Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие»




Скачать 83.06 Kb.
НазваниеУрок- практикум Закрепление темы «Деепричастие»
Дата публикации16.06.2013
Размер83.06 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Урок- практикум
Закрепление темы «Деепричастие» и

обобщение изученного материала

Учитель русского языка

и литературы

высшей категории

Зинченко В.Д.

ОреховскогоУВК № 2

Запорожская обл.

Тема: Закрепление темы «Деепричастие» и обобщение изученного

материала.
Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о деепричастии и

деепричастном обороте, об образовании деепричастия;

закрепить правила правописания не с различными частями речи;

выработать практическое умение находить деепричастные обороты и

одиночные деепричастия;

выделять знаками препинания одиночные деепричастия и

деепричастные обороты;

выработать навыки конструирования предложений;

составлять связный рассказ на лингвистическую тему, используя в

речи деепричастия и деепричастные обороты;

воспитывать любовь к русскому языку.

^ Тип урока: Урок - практикум (повторение и обобщение).

Оборудование: Учебник, таблица «Опорный конспект», «опорные слова»,

мультимедийная доска, компьютер, репродукция картины

И.Репина « Запорожцы пишут письмо турецкому

султану».
План урока


  1. Вступление

  2. Закрепление и обобщение изученного материала.

Составление плана работы по теме.

1. Деепричастие, не с деепричастиями.

2. Совершенный и несовершенный вид деепричастия.

3. Деепричастный оборот и знаки препинания при нем.

  1. Работа по картине И.Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану».

  2. Cамостоятельная работа: тестирование.

  3. Литературная викторина.

  4. Подведение итогов урока, домашнее задание.

  5. Рефлексия.

Ход урока


  1. Объявление темы и цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Деепричастие». И к нам на урок пожаловала интересная гостья. Давайте дадим ей слово.
Принцесса планеты «Деепричастие»
« Здравствуйте, ребята!

Я прилетела с чудесной и небезызвестной вам планеты «Деепричастие», о которой наш поэт писал:

«Холмы, вырастая и в сумерках тая

и думу какую-то в сказках тая,

о том и молчат, что совсем непростая,

совсем непростая планета моя».

Зная, что вы любите русский язык и, как все ребята, путешествовать, мы решили пригласить вас в гости. Но мы должны быть уверены, что вы хорошо знакомы с нашей непростой планетой. А для этого я привезла вам свою зашифрованную биографию. Попробуйте расшифровать ее. Пропуском на нашу планету послужит диплом, который получат те, кто покажет хорошее знание нашей планеты «Деепричастие».
Показывает на мультимедийной доске таблицу-«биографию» «Опорный конспект деепричастия».


Учитель: - Ребята, посмотрите внимательно на эту таблицу и составьте по

ней план рассказа о деепричастии.
У доски ученица записывает план.
План


    1. Что называется деепричастием? Не с деепричастиями.

    2. Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

    3. Деепричастный оборот и выделение его на письме.


II. Закрепление изученного материала
Работа по составленному плану.
1. Учитель: Обратимся к I блоку таблицы и 1 пункту плана. Запишите предложение: Снежинки, кружась, опускались на землю.

- Выделить основу предложения.

- Найти деепричастие и дать определение.

- Каким членом предложения является деепричастие?

- Почему выделяем запятыми?

- Как деепричастие пишется с не?
Записать предложения:

Снег, не переставая, шел всю неделю.

Ненавидя ложь, он всегда боролся за правду.

Учитель: - С какой ещё частью речи не пишется так же, как с

деепричастиями?

- Какую еще вы знаете часть речи, которая является особой

формой глагола?
А сейчас напишем распределительный диктант.
На мультимедийной доске показываем текст диктанта.
Не - приставка Не - часть корня Не – частица
Незамеченная ошибка, ненавидя, не думая, не говоря, не прочитал, непогасший костер, негодуя, трава не скошена, ничем не нарушаемая тишина, не выучив, недоумевать, не рассказывая, недомогая, не зная.

^ 2. Учитель: Переходим ко второму блоку и 2 пункту плана.
Рассказать о деепричастии совершенного и несовершенного вида.
Работа с учебником (автор Н.Ф. Баландина):

От глаголов образовать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

стр.210-211 , упражнение 434, 437.


Физкультминутка (дети встали)
Все ребята дружно встали,

Кверху руки все подняли,

Сладко-сладко потянулись,

Раз нагнулись, два нагнулись.

Отдохнули? И опять станем

Знаниям внимать!
Учитель: И мы продолжаем дальше узнавать планету «Деепричастие»
3. Работа по третьему блоку таблицы.
А) Записать предложение.
Любить природу, охраняя ее богатства, - значит любить Родину.
Объяснить постановку запятых.
Б) Работа по учебнику (упр. 438 стр. 211-212).
В) Записать предложение.
« А заря, лениво обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».
- Разобрать по членам предложения.

- Составить схему предложения.

- Где находится деепричастный оборот?
Появившись из-за мелких облаков, первый снег медленно падал на кусты деревьев, крыши домов.

- Всегда ли деепричастный оборот выделяется запятыми?

(Нет)

Г) Составить предложение с деепричастными оборотами, выраженными фразеологическими оборотами.
Не покладая рук, сломя голову, спустя рукава.
Д) Сконструировать предложения, заменив один из глаголов деепричастием.
Снег падал на землю и покрывал ее пушистым ковром.
Снег, падая на землю, покрывал ее пушистым ковром.
Снег падал на землю, покрывая ее пушистым ковром.
- В каком слове заключено основное действие

в 1 предложении?

