Скачать 0.79 Mb.
|
![]() ![]() МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к изучению дисциплины «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» для студентов специальности 6.030507 Утверждено на заседании кафедры «Маркетинг» Протокол № 6 от 13.12.2012 г. Донецк ДонНУ 2013 Методические рекомендации к изучению дисциплины «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» для студентов специальности 6.030507 «Маркетинг» / сост. Е.Ю. Боенко, С.В. Свиридко. – Донецк: ДонНУ, 2013. – 73 с. Методические рекомендации содержат основные вопросы тем, предусмотренных рабочей программой курса, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельного решения, тестовые задания, рекомендуемые темы докладов и рефератов, контрольные вопросы для подготовки к зачёту, список рекомендуемых литературных источников. Методические рекомендации для студентов дневного и заочного отделения специальности «Маркетинг». Составители: Е.Ю. Боенко, канд. экон. наук, доц. С.В. Свиридко, канд. экон. наук, ассист. Ответственный за выпуск: М.И. Белявцев, канд. экон. наук, проф. © Боенко Е.Ю., 2013 © Свиридко С.В., 2013 © ДонНУ, 2013 СОДЕРЖАНИЕ ^ РАСППРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 9 ПРОГРАММА КУРСА «МАРКЕТИНГ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ И МАЛОГО БИЗНЕСА» 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 14 ТЕМА 1. Банковский маркетинг 14 ТЕМА 2. Маркетинг в страховании 24 ТЕМА 3. Торговый маркетинг 32 ТЕМА 4. Маркетинг образовательных услуг 42 ТЕМА 5. Маркетинг аудиторско-консалтинговых и сервисных услуг 49 ТЕМА 6. Маркетинг гостиничного и ресторанного бизнеса 56 ^ РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ 67 КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ 69 СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ В условиях современного развития украинской рыночной экономики во всех отраслях народного хозяйства становятся все более необходимы всестороннее подготовленные, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга. Значение маркетинга в процессе формирования фундаментальных и прикладных знаний специалиста данного профиля весьма велико, поскольку маркетинг дает понимание не только источников прибыли, но и условий, и методов ее получения и увеличения. Дисциплина «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» является дисциплиной по выбору в цикле дисциплин специальности «Маркетинг». Она отвечает назначению цикла дисциплин специализации и государственному образовательному стандарту специальности 6.030507 «Маркетинг» и содержательно дополняет, конкретизирует и развивает такие дисциплины как: экономическая теория, экономика предприятия, менеджмент, основы маркетинга, товароведение, экспертиза и стандартизация, коммерческая деятельность, ценообразование, логистика, поведение потребителей, маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации, управление маркетингом, организация маркетинговой деятельности на предприятии и т.п.. Дисциплина «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» оказывает содействие реализации требований ГСТУ к уровню подготовки бакалавров по специальности «Экономика и предпринимательство». Специфика данной дисциплины состоит в практической направленности, конкретности, проблемности материала, который излагается, нацеленности на эффективное соотношение стратегии и тактики маркетинга в разнообразных областях и сферах деятельности в современных условиях. Полученные знания предоставят студентам помощь в их будущей профессиональной деятельности, и будут оказывать содействие более полному учету особенностей и специфики деятельности фирмы на разных рынках и сферах деятельности с целью формирования эффективных конкурентных стратегий. Изучение дисциплины и маркетинговая ориентация мышления в значительной степени служат целям формирования профессиональных компетенций и являются необходимыми условиями для успешной работы предприятия в современных рыночных условиях. ^ «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» является формирование у студентов систематических теоретических знаний и обретение ими практических навыков по маркетингу непроизводственной сферы и малого бизнеса в условиях рыночной экономики. Достижение данной цели приобретает особое значение в связи с тем, что эта сфера применения маркетинга является достаточно перспективной и динамично развивающейся. Задачи:
