Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»




Скачать 75.74 Kb.
НазваниеУрока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»
Дата публикации21.09.2013
Размер75.74 Kb.
ТипУрок
uchebilka.ru > Литература > Урок
Седовская общеобразовательная школа I-III ступеней

Обобщающий урок – путешествие «Синтаксис и пунктуация» в 5 классе.

Учитель русского языка

и литературы: Хандюкова А.И.

2011г.

Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»; развивать навык синтаксического разбора предложения, развивать пунктуационные навыки учащихся, интерес к русскому языку; воспитывать чувство дружбы и взаимовыручки.

Оборудование: Карта путешествия, индивидуальные карточки.

Ход урока

І. Организация класса.

ІІ. Сообщение цели урока. Актуализация опорних знаний.

Мы закончили изучение большой интересной темы, и сегодня мы совершим сказочное путешествие в страну Пунктуацию, пройдем долгую дорогу к столице Синтаксису. Цель нашего путешествия – преодолеть все препятствия, вспомнить все, что мы изучали в этой теме. Путешествовать мы будем под девизом: «В пунктуацию тропинки одолеем без запинки!» Итак, в путь!

ІІІ. Обобщение и систематизация изученного.

Слово учителя

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве была страна. Скучная и серая, и жили там части речи все отдельно: в одном городе – имена существительные, в другом – имена прилагательные, в третьем – глаголы… Между собой они не общались. Предлоги, союзы и частицы не отвечали ни на какие вопросы, поэтому с ними вообще никто не разговаривал. А на самой окраине ютились знаки препинания. Но их даже не замечали: подумаешь, какая-то букашка под ногами вертится! Вот так они и жили. А когда на страну напали враги, то и защищали они только свой город, и поэтому враги их быстро разбивали.

Но как-то в страну пришел волшебник по имени Синтаксис. Стали жаловаться ему и просить: - Сделай так, чтобы мы побеждали врагов!

- Для этого не надо совершать чудеса. Чтобы победить врага, вам нужно объединиться и жить со всеми в дружбе. И стали слова объединяться. Так и образовались словосочетания. Наша первая остановка – Словосочетание.

- Что вы знаете о словосочетании? Из каких частей они состоят?

- Сделайте разбор словосочетаний:

Жить в дружбе, хорошие друзья.

- Понравилось словам объединяться. Страна из бесцветной и скучной превратилась в яркую и радостную. Появились предложения. Что мы называем предложением? К центральным городам ведут две дороги (на карте - условные обозначения подлежащего и сказуемого ).

- К каким городам они приведут нас?

Подлежащее и сказуемое стали во главе предложений.

- Что мы знаем о них? Как по-другому называют подлежащее и сказуемое?

- Запишите предложение, найдите подлежащее и сказуемое:

Яркое солнце светило над городом.

Предложение стало распространенным, потому что в них появились .

К ним были проложены дороги (на карте – условные обозначения второстепенных членов предложения ).

- Что эти условные знаки обозначают?

- Какие вы знаете второстепенные члены предложения?

- Дайте характеристику предложения.

- Изучая предложения, вы убедитесь, что без знаков препинания не может существовать ни одно предложение.

И вот однажды между знаками препинания состоится такой разговор.

- Сценка «Знаки препинания».

У последней

Точки

На последней

Строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал

Чудак –

Восклицательный знак,

Никогда он не молчит;

Оглушительно кричит:

Явились запятые,

Девицы завитые

Живут они в диктовке

На каждой остановке

Прискакало двоеточие

Заявили запятые:

Мы особы занятые.

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

- Если нет над вами точки,

Запятая – знак пустой! –

Отозвалась с той же строчки

Тетя точка с запятой;

Двоеточие, мигая,

Закричало: - Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой:
- Ура!

Долой!

Караул!

Разбой

Притащился кривоносый.

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы:

- Кто?

Кого?

Откуда?

Как?

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу.

За порядком я слежу.

- Нет…, - сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Вопросительный знак

Удивился: - То есть как?

Восклицательный знак

Изумился: То есть как!

- Так, - сказала точка,

Точка – одиночка,-

Мной кончается рассказ,

Значит, я важнее вас.

Особенно много работы стало у точки. Поэтому в честь нее и страну назвали Пунктуация («пунктум» - в переводе с латинского «точка»). А все знаки препинания дружно живут на Плоскогорье Знаков Препинания. А столицу назвали в честь мудрого волшебника – Синтаксис. Путешествуя по Плоскогорью Знаков препинания, мы получили телеграмму:

Телеграмма

Ребята мы рады видеть вас в нашей стране вам нравится путешествовать вы на правильном пути ждем вас в нашей столице в добрый путь.

Знаки препинания

Как в любой телеграмме здесь нет знаков препинания.

Ученик расставляет знаки препинания в телеграмме.

В это время работа с классом.

^ Пунктуационная работа.

