живущие как призраки.

^ Дурное общество” — общество людей, совершающих предосудительные, безнравственные с точки зрения господствующей морали поступки.

План сочинения

В зависимости от уровня класса ученики самостоятельно или коллективно составят и обсудят план сочинения. Учитель может предложить вопросы, направляющие составление плана:

^ Что мы узнаём о Васе в начале повести? Кто он, как выглядит, где живёт?

Какие поступки он совершает, какие качества проявляет в момент знакомства с Валеком и Марусей; во время дружбы с детьми; во время критического разговора с отцом?

^ Какую роль сыграла дружба Васи с обездоленными детьми в его судьбе?

Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася: любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.

Учитель в зависимости от ресурсов времени и уровня класса определит, будет ли сочинение классным или домашним. Если сочинение будет задано на дом, то урок развития речи посвятим подробной работе над ошибками и обучению детей редактированию собственных текстов, уделяя особое внимание различным категориям ошибок: фактическим, лексическим, стилистическим, речевым. Как правило, большинство ошибок в постановке знаков препинания возникает там, где имеются речевые ошибки. Работа над умением выражать грамотно свою мысль — хорошая профилактика пунктуационных ошибок.

^ Опережающие вопросы и задания

Общие:

Самостоятельно прочитайте дома полный текст рассказа «В дурном обществе». Определите, какой смысл имеет название «В дурном обществе».

^ Определите, какие качества характеров героев рассказа представляются вам наиболее ценными и привлекательными.

Что изменилось в характере Васи с тех пор, как его «дорога пролегла через» обитателей подземелья?

^ Какое значение имели в жизни героев рассказа их дружба и взаимоотношения со взрослыми?

Групповые:

Подготовьте выразительное чтение в лицах разговора Васи и Валека о булке и фрагментов из глав 3, 5, 7, 8.

Подготовьте письменные ответы на вопросы: что такое «серый камень», который высасывает жизнь? Зачем писатель рядом с Марусей изобразил сестру Васи Соню? Как вы понимаете слова Тыбурция: «Хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»?

^ Подготовьте сопоставительный анализ образов: Васи и Валека; Сони и Маруси; судьи и Тыбурция.

Индивидуальные:

Подготовьте краткие сообщения на темы «Детство и юность Короленко» и «Короленко — писатель и гражданин».

^ Подготовьте выступления на темы «Жизнь и смерть Маруси» и «Жизнь и характер Валека».

Подготовьте выразительное чтение заключительной сцены рассказа.

Содержание вступительного слова о Короленко включает в себя, как правило, следующие важные сведения. Владимир Галактионович Короленко родился 15 июля 1853 г. в семье уездного судьи, про которого говорили, что нет такой силы, которая заставила бы его покривить душой против совести и закона, но при этом находили, что было бы более «по-людски», если бы он принимал подношения. Однажды судья по закону решил дело бедной вдовы против богатого помещика-графа. Вдова попыталась поднести в дар разные товары и огромную куклу с голубыми глазами.

Судья страшно разгневался и отправил подарки назад, но сестра Короленко так запротестовала, что отец вынужден был уступить, но сказал: «Через вас я стал-таки взяточником». Когда отец умер, за его гробом шло очень много бедных людей, а обыватели говорили: «Чудак был... умер, оставив нищих детей своих».

В. Г. Короленко, окончив Ровенскую гимназию, стал студентом Петровской земледельческой и лесной академии, но был исключен из нее за протест против действий начальства. Тюрьма, этапы, ссылка вскоре стали для него своеобразными «университетами». Он овладевает сапожным ремеслом, работает на железной дороге и везде пишет. За отказ присягнуть на верность царю Александру III он был выслан в Якутск, где вел жизнь крестьянина. Именно в якутской слободе Амга был написан им и рассказ, называемый часто и повестью, «В дурном обществе» (1885).

Однажды писателю сказали, что он мог бы стать террористом, но Короленко отвергал все крайности. По пути в ссылку он думал о только что убитом царе Александре II: смертельно раненного царя везут во дворец, поливая улицы его кровью. И Короленко жалеет его как человека. И тут же думает об участнике покушения Желябове. Улик на того не было, но он сам заявил о своей причастности к убийству. И писатель сблизил участи убийцы и жертвы, мечтая о примирении.

Кто-то из современных литературоведов сказал о писателе: «Гениев у нас много, но для меня есть один человек — как воплощение нормы, воплощение добра, осуществленной духовности — Короленко... Поразительно, как он все видел — и назад, и вперед». У Короленко было любимое изречение: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет». Подводя итоги своей жизни, Короленко писал в «Истории моего современника»: «Оглядываясь на этот эпизод моего прошлого, я должен сказать, что тогда я поступил именно так, как этого требовала моя совесть, то есть моя природа, и спокойствие, наступившее для меня тотчас после принятого решения, доказывало ясно, что в этом отношении я был прав».

^ Умер Короленко 25 декабря 1921 г. в Полтаве, где и был похоронен при огромном стечении жителей города и окрестных деревень.

Одна из современных статей носит название «Возвращение к Короленко». Заглавие это многозначно. Сейчас публикуются гневные письма Короленко Луначарскому, долгое время скрытые от читателей. Возвратился он ныне и в школьный курс литературы. Рассказ «В дурном обществе» («Дети подземелья») долгое время входил в школьную программу, затем исчез из нее, а ныне вновь вернулся под своим первоначальным названием. Это закономерное восстановление справедливости. В. Г. Короленко «как будто отогревает от жестокости, царящей вокруг», «...он озаряет читателя светом, несмотря на то, что нерадостны его сюжеты, горька участь героев» (Н. Д. Петропавловская).