Реализация целей и задач обучения обеспечивается в процессе учебной (аудиторной) и самостоятельной работы со студентами. ^
Студенты должны уметь:
Данный курс читается студентам экономического факультета дневной и заочной форм обучения. Формы проведения занятий: лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа студентов. Формы контроля: промежуточный контроль по модулям, итоговый контроль по дисциплине – зачёт. Дисциплина «Маркетинг непроизводственной сферы и малого бизнеса» включает 6 тем: 1. Банковский маркетинг. 2. Маркетинг в страховании. 3. Торговый маркетинг. 4. Маркетинг образовательных услуг. 5. Маркетинг аудиторско-консалтинговых и сервисных услуг. 6. Маркетинг гостиничного и ресторанного бизнеса. ^ МАЛОГО БИЗНЕСА»
^ «МАРКЕТИНГ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ И МАЛОГО БИЗНЕСА» Тема 1. Банковский маркетинг Теоретические основы маркетинга в банковской деятельности. Банковский маркетинг: сущность, элементы и концепции. Принципы стратегического планирования, экономико-математические методы и модели, применяемые в банковском маркетинге. Цели и задачи маркетингового исследования рынка банковских услуг и продуктов. Основные функции маркетинга в банковской сфере. Концепция банковской технологии маркетинга. Сущностные признаки банковского маркетинга. Субъекты банковского маркетинга. Создание и реализация банковского продукта. Черты банковского продукта: абстрактность, денежная форма выражения, договорной характер отношений с «покупателями», протяженность во времени акта использования банковской услуги. Классификация банковских черт: форс-мажорные, стратегические, рыночные, международные, риски активных и пассивных операций, экономические. Особенности комплекса маркетинга в банковской деятельности. Основные инструменты банковского маркетинга. Современные формы организации каналов распространения банковских услуг. Специфика рекламы банковских продуктов. ^ Закон Украины «О страховании». Виды страхования. Объекты страхования. Основные принципы маркетинга в страховании: всестороннее изучение рынка сбыта страховых полисов; целенаправленное воздействие на рынок страхователей в целях формирования платежеспособного спроса на страховые услуги; приспособление текущей деятельности страховой компании к требованиям страхового рынка. Классификация рынка страховых компаний: страховые продукты и клиенты (страхователи). Задача маркетинга в сфере страхования. Маркетинговая система страховой компании: суть и основные элементы. Организационно-управленческий элемент. Исследовательский элемент. Программно-контрольный элемент. Контактные аудитории страховой компании. Организационные структуры службы маркетинга страховой компании. Задача службы маркетинга страховой компании. Задача стратегического и тактического планирования страховой компании. Тактическое планирование в маркетинге, исходя из имеющегося платежеспособного спроса на страховые услуги. Маркетинговый контроль - анализ, синтез, планирование, наблюдение и выполнение, контроль выполнения плана. Программа маркетинга страховой компании: анализ возможностей страховой компании; определение целей развития: разработка стратегии поведения на страховом рынке; разработка тактических приемов работы на страховом рынке; осуществление контроля программы маркетинга. Стратегии маркетинга: сохранение существующего положения; медленный рост, быстрый рост, открытие новых филиалов, приобретение других страховых компаний, освоение нового рынка, преобразование в финансовый конгломерат и др. ^ 3. Торговый маркетинг Задача маркетинга оптовой торговли. Проведение маркетинговых исследований. Сегментация рынка сбыта. Маркетинг закупок. Маркетинг-логистика. Маркетинговые решения сбыта. Организация мерчандайзинга. Разработка маркетинговых стратегий. Маркетинг-аудит системы сбыта. Решение оптовой компании в области коммуникаций. Методы коммуникации: деловая реклама, личные продажи, стимулирования сбыта, PR-компании. Тенденции современного развития оптово-посреднической деятельности: стремление к диверсификации, углублению ассортиментов. Оценка конкурентной среды розничного торгового предприятия. Основные критерии выбора магазинов потребителем: приемлемые цены, широта ассортиментов товаров, высокое качество товаров, хорошее обслуживание, удобное размещение. Влияние