Скачать 111.01 Kb.
|
Полякова Г. И. учитель музыки ОШ № 93 г. Донецк Якименко Е. И. учитель русского языка и литературы ОШ № 93 г. Донецк Интегрированный урок музыки и литературы в 5-ом классе. ![]() ![]() Цели урока: обучающие: по музыке:
по литературе:
развивающие: по музыке:
по литературе:
воспитательные:
Тип урока: интегрированный Методы:
Оборудование: Мультимедиапроектор, презентация, CD проигрыватель, CD – записи. Ход урока Звучит музыка «Танец феи Драже» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик». Учитель музыки: Здравствуйте, ребята. Сегодня нас на урок собрала эта волшебная музыка. Кто-то из вас узнал её? Откуда она? Я хотела, чтобы вы попробовали сказать несколько слов о самой музыке. Какая она? Дети: Красивая, таинственная, волшебная. Учитель музыки: Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой музыки? Дети: Потому что это произведение родилось благодаря союзу музыки и литературы, а тема наших уроков «Музыка и искусство слова». Учитель музыки: Совершенно верно. Как П. И. Чайковский связал в своём балете музыку и сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», так и мы сегодня на нашем необычном уроке ещё раз подтвердим, что музыка и литература – две неразлучные спутницы. Но прежде давайте вспомним, о чём у нас шёл разговор на прошлых уроках. Дети: Мы говорили о музыке, которая являлась главной в поэзии и баснях. О том, что многие стихотворения могли не появиться без музыки, так как писалась, для того, чтобы их пели. Учитель музыки: А приходилось ли вам читать такие книги или истории, которые рассказывали бы вам о музыке, описывали бы её звучание, делали её соучастницей своих событий и переживаний, заставляли нас слышать музыку со своих страниц? Можете привести примеры? Я надеюсь, что сегодняшний урок поможет вам восполнить ваши знания и, возможно, вам захочется прочитать такие произведения. Ещё А. С. Пушкин подчеркнул нерасторжимую связь музыки и литературы. Вспомните, какими словами великий поэт начинает свою поэму «Руслан и Людмила»? У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём, и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. А ваш ровесник, мальчик 5-го класса сочинил свою сказку о Музыке и Литературе. Вот послушайте её. Жила-была в красивом королевстве одинокая королева, её звали Музыка. У неё было семь слуг: До, Ре, … Слуги-ноты играли красивые мелодии, которые звучали в королевстве с утра до вечера. Все были счастливы. Однажды королева загрустила. Чего-то в её жизни не хватало. Поведали ей слуги-ноты о том, что в соседнем королевстве правит королева Литература. Послала королева Музыка мелодию-приглашение в королевство Литературы. И королева Литература с радостью его приняла. Они долго беседовали: каждая на своём языке, но им всё было понятно. Вскоре они подружились, и в результате этой дружбы на земле появилось много песен, стихотворений, музыкальных произведений, которые до сих пор живут рядом с нами. Литература и музыка до сих пор дружат. И сегодня они пришли к нам в гости. Звучат фанфары. Появляются королева Литература и королева ^ Королева Музыка Я, королева Музыка, друзья, Меня, надеюсь, вы узнали? Все эти годы день за днём Была всегда я вместе с вами. Чайковский, Глинка, Шуберт, Моцарт Ваш слух всечасно услаждали, Я думаю, что в этот день Меня вы с нетерпеньем ждали! Здравствуйте, ребята! Я очень рада встретиться с вами. Я пришла к вам из волшебной страны – эта страна под названием Музыка! В моей стране живёт удивительный народ. Он очень добрый, весёлый а самое главное музыкальный. Вся Музыка – волшебная страна. Она красива, ласкова, нежна. Прекрасная мелодия по всюду в ней слышна, Без музыки, друзья, и жизнь была б скучна! Без музыки, без песни нельзя на свете жить, Мы с музыкой и песней всегда будем дружить! Ребята, я пришла к вам вместе со своей верной подругой Литературой. Королева Литература: Я Литература, и на первый взгляд Музыка мне не нужна. Но, если в меня вчитаться, то во многих моих произведениях вы очень часто можете встретиться с музыкой. Иногда это лишь мимолётное воспоминание, а бывает и так, что музыка является главным действующим лицом повествования. Словом можно выразить всё. Но иногда, чтобы передать переполняющие душу эмоции, не находишь подходящих слов. Тогда на помощь приходит музыка. Мелодии способны выразить чувства, переживания; тревогу или радость; печаль, восторг иногда лучше. Чем слова. Ведь недаром кто-то из древних сказал: «Если бы человек мог словами выразить все свои чувства и мысли, музыка никогда бы не появилась на земле». Посмотрите на эти книги, и вы поймёте, что без Музыки я, Литература, потеряла бы очень, очень много. Мы пришли к вам в гости, а в гости с пустыми руками, как известно, ходить не принято. Мы принесли вам подарки: я – интересные, необычные сказки. Королева Музыка: А я принесла вам прекрасные музыкальные произведения, песни и волшебные музыкальные инструменты. Учитель литературы: Давайте мы поблагодарим наших королев за их замечательные подарки и пригласим их остаться на нашем уроке. На уроках литературы мы изучаем сказки разных народов. Вот и сегодня благодаря сказкам и музыке мы побываем в гостях у некоторых из них, узнаем особенности их народного творчества. Уметь рассказывать сказки не просто. Раньше в каждом селении были свои сказители, послушать которых собирались все жители селения. Давайте представим, что мы с вами оказались в белорусском селе и послушаем сказку «Музыкант-чародей», а поможет сказителю первый подарок королевы Музыки (диск со сказкой и скрипка). Поблагодарим королеву за подарок, а сейчас приготовились слушать сказку. Слушаем внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. Слушание в записи сказки «Музыкант-чародей» Учитель литературы: Вопросы к первой группе:
На уроках литературы мы с вами говорили о типах сказок. Давайте вспомним их классификацию. ![]() К какому типу сказок мы отнесём сказку «Музыкант-чародей»? Музыкант завораживал и поднимал настроение с помощью волшебства? (сказка бытовая) Учитель музыки:
него?