Есть старинная легенда о том, как неправильно поставленный знак препинания – запятая – принес человеку смерть. Согласно легенде, султану принесли на утверждение приговор. Там было написано:

Казнить нельзя помиловать.

Прежде чем утвердить приговор, султан поставил запятую. И поставил ее не там, где надо. В результате человека, которого он хотел помиловать, казнили.

- Как вы думаете, где он поставил запятую?

- А где ее надо было поставить?

Ваша задача расставить знаки препинания, установить границы предложения.

- Итак, чтобы продолжить путешествие к столице Синтаксис, вы должны сделать синтаксический разбор предложений:

По лесным тропинкам тихо бродит осень.

Красные, желтые листья кружатся в воздухе.

- Почему появилась запятая в последнем предложении?

Ребята, как красив осенний лес!

- Почему в этом предложении нужна запятая? (Обращение). Является ли обращение членом предложения?

Но на этом дружба слов в предложении не закончилась. Предложения росли, расширялись, становились сложными. Наша следующая остановка в Заливе Сложном. Что это за необычные обозначения здесь? (На карте – схема сложного предложения). Какие предложения называются сложными, что они обозначают?

Поздняя осень уже наступила, птицы улетают в теплые края.

- Внимание! Впереди еще какое-то условное обозначение: А: «П». Чтобы оно могло обозначать? Мы приближаемся к реке Прямореченской. Почему у нее такое необыкновенное название? Чтобы через реку переплыть, нужно выполнить ряд заданий:

- Что такое прямая речь?

- Как она пишется? Какие знаки препинания ставятся при прямой речи?

- Ребята, благодаря дружбе и взаимовыручке мы продвигаемся с вами вперед. Поэтому я хочу, чтобы по данной схеме вы составили предложения о дружбе. (Ребята знают: «Дружба – великое дело».)

- А какие пословицы о дружбе вы знаете? Приведите примеры!

Пословицы о дружбе.

  1. Один за всех, все за одного.

  2. Друзья познаются в беде.

  3. Старый друг лучше новых двух.

  4. Нет друга – ищи, а нашел – береги.

  5. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

  6. Доброе братство милее богатства.

Мы дружно сегодня путешествовали, и, я думаю, вам можно вручить ключ от столицы, города Синтаксиса.

ІV. Закрепление знаний учащихся.

Каждый из вас сможет еще много совершить открытий в этой замечательной стране, если справится с заданием. (Все ученики получают карточки с индивидуальным заданием).

^ V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Диктант – викторина:

1. Два слова, связанные между собой по смыслу и грамматически? (Словосочетание).

2. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос. (Вопросительное).

3. Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения и между простыми предложениями в составе сложного. (Запятая).

4. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (Определение).

5. Слово (или словосочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью. (Обращение).

6. Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (Подлежащее).

7. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы: где? куда? когда? как? (Обстоятельство).

8. Разговор двух или нескольких лиц. (Диалог).

9. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения. (Синтаксис).

10. Раздел науки о языке, который учит правильно ставить знаки препинания. (Пунктуация).

11. Речь, какого-либо лица, передаваемая от его имени. (Прямая).

12. Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится сообщение о чем-либо. (Повествовательное).

VI. Домашнее задание.

  1. Повторить параграфы 6-10.

  2. Выполнить тестовые задания – стр. 89, упражнение 11.

  3. Задание высокого уровня (по желанию): составить сказку о пользе знаков препинания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: Обобщение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: проверить и закрепить теоретические и практические навыки по теме «Синтаксис и пунктуация»; углубить знания о предложении,...

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: Закрепить и усовершенствовать знания по теме «Цитоплазма»
Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении эукариотической клетки

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: систематизировать и обобщить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация»
Оборудование: текст В. А. Сухомлинского, составные части робота (пунктограммы), портрет педагога, книжная выставка, орфографические...

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока. Обобщить знания учащихся по теме, закрепить при
Развивать устную речь учащихся, умение составлять диалоги, высказывать своё мнение

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме «Интеграл»
Цель урока: систематизировать и обобщить знания, умения и навыки по теме «Интеграл»; готовить учащихся к участию в вно; развивать...

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: Обобщение по теме: «Произношение безударных гласных в корне...
Цель: обобщить полученные знания по теме, закрепить представление учащихся о способах проверки безударных гласных в корне слова

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока : Фонетика. Графика. Орфография. Обобщение и систематизация изученного по теме
Цель урока: в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: обобщить знания учащихся по теме «План местности»
«План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconУрока: обобщить знания учащихся по теме «План местности»
«План местности»; проверить и оценить знания, умения и навыки, приобретенные при изучении темы

Урока: закрепить и обобщить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация» iconМетодическая разработка урока по предмету «История Украины»
Образовательная – обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Украинская государственность в 1917-1920 г»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
uchebilka.ru
Главная страница


<