разных факторов на выбор потребителем торгового предприятия. Разработка стратегии позиционирования торгового предприятия. Ассортиментная политика предприятия розничной торговли: суть, основные элементы, задачи, условия осуществления. Сегментация рынка и выбор целевых рыночных сегментов. Изучение требований потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервиса, услуг. Определение набора товарных групп, которые наиболее предпочтительны для потребителей и, обеспечивают экономическую эффективность деятельности предприятия. Разработка ассортиментной модели и стратегии реализации товаров. ^ Концепция маркетинга образовательных услуг и продуктов (ОУП): суть, субъекты, объекты, проблемы, возможности маркетинга образовательных услуг. Маркетинговая среда и сегментация рынка образовательных услуг и продуктов. Макро- и микросреда субъектов рынка образовательных услуг и продуктов и их влияние на конъюнктуру украинского рынка образования. Анализ ассортиментов услуг ВУЗ. Маркетинг сопутствующих услуг и продуктов в образовании. Особенности жизненного цикла образовательных услуг и их учет в стратегии маркетинга. Оценка конкурентоспособности и позиционирования услуг ВУЗ. Ценообразование на рынке образовательных услуг и продуктов: суть, основные подходы, традиции. Маркетинговые стратегии ВУЗ: суть, содержание, формирование вариантов, механизмы оценки и отбора оптимальной стратегии. Формирование и оптимизация маркетинговой стратегии ВУЗ. ^ Суть и функции аудита и аудиторской деятельности. Порядок проведения аудиторской проверки. Планирование аудита. Этапы маркетинга аудиторских услуг: исследование рынка, разработка ценовой политики и пакета вспомогательных услуг, поиск и привлечения клиентов. Консалтинг и особенности маркетинга консалтинговых услуг. Услуги сервиса и их классификация. Предпродажные и послепродажные услуги. Классификация сервисных услуг. Гарантийный и послегарантийный сервис. Организация сервиса. Принципы организации эффективного сервиса. ^ Маркетинг в гостиничном бизнесе. Сегментация гостиничного рынка. Концепция развития маркетинга гостиничного бизнеса. Анализ конъюнктуры рынка гостиничных услуг. Характеристика этапов анализа конъюнктуры рынка гостиничных услуг. Анализ ситуации. Анализ информации. Маркетинговые исследования в гостиничном бизнесе. Оценка собственных ресурсов, как одного из направлений маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. Анализ конкурентной среды. Выбор целевых рынков. Оценка собственного положения фирмы на рынке гостиничных услуг. Определение целей, постановка задач и их выполнение в маркетинговом плане гостиничного бизнеса. Маркетинговый контроль в гостиничном бизнесе. Ресторанный бизнес: общие понятия и классификация. Использование инструментов маркетинга в развитии ресторанного бизнеса (на примере предприятий быстрого питания). ^ ТЕМА 1. Банковский маркетинг Основная причина перехода банков к маркетинговой стратегии состоит в усилении конкуренции как между самими банками, так и между банковскими и небанковскими кредитными организациями. Специфика банковского маркетинга состоит в ориентации всей системы управления в банке на процессы, происходящие в кредитно-финансовой сфере. Объектом маркетинговых усилий являются деньги, поэтому маркетинг в банковской сфере направлен в первую очередь на ускорение денежного оборота. Основные функции банковского маркетинга:
Основной задачей банковского маркетинга является поиск новых банковских продуктов и общения с клиентурой банка. В рамках общения с клиентурой банковский маркетинг подразделяю на:
^ банковского маркетинга является создание необходимых условий на рынке капитала, разработка системы мероприятий по изучению рынка, повышению конкурентоспособности и прибыльности банка. ^ являются банковский счет, депозит, документ (свидетельство) в виде векселя, чека; процент по вкладу или за кредит и т. п. К основным особенностям банковского продукта относятся: • невещественная, или документарная, форма; • ограничен временными рамками; • облекается в договорную форму; • быстро копируется другими кредитно-финансовыми инструментами. Специфика маркетинга в банковской сфере определяется тем, что банк работает в сфере услуг, т.