Опыт изучения рассказа Короленко подсказывает, что анализ первых двух глав должен раскрыть экспозиционную функцию их в произведении. М. А. Рыбникова выделяет в них портреты Тыбурция и Валека, подчеркивает связь их с «дурным обществом» других бездомных нищих (1-я гл.), обращает внимание на «ужас одиночества» Васи в его семье (2-я гл.), что позволяет обозначить исходное противопоставление образов, выраженное уже в названии темы первого урока — «Две семьи». Итогом обсуждения на этом уроке может быть вопрос, предложенный В. А. Никольским:

^ Чем похожи эти семьи одна на другую и чем они не похожи?

Второй урок посвящается жизни обитателей подземелья. Вопросы и задания имеют целью выделить ключевые эпизоды рассказа, например:

Что произошло во время первого посещения Васей старой часовни? Почему Вася и Валек встретились как враги, а расстались друзьями? (В. В. Голубков.) Почему Валек и Маруся вышли из часовни одной дорогой, а Вася — другой? (М. А. Рыбникова.)

^ Кем, вероятнее всего, может стать Валек? Зачем автор дает в рассказе сопоставление Маруси и Сони? Расскажите о жизни и смерти Маруси.

Что давала дружба Васе, Валеку и Марусе? (Н. Я. Мещерякова.) Как изменились ребята за время своей дружбы?

^ Переход к третьему уроку может быть намечен следующим образом:

От чьего имени ведется рассказ? Какой характер это придает повествованию? (Г. В. Чирковская подчеркивает особенности рассказа-воспоминания взрослого человека о сильнейших впечатлениях своего детства.) Автобиографический характер рассказа позволяет учителю вместе с учащимися определить позиции писателя, авторское отношение к героям, в первую очередь к Васе. В связи с этим интересным может быть вопрос:

^ Почему в рассказе нет портрета Васи?

Методисты считают важным выяснить, как и почему изменился Вася за столь короткий отрезок времени, почему знакомство с «детьми подземелья» оказалось таким значительным для всей семьи Васи (Г. В. Рыжкова), какую дорогу в жизни выберет Вася (В. А. Никольский)? «Судя по всему, сын судьи... не только не будет ревностно служить безжалостному „господину закону“, как его отец, но и вступит с ним в конфликт» (И. Каплан).

^ В связи с этим беседа на уроке включает обсуждение семейных проблем, например:

Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына? Понимали ли они друг друга? Какими в действительности были Вася и его отец?

^ Как вели себя при встрече судья и Тыбурций? Что заставило Тыбурция прийти в дом судьи?

Почему впоследствии отец Васи скажет, что был виноват перед сыном? (Н. Я. Мещерякова, В. А. Никольский и др.) Подвести итоги работы позволяют вопросы и задания более общего характера:

^ Как изображает писатель взаимоотношения между родителями и детьми?

Сравните поведение Тыбурция и судьи по отношению к детям.

Кому сочувствует писатель? А против чего он протестует?

Какие человеческие качества в людях утверждает в рассказе писатель? В чем именно вы видите у героев проявления доброты, милосердия, уважения к человеку? Почему Вася с отцом и Соней посещали могилу Маруси? О чем говорит то, что они посещали ее вместе? Какие обеты давали на этой могиле Вася и Соня?

Завершением изучения рассказа могут быть письменные работы различного типа: «История Васи» (пересказ с элементами характеристики); «Что рассказал Тыбурций отцу Васи?»; «Какую дорогу в жизни выберет Вася?»; «Как повлияли на семью судьи события рассказа?» (ответы на вопросы); «Как дружба скрасила жизнь Васи, Валека и Маруси?» (домашнее сочинение).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconУрок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл....
Ребята, сегодня м с вами проведём урок- исследование, но будем это делать, работая в группах: психологи, литераторы

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconУрок в 6 классе Тема: Роль портрета в рассказе В. Г. Короленко «В дурном обществе»

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconРусский язык и литература Третейкина Н. Я
Перечитать 5-8 главы повести В. Г. Короленко «В дурном обществе», подобрать цитатный материал к характеристике образа Васи

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconУчебный тематический блок
...

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconЛитература Прочитать повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Дніпрова Чайка читать «Дівчина чайка» (письмова хар-ка батька І дівчини). Поезія в прозі «Морське серце»

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconЛитература Прочитать повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе»
Дніпрова Чайка читать «Дівчина чайка» (письмова хар-ка батька І дівчини). Поезія в прозі «Морське серце»

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconВ. Г. Короленко «В дурном обществе»
Главный герой повести Вася за малый отрезок времени пережил очень много: смерть матери, отчуждение с отцом, знакомство с новым миром....

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconДоклад на тему: «Формирование толерантной личности»
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду,...

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconПрограмма занятий арт-калейдоскопа лабиринты отношений Место: мыс...
Это накладывает отпечаток на воспитание мальчиков, на формирование их маскулинности. Мастер-класс посвящен теме истинной мужественности,...

Урок- исследование «Видеть рядом с собой человека…» по теме 6 кл. В. Г. Короленко «В дурном обществе» iconИсследование операций
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя! Живя в обществе, мы неизбежно сталкиваемся с другими людьми, и интересы различных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<