Дети: Музыка - является главным героем этой сказки. Учитель музыки: Давайте заполним первую строчку нашей таблицы. Кто готов?
Учитель литературы: Ну а сейчас примите второй подарок от наших королев. Королевы дарят сказку и домбру. Учитель литературы: Мы сейчас с вами услышали замечательную сказку «Музыкант-чародей». Но ведь рассказывать сказки мы тоже умеем. Ребята из второй группы получили домашнее задание: прочитать казахскую народную сказку «Мастер Али», и сейчас они нас с ней познакомят. А мы должны выбрать лучшего сказителя, интересно, кто же им будет? Дети рассказывают сказку по цепочке. Выбор лучшего сказителя Учитель литературы: Ребята, музыка сейчас не звучала. Но мы смогли её услышать? И помогло нам в этом слово. Давайте ещё раз послушаем, как звучала домбра, а ваша задача выбрать из текста слова, описывающие, как звучала музыка.
Старый пастух сказал: «Я ничего не рассказал тебе. Я не произнёс ни одного слова…». Откуда же хан узнал правду о сыне? (рассказала музыка)
Вернёмся к нашей таблице.
Учитель музыки:
Дети: Из этой сказки мы узнали легенду о возникновении казахского народного инструмента – домбры. Учитель литературы: А мы с вами из Казахстана вместе со сказкой и музыкой отправляемся в солнечную Грузию. Приглашает в это путешествие нас ещё один подарок от наших королев – грузинская народная сказка «Чонгурист». Я предлагаю ребятам из третьей группы познакомить нас с этой сказкой. Ведь сказки можно не только рассказывать, но и читать (дети читают сказку по цепочке).
Учитель музыки:
Учитель музыки: А сейчас я хочу познакомить вас с норвежской народной песней «Волшебный смычок». Давайте послушаем первые два куплета.
Учитель литературы: Сегодня на уроке прозвучали разные сказки разных народов, но что их объединяло? Учитель музыки: Что помогало героям сказок дарить радость, побеждать зло, спасало им жизнь? Могли бы появиться такие сказки, если бы музыки не существовало? Кто главная героиня этих сказок? ( музыка). Учитель литературы: Назовите тему сегодняшнего урока. «Музыка в сказке». Учитель музыки: А сейчас давайте попрощаемся с нашими королевами, им уже пора возвращаться в свои королевства. Но прежде поблагодарим Литературу и Музыку за их замечательные подарки. Королева Литература: Могу о дивной музыке стихами рассказать. Сложить слова, как бусинки на нитку нанизать. Королева Музыка: Давай-ка за руки возьмёмся, В словах и в музыке сольёмся, И всем расскажем о природе, О чудесах и погоде. Сердца забьются в унисон Пусть никогда не замолкает Прекрасных звуков стройный хор. До свиданья до новых встреч. Домашнее задание. Ребятам предлагается придумать исполнительский план песни «Волшебный смычок», предусмотрев солистов, отдельные группы, хор. ![]()
|
![]() | Максутова Куртсултан Шевкединовна, учитель русского языка и литературы Мартыновской общеобразовательной школы І-ІІ ступеней Джанкойского... | ![]() | Пархоменко Л. В. Учитель русского языка и литературы оош №18, г. Сумы, Сумской области. Урок русского языка в 10 классе |
![]() | Фролова Валентина Ивановна учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория, Донецкая общеобразовательная школа... | ![]() | Авторы: учитель украинского языка и литературы Коцюрубенко Елена Сергеевна; учитель русского языка и литературы Кременцова Наталья... |
![]() | Червоная Лилия Ивановна, учитель русского языка и литературы Донецкого лицея №52 «Меркурий» | ![]() | Учитель русского языка и литературы 2 категории Константиновской общеобразовательной школы I-III ступеней |
![]() | Харьковского государственного педагогического института им. Г. С. Сковороды (отделение русского языка и литературы) и в июне 1985... | ![]() | Учитель английского языка: Козлитина О. В. (Авдеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №2) |
![]() | Министерство образования и науки Украины Общеобразовательная школа I-III ступеней №89 | ![]() | Цель: формировать представления о выразительных и изобразительных возможностях музыки в отображении картин природы; формировать навыки... |