Уроках русского языка (из опыта работы)




Скачать 54.17 Kb.
НазваниеУроках русского языка (из опыта работы)
Дата публикации31.05.2013
Размер54.17 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
ГУВК “ОШ I-III ступеней №12 –

многопрофильный лицей”

Система работы над повышением орфографической, орфоэпической

и лексической грамотности на уроках русского языка

(из опыта работы)

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Самисько Валентина Николаевна

Г. Горловка, 2013 год

Быть грамотным — значит свободно владеть богатствами языка в устной и письменной форме. Программа по русскому языку в 5 - 9 классах определяет объем знаний и навыков учащихся. Учитель-словесник, претворяя эту программу в жизнь, намечает для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Так складывается индивидуальный рабочий почерк каждого учителя, система работы.

В основе данной системы лежит многолетний опыт ведения учащимися, начиная с пятого и заканчивая девятым классом, словарей-справочников, состоящих из пяти разделов:

  1. - пиши и говори правильно, лексическое значение слова;

  2. - орфограммы;

  3. – таблицы, схемы;

  4. - развитие речи;

  5. - учимся быть читателями.

На протяжении пяти лет эти разделы постоянно пополняются учащимися. Обязательное условие — помощь и контроль учителя. Данная работа помогает решить следующие задачи: дать учащимся прочные знания и навыки устной и письменной речи, толковать лексическое значение слов, научить школьников самостоятельной работе с учебным пособием, словарем, развивать орфографическую зоркость, самостоятельно работать над ошибками, обозначать орфограммы и приводить примеры, умело пользоваться таблицами, cхемами, а на уроках литературы применять знания по теории литературы.

Так как проблема грамотности не утратила своей актуальности и сегодня, хочется подробно остановиться на первых двух разделах словаря.

^ I раздел — пиши и говори правильно; лексическое значение слов

Начинать работу над данным разделом словаря необходимо с пятого класса. А первым помощником в этом деле станет учебник.

Учащимся предлагается поделить первые страницы общей тетради на две колонки. В колонку слева выписать трудные в написании слова из учебника, расположенные в синих рамочках, а в колонку справа — трудные в произношении (из розовых рамочек). Сразу все

слова из учебника переписывать не нужно. Дети не смогут запомнить их правильное написание и произношение. Это необходимо делать постепенно, дома, перед выполнением домашнего задания.

Например, в пятом классе на дом задано упражнение 45 на странице 13. Следовательно, перед выполнением упражнения учащиеся должны выписать в словарь все слова, расположенные на страницах от 3 до 13. И не только выписать, но и запомнить, как они пишутся и произносятся.

Это домашнее задание, кроме основного, является постоянным в течение пяти лет обучения языку. Объем задания невелик. Например, до 13 страницы учащиеся выпишут в словарь из синих рамочек семь слов, а из розовых - два.

С каждым выполнением домашнего задания первый раздел словаря пополняется новыми словами.

В этой работе необходим со стороны учителя систематический контроль в виде словарных диктантов и орфоэпических минуток (можно через урок, чередуя орфоэпию с орфографией).

Орфоэпические минутки можно организовать с помощью орфоэпических карточек, которые делают сами же учащиеся. Это может быть красочно оформленный, вдвое сложенный альбомный лист в виде книжечки, в которую дети выписывают из словарей наиболее трудные в произношении слова, но уже без ударений.

Вызванный к доске ученик выбирает наиболее понравившуюся карточку и читает слова. Если допускаются ошибки, класс хором исправляет их.

Словари и орфоэпические карточки учителю необходимо периодически проверять. Система и контроль в этой работе дают положительный результат.

Используются индивидуальные словари и при изучении лексики.

Огромен словарный запас русского языка. Зачастую школьники затрудняются объяснить лексическое значение многих слов. Особенно остро это ощущается, когда наши выпускники входят во взрослую жизнь. За плечами – среднее образование, а в лексике – сплошные проблемы. Задача учителя-словесника – помочь школьнику почувствовать слово, понять его, запомнить его лексическое значение. Первые помощники в этом деле – учебник и индивидуальный словарь-справочник.Ученики выписывают из учебника лексические значения новых незнакомых слов в I раздел словаря “Пиши правильно”, выделяя их ярким цветом (до страницы, на которой находится домашнее упражнение). Цвет – это сигнал! Сигнал к тому, что лексическое значение данного слова необходимо запомнить. Запомнить для того, чтобы достойно выдержать “лексический обстрел” (зачет по лексике). Зачет по лексике проводится на каждом уроке русского языка с 5 по 9 классы. На это уходит 6-7 минут учебного времени. Один ученик отвечает, а остальные задают вопросы. Если школьник не может объяснить лексическое значение слова, тот, кто задал вопрос, отвечает на него сам. А количество ошибок фиксируется на доске.

Опыт показывает, что к окончанию 9 класса учащиеся имеют солидный багаж лексических знаний.