е. в сфере удовлетворения потребностей клиентов. Предоставление банковских услуг — это основная деятельность любого банка. Для того чтобы получить прибыль, банковское учреждение должно создать свою услугу, необходимую клиенту, определить ее цену, выйти с ней на рынок и реализовать ее. Банковская услуга — специфическая деятельность по организации денежного оборота и предоставлению клиентам различных банковских продуктов. Предоставляемые банком услуги можно условно разделить на четыре типа: стратегические, текущие, оперативные, специальные. Банковские услуги можно классифицировать следующим образом. 1. Кредитные услуги 2. Депозиты 3. Расчетно-кассовые услуги 4. Инвестиционные операции и ценные бумаги. 5.Трансформация ссудных капиталов — производство таких банковских операций, как форфетирование, факторинг, лизинг, траст и др., оказание консультационных и аудиторских услуг своим клиентам, контрагентам, акционерам и пр. Маркетинговые концепции, применяемые в банковском маркетинге:
Маркетинговые службы банка должны постоянно исследовать внешнее окружение и степень удовлетворенности клиентов банка, обеспечивающих основную долю его ресурсов за счет остатков на расчетных счетах, депозитах, межбанковских кредитов, вкладов и т.д. с выделением элитной группы. Наиболее традиционная схема маркетинговых исследований заключается в следующем: I этап. Определяется доля рынка, обслуживаемая банком, в том числе по привлекаемым и размещаемым средствам. II этап. Определяется доля рынка по конкретной услуге в сравнении с конкурентами; III этап. Обрабатывается демографическая информация, при необходимости составляется модель тенденции демографического развития клиентуры. На каждого клиента ведется своя «кредитная история». Основные группы клиентов банка – это физические лица, предприятия, органы власти, а также банки-корреспонденты. Создание банковской услуги проходит несколько последовательных стадий: 1. Поиск идеи создания новой или модернизации существующей услуги, прогнозирование спроса и вероятности успеха в случае реализации идеи в зависимости от величины издержек и сроков доведения новых услуг до клиентов. 2. Создание банковской услуги. 3. Продвижение банковской услуги. 4. Анализ результатов внедрения новой услуги. Ценовая политика банка — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада. Система сбыта — организация деятельности банка по реализации продуктов (услуг) на рынке. В этой системе преобладают контакты сотрудников банка с клиентом. ^ . Основными составляющими этого процесса являются: постановка стратегических целей коммуникации, определение целевых аудиторий, выработка коммуникационной концепции, диагностика коммуникативной ситуации банка, разработка плана бизнес-коммуникаций. Специфика рекламы банковского продукта тесно связана с развитием финансово-банковской структуры. В фазе выхода на рынок и в фазе роста марки реклама марки будет особенно интенсивной, в стадии зрелости, когда финансово-банковская структура приобрела устойчивый авторитет, коммуникации, ее интенсивность и объемы будут снижаться, если не будет существовать агрессивная коммуникативная политика со стороны конкурентов. Преимущества банков, наиболее часто используемые в рекламе, представлены в табл. 1. ^ Преимущества банков, наиболее часто изображаемые в рекламе
План семинарского занятия
Список рекомендуемой литературы
Тестовые задания Тест 1. Банковский маркетинг представляет собой: а) отрасль современного маркетинга, изучающая особенности маркетинговой деятельности организаций, вовлеченных в предоставление услуг; б) поиск и использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры; в) совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли; г) деятельность по изучению спроса на рынке капитала. Тест 2. По способу общения с клиентурой банковский маркетинг делится на: а) внутренний и внешний; б) прямой и косвенный; в) активный и пассивный; г) индивидуальный и дифференцированный. Тест 3. Какие из перечисленных ниже маркетинговых инструментов НЕ относятся к активному банковскому маркетингу (множественный выбор):