во 2 предложении?
III. Учитель: Мы убедились, что деепричастия украшают нашу речь, делают её более яркой, образной, выразительной.

Принцесса: Ребята, вы неплохо справились с моим заданием. А сейчас, чтобы получить пропуск-диплом на мою планету, вам нужно ответить на тестовые вопросы. ( Вопросы на компьютере или на мультимедийной доске)
^ IV. Учитель: За компьютеры садится первая группа детей и выполняет тестовые задания.


  1. Указать верное утверждение

а) деепричастие – это самостоятельная часть речи.

б) деепричастие обозначает признак предмета по действию

в) деепричастие в предложении является обстоятельством.

^ Привести примеры деепричастий


  1. Указать деепричастие:

а) нарисованный, думающий

б) прочитать, построить

в) думая, увлекшись

^ Обозначить суффиксы деепричастий


  1. Указать деепричастие совершенного вида:

а) выполнив, наклонившись

б) надеяться, требовать

в) летающий, видимый

^ Привести примеры деепричастий несовершенного вида.


  1. Указать предложение с деепричастным оборотом:

а) Над рекой, наклоняясь, что-то шепчет камыш

б) Черный дым, поднимавшийся из-за леса, застилал горизонт.

в) Ветер дремлет, затаившись в иглистых ветвях

^ Подчеркнуть деепричастный оборот как члены предложения


  1. Укажите правильное написание НЕ с деепричастиями:

а) неубив, незная

б) не выучил, не выполнил

в) ненавидя, не желая

^ С одним из деепричастий составить и записать предложение


  1. Указать предложение, в котором допущена ошибка в употребленных деепричастиях.

а) Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек

б) Девочка слушала объяснение учителя, посмотрев по сторонам.

в) А месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам.

^ Предложение с ошибкой записать в исправленном виде.


Учитель обращается ко второй группе детей:
Перед вами картина И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». С помощью опорных слов составьте предложения по картине, включая деепричастия и деепричастные обороты.
^ Показываем на мультимедийной доске опорные слова:

Собравшись в тесный кружок; советуя наперебой; сидит, придерживая саблю; положив бандуру на колени; смеется, откинувшись назад; лукаво улыбаясь; положив руку; грозно сверкая глазами; стоит, подбоченясь; весело смеясь.
Учащиеся меняются заданиями (за компьютеры садится вторая группа детей, а первая – составляет предложения).

Учитель проверяет выполненное задание.
Учитель: Чтобы передать более точно и выразительно образ или действие, писатели и поэты часто обращаются к деепричастию. Назвать автора и литературные произведения, в которых встречались деепричастия и деепричастные обороты.
Литературная викторина
Найти деепричастие и определить, из какого произведения это четверостишие?

1. Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

(А.С.Пушкин. «Зимнее утро»)
2. Волк ночью, думая залезть в овчарню,

Попал на псарню.

(И.Крылов. «Волк на псарне»)

3.Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»)
4. Мой грустный товарищ,

Махая крылом,

кровавую пищу клюет под окном.

(А.С.Пушкин. «Узник»)

5. Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

(А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
6. Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

(М.Лермонтов. « Песня про купца Калашникова»)


  1. ^ Подведение итогов урока.

Д/З : составить связный рассказ из 8-10 предложений на тему

« И рады мы проказам матушки-зимы», используя деепричастия

и деепричастные обороты.

Слово принцессе. Вручение дипломов.



ДИПЛОМ
Награждается __________________________
ученик (ца) 7-А класса Ореховского УВК № 2
за отличные знания планеты «Деепричастие»

Король планеты «Деепричастие» -

Принцесса -

Приказ №1 от



  1. Рефлексия:

- Ребята, вам понравился урок?

А теперь свои впечатления об уроке выразите в синквейне.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок. 7 класс. Тема: Обобщение темы «Южная Америка» «Батл-круиз турагенств»
Закрепление изученного материала и систематизация знаний учащихся по теме “Южная Америка”

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок по теме «Длина окружности»
Тип урока: урок – практикум с элементами исследования и организации проектной деятельности учащихся

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок математики в 1 классе Тема «Обобщение и закрепление знаний по теме «Нумерация чисел 1-10»
...

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок по английскому языку по теме: «Мой любимый урок. Школа.»
Цели: организовать ознакомление с новой лексикой и закрепление изученного материала, повторить present perfect. Tense, расширить...

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconНестандартный урок (урок-путешествие)
Цель урока: Закрепление знаний таблицы умножения и деления; формировать умение выполнять задания на применение таблицы умножения...

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок дифференцированного обучения
Дифференцированное закрепление. Проверка результатов работы каждой группы с участием остальных

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок математики 2 класс
Тема. Закрепление случаев сложения и вычитания в пределах 100. Решение составных задач

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок №6 Тема. Глаголы I и II спряжения (закрепление)
Развивающая: развитие мышления, функций анализа и синтеза при закреплении материала

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок внеклассного чтения и математики, 2класс
Тема. А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане…”. Закрепление сложения и вычитания двузначных чисел в пределах100

Урок- практикум Закрепление темы «Деепричастие» iconУрок математики во 2 классе
Тема: Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток (закрепление). Задачи в два действия

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<