^ II раздел – орфограммы

Орфография — один из сложных разделов науки о языке. В русском языке огромное количество орфограмм. Детям трудно разобраться в них, а главное — запомнить. Не секрет, что к девятому классу большая часть учащихся затрудняется назвать орфограмму, обозначить ее и применить. Как же помочь школьникам разобраться, понять, запомнить все орфограммы русского языка и применить их на практике?

Прежде всего данную работу необходимо проводить в тесной связи с таким разделом науки о языке как состав слова. Учащиеся должны определить, в какой части слова “живет” данная орфограмма. Исходя из этого, детям предлагается II раздел словаря поделить на пять равных колонок:

В префиксе

В корне

В суффиксе

В окончании

Другие



Например, при изучении в пятом классе темы “Проверяемые безударные гласные в корне слова” учащимся после изучения данной темы предлагается записать в словарь название орфограмм- мы, ее номер, обозначение и самостоя-тельно определить соответствующую колонку. При последующем изучении новых орфограмм школьники записывают их название и обозначение в словарь, распределяя по колонкам под соответствующим номером.

Запись новых орфограмм рекоменду- ется проводить систематически и только в классе при обязательном контроле со стороны учителя. В течение трех лет (с 5 по 7 класс) учащиеся записывают в индивидуальные словари обозначение всех орфограмм русского языка.

Учителю необходимо так организовать работу учащихся и на уроке, и при выполнении домашнего задания, чтобы у них возникала потребность пользоваться индивидуальным словарем. Поэтому домашние упражнения необходимо подбирать с обязательным обозначением орфограмм. Особенно необходим этот раздел словаря при работе над орфографическими ошибками, когда ученику необходимо не только назвать орфограмму, но и обозначить ее и привести примеры.

Обязательное условие данной работы — разрешать детям пользоваться словарем не только при выполнении домашнего задания, но и на уроке (у доски, за партой, даже во время выполнения контрольной работы). Чем чаще ученики заглядывают в словарь, тем прочнее становится их память на орфограммы.

i:\таблица орфограммы 1.jpg

Так выглядит начальный этап работы, начатый в пятом классе. К концу седьмого класса данная работа завершается. Опыт показывает, что к девятому классу учащиеся приобретают прочные орфографические навыки.

В индивидуальном словаре-справочнике есть еще три раздела, необходимые при работе на уроках языка и литературы.

В третьем разделе помещены все изученные в 5 – 9 классах таблицы, схемы, которыми учащиеся пользуются как на уроке, так и дома.

Четвертый раздел посвящен урокам развития речи. В нем помещены образцы, как писать и оформлять деловые бумаги, сочинения, отзывы и т.д.

В пятый раздел словаря учащиеся записывают краткие сведения о теории литературы.

Всё это повышает качество преподавания русского языка и литературы в школе.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроках русского языка (из опыта работы) iconС. Володимирівка 2012 Автор : Евтушенко Е. А. Пособие содержит материалы...
Пособие содержит материалы опыта работы по развитию связной речи на уроках русского языка. Представлены методические формы и приемы...

Уроках русского языка (из опыта работы) iconПерспективность модульного обучения на уроках русского языка в средней школе (из опыта работы)
В последние годы в Украине активно используются различные модификации модульного обучения, родиной которого считается Англия

Уроках русского языка (из опыта работы) iconРеализация компетентностного подхода на уроках русского языка. Из опыта работы
Родители готовы платить и платят большие деньги за дополнительное образование, а управленцы который год подряд стремятся реформировать...

Уроках русского языка (из опыта работы) iconОписание опыта работы Татарчук Натальи Евгеньевны, учителя русского...
Описание опыта работы Татарчук Натальи Евгеньевны, учителя русского языка и мировой литературы Коростышевского учебно-воспитательного...

Уроках русского языка (из опыта работы) iconРазвитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
Сироткиной Тамары Геннадьевны, учителя русского языка и литературы коммунального учреждения «Луганский учебно-воспитательный комплекс...

Уроках русского языка (из опыта работы) iconНа уроках русского языка
Актуальность. Современное состояние теории обучения русского языка и накопленные знания делают необходимым еще раз вернуться к компетенции...

Уроках русского языка (из опыта работы) icon«Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского...
В течение года рмо работало над проблемой «Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка и литературы путем...

Уроках русского языка (из опыта работы) iconСкороговорки, потешки, считалки для использования на уроках русского...
Скороговорки, потешки, считалки для использования на уроках русского языка в классах с украинским языком обучения

Уроках русского языка (из опыта работы) icon«Коммуникативно-деятельностный подход к изучению русского языка в школе». А ктуальность
Вопрос преподавания русского языка на коммуникативной основе остается открытым, актуальным и требующим всестороннего исследования....

Уроках русского языка (из опыта работы) iconПлан работы творческой группы учителей русского языка по проблеме...
За 2007-2011 учебные годы по проблеме: «Внедрение инновационных процессов в систему работы учителей русского языка и литературы»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<