Тест 4. К специфическим характеристикам банковских услуг относят: а) абстрактность; б) несохраняемость; в) непостоянство качества; г) связь банковского обслуживания с деньгами; д) договорной характер банковского обслуживания; е) вторичность удовлетворяемых банковскими услугами потребностей; ж) все вышеперечисленное верно. Тест 5. Маркетинговая деятельность коммерческих банков на рынке банковских услуг осуществляется в сфере: а) регулирования финансовых средств; б) привлечения временно свободных средств населения, предприятий и организаций; в) размещения временно свободных средств населения, предприятий и организаций; г) верны ответы а) и б); д) верны ответы б) и в); е) верны ответы а),б),в). Тест 6. Метод ценообразования на банковские продукты, который связан с ценовой дифференциацией клиентов и максимальным учетом интересов наиболее перспективной их части: а) ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечение целевой прибыли; б) ценообразование на основе ощущаемой ценности продукта; в) ценообразование на основе взаимоотношений с клиентурой; г) ценообразование с целью проникновения на рынок; д) скользящее ценообразование. ^ Какие из нижеперечисленных признаков НЕ лежат в основе сегментации рынка банковских услуг: а) характер банковских услуг; б) территориальное расположение; в) клиентурный признак; г) демографический признак; д) социо-культурный; е) поведенческий; ж) экономический. Тест 8. Субъективная деятельность специалистов в области маркетинга по классификации потенциальных клиентов определенных банковских услуг в соответствии с качественными особенностями их потребностей и спроса называется: а) позиционирование банковского продукта; б) дифференциация банковского продукта; в) сегментирование рынка; д) исследование рынка. Тест 9. На каком этапе процесса разработки стратегии коммуникаций решаются вопросы о содержании, структуре и форме коммуникационного обращения банка? а) определение целевой аудитории; б) установление целей коммуникации; в) выбор каналов коммуникаций; г) подготовка обращений; д) планирование использования средств распространения информации; е) разработка бюджета стимулирования; ж) анализ ответной реакции. Тест 10. Целями банковского маркетинга являются: а) создание необходимых условий на рынке капитала; б) разработка системы мероприятий по изучению рынка; в) повышению конкурентоспособности и прибыльности банка; г) поиск новых банковских продуктов и общения с клиентурой банка; д) увеличение прибыли; е) все вышеперечисленное. Практическое задание Задание 1. Выбор критических факторов успеха основывается на характеристиках факторов банковского маркетинг-микса. Дозаполните таблицу, перечислив характеристики факторов маркетинг-микс банка: ^
Задание 2. Украинская компания поставляет гранит в Швейцарию. Валюта цены контракта – евро, оплата гранита предполагается через 3 месяца после поставки. Стоимость контракта составляет 1,5 млн. евро. Курс на дату подписания контракта установлен на уровне 1 евро за 1 швейцарский франк. Подвергается ли швейцарский импортер валютному риску? Каковы для него будут финансовые результаты от этой операции в следующих случаях:
Задание 3. Банк располагает капиталом 1 млрд. ден. ед., в том числе его собственный капитал составляет 200 млн. ден. ед. По пассивным операциям банк уплачивает 5% годовых, а по активным получает 6% годовых. Административно-технические издержки банка составляют 200 тыс. ден. ед., норма обязательных резервов – 10%. Рассчитайте норму чистой банковской прибыли, если в ссуду отдан весь капитал банка. Вопросы для самоконтроля
ТЕМА 2. Маркетинг в страховании Закон Украины «О страховании» вступил в действие со дня его публикации – 11 апреля 1996 года. Этот закон регулирует отношения в сфере страхования и направлен на создание рынка страховых услуг, усиления страховой защиты имущественных интересов предприятий, организаций, и физических лиц. Страхование — совокупность экономических отношений и система конкретных мероприятий, направленных на полное или частичное возмещение ущерба от наступления непредвиденных обстоятельств (аварий, стихийных бедствий и катастроф, невыполнения финансовых обязательств) путем распределения этого ущерба между возможно большим числом юридических и физических лиц. Маркетинг может быть определен также как ряд функций страховой компании, включающий в себя планирование, ценообразование, рекламирование, организацию сети продвижения страховых полисов на основе реального и потенциального спроса на страховые услуги. Задачи маркетинга в страховой компании по существу вытекают из его принципов:
Целями страхового маркетинга являются формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы страховой компании, а также расширение объемов предоставляемых услуг, рыночной доли и прибылей. Предлагать клиенту то, что реализуется, не пытаться навязывать что-то иное – основа маркетингового подхода в управлении деятельностью страховой компании. Опыт применения маркетинга в деятельности страховых компаний показывает, что процесс маркетинга включает в себя ряд действий, которые могут быть сведены к двум основным функциям:
Особенности рынка страховых услуг таковы:
Страховым услугам присущи четыре характеристики, которые необходимо учитывать при разработке маркетинговых программ:
Страхователю трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда даже после ее получения. Покупатель вынужден верить продавцу услуг на слово. Одновременно неосязаемость услуг усложняет управленческую деятельность страховщика. У него возникают две проблемы:
Страховая компания лишь может описать преимущества, которые появляются в результате предоставления данной услуги, а сами страховые услуги можно оценить только после их выполнения (хотя в случае, если страховой случай не произойдет, и страхователь не получит страховую выплату, он может так и не оценить услугу). Этим объясняется то, что ключевые слова в маркетинге страховых услуг – «польза», «выгода», которые получит клиент, обратившись в данную компанию. Для укрепления доверия к себе со стороны клиентов страховщик может, например, по возможности повысить осязаемость своей услуги, подчеркнуть ее значимость, заострить внимание на связанных с нею выгодах, можно также привлечь к пропаганде своей услуги какую-либо знаменитость. Повысить материальность услуги, сделать ее более осязаемой может присутствие элемента товара в услуге в самой разной форме. Это может быть предоставление клиентам информации о сотрудниках, их опыте и квалификации, брошюры, буклеты или другие материальные символы, помогающие понять и оценить услуги организации. Задачей службы маркетинга страховщика является определение закономерности соотношения экономических факторов обслуживания и спроса на страховые услуги. Критерием качества обслуживания страхователей является отсутствие жалоб с их стороны. Основными приемами страхового маркетинга выступают:
Работа службы маркетинга в страховой компании включает в себя следующие основные элементы:
Служба маркетинга страховой компании проводит также работы по сегментации страхового рынка. Организация маркетинга в страховом деле может быть проведена по видам страхования или по географическому району обслуживания клиентуры. Для этого используется система маркетинговой информации. Программа маркетинга страховой компании включает: анализ возможностей страховой компании; определение целей развития; разработку стратегий на страховом рынке; осуществление контроля программы маркетинга. Стратегии маркетинга страховой компании: сбережение существующего положения; медленный рост; быстрый рост; открытие новых филиалов; покупка других страховых компаний; освоение нового рынка; преобразование в финансовый конгломерат и др. План семинарского занятия 1. Особенности маркетинга в страховом бизнесе. |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Философия» (для иностранных учащихся 1 курса дневной формы обучения факультета... | ![]() | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) |
![]() | Методические указания к изучению дисциплины «Формы и методы организации проектного дела» (для студентов 5 курса дневной формы обучения... | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами заочной формы обучения |
![]() | Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины «Прикладная механика и основы конструирования» для студентов... | ![]() | Методические указания к самостоятельной работе по изучению дисциплины «Прикладная механика и основы конструирования» для студентов... |
![]() | Методические указания к изучению курса «Основы экономики строительства» (для студентов 4 курса дневной формы обучения специальности... | ![]() | Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к изучению дисциплины «Сопротивление материалов» для студентов немеханических... |
![]() | Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к изучению дисциплины «Сопротивление материалов» для студентов механических... | ![]() | Рабочая программа, методические указания и контрольные задания к изучению дисциплины «Теоретическая механика» для студентов немеханических... |